Гражданско-патриотическое воспитание среди подростков
Оценка 4.9

Гражданско-патриотическое воспитание среди подростков

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
классное руководство
7 кл—8 кл
21.04.2020
Гражданско-патриотическое воспитание среди подростков
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Баймухаметова АС гражданско-патриотическое воспитание.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баймухаметова Аманбике Смагуловна, 

учитель МАОУ «СОШ №20» 

п. Красноярский Кваркенского района 

Оренбургской области


Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания: 

«Никто не забыт и ничто не забыто!»

Аннотация

В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну. Поэтому  гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Тема проекта: «Никто не забыт и ничто не забыто!».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: долгосрочный

Руководитель: Баймухаметова А.С

Участники проектной деятельности: учащиеся 7,8 классов, родители и педагоги.

Актуальность проекта:

В преддверии празднования 75-летия Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.

Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, российской идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла. 

Я уверена, что при реализации проекта в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.

Проект разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 года». Указом Президента РФ В.В. Путиным от 08.07.2019 г № 327 2020 год объявлен Годом памяти и славы.

Цель:  Необходимо создать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Создать оптимальные условия для формирования интеллектуальной, творческой личности.

            Задачи проекта:

Образовательные:

- Дать представление о главных событиях Великой Отечественной войны, их последовательном развитии («Брестская крепость», «Защита Ленинграда», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Победа»).

- Дать представление о подвиге детей во имя спасения Отечества.

- Обогащать литературный опыт детей за счёт знакомства  с произведениями художественной литературы о войне.

- Обогащать музыкальный опыт детей за счёт знакомства с песнями о войне, историей их создания и значением в жизни людей в военное время.

- Расширять и закреплять знания о памятниках, посвящённых героям Великой Отечественной войны.

- Усилить мотивацию к изучению событий Великой Отечественной войны.

Развивающие:

- Обогащать речевой запас детей на основе углубления представлений о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

- Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.

- Развивать психические процессы: память, внимание, восприятия, мышление.

- Способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать патриотизм, чувство любви к Родине, уважения к истории своей страны.

- Прививать бережное  и заботливое отношение к памятникам героям великой войны.

- Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, гордость и уважение к заслугам и подвигам воинов и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Организационные задачи:

-Создать условия для накопления материала и оформления полученной детьми информации

- Привлечь родителей к решению поставленных задач, повысить их компетентность в вопросах воспитания, развития и образования.

Ожидаемые результаты проекта:  формирование результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

 Личностные результаты образования:

- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории,

-осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа;

- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты образования:

- умение находить, сопоставлять и оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.)

- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; 

- умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.

Предметные результаты образования:

- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

- проявление творческих задатков, способностей и навыков проектирования у детей.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативные, развивающего обучения.

Основное содержание проекта

Этапы проекта

Этапы работы с детьми

Этапы работы педагога

Первый этап.

Цель:  подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания для формирования чувства гражданской идентичности обучающихся

Формирование мотивации к получению информации о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов  (постанова проблемы перед детьми);

- составление плана – маршрута  проекта.

Задачи:

- изучить нормативную базу, подзаконные акты

- разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию

- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы

- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

Составление плана и паспорта проекта.

Информирование участников проекта о теме проекта.

Второй этап.

Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. 

Задачи:

- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

- разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;

- расширять и укреплять социальные связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спортивными школами;

- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- проводить мониторинг реализации программы;

- принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

Вовлечение родителей и педагогов ОУ в ход проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации).

 

     тематические беседы;

     интервью с ветераном войны

     создание фотоальбома «Ветеран живет рядом»;

     чтение художественной литературы;

     концертная программа;

     просмотр видео материалов;

участие в конкурсах, викторинах.

Продукт проекта: оформление альбома с фотографиями мероприятий, вырезками статей, сочинений, работ. Видеозаписи.

Третий этап:

Цель: анализ итогов реализации проекта. 

Задачи:

обобщить результаты работы учреждения

провести коррекцию затруднений в реализации программы

спланировать работу на следующий период.

Презентация проектной работы «Никто не забыт,  ничто не забыто».

Перспективный план проектной деятельности                                                                                             

Форма проведения

Результат

Экскурсия в библиотеку

Участие детей в районном фестивале «На войне про войну»

Презентации «О войне узнали мы из книг».

Участие в дистанционных мероприятиях о произведениях ВОВ

Участие в акциях «Блокадный хлеб», «Сталинградская битва»

Встреча с участниками войны и тружениками тыла.

Составление фотоальбома и видеофильмы «Ветеран живет рядом!»

Экскурсии в краеведческий музей

Экскурсия в районный музей и краеведческий музей г.Орска

(статья в районной газете)

Литературная гостиная.

