Проект в подготовительной группе
«Цена крошки хлеба!»
Подготовила
Воспитатель МБДОУ № 137
Васильева В.Н.
Проект в подготовительной к школе группе на тему:
«Цена крошки хлеба»
Наименование проекта: «Цена крошки хлеба»
Вид проекта: информационно-исследовательский.
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: 1 неделя
Актуальность:
Хлеб как символ жизни и труда
* Хлеб является основой питания многих народов
* Он рассматривается как источник жизни и символ труда
* С хлебом связано много обрядов. Обряды и символика хлеба
* Буханка хлеба и каждый его кусок воплощали долю человека
* Считалось, что от обращения с хлебом зависят сила, здоровье и удача
* Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте
* Дорогих гостей встречают хлебом-солью
Значение хлеба в культуре
* Хлеб - это символ благополучия и достатка
* Дети встречаются с хлебом ежедневно, но могут терять его значимость
* Это проявляется в небрежном отношении к хлебу
Проект по изучению хлеба
* Вместе с ребятами подготовительной группы решили проследить путь хлеба от зернышка до стола
* Проект позволяет расширить знания детей о пользе хлеба, его ценности и тяжелом труде людей, выращивающих хлеб
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
Уточнение знаний о хлебе
* Кто делает хлеб
* Где и из каких зерновых культур получают муку
Обогащение активного словаря
* Специфические термины и названия
* Словообразование родственных слов от слова «хлеб»
* Употребление относительных прилагательных
Обогащение познавательного опыта
* Развитие связных коммуникативных навыков
* Монологическая и диалогическая речь
* Умение делать элементарные умозаключения и выводы
Знакомство с искусством
* Картины известных художников
* Произведения разных авторов, посвященные хлебу
Работа с пластичным материалом
* Развитие умений и навыков работы с пластичным материалом
Знакомство с русскими обычаями
* Старинные русские обычаи, связанные с хлебом
Закрепление представления о важности хлеба
* Хлеб нужен каждому человеку
Учение сотрудничеству и уважению чужого труда
* Привлечение родителей к образовательному процессу
* Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
Гипотеза: Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к ней.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Планируемый результат:
Знание злаковых культур
* Дети должны знать информацию о злаковых культурах
Ценность и польза хлеба
* Дети должны понимать ценность и пользу хлеба
Производство хлеба
* Дети должны знать о производстве хлеба
Трудовые навыки
* Дети должны уметь применять трудовые навыки
Важность труда хлебороба
* Дети должны понимать важность труда хлебороба
Сюжетно-ролевые игры
* Дети должны уметь организовывать сюжетно-ролевые игры на основе знаний о хлебе и его происхождении
Забота и уважение к труженикам села
* Дети должны проявлять заботу и уважение к труженикам села
Бережное отношение к хлебу
* Дети должны бережно относиться к хлебу
Содержание работы:
• Рисунок «Колосья»;
• Аппликация «Мельница»;
• Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста;
• Приметы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи о хлебе;
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Берегите хлеб».
Чтение литературы: сказки «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», В. Дацкевич «От зерна до каравая»,
К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос»,
Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
• Рассматривание репродукций картин русских художников: Ш. Шишкин «Рожь», Н. Купреянов «Вспашка», «Посев», «Уборка», И. Репин «Л. Толстой на пашне», А. Васнецов «Жнецы», Т. Яблонская «На колхозном току».;
• Составление узоров и рисунков из круп.
• НОД: «Как наши предки выращивали хлеб»
• Наблюдения и рассматривание альбомов, презентаций;
• подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
• Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».
• Дидактические игры:
«Что сделано из муки?»
«Что из какой муки испекли»
Игра с мячом «Скажи, какой»
«Назови профессию»
«Что сначала, что потом»
«Разложи блинчики»
«Разрезные картинки»
«Что нужно для работы хлебороба»
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• Речевые игры
«Отгадай, что это?»
«Придумай слово»
Игра в слова
«Четвертый лишний»
«Кто назовет больше изделий из теста?»
• Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Рассматривание колоса через лупу
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Итоговое мероприятие проекта: выставка хлебобулочных изделий, альбом «Путь от зерна до хлеба»
Приложение
Конспект ОД «Как наши предки выращивали хлеб»
Задачи:
Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;
Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;
Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
1) распечатанная презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
2) снопик пшеницы, крупы, серп, сито, деревянная расписная посуда, рушник, муляжи хлеба и хлебобулочных изделий.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию
Введение в ситуацию
* Воспитатель собирает детей около себя
* Спрашивает, любят ли дети ходить по магазинам с мамами
* Спрашивает, какой магазин нравится больше всего и почему
* Предлагает отправиться в магазин вместе
Актуализация знаний
* Воспитатель предлагает отправиться в путешествие в хлебный край
* Вместе с детьми отправляется Незнайка, который тоже любит ходить по магазинам
* Дети садятся в воображаемый поезд и едут
Физкультминутка (А. Железнова)
-Мы едем-едем-едем
В далёкий хлебный край.
И чтоб путь был короче,
Ты песню запевай.
Тра-та-та, тра-та-та
Пусть дорога не проста,
Но мы всё сумеем,
Всё преодолеем,
Всё мы делаем, играя,
Вот история какая!
На магнитной доске появляется витрина хлебного магазина.
Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.
- Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)
- Как называется этот магазин?
- Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)
- Верно.
- А из чего изготавливают муку (Из зерен пшеницы)
- А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)
- Ребята, Незнайка не знает, как можно вырастить пшеницу.
-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, прежде чем оно станет хлебом на столе.
3. Затруднение в ситуации
На столе, разложены разноцветные карточки. На каждой — изображение какого-то предмета: серп, плуг, жернов, мельница, лопата, коса, и еще несколько непонятных детям изображений, среди которых были и совсем древние орудия труда, даже не всем взрослым известные. Воспитатель, с улыбкой собирая вокруг стола шумную группу ребятишек, загадочно произнесла: "Ребята, хотите помочь Незнайке? Он никак не может разобраться в порядке выращивания пшеницы. Сможете ли вы ему помочь?"
Дети, с живым интересом в глазах, начинают перебирать карточки, пытаются построить логическую цепочку. С первого взгляда задача казалась простой, но вскоре стало ясно, что не все так однозначно. Некоторые карточки вызывали затруднения: что было сначала – пахота или сев? Как же мололи зерно в древние времена, без современных мельниц? Возникла живая дискуссия, дети высказывали свои догадки, спорили, переставляли карточки, пытаясь восстановить забытую последовательность процесса выращивания хлеба.
Наконец, некоторые ребята с уверенностью заявили, что разложили все правильно. Но воспитатель, поддерживая интригу, сказала: "Незнайка сомневается! Ему кажется, что вы ошиблись. Давайте проверим". Она задавала наводящие вопросы: "Смогли мы помочь Незнайке? Почему же не смогли сразу разложить карточки по порядку? Что нам нужно узнать, чтобы правильно выполнить задание?"
Ответы детей были разными, но в итоге все пришли к общему выводу: чтобы помочь Незнайке, необходимо подробно разобраться в том, как выращивали хлеб в старину, когда еще не было современных машин и технологий. Это стало задачей на будущее, стимулом для дальнейшего изучения истории земледелия и жизни людей в прошлые времена. Занятие превратилось в увлекательное путешествие в историю, где каждая карточка – это ключ к пониманию трудолюбия и искусности наших предков.
4. Открытие нового знания
- Возможно узнать, как появился хлеб на нашем столе? Дети предлагают множество вариантов: спросить знающих людей, поискать информацию в книгах, изучить интернет-ресурсы, посетить музей. Мне особенно понравилась идея посетить Музей хлеба. Хотите отправиться туда? Но, прежде чем мы начнём наше виртуальное путешествие, давайте вспомним правила поведения в музее. Конечно же, необходимо вести себя тихо и спокойно, а также ни в коем случае нельзя трогать экспонаты без разрешения. А как называется человек, который рассказывает о музейных экспонатах? Правильно, экскурсовод! Разрешите мне взять на себя эту роль, а вы будете посетителями нашего Музея хлеба. Добро пожаловать!
