Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)
Оценка 4.6

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
10 кл
21.06.2017
Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)
Дополнительный материал для использования на уроках русского языка как в средней, так и в старшей школе. Позволяет проверить знания учащихся по различным разделам программы по русскому языку в занимательной форме. Можно приводить задачи в качестве примера учащимся, для того чтобы они в последующем могли самостоятельно составлять подобные задачи для своих одноклассников.
Грамматические и компетентностныве задачи на уроках русского языка.docx
Грамматическая задача. 1. Олимпийские игры в Сочи начнутся 7 февраля 2014года. (Взять согласованное  определение, поставить в начальную форму). 2. Страны, которые он посетил, мелькали, как цветные стекляшки в детском калейдоскопе. ( Взять главное слово из словосочетания  в детском  калейдоскопе). 3. Кубертен на практике применял методы спортивной педагогики, цель которой физически и духовно развить молодежь с помощью комплексных занятий физической культурой.(Взять  зависимое слово в словосочетании комплексных занятий). 4. 5. Повторение – мать учения. (Взять подлежащее). Поступив в Сорбонну, Кубертен увлекся изучением педагогики. (Взять дополнение,  выраженное существительным в форме Т.П., заменить однокоренным причастием.) Грамматическая задача. Составь предложение из слов, взятых в данных ниже предложениях. 1. В садиках заборами набухали почки деревьев. (Взять несогласованное определение,  выраженное существительным  в форме Р.П., мн.ч., поставить его в форму Т.п. мн.ч. с  предлогом под ) 2. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы мягкая рука.(Взять  согласованное определение, выраженное  прилагательным). 3.Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов. (Взять согласованное  определение, выраженное прилагательным). 4. Снег, нагибая ветви, лежал тяжелыми пластами (Взять подлежащее, поставить  его в форму  П.п. с предлогом на. Согласовать данное слово с прилагательными из 2 и 3  предложений.). 5. В памяти  отпечатались две цифры. (Взять сказуемое) 6. Тогда я ищу причудливо выросшие, корявые деревья.(Взять обстоятельство образа  действия, выраженное наречием, заменить его прилагательным, от которого данное наречие образовано.). 7. Его следы затерялись во времени. (Взять подлежащее). 8. В комнате  у письменного стола сидел  незнакомый человек.(Взять определение,  относящееся к подлежащему, поставить его в форму  Р.п. мн.ч.). 9. Чтобы не мешать сну человека,звери уходили подальше, затаив голос и стараясь не шуметь травой.(Взять подлежащее из главного предложения, поставить его в форму  Р.п. мн. мн.ч.). 10.  Вот откуда­то доносится отрывистый, тревожный крик  птицы. (Взять  дополнение, изменить число с единственного на множественное.). Грамматическая задача. Из данных предложений выпишите  определенные слова, составьте из них  предложение. 1. Олимпийское движение имеет собственные флаг и эмблему, разработанные при  участии Пьера де Кубертена в 1913году.(Взять согласованное определение,  выраженное относительным прилагательным) 2. Калейдоскоп – слово многозначное.(Взять подлежащее) 3. Ученый систематизировал все данные по этой теме. (Взять сказуемое, образовать  от него однокоренное существительное) 4. Его уроки расширили наш знания по предмету. (Взять прямое дополнение,  изменить падеж на Родительный.) 5. Решение мы всегда принимаем самостоятельно.( Взять обстоятельство образа  действия, заменить его прилагательным, от которого оно образовано). 6. Части речи – предмет изучения морфологии. (Взять подлежащее). Компетентностная задача – задание, максимально приближенное к реальным  жизненным ситуациям, выполнение которых требует использования и предметных, и  общеучебных умений. Примеры компетентностных задач. № 1. Ситуация. Подготовка к уроку(доклад, сообщение), к зачету. Ваша роль. Учащийся. Описание ситуации. Вы готовитесь к докладу, выступлению, зачету и т.п. Чтобы лучше  запомнить материал и не читать «по бумажке», вам нужно составить краткую запись,  используя сокращения слов, а также и свои собственные  условные знаки, символы. Результат. Сокращенная запись текстовой информации. Приложение. Используйте для выполнения любой текст, а также материалы практикума  №1. №2. Ситуация. Ответ на письмо. Ваша роль Эксперт­лингвист.  Описание ситуации. Вы получили письмо от зарубежного коллеги­лингвиста с просьбой о  консультации. Результат. Ваш ответ в виде письма. Приложение. Текст письма зарубежного лингвиста. Уважаемый коллега!  К вам обращается специалист по русистике из британского города Борнтмут. Мои студенты, изучающие  русский язык, выполняли контрольную работу. Проверяя ее, я  столкнулся с некоторыми  затруднениями. Не могли бы вы оценить, какие из следующих   предложений правильные («так говорят»), а какие­ неправильные(«так сказать нельзя»).  