МБОУ « СОШ №1 ст. Архонская
Имени Героя Советского Союза П.В. Масленникова»
Открытое мероприятие
«Сергей Есенин – певец России»
10 класс
Учитель русского языка и литературы: Малышко Т.Ю.
МБОУ « СОШ №1 ст. Архонская
Имени Героя Советского Союза П.В. Масленникова»
ДОКЛАД
ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ, КАК ПУТЬ В
ИНФОРМАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ
Учитель русского языка и литературы Малышко Т.Ю.
Сегодня учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить полюбить чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа воспитания компетентного читателя. Именно этой проблеме мы посвящаем сегодняшнюю работу секции.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к образованию.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС.
По результатам ККР учащихся 4 классов и мониторинга УУД в 5-6 классах недостаточные результаты освоения читательской грамотностью задают особый вектор начального и основного образования, стратегической целью которого является осмысление сильных и слабых сторон, а также поиск путей дальнейшего развития осознанного чтения, навыков работы школьников с информацией.
«Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г., как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.
В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательские действия включают в себя умения:
Практика показывает, что первые два действия (непосредственная работа с текстом, умение извлекать информацию в явном виде) выполняются большинством учащихся.
Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. Около 80 % учащихся не могут устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, интерпретировать их, размышлять. — все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения.
Проблемы и дефициты:
Вывод: большинство учащихся могут самостоятельно осваивать материал
в школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и язык
учебных текстов достаточно прозрачны.
Какие же способы, методы и технологии помогут учителю построить работу по формированию читательской грамотности? Их существует очень много, но сегодня мы рассмотрим некоторые из них, поделимся опытом и наметим пути дальнейшей работы по формированию читательской компетентности школьников начальной и основной школы.
Формирование и развитие читательской грамотности через игровую деятельность представит….
Общие выводы:
Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.
Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.