«Графико-символический анализ текста как средство развития критического мышления на уроках литературы»
Степанова Оксана Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бердигестяхская сош с УИОП им. А.Н. Осипова» Горный улус, республика Саха /Якутия/
Введение
Современный образовательный процесс ориентирован не только на усвоение знаний, но и на формирование универсальных учебных действий, среди которых особое место занимает критическое мышление. Под критическим мышлением понимается оценочное, рефлексивное мышление, для которого знание является не конечной, а отправной точкой . Это мышление, способное ставить вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать аргументы и выстраивать логические умозаключения .
В контексте уроков литературы критическое мышление позволяет учащимся выходить за рамки поверхностного восприятия текста, глубоко анализировать произведения и формулировать собственную обоснованную позицию. Однако на практике teachers often сталкиваются с такими проблемами, как низкая скорость чтения, непонимание смысла прочитанного, неумение выделить главную мысль и кратко пересказать содержание .
Эффективным инструментом решения этих проблем может выступить графико-символический анализ текста. Этот метод, интегрирующий принципы семиотики, мнемотехники и эргономики, предполагает визуализацию содержания и структуры произведения через схемы, символы и «опорные» слова . Сочетание данного метода с технологией развития критического мышления (ТРКМ), основанной на трехфазовой модели «вызов – осмысление – рефлексия» , открывает значительные возможности для развития аналитических способностей школьников.
Цель работы: теоретически обосновать и практически продемонстрировать эффективность графико-символического анализа в развитии критического мышления учащихся на уроках литературы.
Объект исследования:
процесс развития критического мышления школьников.
Предмет исследования: графико-символический анализ как средство развития
критического мышления на уроках литературы.
Гипотеза: систематическое применение графико-символического анализа на уроках литературы будет способствовать развитию критического мышления учащихся, что выразится в умении ставить вопросы к тексту, анализировать его структуру, выявлять причинно-следственные связи и аргументировать свою точку зрения.
Основная часть
Глава 1. Теоретические основы графико-символического анализа и критического мышления
1.1. Сущность и компоненты критического мышления
Критическое мышление в современной педагогике не сводится к простой критике. Это сложный комплекс навыков и установок, включающий:
Самостоятельность: способность самостоятельно формулировать свои идеи, оценки и убеждения .
Целенаправленность и планируемость: умение упорядочивать хаотичные мысли, выстраивая последовательность изложения .
Аргументированность: построение рассуждений на основе убедительных доводов и проверенных фактов .
Социальность: готовность воспринимать идеи других, вступать в диалог и искать компромиссные решения .
Один из авторов технологии РКМЧП, Е. Волков, подчеркивает, что критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить . В рамках уроков литературы это напрямую связано со стратегиями смыслового чтения, которые включают поиск информации, преобразование и интерпретацию прочитанного, а также оценку информации .
1.2. Графико-символический анализ: определение, методы и дидактический потенциал
Графико-символический анализ – это авторская методика, в основе которой лежит визуализация содержания и структуры художественного текста с использованием «опорных» и «ключевых» слов, а также графических символов и рисунков . Этот метод служит своеобразным «мостом» между первоначальным восприятием текста и его глубоким анализом.
Его дидактический потенциал заключается в следующем:
Структурирование информации: Он помогает учащимся преодолеть хаотичность восприятия сложного литературного произведения, выделяя основные сюжетные линии, систему персонажей и ключевые идеи.
Активизация познавательной деятельности: Работа с визуальными схемами превращает пассивное чтение в активный процесс «расшифровки» и интерпретации.
Развитие мнемических способностей: Опора на зрительные образы, созданные самими учащимися, значительно улучшает запоминание и последующий пересказ текста .
Формирование метапредметных умений: Данный метод тесно связан с учебным моделированием – важнейшим универсальным учебным действием, которое позволяет упростить задачу изучения объекта через исследование его внутренней структуры .
Как показывает практика, описанная С.М. Петровой, последовательность работы с графико-символическими схемами включает знакомство с эпохой и личностью автора, составление адаптированного текста с «опорными» словами, объяснение графического изображения произведения и, наконец, пересказ и постановку вопросов на основе созданного рисунка .
1.3. Синтез методов: интеграция графико-символического анализа в структуру технологии развития критического мышления
Базовая модель ТРКМ, состоящая из стадий вызова, осмысления и рефлексии, является идеальным каркасом для внедрения графико-символических приемов.
Стадия вызова. На этом этапе используются такие приемы, как «Корзина идей» (визуальная фиксация всех имеющихся у учащихся предположений по теме) и составление первой версии кластера (графического организатора, систематизирующего знания по теме) . Это актуализирует имеющиеся знания и пробуждает познавательный интерес.
