Проект в подготовительной группе «Цена крошки хлеба!»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для воспитанников подготовительной группы «Любознайки» воспитатель Васильева Валерия Николаевна провела обучающее занятие, посвящённое Всемирному дню хлеба в рамках проекта "Цена крошки хлеба".
Иконка файла материала проект цена крошки хлеба.docx

Проект в подготовительной группе

«Цена крошки хлеба!»

 

Подготовила

Воспитатель МБДОУ № 137

Васильева В.Н.

 

 

Проект в подготовительной к школе группе на тему:

«Цена крошки хлеба»

Наименование проекта«Цена крошки хлеба»

Вид проекта: информационно-исследовательский.

     По количеству участников: групповой

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель

Продолжительность проекта: краткосрочный

     Сроки реализации проекта: 1 неделя

     Актуальность:

      Хлеб как символ жизни и труда

* Хлеб является основой питания многих народов

* Он рассматривается как источник жизни и символ труда

* С хлебом связано много обрядов. Обряды и символика хлеба

* Буханка хлеба и каждый его кусок воплощали долю человека

* Считалось, что от обращения с хлебом зависят сила, здоровье и удача

* Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте

* Дорогих гостей встречают хлебом-солью

Значение хлеба в культуре

* Хлеб - это символ благополучия и достатка

* Дети встречаются с хлебом ежедневно, но могут терять его значимость

* Это проявляется в небрежном отношении к хлебу

Проект по изучению хлеба

* Вместе с ребятами подготовительной группы решили проследить путь хлеба от зернышка до стола

* Проект позволяет расширить знания детей о пользе хлеба, его ценности и тяжелом труде людей, выращивающих хлеб

Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Задачи проекта:

Уточнение знаний о хлебе

* Кто делает хлеб

* Где и из каких зерновых культур получают муку

Обогащение активного словаря

* Специфические термины и названия

* Словообразование родственных слов от слова «хлеб»

* Употребление относительных прилагательных

Обогащение познавательного опыта

* Развитие связных коммуникативных навыков

* Монологическая и диалогическая речь

* Умение делать элементарные умозаключения и выводы

Знакомство с искусством

* Картины известных художников

* Произведения разных авторов, посвященные хлебу

Работа с пластичным материалом

* Развитие умений и навыков работы с пластичным материалом

Знакомство с русскими обычаями

* Старинные русские обычаи, связанные с хлебом

Закрепление представления о важности хлеба

* Хлеб нужен каждому человеку

Учение сотрудничеству и уважению чужого труда

* Привлечение родителей к образовательному процессу

* Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями

     Гипотеза: Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к ней.

      Разработка проекта:

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

      Планируемый результат:

Знание злаковых культур

* Дети должны знать информацию о злаковых культурах

Ценность и польза хлеба

* Дети должны понимать ценность и пользу хлеба

Производство хлеба

* Дети должны знать о производстве хлеба

Трудовые навыки

* Дети должны уметь применять трудовые навыки

Важность труда хлебороба

* Дети должны понимать важность труда хлебороба

Сюжетно-ролевые игры

* Дети должны уметь организовывать сюжетно-ролевые игры на основе знаний о хлебе и его происхождении

Забота и уважение к труженикам села

* Дети должны проявлять заботу и уважение к труженикам села

Бережное отношение к хлебу

* Дети должны бережно относиться к хлебу

       Содержание работы:

• Рисунок «Колосья»;

• Аппликация «Мельница»;

• Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста;

      • Приметы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи о хлебе;

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

 «Берегите хлеб».

Чтение литературы: сказки «Легкий хлеб»«Крупеничка»«Крылатый, мохнатый, да масляный»«Колосок», В. Дацкевич «От зерна до каравая»,

К. Чуковский «Чудо – дерево»«Булка», В. Ремизов «Хлебный голос»,

Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;

•  Рассматривание репродукций картин русских художников: Ш. Шишкин «Рожь», Н. Купреянов «Вспашка»«Посев»«Уборка», И. Репин «Л. Толстой на пашне», А. Васнецов «Жнецы», Т. Яблонская «На колхозном току».;

• Составление узоров и рисунков из круп.

