Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

  • Работа в классе
  • docx
  • 28.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.
Иконка файла материала Гражданско.docx
Гражданско­патриотическое  воспитание младших школьников                                                  «Поистине воспитывать – это значит решать судьбу не  только            одного человека, но и всей державы»                                                                                                                     В. Г. Белинский            Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Это вызвано усложнением экономических   и   политических   процессов,   социальных   отношений.   Современные школьники   должны   обучаться   в   духе   мира,   терпимости,   равенства,   уважения   к человеческим   правам   и   свободам.   Начальная   школа   –   это   время   формирования человеческой   личности.   Гражданско­правовое   воспитание   является   одной   из важнейших сторон воспитания учащихся. Основной целью гражданского и правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры, воспитание учащихся в духе гражданственности, патриотизма. Гражданин  (словарь  С.И.Ожегов) – лицо, принадлежащее  к постоянному  населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. Гражданин – (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско­правовое   образование   предполагает   создание   системы   обучения   и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. В процессе работы, направленной на развитие гражданской и правовой культуры  младших школьников, должны решаться следующие задачи:  ­ воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;  ­ формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путём;  ­ воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, к своей  Родине; ­ формировать уважительное отношение к жизни, осознание  права каждого на жизнь; ­ формировать гражданскую позицию учащихся; ­ развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно­    исторических традиций родного народа, города, края, страны.  Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых форм сознания,   развития   чувств   и   поведения,   т.е.   в   ходе   накопления   социально­ нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздейстивия школы, семьи, а также в результате самовоспитания. Истинный гражданин – это нравственный человек.   Усвоение   нравственных   норм,   выработка   нравственных   качеств   являются необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство, патриотизм, символика, закон, для формирования любви к Родине, гордости за неё, чувства   милосердия   к   людям,   сопричастности   к   общественной   жизни   Отечества, овладения элементами материальной и духовной культуры.­2­ Воспитательный потенциал учебного процесса включает в себя следующие основные  источники:  учебные   предметы,   каждый   из   которых   вносит   в   процесс   воспитания   свой специфический вклад; так, например уроки литературного чтения способствуют главным образом нравственному просвещению, т.е. формируют сознание, чувства, тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения;  учебные   программы,   учебники   «Литературное   чтение»,   «Окружающий   мир» содержат богатейший материал по нравственному, гражданскому воспитанию;  в них   рассматриваются   такие   нравственные   понятия,   как   Отечество,   Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, русская земля, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний;  содержательный   материал   –   разнообразный   по   жанру:   легенды,   сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики;  учебники, которые могут формировать не только необходимые представления, понятия,   но   и   отношения   к   стране,   народу,   нации,   способы   поведения,   дают возможность нравственного выбора, усвоения норм нравственности, выработки гражданской позиции. Тексты,   используемые   на   уроках   должны   содержать   воспитательный   характер, формировать гражданскую и нравственную позицию младшего школьника. Из наиболее интересных и продуктивных форм работы можно назвать следующие. На   уроках   русского   языка   можно   использовать   такой   вид   работы,   как   «Продолжи предложение»: Гражданин – это ……   Моя Родина – самая …  Составление   толкового   словаря   гражданских   понятий.   Дети   ищут   объяснение   этих понятий, иллюстрируют их, подбирают к ним ребусы, пословицы, поговорки и т.д. Сочинения   на   темы   «Моя   Родина   –   Россия»,   «Кем   я   хочу   быть?»,   «Моя   семья», «Откуда  я родом», «Традиции моей семьи»  способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Использование     на   уроках   произведений   изобразительного   искусства:   репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний, способствуют формированию у них правильного   представления   о   том   или   ином   историческом   событии   и   явлении, помогают разобраться в их сущности и значении.   В уроки полезно включать музыкальные произведения, которые раскрывают величие подвига   народа,   его   любовь   к   родине,   общий   подъём   патриотических   чувств.   Эти записи   позволяют   ясно   представить   картины   недавнего   прошлого,   которые   для учащихся являются историей. Для   закрепления   полученного   на   уроках,   придания   практической   направленности важна взаимосвязь   с внеурочной деятельностью. Основой такой работы может статьпрограмма   «Я   гражданин   России»   (автор   Кавинская   Нат.   