Баймухаметова Аманбике Смагуловна,
учитель МАОУ «СОШ №20»
п. Красноярский Кваркенского района
Оренбургской области
Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания:
«Никто не забыт и ничто не забыто!»
Аннотация
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Тема проекта: «Никто не забыт и ничто не забыто!».
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: долгосрочный
Руководитель: Баймухаметова А.С
Участники проектной деятельности: учащиеся 7,8 классов, родители и педагоги.
Актуальность проекта:
В преддверии празднования 75-летия Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, российской идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла.
Я уверена, что при реализации проекта в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Проект разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 года». Указом Президента РФ В.В. Путиным от 08.07.2019 г № 327 2020 год объявлен Годом памяти и славы.
Цель: Необходимо создать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Создать оптимальные условия для формирования интеллектуальной, творческой личности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать представление о главных событиях Великой Отечественной войны, их последовательном развитии («Брестская крепость», «Защита Ленинграда», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Победа»).
- Дать представление о подвиге детей во имя спасения Отечества.
- Обогащать литературный опыт детей за счёт знакомства с произведениями художественной литературы о войне.
- Обогащать музыкальный опыт детей за счёт знакомства с песнями о войне, историей их создания и значением в жизни людей в военное время.
- Расширять и закреплять знания о памятниках, посвящённых героям Великой Отечественной войны.
- Усилить мотивацию к изучению событий Великой Отечественной войны.
Развивающие:
- Обогащать речевой запас детей на основе углубления представлений о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
- Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.
- Развивать психические процессы: память, внимание, восприятия, мышление.
- Способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать патриотизм, чувство любви к Родине, уважения к истории своей страны.
- Прививать бережное и заботливое отношение к памятникам героям великой войны.
- Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, гордость и уважение к заслугам и подвигам воинов и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Организационные задачи:
-Создать условия для накопления материала и оформления полученной детьми информации
- Привлечь родителей к решению поставленных задач, повысить их компетентность в вопросах воспитания, развития и образования.
Ожидаемые результаты проекта: формирование результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Личностные результаты образования:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории,
-осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты образования:
- умение находить, сопоставлять и оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.)
- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций;
- умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.
Предметные результаты образования:
- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков проектирования у детей.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативные, развивающего обучения.
Основное содержание проекта
Этапы проекта
Этапы работы с детьми |
Этапы работы педагога |
Первый этап. Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания для формирования чувства гражданской идентичности обучающихся |
|
Формирование мотивации к получению информации о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов (постанова проблемы перед детьми); - составление плана – маршрута проекта. Задачи: - изучить нормативную базу, подзаконные акты - разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию - проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы - подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. |
Составление плана и паспорта проекта. Информирование участников проекта о теме проекта. |
Второй этап. Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. |
|
Задачи: - отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; - разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию; - расширять и укреплять социальные связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спортивными школами; - вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; - проводить мониторинг реализации программы; - принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. |
Вовлечение родителей и педагогов ОУ в ход проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации).
