ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ.
Грамматика для детей? Нужна ли она? Склонение, спряжение, род,
число, падежи, суффиксы, приставки… Какое отношение всё это имеет к 4-летнему
малышу? Самое прямое, ведь именно в этом возрасте ребенок учится грамматически
правильно строить свою устную речь в соответствии с нормами родного языка. Игры
со словами для детей помогают развить «чувство языка» и предупредить
возникновение многих грамматических ошибок, побуждают ребенка
экспериментировать со словами, открывая для себя всё новые и новые языковые
закономерности. Давайте поиграем вместе!
ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
В игре «Назови ласково» ребенок научится создавать новые слова из
известных, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Для проведения игры возьмите любую фотографию семьи или картинку.
Живёт в одном городе семья – папа, мама и их дети – Таня и Ваня. Дети маму
очень любят и называют её ласково. Ты уже догадался, как? Мамочка, мамуля,
мамулечка. А ты как маму ласково называешь? И папу они называют тоже ласково.
Как? (Папочка, папуля). А мама с папой зовут детишек вот как. Ваню они называют
Ванечкой, Ванюшей, Ваняткой, а Таню…? (Танечкой, Танюшей, Танюшечкой,
Танюшенькой). А как тебя можно назвать ласково? Давай ласково назовем бабушку
(бабуля, бабуленька, бабулечка), дедушка (дедуля, дедулечка, дедуся), брата
(братик, братишка), сестру (сестричка, сестрёнка). Продолжите игру, называя
ласково друзей и знакомых ребенка (Аня – Анюта, Анютка, Анюточка, Анечка; Миша
– Мишенька, Мишутка).
Возьмите простую пейзажную картинку и попробуйте вместе с ребенком ласково
назвать предметы, изображенные на картинке, например: цветок – цветочек, солнце
– солнышко, дерево – деревце, облако – облачко, трава – травка, дом – домик,
окно – окошко, оконце.
Если ребенок проявил словотворчество, придумав слово, которого не существует в
языке, скажите ему: «Такое слово могло бы существовать, но люди договорились
говорить по-другому: дерево — деревце»
* Поиграйте в эту игру в автобусе, в машине или в поезде, называя ласково то,
что видите за окном: дорога – дорожка, деревня – деревушка, деревенька, куст –
кустик и т.п.
* Обратите внимание на возрастные особенности детей 4х лет. В 3 года в игре со
словами ребенок образует слова по одному образцу т.е. по аналогии (кошка –
кошечка, ложка-ложечка, майка-маечка). А в возрасте 4х лет он уже использует
разные суффиксы, и потому в таких играх со словами для детей очень хорошо
развивается языковое чутье, языковые способности ребенка.
* Игры из серии «Грамматика для детей» требуют тактичности от взрослого,
который их проводит с малышом. Ведь ребенок в таких играх со словами проявляет
словотворчество и поэтому часто совершает ошибки. Ни в коем случае не ругайте
малыша в случае ошибок, не смейтесь над ним. Ребенок в возрасте 4х лет играет со
словом — он пытается изобрести новое на основе известного, понять
закономерности, вывести законы образования новых слов. Данный этап в развитии
речи даёт ребенку колоссальный речевой опыт и играет важнейшую роль в развитии
мышления.
ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Игра «Кто что делает?» развивает у малышей внимание к слову,
умение подбирать точные по смыслу слова.
В этой игре из серии «Грамматика для детей» ребенок 4х лет учится различать
смысловое значение приставки в словах – налить, полить, вылить, пролить.
1.Таня и Ваня всегда помогают маме. Догадайся, что умеют делать Таня и Ваня
(ребёнок пробует подобрать пропущенное слово). Они умеют пол…(подметать),
пыль…(вытирать), белье…(стирать), посуду…(мыть), тарелки и чашки на
стол…(расставлять), вилки и ложки на стол…(раскладывать), игрушки на
место…(убирать), книги на полках красиво…(расставлять). А ты помогаешь маме и
бабушке? Папе и дедушке? Как?
2. Попросите ребенка помочь Вам. Начните наливать воду в лейку. Спросите
малыша: «Что я делаю?» Если он молчит, скажите сами: «Я наливаю воду в лейку».
А сейчас что я буду делать? (Поливать цветы). Полейте с ребенком цветы, дайте
ему возможность действовать самому, скажите, что надо поливать не на само
растение, а на землю. А теперь что я делаю? (Выливаете оставшуюся воду из
лейки). Я выливаю воду. Ой!!!! (пролейте случайно немного воды). Что случилось?
Я пролила воду.)
3. Давай поиграем. Я буду изображать, что я делаю – наливаю воду или поливаю
цветы или выливаю воду из лейки или пролила случайно воду, а ты догадаешься, что
я загадала. Показываем жестами одно действие из четырех, ребенок угадывает.
Затем предложите ребенку поменяться ролями. Малыш показывает — загадывает
действие, а Вы угадываете, что он делает.
Такие игры со словами для детей можно провести и с другим речевым материалом.
Например:
* перепрыгнул через карандаш, ручей, веревку – подпрыгнул на полу – спрыгнул со
скамейки – запрыгнул в мешок – выпрыгнул из мешка,
* открыл портфель – закрыл портфель – прикрыл окно – перекрыл кран – накрыл
полотенцем,
* объехал яму – заехал в гараж – выехал из гаража – приехал домой.
ИГРА «ЗАГАДКИ»
Игра «Загадки» поможет подготовить малыша к овладению очень
важным, но сложным умением – умением логично, последовательно и выразительно
описывать картинки и предметы.
Поработали – пора и отдохнуть. Таня и Ваня очень любят отгадывать загадки.
Давай придумаем для них загадки по картинкам (можно взять и реальные овощи или
фрукты). Я начну, а ты мне помоги – подскажи словечко. Только запомни – в
загадке нельзя говорить отгадку, ее надо отгадать.
Примеры загадок. 1. Картинка – репа. «Она желтая как…(цыпленок, одуванчик,
банан, солнце, дыня. Она сладкая как…(сахар, яблоко, мед, конфета и др.). Она
круглая как…(мячик, клубок и др.) Что это?» (Репа)
2. Картинка – огурец. «Он длинный как…(морковка, карандаш, палочка и др.) Он
зеленый как…(травка, кузнечик, листочек).Он вкусный как…(любимое блюдо
ребенка).Что это? (Огурец)
Продолжите составлять аналогичные загадки о других овощах или о фруктах,
называя их форму, цвет, размер, вкус (Морковь – оранжевая как апельсин,
мандарин, длинная как…, сладкая как…, полезная как… и т.д.) и сделайте с
ребенком книгу загадок, автором которой он станет. Согните 3-5 альбомных листов
пополам и сшейте их по сгибу. Украсьте обложку, впишите в книгу загадки, придуманные
малышом с Вашей помощью, нарисуйте или приклейте картинки. Покажите книгу
друзьям ребенка, близким родственникам малыша. Первая книжка Вашего ребенка
поможет ему увидеть наглядно результаты своего труда, вызовет интерес к
речевому творчеству. А это очень важно для успешного развития речи ребенка!
Игры со словами – важный вклад в развитие дошкольника, ведь они
развивают языковые способности детей, а значит — помогают ребенку легко освоить
родной язык!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.