Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.
Гражданскопатриотическое воспитание младших школьников
«Поистине воспитывать – это значит решать судьбу не
только
одного человека, но и всей державы»
В. Г. Белинский
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного
человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Это вызвано усложнением
экономических и политических процессов, социальных отношений. Современные
школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к
человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования
человеческой личности. Гражданскоправовое воспитание является одной из
важнейших сторон воспитания учащихся. Основной целью гражданского и правового
воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой
культуры, воспитание учащихся в духе гражданственности, патриотизма.
Гражданин (словарь С.И.Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению
данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и
обязанностей.
Гражданин – (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого
направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина
своей Родины?
Гражданскоправовое образование предполагает создание системы обучения и
воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности.
В процессе работы, направленной на развитие гражданской и правовой культуры
младших школьников, должны решаться следующие задачи:
воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путём;
воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, к своей
Родине;
формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь;
формировать гражданскую позицию учащихся;
развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно
исторических традиций родного народа, города, края, страны.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых форм
сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально
нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздейстивия школы,
семьи, а также в результате самовоспитания. Истинный гражданин – это нравственный
человек. Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств являются
необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство,
патриотизм, символика, закон, для формирования любви к Родине, гордости за неё,
чувства милосердия к людям, сопричастности к общественной жизни Отечества,
овладения элементами материальной и духовной культуры.2
Воспитательный потенциал учебного процесса включает в себя следующие основные
источники:
учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой
специфический вклад; так, например уроки литературного чтения способствуют
главным образом нравственному просвещению, т.е. формируют сознание, чувства,
тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения;
учебные программы, учебники «Литературное чтение», «Окружающий мир»
содержат богатейший материал по нравственному, гражданскому воспитанию; в
них рассматриваются такие нравственные понятия, как Отечество, Родина,
общество, гордость, терпимость, доблесть, русская земля, подвиг, труд, добро,
зло, смелость, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний;
содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки,
пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики;
учебники, которые могут формировать не только необходимые представления,
понятия, но и отношения к стране, народу, нации, способы поведения, дают
возможность нравственного выбора, усвоения норм нравственности, выработки
гражданской позиции.
Тексты, используемые на уроках должны содержать воспитательный характер,
формировать гражданскую и нравственную позицию младшего школьника.
Из наиболее интересных и продуктивных форм работы можно назвать следующие.
На уроках русского языка можно использовать такой вид работы, как «Продолжи
предложение»: Гражданин – это …… Моя Родина – самая …
Составление толкового словаря гражданских понятий. Дети ищут объяснение этих
понятий, иллюстрируют их, подбирают к ним ребусы, пословицы, поговорки и т.д.
Сочинения на темы «Моя Родина – Россия», «Кем я хочу быть?», «Моя семья»,
«Откуда я родом», «Традиции моей семьи» способствуют воспитанию гражданского
самосознания и причастности к родным истокам.
Использование на уроках произведений изобразительного искусства: репродукций
работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают
учащимся в конкретизации и углублении знаний, способствуют формированию у них
правильного представления о том или ином историческом событии и явлении,
помогают разобраться в их сущности и значении.
В уроки полезно включать музыкальные произведения, которые раскрывают величие
подвига народа, его любовь к родине, общий подъём патриотических чувств. Эти
записи позволяют ясно представить картины недавнего прошлого, которые для
учащихся являются историей.
Для закрепления полученного на уроках, придания практической направленности
важна взаимосвязь с внеурочной деятельностью. Основой такой работы может статьпрограмма «Я гражданин России» (автор Кавинская Нат. Влад.), разработанная на
основе программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
20062010 годы». Основные направления программы «Я и Отечество», «Я и школа», «Я
и искусство», «Я и семья», «Я и здоровый образ жизни».
3
«Я и Отечество»
Целью работы в этом направлении является формирование у учащихся знаний о правах,
традициях, истории своего народа, осмысление ребёнком себя, как части своей Родины,
её гражданина.
Задачи: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её
истории, традициях, культуре и о родном крае;
формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитывать любовь к своему краю, родному городу, как к малой Родине;
Формы работы: тематические уроки;
тематические классные часы;
конкурсы, викторины;
экскурсии, акции;
утренники, линейки к памятным датам;
встречи с ветеранами войны и труда;
«Я и школа»
В школе не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник
формирования необходимых качеств гражданина страны. Основное содержание
деятельности – осмысление школьниками необходимости научных знаний для
нормальной жизни в современном мире.
Задачи: знакомить с традициями и обычаями школы;
формирование навыка культурного поведения,
взаимоотношений в коллективе, воспитание любви и уважения
к школе, учителям и товарищам;
способствовать формированию ученического коллектива.
Формы работы: тематические классные часы;
беседы, праздники, утренники, конкурсы;
экскурсии, походы;
изучение правил поведения;
«Я и искусство»
Целью этого направления является воспитание нравственноэстетических качеств.
Умение видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности к
окружающему миру. Знакомить с произведениями искусства, воспитывать в них
чувства прекрасного.
Задачи: учить различать красивое и безобразное, развивать творческие способности;
формировать потребность в общении, творческой деятельности;
способствовать получению и расширению знаний о мировой культуре,
культуре России;
знакомить с народными ремёслами России.Формы работы: беседы, тематические часы;
посещение театров, кинотеатров;
экскурсии в музеи, на выставки;
творческие конкурсы;
посещение кружков, секций.
4
«Я и семья»
Целью является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по
формированию развития личности ребёнка, воспитание уважения к членам семьи.
Задачи: организация и проведение совместных мероприятий с родителями;
знакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
умение выполнять обязанности в семье, домашние поручения;
расширять представления детей о семейных традициях;
развивать интерес к профессии родителей,
закладывать основы для профессионального определения в будущем;
организация психологопедагогического просвещения родителей.
Формы работы: тематические классные часы;
совместные праздники детей и родителей;
родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации;
«Я и здоровый образ жизни»
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку значимость его
физического состояния для будущего самоутверждения, для развития нравственных
качеств и духовных сил.
Задачи: формирование навыков санитарногигиенической культуры;
развитие спортивных умений и навыков, привитие интереса к спорту;
формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;
знакомство с опытом т традициями предыдущих поколений по сохранению
здоровья;
Формы работы: тематические беседы и классные часы;
встречи с медработниками;
спортивные соревнования;
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать
гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного
достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается
прежде всего через любовь к родному городу, родным местам. Любовь к родному краю,
гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.
Формирование интереса к духовной культуре своего народа, воспитание национальной
гордости, уважения к прошлому народа, развитие детского творчества на основе
народных традиций, обращение к сокровищам русского фольклора плодотворно влияет
на развитие интеллекта, обогащает нравственно, способствует формированиюгражданского и национального самосознания, помогает детям осознать себя
хранителями русской культуры.
Задача школы, учителя заключается в обеспечении ученику успеха в его деятельности,
направленной на воспитание себя как гражданина своей Родины, формирование
положительной мотивации учащихся, при которой потребность быть полезным
обществу, народу, Отечеству, является нравственным стержнем.