• тематические беседы; • интервью с ветераном войны • создание фотоальбома «Ветеран живет рядом»; • чтение художественной литературы; • концертная программа; • просмотр видео материалов; участие в конкурсах, викторинах. |
Продукт проекта: оформление альбома с фотографиями мероприятий, вырезками статей, сочинений, работ. Видеозаписи. |
|
Третий этап: Цель: анализ итогов реализации проекта. |
|
Задачи: обобщить результаты работы учреждения провести коррекцию затруднений в реализации программы спланировать работу на следующий период. |
|
Презентация проектной работы «Никто не забыт, ничто не забыто». |
Перспективный план проектной деятельности
Форма проведения |
Результат |
Экскурсия в библиотеку |
Участие детей в районном фестивале «На войне про войну» Презентации «О войне узнали мы из книг». Участие в дистанционных мероприятиях о произведениях ВОВ Участие в акциях «Блокадный хлеб», «Сталинградская битва» |
Встреча с участниками войны и тружениками тыла. |
Составление фотоальбома и видеофильмы «Ветеран живет рядом!» |
Экскурсии в краеведческий музей |
Экскурсия в районный музей и краеведческий музей г.Орска (статья в районной газете) |
Литературная гостиная. «Строка, опаленная пулей» |
Литературная композиция о поэтах, погибших на фронте (статья о мероприятии в районной газете) |
Концерт «Песня в солдатской шинели» |
Концерт в Доме Милосердия с.Екатериновка совместно с родителями и ДТ поселка Красноярский |
Смотр строя и песни |
Школьный конкурс |
Конструирование и ручной труд: |
Изготовление подарков и написание писем, открыток ветеранам, участникам войны. Создание презентаций. |
«Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» |
Сбор информации о родных для акции. Участие в акциях. |
Выставка рисунков: «Правнуки о войне». |
Выставка рисунков и поделок. |
Участие в конкурсах |
Конкурс чтения стихотворений о войне Конкурс – интервью с ветераном войны (районный суд) Дистанционная викторина на сайтах |
Проект является постоянно действующим, что дает возможность закрепить полученные результаты. Проект легко реализуется силами учеников при активной поддержки родителей и социумом поселка и района.
Механизм реализации программы
Совершенствование нормативной правовой базы: разработка и реализация плана мероприятий гражданско-патриотического воспитания;
разработка положений о смотрах и конкурсах.
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Педагогические технологии:
Проектно – исследовательская деятельность
Коллективно - творческое дело
Деятельностный подход в воспитании
Педагогика сотрудничества
Технология проблемного обучения
ИКТ
Основные направления работы
- гражданско-патриотическое
- историко – краеведческое
- духовно – нравственное
- совершенствование процесса патриотического воспитания;
- разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время;
- внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников;
- использование государственных символов России в патриотическом воспитании;
- информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех субъектов образовательного процесса. Однако, приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип
целостно-смыслового равенства.
Принцип непрерывности и системности.
Принцип развития.
Технические ресурсы.
Кабинет истории, где есть возможность сохранять необходимые исторические материалы, проводить заседания, работать над проектом.
Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
- Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
- Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения.
Учебная деятельность
Патриотическое воспитание обучающихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д. Учитель должен организовать патриотическое воспитание в учебном процессе так, чтобы каждый предмет стимулировал развитие личности школьника по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которые он располагает, и вносил свой «вклад» в формирование базовых компонентов опыта служения Отечеству.
Учитывая сказанное, обратимся к анализу возможностей учебных дисциплин в патриотическом воспитании школьников.
На уроках истории обучающиеся знакомятся с событиями отечественной истории, с традициями, изучают историю Великой Отечественной войны и роль советского народа в победе над фашизмом (Проведение конференций, посвященных изучению истории Великой Отечественной войны, классных часов, уроков мужества, посвященных Великой Отечественной войне).
На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с художниками, проводятся конкурсы рисунков о войне, военной техники, о Победе. Заключительный конкурс «Правнуки о Победе»
На уроках литературы происходит знакомство с художественной литературой о Родине, семье, исторических событиях, проводятся различные конкурсы чтецов. Через изучение произведений происходит осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне. На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
Уроки музыки имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа. Итоговое мероприятие «Песня в солдатской шинели» совместно с родителями.
В проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать обучающихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.
Внеклассная деятельность
Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы. На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь образовательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время.
Выбор организационных форм патриотического воспитания осуществляется:
1) исходя из количественного состава участников (фронтальные или массовые патриотические объединения, групповые или кружковые, а также индивидуальные виды занятий);
2) в зависимости от характера участия детей и подростков в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядно-иллюстративные, поисково-исследовательские);
3) с точки зрения основных направлений патриотическою воспитания (формы духовной, правовой, военно-прикладной, физической подготовки). Классные часы являются основой для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств. Проведение классных часов имеет следующую особенность: информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу.
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание обучающихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.
Список литературы.
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//
Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа http://www.1september.ru/
Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук., М., 2003.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.