Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
Междисциплинарный 3
11 кл +1
10.02.2017
В.П.Астафьев в своих произведениях демонстрирует единство человека и природы, что является основой гражданско-патриотического воспитания. Главная идейно-сюжетная линия его творчества - Человек, который является неотъемлемой частью природы. Писатель утверждает, что человек должен жить с природой в согласии, иначе она будет мстить за своё унижение. Через образы своих героев автор раскрывает главную мысль произведений: человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям.
Астафьевские чтения.doc
Гражданскопатриотическое воспитание учащихся
по произведениям В.П.Астафьева
В Законе РФ «Об образовании», государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы», федеральном
государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность
патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у
российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные
истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе
образования принадлежит ведущая роль в гражданскопатриотическом становлении
подрастающего поколения.
В связи с изменениями, которые произошли в последние десятилетия в России,
возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию
гражданско патриотических качеств личности, возрождение духовных традиций России, с
очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как отчизна, родной край,
гражданин, патриот, герой, ветеран войны и труда, природа, родители, народ.
Всем известно: невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного
патриота без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, к окружающему
миру, о чем создают свои произведения многие талантливые литераторы. Именно таким
писателем,
помогающим молодежи своими яркими страницами литературных
произведений стать настоящими гражданами и патриотами страны, является всемирно
известный писатель, лауреат Государственной премии СССР В.П.Астафьев. Школьники
очень любят астафьевских героев, многому учатся у них, живо и эмоционально обсуждают
их поступки.
Со старшеклассниками мы часто для обсуждения берём книги В.Астафьева: «Царь
рыба», «Последний поклон», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка», «Затеси» и
другие. Именно в них автор поставил точный диагноз современного состояния общества,
призвал противостоять духовной деградации, опираясь на нравственные, коренные устои
народа: бережное отношение к природе, земле, односельчанам, к обычаям и традициям
народа. Некоторые из этих книг составляют цикл повестей, небольших по объёму, поэтому
подросткам удобно их прочитать, анализировать, подготовиться к выступлению. В связи с
этим целесообразно проведение нестандартных уроков, как урокрепортаж, урок«круглый
стол», урокпрогноз, урокдискуссия и др.
Урокрепортаж весьма нравится подросткам. Это одна из форм сюжетноролевых
игр на уроке. Роль учителя – обозреватель: комментарий, корректировка, оценка.
Учащиеся – корреспонденты, для репортажа выбрали роман «Печальный детектив».
Разумеется, до урока они прочитали все девять глав романа – девять внешне не связанных
между собой эпизодов из жизни милиционера Леонида Сошнина. Каждый из учеников по
договоренности между собой выбрал наиболее понравившуюся главу и подготовил по ней
выступление по проблеме гражданскопатриотического воспитания. По ходу урока
возникли незапланированные дискуссии между «представителями» разных «изданий» или
«организаций». С особым увлечением описывали «корреспонденты» разные моменты жизни
бывшего милиционера, который в сорок два года оказался на пенсии изза ранений,
полученных на службе.
Картины, описанные Астафьевым, на уроке рассказанные учениками, привели
некоторых в ужас (по всей вероятности, тех, кто полностью не прочитал или читал
невнимательно). Герой Сошнин постоянно вступает в конфликт с окружающим миром, где
сместились нравственные понятия, законы человеческого общежития. С обострённым
чувством ответственности за всё и всех, с его чувством долга, честностью и борьбой за
справедливость он мог работать только в милиции. Слушателям, по их словам, становилось страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности и любви.
Роман заставил задуматься ребят над своими поступками, оглянуться назад и посмотреть,
что они сделали за прожитые годы, как можно помочь людям, откуда в человеке порой так
много злости и жестокости. Из домашних сочинений было видно, что равнодушие является
таким же злом, как и жестокость.