     • НОД: «Как наши предки выращивали хлеб»

• Наблюдения и рассматривание альбомов, презентаций;

• подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

• Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

• Дидактические игры: 

      «Что сделано из муки?»

      «Что из какой муки испекли»  

  Игра с мячом «Скажи, какой» 

  «Назови профессию»

  «Что сначала, что потом»

  «Разложи блинчики»

  «Разрезные картинки»

   «Что нужно для работы хлебороба»  

   «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

       • Речевые игры

        «Отгадай, что это?»

        «Придумай слово»

        Игра в слова

        «Четвертый лишний»

        «Кто назовет больше изделий из теста?»

       • Исследовательская деятельность:

Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Рассматривание колоса через лупу

 Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

 Взаимодействие с родителями

       Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.     

       Интеграция образовательных областей:

  Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

        Итоговое мероприятие проекта: выставка хлебобулочных изделий, альбом «Путь от зерна до хлеба»

Приложение

Конспект ОД «Как наши предки выращивали хлеб»

Задачи:

Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;

Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1)  распечатанная презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

2) снопик пшеницы, крупы, серп, сито, деревянная расписная посуда, рушник, муляжи хлеба и хлебобулочных изделий.

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Введение в ситуацию

* Воспитатель собирает детей около себя

* Спрашивает, любят ли дети ходить по магазинам с мамами

* Спрашивает, какой магазин нравится больше всего и почему

* Предлагает отправиться в магазин вместе

Актуализация знаний

* Воспитатель предлагает отправиться в путешествие в хлебный край

* Вместе с детьми отправляется Незнайка, который тоже любит ходить по магазинам

* Дети садятся в воображаемый поезд и едут

Физкультминутка (А. Железнова)

-Мы едем-едем-едем

В далёкий хлебный край.

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай.

Тра-та-та, тра-та-та

Пусть дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё преодолеем,

Всё мы делаем, играя,

Вот история какая!

На магнитной доске появляется витрина хлебного магазина.

Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.

- Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)

- Как называется этот магазин?

- Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)

- Верно.

- А из чего изготавливают муку (Из зерен пшеницы)

- А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)

- Ребята, Незнайка не знает, как можно вырастить пшеницу.

-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, прежде чем оно станет хлебом на столе.

3. Затруднение в ситуации

На столе, разложены разноцветные карточки. На каждой — изображение какого-то предмета:  серп, плуг, жернов, мельница, лопата,  коса, и еще несколько непонятных детям изображений,  среди которых  были и  совсем  древние орудия труда,  даже  не всем взрослым известные. Воспитатель, с улыбкой собирая вокруг стола  шумную  группу  ребятишек,  загадочно произнесла: "Ребята,  хотите помочь Незнайке?  Он никак не может разобраться в  порядке  выращивания  пшеницы.  Сможете  ли вы ему помочь?"

Дети,  с  живым  интересом  в  глазах,  начинают  перебирать  карточки,  пытаются  построить  логическую  цепочку.  С  первого  взгляда  задача  казалась  простой, но  вскоре  стало  ясно,  что  не  все  так  однозначно.  Некоторые  карточки  вызывали  затруднения:  что  было  сначала –  пахота  или  сев?  Как  же  мололи  зерно  в  древние  времена,  без  современных  мельниц?  Возникла  живая  дискуссия,  дети  высказывали  свои  догадки,  спорили,  переставляли  карточки,  пытаясь  восстановить  забытую  последовательность  процесса  выращивания  хлеба.

