Актуальность темы
заключается в том,
что в современном литературоведении большое
внимание уделяется вопросам ономастики,
о чем свидетельствуют многочисленные работы,
касающиеся исследования стилистических функций имен собственных.
Цель исследования: Систематизировать уже имеющиеся исследования в области ономастики
с целью изучения функций «говорящих» фамилий в прозаическом творчестве А.П. Чехова.«Говорящие» фамилии в прозе
А.П. Чехова
«Говорящие» фамилии в прозе
А.П. Чехова
ученицы
Над проектом
работали: Исакова
Даша, Кузнецова
Кристина,
ученицы 7 «б»класса.
Руководитель
проекта: Горшкова
О.А
Реж 2015 г.
Актуальность темы
заключается в том,
что в современном
литературоведении большое
внимание уделяется вопросам
ономастики,
о чем свидетельствуют
многочисленные работы,
касающиеся исследования
стилистических функций имен
собственных.
(от греч.— искусство давать имена) —
Ономастика
раздел языкознания,
изучающий собственные имена.
имеющиеся исследования в
области ономастики
с целью изучения функций
Систематизировать уже
Цель исследования:
«говорящих» фамилий в
прозаическом творчестве А.П.
Чехова.
ЗАДАЧИ:
Из рассказов А.П.Чехова
выявить так
называемые «говорящие»
фамилии;
определить функции
«говорящих» фамилий в
рассказах А.П. Чехова.
Методы исследования:
• Поисковый;
• Контекстуальный анализ.
Материал исследования:
• Рассказы А.П.Чехова
«Хамелеон»,
• «Злоумышленник»,
• «Страшная ночь»,
• «Разговор человека с собакой»,
• «Архиерей», «Дамы» и др.
Прием «говорящих» фамилий до
середины минувшего века
был очень популярен.
В русской литературе этот прием
получил широкое распространение
в эпоху классицизма.
Одно только чтение списка действующих
лиц комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
склонностях.
дает полное представление
о героях и их характере, привычках,
Галерею
отрицательных
персонажей,
наделенных «говорящими»
фамилиями,
пополнили писатели XIX века:
Держиморда (Н.В.Гоголь),
Алтынников,
Грош (Н.А. Некрасов),
Удав , Прыщ
(М.Е.Салтыков-Щедрин).
У Ильфа и Петрова
смешные «говорящие» фамилии
не прямо говорят о свойствах героя,
а создают общий колорит нелепости, абсурда
(Васисуалий Лоханкин).
Слово “фамилия” появилось
в русском языке лишь
в Петровскую эпоху.
Становление же фамилий
(хотя это слово
тогда и не употреблялось)
на Руси датируется
XIV–XV веками (в те времена
бытовало и такое название — дедина).
Мастерское
использование А.П.
Чеховым
«говорящих» фамилий
поражало многих.
И.Л. Щеглов писал: «Чехов
сделал мне несколько ценных
указаний
и относительно необходимости
в драматическом произведении
большей простоты и близости к
жизни не только в речах
действующих лиц, самых их
именах и фамилиях»
Наиболее часты в прозе
А.П.Чехова единицы
следующих лексико-
семантических групп:
«части тела» (Желваков,
Челюстин, Грязноруков),
«пища» (Соусов, Пивомедов,
Лимонадов),
«животные» (Клещев, Гускин,
Курятин, Гнилорыбенков) и др.
«С моей фигурой далеко не уйдешь! И
фамилия преподлейшая:
Невыразимов…
Хочешь живи так, а не хочешь –
вешайся»
фамилию,
Давая герою рассказа «Мелюзга» такую
Чехов хотел подчеркнуть то, что жизнь
этого “маленького” человека
монотонна, скучна, однообразна и
невыразительна.
В рассказе «Разговор
человека с собакой»:
«Алексей Иванович
Романсов.
Грязь…
Тебе кажется, что я
Романсов, коллежский
секретарь …
царь природы.
Ошибаешься! Я тунеядец,
взяточник, лицемер!..»
Разящий прием А. П. Чехова -
прием включения
неэстетичных фамилий
(тайный советник
Гундасов, Гнилодушкин,
Гнилорыбенков, Глоталов,
Укуси-Каланчевский,
Недоехов),
титулярный советник кавалер
Егор (Грязноруков, Панихидин,
Погостов, Челюстин,
Кладбищенский)
Для достижения большей
выразительности А.П. Чехов
применяет иногда прием скрытой
метафоры.
В рассказе «Дамы» Ползухин – бабий
ползать – угодничать, добиваться
благ нечестными приемами.
угодник – гадина.
Фамилия мотивирована
синонимичным рядом:
«…Панихидин, Трупов, Погостин,
Черепов, Челюстов –
все эти фамилии, несомненно,
создают
своеобразный колорит рассказа
«Страшная ночь»
В рассказах Чехова фамилия –
точная характеристика персонажа:
унтер Пришибеев
(«Унтер Пришибеев»),
чиновник Червяков
(«Смерть чиновника»),
актер Унылов
(«После бенефиса»),
цирюльник Блесткин
(«В цирюльне»).
В рассказе «Хамелеон»,
изучаемом в школьной программе,
главное действующее лицо —
полицейский надзиратель — носит фамилию
Очумелов.
Сразу же вспоминаются глаголы
«очуметь», «чуметь», а далее — существительное
«чума»
— страшная заразная болезнь, косившая целые
города и страны.
фамилию — Хрюкин.
Все понятно: это слово от глагола
«хрюкать», а хрюкают,
Золотых дел мастер тоже носит говорящую
как известно, только свиньи. И нам
понятен этот персонаж, понятно,
что можно от него ожидать.
Фамилия Жигалов произошла от
слова жигало, то есть тот, кто
поджигает других,
является зачинщиком.
Генерал Жигалов в рассказе не
присутствует,
но о нем постоянно говорят,
более того, этот человек
меняет настроение
самого полицейского
надзирателя и всей толпы.
Итак, проведя исследование
рассказов А. П. Чехова,
можно прийти к выводу о
том,
что «говорящие» фамилии
играют существенную роль
при создании литературно-
художественного текста.
Изучение особенностей
функционирования
«говорящих фамилий» в
рассказах Чехова
целом.
позволяют глубже понять
художественный мир писателя,
отношение автора к героям,
формируют подтекст и
имеют важное значение для
постижения его творчества в
Список литературы
• 1. Бакастова Г.В. Имя собственное в художественном
тексте // Русская ономастика. М.,2012. С. 23-27.
• 2.
В. В. Громова. Эстетическая характеристика антропонимо
в в рассказах А. П. Чехова
//Языковое мастерство А.П. Чехова - Ростов-на-Дону:
Издательство Ростовского университета, 2013.
• 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. – М.: Азбуковник, 2010.
• 4. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической
терминологии. М., 2012.
• 5. Хазагеров Т. Г. Стилистические функции
антономасии
и трудности ее выявления в рассказах А. П. Чехова //
Языковое мастерство А.П. Чехова - Ростов-на-Дону:
Издательство Ростовского университета