Автор Дьячкова Нина Леонидовна
427370 Удмуртия, с. Сюмси
Сюмсинская СОШ
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема урока: Грозные ветры
Цель: расширить знания учащихся о разновидностях ветра.
Задачи:
- формирование представление о возникновении грозовых ветров;
- обеспечить усвоение новых терминов «»торнадо», «смерчи», «тромбы», «бора», «тропический циклон»;
- развивать умение вычленять главное на основе анализа, делать выводы.
Учебник: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир».
Оборудование: раздаточный материал (тексты №1, №2), чистые листы, цветные карандаши, ноутбук, проектор, экран.
Встреча с проблемой.
1. Настрой на урок.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2. Актуализация опыта.
Отгадайте загадку.
Пыль с дороги захватил,
А потом набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился. (Смерч)
Ребята называют свои варианты.
- О чём же мы сегодня на уроке будем говорить? (О ветрах).
- Какая тема нашего урока? Слайд 1. Тема урока: Грозные ветры.
- Как вы понимаете слово «грозные»? (Страшные, разрушительные)
Составляется кластер по предложению учащихся по теме «Ветры».
- За тысячелетия человек сумел преодолеть свою повседневную зависимость от сил природы – он может соорудить надёжное жилище, сделать запас продовольствия на случай неурожая. Но всё же стихийные бедствия каждый год уносят множество жизней и причиняют большой ущерб.
Ветры катастрофической силы – наиболее грозное явление природы. Скорость ветра измеряют в метрах в секунду. Записывают так: М/С.
Силу ветра определяют баллами – условными цифрами от 1 до 12.
3. Создание проблемной ситуации.
Слайд 2. Слова: Смерч, торнадо, ураган, бора, тропический циклон.
Кто сумеет объяснить значения этих слов?
Дети высказывают свои предположения. Слайд 3. Открываем слайд с объяснениями и сравниваем с объяснениями детей.
На какие вопросы хотите узнать ответы на вопросы?
(Вопросы записываются на доске).
По просьбе учителя ученики формулируют цель деятельности – «найти ответы на интересующие нас вопросы».
Построение знаний.
1. Выбор методов исследования.
Учитель обращается к детям с вопросом:
- Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?
Слайд 4. Учащиеся предлагают исследовать, то есть наблюдать, работать с текстом, выбирать нужный материал, рассуждать, анализировать, задавать вопросы.
2. Сбор информации.
Учащиеся получают тексты о грозных ветрах и составляют свой кластер.
3. Организация информации. (Карточка №1)
Ученики работают в группах. Ученик каждой группы рассказывает о разных видах грозных ветров. Учитель заносит данные на доску.
Слайды 5,6. Ураган (1 группа)
Слайд 10,11,12. Торнадо (2 группа)
Слайд 7, 8,9. Смерчи, тромбы (3 группа)
Слайд 13,14. Бора. (4 группа)
Слайд 15, 16, 17. Тропический циклон (5 группа)
Физкультминутка:
Ветер по морю гуляет (Руки вперёд, имитируют движение волн)
И кораблик подгоняет. (Руки в стороны, делают круги руками,
как бы создавая ветер.)
Он бежит в себе в волнах (Плавные волнообразные движения руками)
На раздутых парусах. (Поднимают руки вверх, соединяя кисти, делая
надутый парус.)
Слайд 18. Организация информации (Карточка №2).
Выбрать из текста данные, соответствующие только тому виду ветра, о каком вы говорили).
Учитель фиксирует данные на доске.
Учитель просит найти оставшиеся вопросы и ответить на них.
4. Построение анализа
Работая белой «шляпой», ученики выделяют факты; с «жёлтой» - в тексте находят положительные моменты; с «чёрной» - отрицательные стороны; «синяя» шляпа делает обобщающий вывод; «зелёная» шляпа – применение.
5. Названия природных явлений.
Слайд 19. Проверка
6. Формулировка выводов.
Учитель просит вернуться к кластеру, проанализировать и откорректировать его, сделать выводы, на основе полученных знаний.
Рефлексия
Учащиеся пишут текст – резюме, заканчивая фразы: «Оказывается, что…», «Я понял, что…», Меня удивило, что…».
Тексты зачитываются в группах, Один представитель от группы читает всему классу.
Оценивание себя.
Слайды 20, 21. Правила. Как действовать во время грозы.
Приложения.
Найдите слова, обозначающие явления природы.
В |
Е |
Т |
Е |
Р |
Г |
Р |
О |
М |
Р |
М |
О |
Т |
О |
Т |
У |
М |
А |
Н |
А |
Н |
Л |
Г |
У |
М |
Е |
Т |
В |
У |
Д |
И |
Я |
Р |
Б |
Ч |
О |
Е |
И |
Р |
У |
Ш |
Т |
С |
У |
С |
А |
Л |
Х |
А |
Г |
Р |
О |
З |
Р |
М |
Е |
Ь |
Р |
Г |
А |
М |
О |
А |
А |
Н |
Р |
Ч |
Ь |
А |
Н |
Проверим ваши ответы
Приложение. Кластер
Кроссворд
По вертикали: 1. Непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами.
2. Входит в состав всех живых организмов. 3. Горячая подземная вода.
6. Тёплое течение. 7. Пушинка, кристаллик снега. 9. Замёрзшая и затвердевшая вода. 12. Строение земной поверхности. 13. Коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.
По горизонтали: 4. Прибор для измерения давления воздуха. 5. Плавучая ледяная гора. 8. Очистка воды от нерастворимых примесей. 10. Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. 11. Атмосферные осадки в виде небольших ледяных шариков. 14. Гигантская волна, возникающая в океане в результате подводного землетрясения или извержения подводных вулканов.
Н.Я. Дмитриева. А. Н. Казаков окружающий мир, 2 класс
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.