Наконец,  некоторые  ребята  с  уверенностью  заявили,  что  разложили  все  правильно.  Но  воспитатель,  поддерживая  интригу,  сказала: "Незнайка  сомневается!  Ему  кажется,  что  вы  ошиблись.  Давайте  проверим".  Она  задавала  наводящие  вопросы: "Смогли  мы  помочь  Незнайке?  Почему  же  не  смогли  сразу  разложить  карточки  по  порядку?  Что  нам  нужно  узнать,  чтобы  правильно  выполнить  задание?"

Ответы  детей  были  разными,  но  в  итоге  все  пришли  к  общему  выводу:  чтобы  помочь  Незнайке,  необходимо  подробно  разобраться  в  том,  как  выращивали  хлеб  в  старину,  когда  еще  не  было  современных  машин  и  технологий.  Это  стало  задачей  на  будущее,  стимулом  для  дальнейшего  изучения  истории  земледелия и  жизни  людей  в  прошлые  времена.  Занятие  превратилось  в  увлекательное  путешествие  в  историю,  где  каждая  карточка  –  это  ключ  к  пониманию  трудолюбия  и  искусности  наших  предков.

4. Открытие нового знания

- Возможно узнать, как появился хлеб на нашем столе? Дети предлагают множество вариантов: спросить знающих людей, поискать информацию в книгах, изучить интернет-ресурсы, посетить музей.  Мне особенно понравилась идея посетить Музей хлеба.  Хотите отправиться туда? Но, прежде чем мы начнём наше виртуальное путешествие, давайте вспомним правила поведения в музее.  Конечно же, необходимо вести себя тихо и спокойно, а также ни в коем случае нельзя трогать экспонаты без разрешения.  А как называется человек, который рассказывает о музейных экспонатах? Правильно, экскурсовод!  Разрешите мне взять на себя эту роль, а вы будете посетителями нашего Музея хлеба.  Добро пожаловать!

Представьте, что мы сидим на мягком ковре перед большим экраном,  на котором будут появляться иллюстрации к нашей истории.  Давайте подумаем: всегда ли существовали тракторы и машины? Откуда на Земле появились эти умные помощники человека?  Верно, их создал человек!  Машины – это часть рукотворного мира, плод человеческого труда и изобретательности. Но путь к созданию этих машин был долгим и сложным.  Я хочу рассказать вам одну интересную историю.

В старину хлеб не покупали в супермаркетах, как мы делаем это сейчас.  Хлеб пекли дома, в русской печи,  и это был настоящий ритуал, требующий  знаний и умений.  Наши предки говорили: «Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился».  Давайте вместе разберемся, какой путь проходит зерно, прежде чем превратиться в ароматную буханку хлеба, которая появляется на нашем столе.  Послушайте мой сказ!

Жил-был в одной небольшой деревне трудолюбивый мужик.  Однажды, проснувшись утром, он почувствовал сильный голод и обнаружил, что хлеба в доме нет.  Что же делать? Мужик решил вырастить хлеб сам.  Но с чего начать?  Вот и он задумался.  И вы, ребята, как думаете, с чего начать выращивание хлеба?

Мужик вышел в поле, и вот что произошло. Он начал рассуждать сам с собой, планируя свои действия.  «Посею-ка я рожь и пшеницу», – решил он.  Он уже собирался бросать зерна в землю, когда вдруг услышал голос: «Погоди, мужик, не спеши бросать зёрна!  Сначала нужно подготовить меня, землю-матушку, к посеву».  Мужик зачесал затылок, задумавшись, как же подготовить землю.  А вы, ребята, знаете, что нужно сделать?  Земля-матушка сама ему и подсказывает: «Сначала надо вспахать землю, затем боронить,  после этого удобрить и только потом сеять».

