Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»
Оценка 4.9

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»

Оценка 4.9
docx
30.05.2021
Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»
12.Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».docx

Урок литературы в 7 классе № 12

Тема: Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»

Цель: познакомить с  творчеством Г.Р.Державина на примерах стихотворений «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».

Задачи:

обучающие: показать утверждение необходимости свободы творчества в произведениях автора. Проанализировать размышления Г.Р. Державина о смысле жизни, о судьбе;

развивающие: развивать навыки анализа лирических произведений, развивать самостоятельность мышления учащихся, расширять кругозор;

воспитательные: воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству поэта.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответ­ственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравствен­ного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;

метапредметные: умение работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказыва­ниях.

Тип урока: открытия новых знаний

Ход урока

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас.

 

А.С. Пушкин «К другу стихотворцу»

1.       Оргмомент.

1.       Проверка домашнего задания

2.       Чтение и комментарий устаревших слов.

– К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с эпиграфом. Запись одного из них в рабочую тетрадь.

3.       Актуализация знаний.

·         Какие роды литературы нам известны?

·         Над каким родом литературы мы с вами сейчас работаем? (лирика)

·         Чем характеризуется этот род литературы?

4.Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя.

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых! 
И их молению внемли: 
Приди, суди, карай лукавых, 
И будь един царем земли! 
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

5.Первичная проверка понимания.

 «Ум и серд­це че­ло­ве­чье были ге­ни­ем моим», – го­во­рит сам поэт. Твор­че­ство Дер­жа­ви­на стало об­раз­цом для по­сле­ду­ю­ще­го, пуш­кин­ско­го по­ко­ле­ния.  Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь. Поэт как-то по-особому выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления.

И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано Гавриилом Державиным в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ.

- Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»?

(В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид...

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»... В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор, иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.)

 

Чтение и частичный анализ стихотворения «На птичку».

Такое короткое стихотворение на самом деле имеет глубочайший смысл.

На птичку

Поймали птичку голосисту 
И ну сжимать ее рукой. 
Пищит бедняжка вместо свисту, 
А ей твердят: Пой, птичка, пой!

(В стихотворении «На птичку» речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

Чтение учителем стихотворения «Река времен…»

А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение «Река времён в своём стремленьи…»

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

 

·         О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

·         Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

·         Подготовьте письменный небольшой анализ данного стихотворения в своей рабочей тетради.

(Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует лишь какой-то миг.)

Выборочное прослушивание анализов стихотворения Державина «Река времён в своём стремленьи…»

Первичное закрепление.

Вопросы и задания

·         Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

·         Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие — к разговорным, какие — к просторечным? Что их сочетанием достигается?

·         Как вы понимаете строки:

«Я любил чистосердечье, 
Думал нравиться лишь им: 
Ум и сердце человечье 
Были гением моим.»;

«Падал я, вставал в мой век»?

– Назовите художественные открытия поэта.

Итоги урока.

Рефлексия.

Составление синквейна.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: читать с.68-71, подготовить сообщения об А.С.Пушкине.


 

Урок литературы в 7 классе № 12

Урок литературы в 7 классе № 12

Ум и серд­це че­ло­ве­чье были ге­ни­ем моим», – го­во­рит сам поэт

Ум и серд­це че­ло­ве­чье были ге­ни­ем моим», – го­во­рит сам поэт

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021