Конспект внеурочного занятия «В гости к весне» (проектная деятельность)

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная деятельность для учащихся 2 класса
Иконка файла материала Проектная деятельность 2 класс.doc

Конспект внеурочного занятия

«В гости к весне»

(проектная деятельность)

 

Название проектной задачи

журнал «Весна»

Предмет

Окружающий мир (УМК «Школа России»)

Класс

2

Вид задачи

Предметная одновозрастная

Время проведения

Задача может использоваться в качестве обобщения и закрепления знаний учащихся по темам «Неживая природа весной», «Живая природа весной», « Труд людей весной»

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1.   Обобщение и систематизация учащимися знаний по теме «В гости к весне»

2.   Формирование навыков учебного сотрудничества учащихся.

3.   Работа над формированием действия контроля и оценки.

4.   Воспитание самостоятельности и способности организовывать рабочее место.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

- использование детьми знаний о полученном материале;

- работа со справочным материалом;

- соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала;

- высказывание собственной точки зрения;

- публичное выступление;

- элементы разновозрастного сотрудничества в игровой деятельности;

- работать в группе

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

- степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях, умения объединять способы действий из разных дисциплин для достижения цели;

- умения работать в малой разновозрастной группе, создавать конечный продукт – альбом.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

- владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

- умение действовать согласно инструкции;

- правильность выполнения отдельных заданий;

- умение обосновывать действия;

- способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;

- умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;

- умение работать со справочным материалом, выделять из него необходимую информацию, отсеивать данные, не имеющие отношения к решению данной задачи;

- коммуникативные умения при работе в малой разновозрастной группе и их влияние на конечный результат.

Этапы решения задачи

1. Целеполагание и формулировка задач.

2. Выполнение заданий.

3. Подготовка презентации «продукта».

4. Презентация готового «продукта».

5. Рефлексия.

6. Оценка выполнения работы.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, доска, демонстрационный материал, тексты, фотографии, пакеты заданий, листы бумаги формата А-4 для изготовления альбома, папки со скоросшивателями, файлы, фломастеры, клей, ножницы, оценочные листы, «листы умений».

Формируемые  и  оцениваемые  УУД 

1.Личностные УУД- произвольность  регуляции  поведения  и  деятельности:  в  форме  построения  предметного  действия  в  соответствии  с  заданным  образцом  и  правилом,  формирование  адекватной  позитивной  осознанной  самооценки  и  самопринятия;

2.Коммуникативные УУД-умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в    соответствии  с  задачами  и  условиями  коммуникации;  планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками;  инициативное  сотрудничество при работе с  информацией;

3. Познавательные  УУД -поиск  и  выделение  необходимой  информации,    использование  источников  информации;

4. Регулятивные  УУД-организация работы в соответствии с инструкцией;  оценка  результатов  работы.

 

 

 

 

 

 

Описание проектной задачи

1.     Мотивирование учащихся на проектную деятельность

-Указом Президента Российской Федерации 2025 год объявлен Годом защитника Отечества. Этот год станет данью уважения к ратному подвигу всех, кто сражался за Родину в разные исторические эпохи, а также нынешним героям – участникам специальной военной операции.

Вы -будущие защитники нашей Родины. Мальчики будут служить в армии, а кто-то из-вас может быть выберет военную профессию. Каждый военный должен знать очень много….в том числе и особенности той местности, где он служит. У нас за окном весна. Нелегко нашим солдатам в это время года.

-Я предлагаю вам сегодня поработать над проектом: создать журнала «Весна», чтобы напомнить военным об особенностях живой и неживой природы в это время года.

-Нельзя забывать и о том, что у каждого солдата выпадает время для отдыха.

-Как вы думаете, что он делает, как отдыхает?

-Да, спит, слушает музыку или читает. Значит и в нашем журнале он может найти стихи о весне, которые поднимут ему настроение и напомнят о доме.

-Как вы думаете, сможем мы это сделать?