Влад.),   разработанная   на основе   программы   «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской   Федерации   на 2006­2010 годы». Основные направления программы «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и искусство», «Я и семья», «Я  и здоровый образ жизни». ­3­ «Я и Отечество» Целью работы в этом направлении является формирование у учащихся знаний о правах, традициях, истории своего народа, осмысление ребёнком себя, как части своей Родины, её гражданина. Задачи:   способствовать   получению   и   расширению   знаний   учащихся   о   России:   её истории, традициях, культуре и о родном крае; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитывать любовь к своему краю, родному городу, как к малой Родине; Формы работы: тематические уроки;                             тематические классные часы; конкурсы, викторины;                             экскурсии, акции;                             утренники, линейки к памятным датам;                             встречи с ветеранами войны и труда; «Я и школа» В   школе   не   только   получают   знания,   но   и   учатся   жить.   Школа   –   источник формирования   необходимых   качеств   гражданина   страны.   Основное   содержание деятельности   –   осмысление   школьниками   необходимости   научных   знаний   для нормальной жизни в современном мире. Задачи: знакомить с традициями и обычаями школы;               формирование навыка культурного поведения,               взаимоотношений в коллективе, воспитание любви  и уважения                к школе, учителям и товарищам;               способствовать формированию ученического коллектива. Формы работы: тематические классные часы;                             беседы, праздники, утренники, конкурсы;                             экскурсии, походы;                             изучение правил поведения; «Я и искусство» Целью   этого   направления   является   воспитание   нравственно­эстетических   качеств. Умение видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности к окружающему   миру.   Знакомить   с   произведениями   искусства,   воспитывать   в   них чувства прекрасного. Задачи: учить различать красивое и безобразное, развивать творческие способности;               формировать потребность в общении, творческой деятельности;                            способствовать получению и расширению знаний о мировой культуре, культуре России;               знакомить с народными ремёслами России.Формы работы: беседы, тематические часы;                             посещение театров, кинотеатров;                             экскурсии в музеи, на выставки;                             творческие конкурсы;                              посещение кружков, секций. ­4­ «Я и семья» Целью   является   максимальное   сближение   интересов   родителей   и   педагогов   по формированию развития личности ребёнка, воспитание уважения к членам семьи. Задачи: организация и проведение совместных мероприятий с родителями;               знакомить с основными правилами делового и бытового этикета;               умение выполнять обязанности в семье, домашние поручения;               расширять представления детей о семейных традициях;               развивать интерес к профессии родителей,                закладывать основы для профессионального определения в будущем;               организация психолого­педагогического просвещения родителей. Формы работы: тематические классные часы;                             совместные праздники детей и родителей; родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации; «Я и здоровый образ жизни» Цель   этого   направления   состоит   в   том,   чтобы   показать   ребёнку   значимость   его физического состояния для будущего самоутверждения, для развития нравственных качеств и духовных сил. Задачи: формирование навыков санитарно­гигиенической культуры;               развитие спортивных умений и навыков, привитие интереса к спорту;               формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;               знакомство с опытом т традициями предыдущих поколений по сохранению                здоровья; Формы работы:  тематические беседы и классные часы;                              встречи с медработниками;                              спортивные соревнования; Без   любви   к   Родине   и   уважения   к   её   истории   и   культуре   невозможно   воспитать гражданина  и  патриота   своей   Родины,  сформировать   у  детей   чувство   собственного достоинства,   положительных   качеств   личности,   а   любовь   к   Родине   воспитывается прежде всего через любовь к родному городу, родным местам. Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Формирование интереса к духовной культуре своего народа, воспитание национальной гордости,   уважения   к   прошлому   народа,   развитие   детского   творчества   на   основе народных традиций, обращение к сокровищам русского фольклора плодотворно влияет на   развитие   интеллекта,   обогащает   нравственно,   способствует   формированиюгражданского   и   национального   самосознания,   помогает   детям   осознать   себя хранителями русской культуры. Задача школы, учителя заключается в обеспечении ученику успеха в  его деятельности, направленной   на   воспитание   себя   как   гражданина   своей   Родины,   формирование положительной   мотивации   учащихся,   при   которой   потребность     быть   полезным обществу, народу, Отечеству, является нравственным стержнем.