Для второй группы укажите, пожалуйста, на каком уровне языка возникло каждое  затруднение. 1. Ему надоело свое занятие. 2. Книги лежали на верху шкафа. 3. На красный свет нельзя перейти улицу. 4. Девочка медленно сорвала цветок. 5. Которые самые способные, тех я выберу. Заранее  признателен Вам за ответ. С уважением, Джеймс Уоллес. №3. Ситуация: поиск информации в Интернете. Ваша роль: программист. Описание ситуации. Вы умеете искать нужную информацию в Интернете и знаете,  что это не всегда просто и эффективно, так как при поиске по ключевым словам  открывается много лишнего. Нахождение механизмов автоматического определения основной темы и микротем текста могло бы значительно улучшить эффективность  поиска в  информационных системах, но эти механизмы на сегодня не разработаны. Результат. Компьютерная программа(или ее описание), автоматически  определяющая основную тему и микротемы текста. Приложение. Предложения других программистов, которые занимаются решением  данной проблемы. Некоторые лингвисты описывают тематическую структуру текста как  иерархическую структуру: основная тема всего текста – более  конкретные темы  текста – еще более конкретные подтемы и т.д. При рассмотрении текста можно  выделить слова и словосочетания, которые образуют лексические цепочки,  пронизывающие весь текст. Самые частотные цепочки могли бы показать, чему   посвящен конкретный текст. Предлагается ввести в формулировку основной темы  текста слова, наиболее  значимые для передачи его содержания. Проблема, с которой столкнулись программисты, очевидна: даже человек не всегда  может проследить организацию текста, ведь многие связи в нем – внутренние,  неявные. Итак, нужна программа, обеспечивающая возможность автоматического  выявления основных понятий текста, с  помощью которой мы получаем  формулировку темы текста, максимально точно отражающую его содержание, ­  гарантию быстрого и точного информационного поиска.  Задачи на способы связи  предложений в тексте. Задача № 1. Ниже приведены в алфавитном порядке фразы из короткого рассказа  Д.Хармса без названия. Восстановите текст рассказа. Обоснуйте свое  решение(описав все внутренние связи). 1. И он был глубоко прав. 2. И похудел. 3. К нему стали приставать дамы, расспрашивая его, как он добился того, что  похудел. 4. Но похудевший отвечал дама, что мужчине худеть к лицу,  а дамам не к лицу,  что, мол, дамы должны быть полными. 5. Один толстый  человек придумал способ похудеть. Задача №2. Ниже приведены  приведены в алфавитном порядке фразы из рассказа  Д.Хармса «О Пушкине». Восстановите текст рассказа. Обоснуйте свое  решение(описав все внутренние связи). 1. А о Гоголе писать нельзя. 2. А потому, что вместо того чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о  Гоголе. 3. Да и все люди по сравнению  с Пушкиным пузыри, только по сравнению с  Гоголем Пушкин сам пузырь. 4. И Александры I, и II, и III – просто пузыри по сравнению с Пушкиным. 5. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. 6. Наполеон менее велик, чем Пушкин. 7. Но после Гоголя писать о Пушкине как­то обидно. 8. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу. 9. Пушкин  ­ великий поэт. 10. Трудно сказать что­нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нем не знает. 11. Хотя Гоголь так велик, что о нем и написать­то ничего нельзя, поэтому я буду   все­таки писать о Пушкине. Задача №3. В задаче использовано стихотворение Екатерины Грабовской «Письмо в  Сухуми», строки которого перемешаны. Предлагается восстановить авторский порядок.  1. Вспоминать и говорить 2. Встав потом… 3. Как вы встали на колени, 4. Как мы ели чахохбили, 5. Как мы пили «Ахашени», 6. Как отряхивали брюки, 7. Можно было повторить, 8. На груди сложивши руки – 9. Неужели вы забыли, 10. Так – крестом, 11. Только что теперь об этом 12. Я опять приеду летом –  Как нужно действовать, чтобы составить подобную задачу? Назовите  последовательность действий(алгоритм). Самостоятельно составьте подобную задачу  для учеников 7­9 классов. Подумайте, при изучении каких тем можно предложить ее  ребятам.  Компетентностная задача № 4.  Ситуация. Предвыборная компания. Ваша роль. Имиджмейкер. Описание ситуации. Вы работаете в избирательной команде кандидата Н. К  сожалению, манера его речи, усвоенная в молодости и бессознательно реализуемая в зрелом возрасте, не является удачной, так как  предполагает известную дистанцию с аудиторией, эимоциональную сдержанность. Такое ощущение создается, например,  от употребления в его устной речи довольно сложных синтаксических конструкций,  книжной лексики. Результат. Подготовьте советы для его публичных выступлений. Приложение. Специалисты(и юмористы) дано заметили, что манера речи политиков  во многом определяет их успешность. Политики, говорящие примерно об одних и  тех же проблемах, делают это по­разному и добиваются разных результатов.  