Говорящая среда как средство развития речевой активности в самостоятельной деятельности дошкольников
Одной из проблем современной дошкольной педагогики является низкая речевая активность детей. При быстром изменении общественных отношений, связанного со стремительным развитием технологий – необходимо модернизировать методы и средства обучения, и воспитания дошкольников. Мы живём в мире, где речь отходит на второй план, дети, как и взрослые много взаимодействуют с гаджетами и девайсами, но мы с вами знаем, что хорошо развитая речь это основа коммуникации, без правильно развитой речи, не будет грамотного письма, да и человек, который не может грамотно и чётко выражать свои мысли навряд ли сможет добиться высот в современном обществе. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новых способов решения воспитательных и образовательных задач. Правильно организованная предметно-пространственная среда группы стимулирует развитие творческих способностей ребёнка, мотивирует ребёнка к познанию мира и себя в нём, помогает ребёнку реализовать свои задумки и воплотить их в жизнь, а это в свою очередь создаёт возможность для успешного преодоления речевых дефектов и благотворно влияет на развитие речи в целом. Поиск решения привел к идее использования в организации предметно - пространственной среды группы нескольких современных технологий: технологии говорящая среда с включением современных информационно-коммуникационных технологий, а точнее – элементов технологии дополненной реальности (в том числе – мобильных устройств) как средства активизации речевой активности и когнитивной сферы воспитанников. Один из инновационных подходов технологии говорящая среда - это вовлечение ребёнка в создание среды группы, где ребёнок является непосредственным участником процесса создания своего пространства, где он проводит больше времени, чем в семье. Говорящая предметная среда, созданная педагогами для детей и с детьми вместе, позволяет им решать конкретные образовательные задачи, развивает их любознательность, познавательный интерес, креативность, коммуникативные способности и навыки, а так же создаёт атмосферу эмоционального комфорта. Влияние предметно-развивающей среды на развитие и воспитание дошкольников в детском саду многогранно. При выборе наполнения "говорящей" предметной среды, мы не должны забывать о детской субкультуре и современных веяниях цифровизации: речь идёт не о том, чтобы запретить использование современных устройств, а о том, чтобы сделать их инструментом для всестороннего развития ребёнка. Прежде, чем начать "оречевлять" предметно-пространственная среду группы необходимо подготовить базу, которая будет направлена на формирование познавательного интереса, мотивации ребёнка к познанию, а так же удовлетворять игровую деятельность детей. Прежде всего, необходимо обратить внимание на зонирование пространства и организацию центров развития. Обязательно включать детей в изготовление атрибутов предметно-пространственной среды, педагог даёт направление и поддерживает активность и инициативу детей. Наполнение центров тесно связано с темой недели и действует в краткосрочной перспективе. В центрах присутствуют карты - схемы, которые могут быть помощником для организации исследовательской деятельности детей или помогать в составлении описательного рассказа по картинному материалу, картами – последовательностями, мнемотаблицами, карточками – подсказками для организации индивидуальной творческой деятельности, дидактическими играми, карточками-напоминаниями для проверки знаний, созданными руками, как взрослого, так и детей. В "говорящую" среду вносятся результаты самостоятельной продуктивной творческой деятельности детей, которая очень важна для детей. Дети охотно рассказывают педагогам, сверстникам о своём рисунке, поделке, аппликации. Любой продукт созданный ребёнком можно модернизировать. Предложить ребёнку рассказать о поделке или рисунке, если самостоятельно рассказать затрудняется, то можно использовать мнемотехнику или наводящие вопросы педагога. Педагог может записать рассказ ребёнка закодировать его в QR -код. Каждый ребенок, отсканировав QR -код может послушать интересный рассказ товарища или свой собственный. Такой вид работы очень нравится детям, первые рассказы детей значительно отличаются от последующих, у детей есть возможность послушать себя со стороны, послушать других воспитанников. Аналогично можно создавать и коллективную работу, где важен вклад каждого участника команды. Элементы дополненной реальности, которые вносятся в среду, могут быть разными: это фрагменты аудио, видео, стихи, песни, физ.минутки, пальчиковые гимнастики, фрагменты познавательных фильмов. В работе с детьми технологию дополненной реальности необходимо использовать фрагментарно и на одной неделе мы можем включить в среду только несколько элементов, чтобы не утратить интерес детей к данной технологии.
Важным компонентом говорящей среды является продукт совместной деятельности воспитанника и его родителей. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить, поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.
Как видно из вышеизложенного, возможности говорящей среды многогранны, каждая тематическая неделя наполняется продуктами деятельности детей, оречевляется ими же. В группе так же присутствуют элементы "говорящей среды" длительного назначения, которые превращают образовательное пространство группы в инструмент воспитания и обучения. К ним можно отнести правила поведения, как в группе, так и на прогулке, карты схемы последовательности, картинки напоминалки по формированию культурно-гигиенических навыков, экран настроения, карточки - подсказки, алгоритмы, трафареты, контуры. Элементы среды длительного наполнения могут тоже содержать фрагментарно элементы дополненной реальности. Например: Это набор карточек, на которых изображены различные предметы и животные и Qr- код с этапами выполнения рисования (лепки, оригами, аппликации). Ребёнок выбирает карточку, сканирует Qr код, открывает изображение с этапами выполнения работы или фрагмент познавательного фильма о выбранном предмете.
Педагоги, используя говорящую среду, создают такие условия для развития и деятельности ребёнка, что он лучше понимает окружающий мир и своё место в нём. Целенаправленная система обучения детей с нарушениями речи повышает качество их речевого, психического и интеллектуального развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.