А теперь представьте себе, ребята, как обрабатывали землю в старину, до появления мощных тракторов?  Какие орудия труда использовали наши предки?  Вспомним картины и иллюстрации, на которых изображены крестьяне, обрабатывающие землю.  Это был тяжёлый физический труд, требующий больших усилий и терпения.  Они использовали деревянные плуги, тянули их волы или лошади.  Боронили землю специальными боронами,  ими же разравнивали землю после вспашки, чтобы она была готова к посеву.  Удобрения тоже были натуральными,  это мог быть навоз, компост,  получаемые из растительных остатков.  Каждый этап был важен и выполнялся с большой тщательностью.

После того, как земля была подготовлена, мужик посеял рожь и пшеницу,  затем терпеливо ждал, пока созреет урожай.  А это требовало времени,  нужно было  бороться с сорняками,  беречь посевы от вредителей и непогоды.  Помните, какая огромная работа стоит за каждой буханкой хлеба!  Только после сбора урожая,  обмолота и помола зерна,  мужик смог испечь хлеб в своей русской печи.  И вот, наконец, ароматная, горячая буханка хлеба появилась на его столе, награда за его труд и терпение.

Так что, прежде чем съесть кусочек хлеба,  вспомним весь этот длинный путь от зернышка до готового продукта,  вспомним труд людей, которые  вложили в него свои силы и знания.  И это только начало истории хлеба.  Мы еще многое узнаем о его производстве,  истории и значении в жизни людей в Музее хлеба.  Готовы отправиться в наше виртуальное путешествие?

 

 

ХЛЕБ РАСТЕТ

Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.

Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.

Загадка: отгадайте загадку:

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят. (колос)

-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами)

ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми.

-Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут)

- Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.

ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

НА МЕЛЬНИЦЕ

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

- Отгадайте, что это?

Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)

- Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница» 

Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

И в мешочки набивай (движение «Сито»)

ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

ХЛЕБ НА СТОЛЕ

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

Посмотрите на стол. Сколько разных изделий из муки выпекли хозяюшки! А что еще, кроме хлеба, можно сделать из муки? (Печенье, булочки, блины)

А еще баранки, сушки, сухари, пряники, пироги, кексы, рулеты и ватрушки!

Но главным богатством, символом достатка, на Руси во все времена считался хлеб! Русский народ славился своим гостеприимством. На праздники особо почетных гостей встречали хлебом-солью, подносили им на рушнике (так в старину называли полотенце) свежеиспеченный каравай! Давайте и я вас поприветствую по старинному обычаю!

-Ну, что Незнайка, ты теперь знаешь, как выращивали хлеб раньше?

- Да узнал.

А на память ребята дарят тебе сноп, который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)

- Наша экскурсия в Музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

- Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?

Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.

- Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.

6. Осмысление

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине, Музее хлеба)

- Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)

- Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали, как в старину выращивали хлеб, пока не было машин – помощниц).

Беседа с детьми «Берегите хлеб!»

Программное содержание:

- закрепить знания детей о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания, и его трудно вырастить;

- познакомить детей с трудом хлеборобов осенью;

- воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и бережное отношение к хлебу.

Задачи:

- уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

- развивать коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;

- обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями.

Активизация словаря:

- крестьяне хлеборобы;

- тракторист;

- комбайнер;

- нива.

Предварительная работа:

- беседа о том чем отличается город от деревни

- чтение стихотворений о хлебе (В. Орлова «Пшеница», В. Воронько «О хлебе»)

Материал:

- демонстрационные картины с изображением различных работ в поле;

- картинки с изображением колосков пшеницы и ржи;

- репродукция картины И. Шишкина «Рожь»;

- черный и белый хлеб.

Ход:

 

Ответы на вопросы по теме занятия

 

1. О чем мы сегодня говорили?  

 

Мы говорили о крестьянах и их основной работе — выращивании хлеба.

 

Узнали, как получают муку и выпекают хлеб.

 

Поговорили о том, как важно беречь хлеб и относиться к нему с уважением.

 

2. Кто выращивает хлеб?  

 

Хлеб выращивают крестьяне, или хлеборобы.

 

Они занимаются посевом, выращиванием, сбором урожая и обработкой зерна.