Например, успешные политики нередко вместо «коллеги» говорят «ребята», а  вместо аргументов используют эмоции. Компетентностная задача № 5.  Ситуация. Устройство на работу. Ваша роль. Соискатель.. Описание ситуации. Вы устраиваетесь на престижную работу, знаете о высокой  конкуренции и не очень уверены в своих силах. Результата. Составленное вами убедительное резюме, благодаря которому  руководство фирмы предпочтет вас. Приложение. Образцы резюме и других деловых бумаг вы легко найдете в  Интернете. Рекомендуем вам после окончания работы познакомиться с резюме друг  друга и выбрать наиболее убедительные. Компетентностная задача № 7.  Ситуация. Конфликт между одноклассниками.. Ваша роль. Активный участник событий. Описание ситуации. Все ищут выход из сложившегося положения и предлагают свои варианты решения. Вам нужно убедить одноклассников в необходимости   принять   непопулярное решение, которое в результате поможет выйти из затруднения. Результат. Убедительная речь в пользу вашей позиции. Приложение. Вам не просто предстоит найти решение, но и побудить друзей к  принятию этого решения, для чего придется воздействовать на их волю и чувства. Эффект речи зависит именно от того, как оратор выполняет одну из своих  коммуникативных задач – преодолевает дистанцию между собой и слушателями. Известно, что первым источником контактности речи являются личные  местоимения. «Мы» чаще всего характеризуется как «мы совместное» в значении  «я» и «вы». Оно помогает создать и предать атмосферу взаимопонимания между  оратором и аудиторией, создает эффект общения и личного контакта. С помощью  такого приема оратор приглашает слушателей к совместному размышлению о  каких­либо фактах, создает атмосферу непринужденного разговора. Другим средством контакта  являются  глагольные формы. Глагольная форма  объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение. Например:  Не вернемся к этой теме. Глаголы в речи обозначают совместное действие, оратор  как бы привлекает слушателя к участию в обсуждении фактов, мысле1. Компетентностная задача № 8.  Ситуация. Подготовка очередного номера школьной газеты. Ваша роль. Редактор. Результат.Правка одного из материалов, предложенных автором к печати(то есть  исправление смысловых, логических, стилистических, речевых недочетов без  коренных преобразований  текста). Примечание. Текст  для редактирования выберите самостоятельно. Кстати, будет  интересно и полезно сопоставить результаты вашего редактирования с образцами  работ одноклассников. Для этого выберите для редактирования один исходный  текст. Найдите единственную ошибку, которую допустил автор. Объясните, почему ее  можно отнести к грамматическим ошибкам. Впервые как штатная единица палач появился в Египте. Казненный сам принимал  яд. В средневековой Европе, в частности в Германии, казнь осуществляли судьи,  родственники убитых или самый молодой супруг в общине. Позже к этой  цели  стали привлекаться преступники. Узники, согласившись взять на себя роль палача,  сами освобождались от казни. Одежда палача – черный плащ с красной каймой,  желтый пояс. В Испании палачи могли жить только за городской чертой, их дом  красили в красный цвет. Должность обычно  наследовалась. (Из газеты «Аргументы  и факты»). Компетентностная задача № 9.  Ситуация. Подготовка текста к печати. Ваша роль.Редактор газеты. Описание ситуации. Журналист принес в редакцию газеты свою  статью, в которой  используется много имен числительных. Все они написаны цифрами. Для  увеличения объема статьи вам нужно записать все числа словами. . Результат. Текст статьи, в котором все имена числительные записаны словами. Приложение. Для выполнения задания найдите в газет или журнале статью(заметку)  с большим количеством имен числительных. Используйте е ев качестве исходного  материала. Компетентностная задача № 10.  Ситуация. Подготовка к занятию. Ваша роль. Преподаватель русского языка. Описание ситуации. Вам нужно подготовить дидактический (обучающий) материал  к занятию по теме: «Согласование сказуемого с подлежащим». Результат. 1) Самостоятельно составленные  вами или найденные в текстах 12­15  предложений, в которых сказуемое согласуется в единственном или  во  множественном числе с подлежащим, выраженным  количественным сочетанием или собирательным числительным.  2) Сформулированное задание для учеников

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные задачи на уроках русского языка (5-11 классы)

Грамматические и компетентностные  задачи на уроках русского языка (5-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017