-Какая цель нашего урока? (Создать журнал о весне)

Слайд№

1.Создать журнал о весне.

2.Сделать его красочным и полезным.

 

-Работать вам предстоит сегодня в группах. Каждая группа создаст свою страницу. А после мы соберём их в один журнал и отправим с  очередной посылкой бойцам СВО. Согласны?

 

Слайд№

-Вспомним правила работы в группе:

 

1.      Обращайтесь друг к другу только по именам.

2.      Своё мнение должен высказать каждый.

3.      Умей выслушать товарища.

4.      Терпеливо и уважительно относитесь к чужому мнению.

5.      Не кричите, старайтесь договариваться по всем спорным вопросам.

6.      Работай тихо, чтобы не мешать другим.

7.      Рабочее место содержи в порядке.

8.      Закончив дело, помоги другу.

 

Слайд№

Составим план работы:

1.     Познакомимся...

2.     Распределим...

3.     Создадим....

4.     Представим...

5.     Оценим...

- Каким должен получиться наш журнал? (аккуратным, красочным, т.д.)

 

2. Самостоятельная деятельность учащихся.

-Вы получаете пакет с заданием, инструкцией, фотографиями, текстовой информацией, дополнительными материалами. На партах клей и ножницы.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задание 1.

-Распределите роли в группе. Соедините стрелочками название работы и имя исполнителя.

Слайд№

1) Редактор (координирует работу по подготовке информационного наполнения) -

2) Писатель (подбирает тексты, соответствующие рубрике) -  

3) Иллюстратор (художник, который подбирает картинки) -

4)  Докладчик (представляет работу группы) –

 

Задание 2.

-Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из них вам могут понадобиться для оформления вашей странички. Не забывайте о распределении работы.

 

Каждой группе учащихся выдается:

1) листы формата А3;

2) репродукции, картинки;

3) тексты

4)  карточки с загадками и стихами;

5) ножницы, клей.

 

-В каждый комплект включён и тот материал, который не подходит для работы данной группы (содержит произведения и рисунки о других временах года). Вы должны выбрать тот материал, который соответствует вашему заданию.

 

Задание 3.

- Разложите выбранные материалы на странице. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас получилось.

 

3. Представление результатов работы. Рефлексия.

-Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.

(Дети представляют результат работы своей группы, рассказывают, какую информацию они использовали)

-Молодцы!

-Наш журнал почти готов. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в журнал.

(Дети обсуждают последовательность страничек в журнале; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке изменения неживая природа – живая природа – труд людей»)

 

Рефлексия и оценивание.

- На «листе умений» отметьте те из них, которые вам пригодились при выполнении работы.

 

- Оцените работу каждого члена группы на «Листе самооценки».

            

- Ответьте на вопросы:

1. Дружная ли была у вас команда?

2. Что помогло вам в работе?

3. Что нового вы узнали?

4. Что для вас было интересным на занятии?

5. С какими трудностями встретились? Почему?

6. Какое д/з вы хотели бы получить?

7. Где узнаете нужную информацию?

 

-Спасибо всем за активную работу на уроке. Молодцы!

 

 

 

 

                                                         Инструкция:

1.     Познакомьтесь с содержанием конверта. Распределите задания между учениками.

2.     Прочитайте и выберите тексты, подходящие к вашей странице. Приклейте их.

4.     Выберите подходящие картинки и фото, наклейте их на страницу.

5.     Посоветуйтесь друг с другом и отметьте умения, которые были применены вами на занятии.

6.     Запишите имена участников группы на лист самооценки. Оцените работу каждого в группе от 1 до 5 баллов

7. Подготовьте выступление, расскажите о содержании вашей папки.

 


Приложение 2

 

Лист умений

Отметьте умения, которые были применены на занятии.

Умение участвовать в диалоге.

 

Умение строить речевое высказывание.

 

Умение договариваться, находить общее решение.

 

Умение работать в группах.

 

Умение ориентироваться в дополнительной информации.

 

Умение радоваться успехам одноклассников.