«Строка, опаленная пулей»

Литературная композиция о поэтах, погибших на фронте (статья о мероприятии в районной газете)

Концерт «Песня в солдатской шинели»

Концерт  в Доме Милосердия с.Екатериновка совместно с родителями и ДТ поселка Красноярский

Смотр строя и песни

Школьный конкурс

Конструирование и ручной труд:

Изготовление подарков и написание писем, открыток ветеранам, участникам войны. Создание презентаций.

«Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»

Сбор информации о родных для акции. Участие в акциях.

Выставка рисунков: «Правнуки о войне».

Выставка рисунков и поделок.

Участие в конкурсах

Конкурс чтения стихотворений о войне

Конкурс – интервью с ветераном войны (районный суд)

Дистанционная викторина на сайтах

Проект является постоянно действующим, что дает возможность закрепить полученные результаты. Проект легко реализуется силами учеников при активной поддержки родителей и социумом поселка и района.

Механизм реализации программы

Совершенствование нормативной правовой базы: разработка и реализация плана мероприятий гражданско-патриотического воспитания;

разработка положений о смотрах и конкурсах.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:

изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

Педагогические технологии:

Проектно – исследовательская деятельность

Коллективно - творческое дело

Деятельностный подход в воспитании

Педагогика сотрудничества

Технология проблемного обучения

ИКТ

Основные направления работы

- гражданско-патриотическое  

- историко – краеведческое  

- духовно – нравственное 

- совершенствование процесса патриотического воспитания;

- разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время;

- внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников;

- использование государственных символов России в патриотическом воспитании;

- информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех субъектов образовательного процесса. Однако, приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

Основные принципы организации патриотического воспитания:

Принцип целостно-смыслового равенства.
Принцип непрерывности и системности. 

Принцип развития.

Технические ресурсы.

Кабинет  истории, где есть возможность сохранять необходимые исторические материалы, проводить заседания, работать над проектом.

Методическое обеспечение проекта.

Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:

- Использование  комплекса методик по организации и проведению  патриотического   воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

- Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения.

Учебная деятельность

Патриотическое воспитание обучающихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д. Учитель должен организовать патриотическое воспитание в учебном процессе так, чтобы каждый предмет стимулировал развитие личности школьника по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которые он располагает, и вносил свой «вклад» в формирование базовых компонентов опыта служения Отечеству.

             Учитывая сказанное, обратимся к анализу возможностей учебных дисциплин в патриотическом воспитании школьников.

На уроках истории обучающиеся знакомятся с событиями отечественной истории, с традициями, изучают историю Великой Отечественной войны и роль советского народа в победе над фашизмом (Проведение конференций, посвященных изучению истории Великой Отечественной войны, классных часов, уроков мужества, посвященных Великой Отечественной войне).

На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с художниками, проводятся конкурсы рисунков о войне, военной техники, о Победе. Заключительный конкурс «Правнуки о Победе»

На уроках литературы происходит знакомство с художественной литературой о Родине, семье, исторических событиях, проводятся различные конкурсы чтецов. Через изучение произведений происходит осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне. На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.

Уроки музыки имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа. Итоговое мероприятие «Песня в солдатской шинели» совместно с родителями.

В проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать обучающихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.

   Внеклассная деятельность

        Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы. На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь образовательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время.

Выбор организационных форм патриотического воспитания осуществляется:

1) исходя из количественного состава участников (фронтальные или массовые патриотические объединения, групповые или кружковые, а также индивидуальные виды занятий);

2) в зависимости от характера участия детей и подростков в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядно-иллюстративные, поисково-исследовательские);

3) с точки зрения основных направлений патриотическою воспитания (формы духовной, правовой,  военно-прикладной, физической подготовки). Классные часы являются основой для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств. Проведение классных часов имеет следующую особенность: информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу.

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание обучающихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной  войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит  от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет  родителей,  равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

Список литературы.

Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//

Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа http://www.1september.ru/

Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук., М., 2003.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Баймухаметова Аманбике Смагуловна, учитель

Баймухаметова Аманбике Смагуловна, учитель

Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания: «Никто не забыт и ничто не забыто!»

Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания: «Никто не забыт и ничто не забыто!»

Обогащать литературный опыт детей за счёт знакомства с произведениями художественной литературы о войне

Обогащать литературный опыт детей за счёт знакомства с произведениями художественной литературы о войне

Формирование мотивации к получению информации о событиях

Формирование мотивации к получению информации о событиях

Литературная гостиная. «Строка, опаленная пулей»

Литературная гостиная. «Строка, опаленная пулей»

Принцип развития. Технические ресурсы

Принцип развития. Технические ресурсы

Классные часы являются основой для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств

Классные часы являются основой для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств

Гражданско-патриотическое воспитание среди подростков

Гражданско-патриотическое воспитание среди подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020