В.Астафьев пытается растревожить души читателей судьбами героев, которые
вызывают сочувствие и жалость. За мелочами, описанными в романе, скрывается
поставленная автором проблема о русской душе, о своеобразии русского характера, о
качествах настоящего человека, о чем можно без конца говорить с детьми. «Обозреватель»
и «корреспонденты» пришли к выводу: слыша каждый день о различных происшествиях
(пресса и телевидение сейчас только ими и дышат), мы порой на них не обращаем
внимания, а собранные в романе, они заставляют снять розовые очки и понять, что если это
произошло не с нами, то не значит, что оно нас не касается…
Урок«круглый стол» тоже одна из форм сюжетноролевых игр, которая помогает
вызвать восприятие произведения с позиций современных читателей. Это как бы беседа
специалистов, где участвуют «психологи», «юристы», «журналисты», «философы»… В
связи с этим мы обычно столы ставим кругом, чтобы все участники беседы видели друг
друга и создалась атмосфера свободного творческого обмена мнениями. Ролевой подход
при обсуждении произведения позволяет снять скованность, раскрепостить творческую
активность участников, тем более учитель указывает ученикам направление мыслительной
деятельности. Главное в этой форме занятия – формирование культуры дискуссии,
коллективный поиск истины, внушение мысли, что истина сильна многообразием.
В такой интересной и запоминающейся форме прошел урок по роману «Прокляты и
убиты», в котором основная тема – человек и война. Этот роман особенно затронул души
юношей, т.к. в первой части («Чёртова яма») описывается жизнь новобранцев в учебном
полку, во второй («Плацдарм») – картина обороны Великокриницкого плацдарма во время
переправы войск через Днепр. Молодые люди искренне осуждали быт новобранцев,
тяготеющих к уголовноблатному миропониманию, что напоминает в описании автора
тюремный. В поступках этих героев школьники увидели антипатриотизм. Поведение
солдатстарообрядцев, хранящих в душе чёткое и ясное понимание морали, были одобрены
всеми присутствующими. Образ рядового Коли Рындина запал в душу многих. Он,
старообрядец, даже на учебных занятиях не может ткнуть деревянным штыком «условного
противника», потому что, по его мнению, Бог покарает всех, кто отступил, впустил в душу
дьявола. Коля верит, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут
прокляты Богом и убиты.
Все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на
гибель – вот эту истину подчеркивает В.Астафьев в сборнике новелл «Царьрыба».
Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых посвоему отображает главную
мысль автора: единство человека и природы, что является основой гражданско
патриотического воспитания. Человек – неотъемлемая часть природы. Он должен жить с
ней в согласии, иначе она будет мстить за своё унижение. Через образ Игнатьича автор
раскрывает главную мысль произведения: человека ожидает расплата не только за
варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. «Царьрыба» воспитывает
чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами В.Астафьева о том,
что за дурные поступки человека обязательно ждёт возмездие, как говорится в народе, в
жизни за всё надо платить. Эту мысль подтверждают некоторые выдержки из сочинений
старшеклассников: «Книга многому научила меня, дала уроки хороших манер. Я стала
задумываться о смысле жизни, о том, какими людьми станем мы, станут мои
одноклассники. Сможем ли мы защитить свою страну при необходимости?..». «Я начал
анализировать свои поступки, оглядываться назад. Прежде чем чтото сделать, думаю, не навредит ли это моим близким, окружающим, не причинит ли вреда природе. Что скажут
люди обо мне, что подумают…». «Герои Астафьева как бы спрашивают меня: что ты в
жизни сделал хорошего? Помог комунибудь? Можешь ли заботиться о своих близких?
Умеешь ли чувствовать сердцем, когда им помощь твоя нужна?..»
Нельзя не упомянуть о самых ярких страницах поэтических миниатюр книги
«Затеси», которые обращены к наиболее острым социальнонравственным проблемам
сегодняшнего дня. Его герои вовлекают нас в диалогсопереживание, будоражат наши
души. Разрывается сердце при чтении миниатюры «Записка», где говорится, как из старой
русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную,
изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки
матери вместо денег вложил записку, рекомендательное письмо в няньки, сторожихи,
домработницы. Тут, кажется, комментарии не нужны, просто, сердце обливается кровью.
Какая жестокость! Полное молчаливое равнодушие общества, людей даже к родной
матери! Это крик души В.П.Астафьева. И ответственность за то, чтобы молодое поколение
услышало этот крик, лежит на нас, на учителях.
Использованная литература:
1.Энциклопедия для детей. Русская литература. Часть II. ХХ век. М., 2005.
2.Виктор Астафьев. Печальный детектив. М., 1985.
3.Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. – Красноярск: Кн. издво, 1982.
4.Астафьев В.П. Царьрыба. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.
5.Залыгин С.П. Собеседования. – М.: Молодая гвардия, 1982.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся по произведениям В.П.Астафьева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.