8 задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая. |
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью | 2) Решая задачу, ему было трудно. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. |
6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого. | |
7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. | |
8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. | |
9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из |
Алгоритм выполнения:1. Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.2. Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.3. Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 7 и 9.4. Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена. В предложении 2 мы видим неверно употребленный деепричастный оборот «решая задачу»; в предложении 4 – неправильно согласованное приложение (должно быть «кремом «Софья»). В шестом предложении допущена ошибка в связи между подлежащим и сказуемым; правильно – те, кто не жалеет труда, обычно достигают многого, или же – тот, кто не жалеет труда, обычно достигает многого. Словосочетание «Андрей сказал» указывает косвенную речь, которая неправильно построена в предложении 5; нужно – Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим его в покое. Осталось предложение 8 и ошибка в построении предложения с однородными членами.5. Записываем правильный ответ:
А | Б | В | Г | Д |
6 | 5 | 4 | |
|
Виды грамматических ошибок:
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
ошибка в построении предложения с однородными членами;
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
неправильное построение предложения с косвенной речью.
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. падежом.
Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ (о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Запомни!
Оплатить что – уплатить за что
беспокоиться о ком – тревожиться за кого
надеть что на что – одеть кого во что
обращать внимание на что – уделять внимание чему
отзыв о чем – рецензия на что
предостеречь от чего – предупредить о чем
заметить что – догадаться о чем
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения:
Те, …, не могли не любоваться…;
тот, …, не мог не любоваться и т.п.
Все, кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Слова «большинство, меньшинство, несколько» с неодуш.сущ. употребляются в ед.числе:
Большинство столов было занято.
Во мн. числе с одуш. сущ.:
Несколько участников выбыли из борьбы.
Числительные, оканчивающиеся на «один», согласуются с глаголом в единственном числе:
На съезд прибыл сто один делегат.
3. Ошибка в построении предложения с однородными членами
1. Построение предложений с общим дополнением при однородных сказуемых:
Нарушение: Во время соревнований спортсмены надеялись и верили в победу.
Комментарий: Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им:
Сказуемые надеялись и верили имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в в.п. Но глагол надеялись не может управлять в.п. с предлогом в (надеялись (на кого? на что?…), следовательно, предложение построено неверно.
Правильный вариант:
Во время соревнований спортсмены надеялись (на кого? на что?) на победу и верили (в кого? во что?) в неё.
3. Ошибка в построении предложения с однородными членами
2. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.
Нарушение: Главный герой полюбил кино (сущ.) и читать (глаг.) книги.
3.Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
Нарушение: В вазе лежали яблоки, груши, фрукты.
Комментарий: «Яблоки, груши» — это вид фруктов, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов.
Правильный вариант:
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши.
3. Ошибка в построении предложения с однородными членами
4. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др.
Нарушение: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
Комментарий: Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно.
Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.
3. Ошибка в построении предложения с однородными членами
5.Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.
Нарушение: Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
Комментарий: Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание».
Правильный вариант:
Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение. Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.
Нарушение: В кинофильме «Войне и мире» В.Тихонов прекрасно сыграл Андрея Болконского.
В «Война и мир» В.Тихонов прекрасно сыграл Андрея Болконского.
Правильный вариант: В кинофильме «ВойнА и мир» В.Тихонов прекрасно сыграл Андрея Болконского.
В «Войне и мире» В.Тихонов прекрасно сыграл Андрея Болконского.
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему:
Нарушение: Уходя из дома, мной всегда выключается свет.
Комментарий: так как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно.
Правильный вариант: Уходя из дома, я всегда выключаю свет.
2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой, нужно зайти в булочную.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1. Разрыв причастного оборота определяемым словом.
Нарушение: Нарисованные портреты художником были необыкновенно правдивы.
Комментарий: Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Правильные варианты:
Портреты, нарисованные художником , были необыкновенно правдивы.
Нарисованные художником портреты были необыкновенно правдивы.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Нарушение: Мы гордимся нашими футболистами (Т.п.), победивших(Р.П.) английскую команду.
Комментарий: Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими…
Правильный вариант:
Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.
3. Замена страдательных причастий действительными
Нарушение: Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Комментарий: Действительные причастия на -ся следует заменять страдательными причастиями.
Правильный вариант:
Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения
Нарушение: Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.
Комментарий: Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Правильный вариант:
Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Косвенная речь - это способ передачи чужой в виде придаточного предложения.
Прямая речь — это чьи-либо слова, передаваемые без изменений.
В косвенной речи должна меняться форма местоимения:
Нарушение: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
Правильный вариант: Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.