 

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

 

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

 

Умение слушать и отвечать на заданный вопрос.

 

Умение работать в соответствии с алгоритмом.

 

 

 

Лист самооценки группы

Имя ученика

Оценка

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Общая оценка группы

 

 

 

 

                                Задание для 1 группы

 

1.               Весной солнце начинает прогревать почву, но погода всё ещё стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. И всё же, постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце всё выше поднимается над землей, давая всё больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна.
На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака-барашки. На реках начинается ледоход. Реки переполняются водой и выходят из берегов — наступает половодье.

 

_____________________________________________________

 

2.С наступлением осени становится всё холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой  небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится   низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Жуковский

Первый гром.

Первый гром прогремел,
Туча пронеслася,
Чистой влагой дождя
Травка напилася.
Охватила всю даль
Радуга дугою,
Брызнул солнечный луч
Ярко над землёю.

Шибаев Александр 

 

    Хороший день 
До чего хоpош денёк:
Веет лёгкий ветеpок,
Солнца летнего лyчи
Так пpиятно гоpячи!
И не надо 
Hи сапог,
Hи pyбахи,
Hи чyлок,
Hи тyжypки,
Hи калош...
До чего денёк хоpош!

Ф.Тютчев

        Весенние воды

 

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"


Афанасий Фет

 

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Задание для 2 группы


1. Весной радуется всё живое на Земле. Лес пробуждается, наполняется звуками, движением. На северных склонах ещё лежат сугробы мокрого снега, а южные уже дымятся, подсыхая.
Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного света. Ещё одно заметное изменение в природе весной — на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клёна, березы. На опушках появляется первая травка. Зацветают подснежники. Появляются красные цветки медуницы. Пройдет немного времени, и её цветы станут лиловыми, а потом синими.

 

2. Солнечных дней становится все меньше, земля и воздух постепенно остывают, меняется погода. Все растения осенью начинают подготовку к предстоящей зимней спячке: деревья сбрасывают свою листву, травы перестают расти и высыхают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. Тютчев

Черёмуха

 

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.


Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Сергей Есенин

Берёза

 

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

 

К. Бальмонт

 

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Листопад

 

.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Задание для группы 3

1. Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Клесты питаются семенами ели и сосны.  Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание.  Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши.    Олени, лоси и зайцы осенью питаются корой деревьев и кустарников. 

_____________________________________________________

 

 

2.Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке. Пришло время возвращаться перелётным птицам: для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними — жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи. Весной птицы вьют гнезда.
После зимней спячки появляются медведи, ежи, волки. Весной у многих зверей начинается линька — летняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Ладонщиков

 

Возвращаются певцы 

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы 

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

 И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке

Г. Ладонщиков

«Медведь»

Без нужды и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет! —

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил —

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

    Заливает — не до сна!

Вылез он и видит:

Лужи,

Тает снег...

    Пришла весна

 





А. Блок

              Ворона

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

 

 

Т.Белозёров

    Куропатки

Куропатки на ночлег
В голубой 
Нырнули 
Снег.
И до самого рассвета
В этом сказочном снегу
Куропаткам снилось лето
С голубикой
На лугу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Задание для 4 группы

1. В это время года продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами – комбайнами. Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается. В городских парках и скверах тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. В садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай. 

 

2. Как только с полей сходит снег, на них начинаются работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.
В конце весны, в тёплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
На улицах городов и посёлков подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Picture background

 

 

 

 

 

   Весенние работы.

Ярко солнце светит,
На улице весна,
Весенние работы
Делать нам пора.

И мы всем школьным классом
Выходим дружно в сад,
Той долгожданной встречи
Он будет очень рад.

Берём с собой лопаты –
Деревья окопать,
Веревки прихватили –
Саженцы вязать.

А также взяли грабли,
А как же их не взять,
Весь сад в опавших листьях
Нам нужно их собрать.


 


Скачано с www.znanio.ru