 

3. Как нужно относиться к хлебу?  

 

Хлеб нужно обязательно доедать, чтобы не оставлять свое здоровье.

 

Нельзя бросать хлеб на землю.

 

В России есть обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью.

 

4. Из чего выпекают хлеб?  

 

Хлеб выпекают из муки, которую получают из зерен пшеницы и ржи.

 

Зерна выращивают в поле, затем собирают урожай, перерабатывают их в муку, из которой делают тесто и пекут хлеб.

 

5. Какие пословицы о хлебе вы знаете?  

 

Примеры пословиц:

 

"Хлеб — всему голова."

 

"Без хлеба не бывает обеда."

 

"Кто хлеб сеет, тот и урожай получает."

 

6. Какие помощники есть у крестьян в выращивании хлеба?  

 

Помощники крестьян — это техника: тракторы, комбайны, сеялки.

 

Техника помогает обрабатывать землю, сеять, собирать и перерабатывать урожай.

Рефлексия

Ребята мы сегодня узнали много интересного. Вы были внимательны? А сейчас проверю.

1. Вопрос: О чем мы с вами сегодня говорили? (Кто выращивает хлеб? Как нужно относиться к хлебу? Из чего его выпекают)

2. Вопрос: Пословицы о хлебе. Помощники крестьян в выращивании хлеба. (Тракторы, комбайны, сеялки, т. е. техника)

Беседа «Как хлеб на стол пришел?»

Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Ход беседы:

Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека…

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем  - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

                                               С. Погореловский

Подготовка почвы и снегозадержание

* Осенью вносят удобрения для хорошего урожая.

* Зимой проводят снегозадержание, чтобы весной было много влаги.

* Весной боронят поля, чтобы задержать талую воду.

Пахота и сев

* Ранней весной начинается пахота с помощью гусеничных тракторов.

* Сеять можно только после прогрева земли, за этим следят агрономы.

* Сеяльщики следят за чистотой сеялок и качеством посева.

Борьба с сорняками и вредителями

* Авиация помогает бороться с сорняками, опрыскивая посевы.

* Вертолеты распыляют ядовитые вещества для уничтожения вредителей.

Уборка урожая

* Первый день жатвы — праздник, комбайны убирают зерно.

* Зерно выгружают в грузовые машины и отправляют на зерноток.

Хранение и переработка зерна

* Зерно сушат на зерносушилках и отправляют на элеватор.

* С элеваторов зерно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.

Производство муки и круп

* Из пшеницы делают пшеничную муку и белый хлеб.

* Из ржи делают ржаную муку и черный хлеб.

* Из зерна также делают крупы: манку, ячневую и геркулес.

 

Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»

1. «Что сделано из муки?»  

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.    

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.    

2. «Что из какой муки испекли»  

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.  

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.  

3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.    

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.  

4.  «Назови профессию»    

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.  

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)

5.  «Что сначала, что потом»  

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.  

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.  

6.  «Разложи блинчики»  

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.  

7.  «Разрезные картинки»  

Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.  

Ход игры: дети складывают картинки из частей.    

8. «Что нужно для работы хлебороба»  

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.  

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.    

9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»  

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.  

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.

«Из чего сварили кашу?»

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную — (просо)

Гречневую — (гречиха)

Перловую — (ячмень)

Геркулесовую — (овес)

Манную — (пшеница)

Овсяную  (овес)

Кукурузную  (кукуруза)

Физкультурная минутка «В землю зёрнышко попало»

1. В землю зёрнышко попало.

(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)

2. Прорастать на солнце стало.

(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая :

«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко! »

«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай! »

(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)

3. Дождик землю поливал, и росточек подрастал!

(Дети медленно встают).

4. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)

5. И красавцем обернулся (руки вперёд).

6. Золотые колоски на ветру качаются,

(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).

7. Низко наклоняются.

Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают:

«Поспел урожай! Приезжай, убирай!

