Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева
Оценка 4.7

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
Междисциплинарный 3
11 кл +1
10.02.2017
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева
В.П.Астафьев в своих произведениях демонстрирует единство человека и природы, что является основой гражданско-патриотического воспитания. Главная идейно-сюжетная линия его творчества - Человек, который является неотъемлемой частью природы. Писатель утверждает, что человек должен жить с природой в согласии, иначе она будет мстить за своё унижение. Через образы своих героев автор раскрывает главную мысль произведений: человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям.
Астафьевские чтения.doc
Гражданско­патриотическое воспитание учащихся  по произведениям В.П.Астафьева В    Законе  РФ  «Об  образовании»,    государственной  программе   «Патриотическое воспитание   граждан   Российской   Федерации   на   2011­2015   годы»,   федеральном государственном   образовательном   стандарте   подчеркнута   значимость   и   актуальность патриотического   воспитания,   определены   место   и   роль   воспитания   патриотизма   у российских граждан. Человеку и гражданину России  важно знать ее историю,  духовные истоки   и   традиции,   чтобы     понимать     происходящие   в   ней   сегодня   события.   Системе образования   принадлежит     ведущая   роль   в   гражданско­патриотическом   становлении подрастающего поколения.  В   связи   с   изменениями,   которые   произошли   в   последние   десятилетия   в   России, возникла   необходимость   создания   реальных   условий,   способствующих   формированию гражданско ­ патриотических качеств личности, возрождение духовных традиций России, с очень   четкой   фиксацией   в  сознании   ребенка   таких   понятий   как  отчизна,   родной   край, гражданин, патриот, герой, ветеран войны и труда, природа, родители, народ. Всем   известно:   невозможно   вырастить   настоящего   гражданина   и   достойного патриота   без   уважительного,   трепетного   отношения   к   своим   истокам,   к   окружающему миру, о чем создают свои произведения многие талантливые литераторы. Именно таким писателем,   помогающим   молодежи   своими   яркими   страницами   литературных произведений   стать   настоящими   гражданами   и   патриотами   страны,   является   всемирно известный писатель,  лауреат  Государственной премии  СССР В.П.Астафьев. Школьники очень любят астафьевских героев, многому учатся у них, живо и эмоционально обсуждают их поступки. Со старшеклассниками мы часто для обсуждения берём книги В.Астафьева: «Царь­ рыба»,  «Последний   поклон»,  «Печальный   детектив»,   «Пастух   и  пастушка»,  «Затеси»  и другие. Именно в них автор поставил точный диагноз современного состояния общества, призвал противостоять духовной деградации, опираясь на нравственные, коренные устои народа: бережное отношение к природе, земле, односельчанам, к обычаям и традициям народа. Некоторые из этих книг составляют цикл повестей, небольших по объёму, поэтому подросткам удобно их прочитать, анализировать, подготовиться к выступлению. В связи с этим целесообразно проведение нестандартных уроков, как урок­репортаж, урок­«круглый стол», урок­прогноз, урок­дискуссия и др.  Урок­репортаж весьма нравится подросткам. Это одна из форм сюжетно­ролевых игр   на   уроке.   Роль   учителя   –   обозреватель:   комментарий,   корректировка,   оценка. Учащиеся   –   корреспонденты,   для   репортажа   выбрали   роман   «Печальный   детектив». Разумеется, до урока они прочитали все девять глав романа – девять внешне не связанных между собой эпизодов из жизни милиционера Леонида Сошнина. Каждый из учеников по договоренности между собой выбрал наиболее понравившуюся главу и подготовил по ней выступление   по   проблеме   гражданско­патриотического   воспитания.   По   ходу   урока возникли незапланированные дискуссии между «представителями» разных «изданий» или «организаций». С особым увлечением описывали «корреспонденты» разные моменты жизни бывшего   милиционера,   который   в   сорок   два   года   оказался   на   пенсии   из­за   ранений, полученных на службе.    Картины,   описанные   Астафьевым,   на   уроке   рассказанные   учениками,   привели некоторых   в   ужас   (по   всей   вероятности,   тех,   кто   полностью   не   прочитал   или   читал невнимательно). Герой Сошнин постоянно вступает в конфликт с окружающим миром, где сместились   нравственные   понятия,   законы   человеческого   общежития.   С   обострённым чувством ответственности за всё и всех, с его чувством долга, честностью и борьбой за справедливость он мог работать только в милиции. Слушателям, по их словам, становилось страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности и любви. Роман заставил задуматься ребят над своими поступками, оглянуться назад и посмотреть, что они сделали за прожитые годы, как можно помочь людям, откуда в человеке порой так много злости и жестокости. Из домашних сочинений было видно, что равнодушие является таким же злом, как и жестокость.     В.Астафьев   пытается   растревожить   души   читателей   судьбами   героев,   которые вызывают   сочувствие   и   жалость.   