Готовые домашние задания на уроке русского языка: взгляд учителя
Мирошникова Наталия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 130 Ворошиловского района Волгограда»
г.Волгоград
«Время не стоит на месте, нас зовет с собою вместе!» – эти незатейливые слова детского девиза наталкивают на размышления, не совсем обычные для учителя. Например, такие: ГДЗ – не всегда плохо (о минусах в данной статье не будет речи, они и так всем известны). Не плохо - это значит, что надо хотя бы попытаться принять как данность то, что мы не можем изменить и найти способы его использования для решения учебных задач. При грамотном подходе готовые ответы можно «заставить работать» на пользу себе и ученикам. Каким образом? При желании каждый педагог сумеет найти точки соприкосновения новых технологий с предпочитаемыми им методами подачи или проверки знаний.
Не секрет, что дети ни на минуту не расстаются со смартфонами, практически у всех есть доступ к мобильному интернету, что приводит к бездумному списыванию упражнений ради списывания. Конечно, при таком подходе учительский скепсис по отношению к решебникам понятен и оправдан. Принято считать, что использование готовых ответов губительно для формирования навыков нахождения и отбора необходимой информации. Но если внимательно присмотреться к материалам, предлагаемым составителями решебников по русскому языку, то можно увидеть следующее: на задания, требующие суждения, умозаключения или развернутого ответа, авторы пособий приводят больше сведений, чем требуется учащемуся. Значит, школьнику приходится учиться выбирать только тот материал, который необходим ему для качественного выполнения конкретной работы в соответствии с требованиями педагога. Методический аппарат ГДЗ позволяет не просто списать идеально выполненные упражнения, но и тренировать орфографическую зоркость: все пропущенные буквы выделены, к ним имеются необходимые графические или словесные пояснения, комментарии по выполнению задания, являющиеся, по сути, повторением или расширением теоретических сведений. Ко всем видам разбора даётся обоснование. Ещё одно достоинство – доступность изложения, наличие дополнительного материала и актуальных примеров по всем разделам курса русского языка.
Если школьник научится «с умом» пользоваться ГДЗ, то он сможет привлекать их не только для подготовки к урокам, но и в качестве вспомогательного материала, к которому удобно обращаться при подготовке учебно-научных текстов. Решебник приучает к работе с большими объёмами информации, учит анализировать и отбирать необходимые сведения.
Педагог не может и не имеет права отставать от времени. «Идти с ним в ногу» позволяют современные гаджеты. С ними можно организовать быструю, эффективную и современную взаимопроверку и самопроверку. Кроме того совместный разбор готовых ответов помогает учителю наглядно проиллюстрировать фразу «доверяй, но проверяй». Каждый из нас, ругая детей за списывание из Интернета, произносил нечто подобное: «не всегда в ГДЗ приводятся правильные решения». Именно критический разбор предложенного материала приводит к тому, что ученики при работе с решебником начинают размышлять, анализировать лингвистические тексты. То есть получают навыки редакторской правки, вспоминают изученное и применяют его на практике. При таком подходе ГДЗ фактически становится дополнительным учебником, помогающим отработать новые навыки или восполнить пробелы в знаниях. Для слабых учеников или учеников из другой языковой среды даже механическое списывание текста может быть полезным: списывание помогает запоминать буквенный облик слова. Конечно, на каждом уроке использовать подобный прием недопустимо. Сильным ученикам можно предложить выступить в роли учителя, дав им в руки выполненное упражнение из решебника как ключ для проверки работ своих одноклассников. По результатам сверки дети смогут самостоятельно сделать некоторые выводы. Например, какие темы поняты хорошо, а над какими надо дополнительно поработать. Причем такая работа может проводиться только в классе!
Несомненным плюсом электронных пособий является то, что одна и та же орфограмма поясняется при каждой «встрече» с ней, то есть у детей нет необходимости каждый раз листать книгу в поисках нужного правила. Приятно, что всего один решебник в состоянии заменить сразу несколько справочников по русскому языку. А значит, в сильном классе можно высвободить часть урочного времени, затрачиваемого на работу с лингвистическими справочниками и словарями. Пособие пригодится и педагогам, так как в него включены вопросы и материалы по занимательной лингвистике, истории и теории языка, все виды лингвистических разборов, в том числе по типу заданий ОГЭ и ЕГЭ. То есть ГДЗ – это подспорье для всех сторон образовательного процесса.
Это далеко не все способы работы с готовыми ответами на уроке русского языка. Но все они должны учитывать следующее: обращение учеников к решебнику не должно подменить традиционных способов подготовки к урокам; педагог может использовать ГДЗ только как дополнительное пособие, а не как альтернативу основному учебнику.
В заключение хочется вновь обратиться к словам пионерского девиза о времени, которое не стоит на месте. Педагогам не надо доказывать, что успешность их работы напрямую связана с умением принимать вызовы времени и адекватно на них реагировать. В данный исторический момент использование возможностей электронных образовательных ресурсов – актуальное требование. Дополнительный бонус – первое использованием учителем ГДЗ повергает учеников в некоторый шок, зато в последующем – вносит разнообразие в учебный процесс.
Библиографический список
1. https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/lithg-ucheby/gdz-dlya-shkolnikov-polza-i-vred/
2. https://vn.ru/news-gotovye-domashnie-zadaniya-khitrye-shkolniki-vs-zorkie-uchitelya/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.