 

Народные приметы

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились — пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.

Пословицы и поговорки

 «До поры до времени не сеют семени»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь»; «Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»; «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»; «Не пиры пировать, когда хлеб засевать»; «Сей в срок — будет прок!»;

«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»; «Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»; «Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»; «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»; «Какова земля, таков и хлеб»; «Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»; «Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»; «Будет хлеб — будет и обед»; «Кто хлеб носит, тот есть не просит»; «Сей овес хоть в воду, да в пору»; «Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»; «Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»; «Не соберешь овес — наглотаешься слез».

   

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе на тему «Мельница»

Цель: закрепление навыков вырезания из бумаги, составление композиции из вырезанных деталей, аккуратного наклеивания.

Образовательные задачи:

- формировать умение следовать устным инструкциям;

-обучать различным приемам работы с бумагой: срезание углов, сгибание в 2 раза, сгибание гармошкой, вырезание из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;

- закрепить понятие симметрия;

- повторить основные геометрические фигуры.

Развивающие задачи:

- развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев;

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Материалы и оборудование: заготовки для аппликации, ножницы, клей, кисти, салфетка, лист А4 с изображением пшеницы.

 

 

Ход занятия.

1. Воспитатель:

- Дети, послушайте, пожалуйста, загадку:

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может.

Живу я от ветра,

Сама не ем,

А тебе еду готовлю.

- Что же это? (Предположения детей).

Краткий рассказ воспитателя, показ иллюстраций:

Несколько веков назад, когда не было еще электричества, люди научились перерабатывать зерна в муку с помощью уникального приспособления – мельницы. Мельницы бывают разные (Д/и «Продолжи»): одни работают с помощью ветра, и их называют, следовательно, какими… (ветряными) ( илл. 1), другие приводятся в движение при помощи воды, поэтому называются … (водяными) ( илл. 2). Если приводятся в движение при помощи мышечной силы – руками, называются какими? … (ручными) или жерновами (илл. 3).

В наше время мельницы можно встретить только в деревнях и музеях, а также на страницах любимых сказок. Назовите, пожалуйста, кто из сказочных героев мог бы провести экскурсию для нас по своим мельницам?

(О. Пройслер «Маленький водяной», Ш. Перро «Кот в сапогах», РНС «Петушок и чудо-мельница»«Жерновки» ) (илл. 4).

Воспитатель:

- Посмотрите внимательно на картинку, что вы видите? (илл. 6 (созревшие колоски, поле, яркое солнце и голубое небо). Да. У каждого из вас есть пшеничное поле с богатым урожаем, а мельницы нет. Нам предстоит ее «построить».

Воспитатель:

- Из каких частей состоит мельница? ( Ответы детей: основание, или корпус, крыша, крылья (лопасти). Давайте попробуем показать, что же такое лопасти и как они крутятся.

Физминутка (ритм постепенно ускоряется)

Мельница, мельница мелет муку. (крутим руками "мельница")

Дует – дует ветер сильней. (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)

Быстрее мельница мелет муку.

Дует – дует ветер сильней.

Еще быстрей мельница мелет муку.

Дует – дует ветер сильней.

Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)

Огромные мешки. (изображаем "большие мешки")

Из муки, из муки (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)

Напекли мы пирожки,

Ладушки-ладушки, (хлопаем)

Напекли оладушки.

Воспитатель:

- Как и в каком порядке будем воздвигать мельницу? (Предположения детей)

Перед вами есть заготовки. Какой формы они? (3 прямоугольника, квадрат).

Схема работы.