За   мелочами,   описанными   в   романе,   скрывается поставленная   автором   проблема   о   русской   душе,   о  своеобразии   русского   характера,   о качествах настоящего человека, о чем можно без конца говорить с детьми. «Обозреватель» и «корреспонденты» пришли к выводу: слыша каждый день о различных происшествиях (пресса   и   телевидение   сейчас   только   ими   и   дышат),   мы   порой   на   них   не   обращаем внимания, а собранные в романе, они заставляют снять розовые очки и понять, что если это произошло не с нами, то не значит, что оно нас не касается… Урок­«круглый стол» ­ тоже одна из форм сюжетно­ролевых игр, которая помогает вызвать восприятие произведения с позиций современных читателей. Это как бы беседа специалистов,   где   участвуют   «психологи»,   «юристы»,   «журналисты»,   «философы»…   В связи с этим мы обычно столы ставим кругом, чтобы все участники беседы видели друг друга и создалась атмосфера свободного творческого обмена мнениями. Ролевой подход при   обсуждении   произведения   позволяет   снять   скованность,   раскрепостить   творческую активность участников, тем более учитель указывает ученикам направление мыслительной деятельности.   Главное   в   этой   форме   занятия   –   формирование   культуры   дискуссии, коллективный поиск истины, внушение мысли, что истина сильна многообразием.  В такой интересной и запоминающейся форме прошел урок по роману «Прокляты и убиты», в котором основная тема – человек и война. Этот роман особенно затронул души юношей, т.к. в первой части («Чёртова яма») описывается жизнь новобранцев в учебном полку, во второй («Плацдарм») – картина обороны Великокриницкого плацдарма во время переправы   войск   через   Днепр.   Молодые   люди   искренне   осуждали   быт   новобранцев, тяготеющих   к   уголовно­блатному   миропониманию,   что   напоминает   в   описании   автора тюремный.   В   поступках   этих   героев   школьники   увидели   антипатриотизм.   Поведение солдат­старообрядцев, хранящих в душе чёткое и ясное понимание морали, были одобрены всеми   присутствующими.   Образ   рядового   Коли   Рындина   запал   в   душу   многих.   Он, старообрядец, даже на учебных занятиях не может ткнуть деревянным штыком «условного противника», потому что, по его мнению, Бог покарает всех, кто отступил, впустил в душу дьявола. Коля верит, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты Богом и убиты. Все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель   –   вот   эту   истину   подчеркивает   В.Астафьев   в   сборнике   новелл   «Царь­рыба». Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по­своему отображает главную мысль   автора:   единство   человека   и   природы,   что   является   основой   гражданско­ патриотического воспитания. Человек – неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за своё унижение. Через образ Игнатьича автор раскрывает   главную   мысль   произведения:   человека   ожидает   расплата   не   только   за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. «Царь­рыба» воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами В.Астафьева о том, что за дурные поступки человека обязательно ждёт возмездие, как говорится в народе, в жизни за всё надо платить. Эту мысль подтверждают некоторые выдержки из сочинений старшеклассников:  «Книга многому научила меня, дала уроки хороших манер. Я стала задумываться   о   смысле   жизни,   о   том,   какими   людьми   станем   мы,   станут   мои одноклассники. Сможем ли мы защитить свою страну при необходимости?..». «Я начал анализировать свои поступки, оглядываться назад. Прежде чем что­то сделать, думаю, не навредит ли это моим близким, окружающим, не причинит ли вреда природе. Что скажут люди обо мне, что подумают…». «Герои Астафьева как бы спрашивают меня: что ты в жизни сделал хорошего? Помог кому­нибудь? Можешь ли заботиться о своих близких? Умеешь ли чувствовать сердцем, когда им помощь твоя нужна?..»  Нельзя   не   упомянуть   о   самых   ярких   страницах   поэтических   миниатюр   книги «Затеси»,   которые   обращены   к   наиболее   острым   социально­нравственным   проблемам сегодняшнего   дня.   Его   герои   вовлекают   нас   в   диалог­сопереживание,   будоражат   наши души. Разрывается сердце при чтении миниатюры «Записка», где говорится, как из старой русской   деревни   родной   сынок   привез   в   город   собственную   мать,   неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери   вместо   денег   вложил   записку,   рекомендательное   письмо   в   няньки,   сторожихи, домработницы. Тут, кажется, комментарии не нужны, просто, сердце обливается кровью. Какая   жестокость!   Полное   молчаливое   равнодушие   общества,   людей   даже   к   родной матери! Это крик души В.П.Астафьева. И ответственность за то, чтобы молодое поколение услышало этот крик, лежит на нас, на учителях. Использованная литература: 1.Энциклопедия для детей. Русская литература. Часть II. ХХ век. М., 2005. 2.Виктор Астафьев. Печальный детектив. М., 1985. 3.Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. – Красноярск: Кн. изд­во, 1982. 4.Астафьев В.П. Царь­рыба. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988. 5.Залыгин С.П. Собеседования. – М.: Молодая гвардия, 1982.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017