Графические органайзеры в качестве учебных пособий:
дидактические функции и план использования
Дается определение графического (визуального) органайзера как средства обучения. Характеризуются основные виды графических органайзеров: последовательный, сравнения и сличения, поэтапные, концептуальные и показ данных. Раскрываются основные проблемы, решаемые через стратегии визуальных органайзеров.
Графические (синоним – визуальные) органайзеры содержат инструменты письменных взаимоотношений, использующие графические нотации для изображения знаний, концепций, идей, взаимосвязей и взаимоотношений между ними [2; 4; 7].
Графические органайзеры в качестве дидактических средств, выполняющих наглядные, коммуникативные и когнитивные функции, применяются не только в качестве переносчика информации, а также для планирования образовательных проектов, решения проблем, принятия решений, при исследованиях для поддержки работы учащихся.
Основные виды визуальных органайзеров:
1. Системные органайзеры (sequential organizers) применяются для передачи информации, которую можно расставить по порядку или сравнить в соответствии с временной шкалой:
- временная шкала событий в хронологическом порядке;
- групповые диаграммы (включая блок-схемы) описывают алгоритм или порядок реализации отдельных этапов процесса;
- циклическая диаграмма или частный цикл итерации – показывает ряд событий, повторяющихся в это же время.
2. Графические органайзеры для сравнения и сличения (compare/contrast organizers) используются для определения сходства и различия между категориями двух или более объектов:
- Показывают возможную логическую взаимосвязь между множествами диаграмм Венна;
- Т-диаграммы показывают обе стороны этого вопроса, например, аргументы «за» и «против» аргументы, преимущества и недостатки, факты и мнения;
- Квадранты демонстрируют взаимосвязь между этими двумя наборами понятий.
3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) дают возможность упорядочить значения (объекты, элементы, значения, понятия) по их статусу и / или на основе их особенностей. К поэтапным визуальным органайзерам относятся:
- треугольные (пирамидальные) диаграммы, их уровень (этаж), высота, мсто в лестнице, а ширина показывает количества элементов, лежащих том же уровне;
- «деревья», используемые для отображения классификации по нескольким основаниям и сооружений.
4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) предоставляя возможность представить значение понятия или набор понятий, основных идей изучаемой темы и оснований, подтверждающих их, (факты, описания, особенности), раскрывают следующее:
- ментальные карты (карты памяти), основаны на одной центральной идее, эта идея уточняется через структуры и радиальные стадии, похожие на дерева категорий, связанных с ней;
- концептуальные карты используются для четкого изображения взаимосвязи между самыми важными понятиями с применением различных паттернов;
- семантические сети – предназначены для разработки шаблона, изображающего семантическую (смысловую) взаимосвязь концепций графической нотации (формальный язык) в области взаимосвязанных вещей.
5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – предназначены для визуального изображения графиков, гистограмм, круговых диаграмм, таблиц, цифровых данных.
Для создания визуальных органайзеров можно использовать множество средств компьютерных инструментов. Они дают возможность создания графических изображений со следующими уникальными характеристиками: наглядность, коммуникативность, познавательность, открытость информации, метафоричность, многомерность.
Основные вопросы образовательного процесса, решаемые путем создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров в качестве учебного пособия):
- актуализация априорных знаний учащихся, создание взаимосвязи с новой информацией;
- поддержка процесса получения учениками образования и формирования значений (систематизация, обобщение, объединение информации, определение различных видов ассоциации и т.д.);
- развитие способности критического мышления и оживление познавательных процессов высокого уровня – анализ, оценка, синтез (согласно таксономии Б. Блума [1]);
- документирование результатов в сфере образования, оценка достижений учеников.
Дает возможность получения системных знаний данных в познавательном графике, используемом в учебном курсе для повышения информационной плотности материала. Огромные возможности графического органайзера, такие как обобщение, визуализация, организация и чтение информации, решение проблем, принятие решений, структурирование идей в процессе принятия решений, определяют сферы возможного использования их в качестве одного из дидактических средств, эффективно сочетающихся с проблемными, проектными, исследовательскими технологиями обучения.
Литература:
1.Clark, D. R. (2010) Bloom's Taxonomy of Learning Domains. Retrieved Feb 1, 2014 from http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/bloom.html
2. Clarke, J. H. (1991). Using visual organizers to focus on thinking. Journal of Reading, 34(7), 526-534.
3. Gallavan, N. P., & Kottler, E. (2007). Eight types of graphic organizers for empowering social studies students and teachers. The Social Studies, May/June 2007, 117-123.
4. Longhi, Sarah (2006). Social Studies Graphic Organizers & Mini-Lessons. Scholastic Teaching Resources. New York: Scholastic Inc.
5. Rosch, E. (1999). Principles of Categorization. In E. Margolis & S. Laurence (Eds.), Concepts: Core Readings (pp. 189-206). Cambridge, MA: MIT Press. Reprinted from (1978), E. Rosch & B. Lloyds (Eds.), Cognition and Categorization. Hillsdale, NJ: Laurence Erlbaum Associates.
6. Sibbet, D. (2010). Visual Meetings: How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. Hoboken, N.J.: John Wiley & Sons.
7. Teachers guide on the use of graphic organizers in the classroom. Educational Technology and Mobile Learning: A resource of educational web tools and mobile apps for teachers and educators. Retrieved Mar 1, 2014 fromhttp://www.educatorstechnology.com/2012/06/teachers-guide-on-use-of-graphic.html.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.