Воспитатель:

Сегодня мы будем создавать настоящие миниатюрные мельницы из бумаги! Это увлекательное занятие, которое развивает мелкую моторику, пространственное мышление и, конечно же, творческие способности. Начнем с основы – корпуса нашей мельницы. Возьмите прямоугольный лист бумаги – это будет заготовка для корпуса. Важно, чтобы бумага была достаточно плотной, чтобы выдержать дальнейшие манипуляции и сохранить форму нашей будущей мельницы. Сложите прямоугольник пополам, аккуратно совмещая края. Обратите внимание на точность сгиба – от этого зависит симметрия нашей конструкции. Теперь, внимательно посмотрите на верхний, получившийся сгиб. Аккуратно срежьте верхний уголок. Этот срез должен быть симметричным относительно линии сгиба. У нас получилось симметричное изображение, напоминающее трапецию. Это будет основание нашей мельницы. Разместим этот корпус в нижней части листа, строго по центру, чтобы мельница выглядела сбалансированной и устойчивой. Помните, что аккуратность и точность – залог успеха в нашем творческом процессе! Теперь, ребята, подумайте: чего же не хватает нашей мельнице? (Дети отвечают: крыши). Совершенно верно! А какой формы должна быть крыша мельницы? (Дети отвечают: треугольной). Как же нам получить аккуратный треугольник из имеющегося материала? Давайте возьмем квадратный лист бумаги – он должен быть несколько меньше, чем наш корпус. Сложите его пополам, точно совмещая противоположные стороны. Затем аккуратно разрежьте его по линии сгиба. В результате у вас получатся два одинаковых прямоугольных треугольника. Из одного из них мы и создадим крышу нашей мельницы. Обратите внимание на то, как вы будете приклеивать крышу к корпусу – важно добиться надежного соединения, чтобы крыша не отвалилась во время игры. Что еще необходимо нашей мельнице для полноценной работы? (Дети отвечают: лопасти). Да, без лопастей мельница не сможет молоть зерно! Чтобы лопасти получились одинаковыми и аккуратными, нам понадобится еще один прямоугольник. Сложим его "гармошкой", делая сгибы одинаковой ширины. Это требует терпения и внимательности. Получившийся узкий и длинный прямоугольник нужно аккуратно обрезать по линиям сгиба. Каждая полоска – это будущая лопасть. Постарайтесь сделать сгибы ровными и одинаковыми, чтобы лопасти мельницы выглядели симметрично и гармонично. А теперь – дверца! Из оставшегося от крыши треугольника мы вырежем дверцу. Здесь полная свобода творчества! Вы можете сделать прямоугольную дверцу, квадратную, или даже с закругленными уголками – все зависит от вашей фантазии! Главное, чтобы дверца была достаточно прочной и хорошо крепилась к корпусу мельницы. Остались мешки для нашей драгоценной муки! Возьмем еще один прямоугольник. Складываем его пополам, аккуратно совмещая края. Держа за линию сгиба, начинаем вырезать полукруг или "радугу", начиная с левого нижнего угла. В верхней части мешка оставляем небольшой треугольник – это будет завязка, чтобы наша мука не просыпалась. Повторите эту процедуру несколько раз, чтобы получить нужное количество мешков – чем больше мешков, тем богаче будет урожай! Ну вот, все детали готовы! Теперь самый ответственный момент – сборка нашей мельницы. Аккуратно приклеиваем все части, промакивая лишний клей салфеткой. Особое внимание уделите клеевому соединению лопастей и дверцы. Края деталей должны быть тщательно промазаны клеем, чтобы обеспечить прочность и долговечность нашей мельницы. Помните, что мы хотим, чтобы наша мельница служила долго и радовала глаз! Посмотрите, какие замечательные мельницы у вас получились! Поднимите руки те, кто доволен своей работой и считает, что его мельница будет молоть самую качественную, белую, сухую, пушистую, чистую муку! Молодцы! Вы все проявили чудеса терпения, аккуратности и фантазии! Надеюсь, вам понравилось создавать эти миниатюрные шедевры!

 

Физкультурные минутки

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!

Пальчиковая гимнастика

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько, ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

 

Загадки

Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,
 Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)

Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)


 

Скачано с www.znanio.ru