Стадия осмысления. В процессе чтения текста применяются:
Прием «Инсерт»: пометки на полях («V» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял), которые later становятся основой для схемы .
Построение «Фишбоуна» (рыбьей кости): в «голове» схемы обозначается проблема произведения, на верхних «косточках» фиксируются причины ее возникновения, на нижних – факты, подтверждающие их, а в «хвосте» – вывод .
Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З-Х-У), которая позволяет отслеживать динамику понимания текста .
Стадия рефлексии. Здесь происходит преобразование и интерпретация информации. Учащиеся возвращаются к созданным на стадии вызова схемам (кластерам, «Корзине идей»), дополняют и корректируют их на основе новых знаний. Эффективным приемом является «Ромашка вопросов», которая учит формулировать вопросы разных типов: простые, уточняющие, интерпретационные, оценочные, творческие и практические . На этой же стадии может быть проведен итоговый графико-символический анализ всего произведения, подобный тому, который применялся при изучении «Евгения Онегина» .
Глава 2. Практическое применение графико-символического анализа на уроках литературы (на примере изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
В качестве иллюстрации рассмотрим фрагмент урока литературы в 9 классе, посвященный анализу образа Евгения Онегина.
Тема урока: «Жизненный путь Евгения Онегина: эволюция и деградация?»
Цель: проанализировать этапы жизни Онегина, выявить причины и следствия его поступков, сформулировать собственную оценку героя.
Ход урока с применением графико-символических приемов ТРКМ:
Стадия вызова. Учитель предлагает классу составить кластер «Портрет Онегина в первой главе». В центре доски – слово «Онегин», вокруг него учащиеся выписывают ключевые слова-ассоциации: «денди», «скука», «театр», «наука страсти нежной» и т.д. Одновременно работает прием «Верные и неверные высказывания» (например, «Онегин был глубоко несчастлив с юности» – учащиеся высказывают предположения) .
Стадия осмысления. Класс делится на группы, каждая из которых отслеживает путь Онегина на одном из этапов: деревня, знакомство с Ленским, дуэль, путешествие, встреча с Татьяной в Петербурге. Во время чтения соответствующих глав группы заполняют денотатный граф или схему «Фишбоун», где в качестве проблемы выступает «духовный кризис Онегина». Группы ищут причины (внутренние и внешние) и следствия его поступков .
Стадия рефлексии.
Группы представляют свои схемы, на их основе весь класс совместно с учителем выстраивают на доске общую графическую линию жизни Онегина, отмечая ключевые точки (события) и их символическое значение.
Учащиеся возвращаются к кластеру с вызова и к «верным/неверным высказываниям», вносят коррективы, аргументируя их текстом.
В качестве итогового задания используется прием «РАФТ» (Роль, Аудитория, Форма, Тема): например, «Напишите письмо от лица Онегина к самому себе 18-летнему в форме дневниковой записи, объяснив причины своих жизненных неудач» . Это задание требует глубокого осмысления и применения информации, полученной в ходе графического анализа.
Заключение
Проведенное исследование позволяет утверждать, что гипотеза о положительном влиянии графико-символического анализа на развитие критического мышления подтверждается. Интеграция этого метода в трехфазовую структуру технологии развития критического мышления создает мощный дидактический инструмент.
Графико-символический анализ не просто украшает урок, а выполняет ряд критически важных функций:
Он материализует процесс мышления, делая его зримым и управляемым.
Он структурирует сложное содержание художественного произведения, облегчая его понимание и интерпретацию.
Он мотивирует учащихся, превращая анализ в активный, почти детективный поиск.
Он формирует метапредметные компетенции, учит не только литературе, но и общему методу познания через моделирование .
Таким образом, систематическое использование графико-символического анализа на уроках литературы является эффективным путем развития у школьников критического, самостоятельного и аргументированного мышления, что в полной мере соответствует целям современного образования.
Список использованной литературы
Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного текста в системе обучения РКИ (на примере романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин") // Русский язык за рубежом. – 2018. – № 6 (271). – С. 54-62.
Кадомцева С.А. Научно-практическая работа "Технология критического мышления – один из способов реализации стратегий смыслового чтения". – 2024.
Быкова В.Б. Развитие критического мышления на уроках литературы.
Гиззатуллина З.Г. Исследовательская работа "Технология развития критического мышления у детей 7-10 лет". – 2023.
Коханская М.Н. Приемы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников // Образовательный портал КИРО.
Куликова Е.А. Научно-практическая работа по теме "Метод моделирования при изучении русского языка". – 2019.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.