Представьте, что мы сидим на мягком ковре перед большим экраном, на котором будут появляться иллюстрации к нашей истории. Давайте подумаем: всегда ли существовали тракторы и машины? Откуда на Земле появились эти умные помощники человека? Верно, их создал человек! Машины – это часть рукотворного мира, плод человеческого труда и изобретательности. Но путь к созданию этих машин был долгим и сложным. Я хочу рассказать вам одну интересную историю.
В старину хлеб не покупали в супермаркетах, как мы делаем это сейчас. Хлеб пекли дома, в русской печи, и это был настоящий ритуал, требующий знаний и умений. Наши предки говорили: «Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился». Давайте вместе разберемся, какой путь проходит зерно, прежде чем превратиться в ароматную буханку хлеба, которая появляется на нашем столе. Послушайте мой сказ!
Жил-был в одной небольшой деревне трудолюбивый мужик. Однажды, проснувшись утром, он почувствовал сильный голод и обнаружил, что хлеба в доме нет. Что же делать? Мужик решил вырастить хлеб сам. Но с чего начать? Вот и он задумался. И вы, ребята, как думаете, с чего начать выращивание хлеба?
Мужик вышел в поле, и вот что произошло. Он начал рассуждать сам с собой, планируя свои действия. «Посею-ка я рожь и пшеницу», – решил он. Он уже собирался бросать зерна в землю, когда вдруг услышал голос: «Погоди, мужик, не спеши бросать зёрна! Сначала нужно подготовить меня, землю-матушку, к посеву». Мужик зачесал затылок, задумавшись, как же подготовить землю. А вы, ребята, знаете, что нужно сделать? Земля-матушка сама ему и подсказывает: «Сначала надо вспахать землю, затем боронить, после этого удобрить и только потом сеять».
А теперь представьте себе, ребята, как обрабатывали землю в старину, до появления мощных тракторов? Какие орудия труда использовали наши предки? Вспомним картины и иллюстрации, на которых изображены крестьяне, обрабатывающие землю. Это был тяжёлый физический труд, требующий больших усилий и терпения. Они использовали деревянные плуги, тянули их волы или лошади. Боронили землю специальными боронами, ими же разравнивали землю после вспашки, чтобы она была готова к посеву. Удобрения тоже были натуральными, это мог быть навоз, компост, получаемые из растительных остатков. Каждый этап был важен и выполнялся с большой тщательностью.
После того, как земля была подготовлена, мужик посеял рожь и пшеницу, затем терпеливо ждал, пока созреет урожай. А это требовало времени, нужно было бороться с сорняками, беречь посевы от вредителей и непогоды. Помните, какая огромная работа стоит за каждой буханкой хлеба! Только после сбора урожая, обмолота и помола зерна, мужик смог испечь хлеб в своей русской печи. И вот, наконец, ароматная, горячая буханка хлеба появилась на его столе, награда за его труд и терпение.
Так что, прежде чем съесть кусочек хлеба, вспомним весь этот длинный путь от зернышка до готового продукта, вспомним труд людей, которые вложили в него свои силы и знания. И это только начало истории хлеба. Мы еще многое узнаем о его производстве, истории и значении в жизни людей в Музее хлеба. Готовы отправиться в наше виртуальное путешествие?
ХЛЕБ РАСТЕТ
Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.
Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.
Загадка: отгадайте загадку:
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят. (колос)
-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами)
ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми.
-Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут)
- Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.
Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.
ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
НА МЕЛЬНИЦЕ
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
- Отгадайте, что это?
Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)
- Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница»
Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.
Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)
Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)
Мели-мели, засыпай (те же движения)
И в мешочки набивай (движение «Сито»)
ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
ХЛЕБ НА СТОЛЕ
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.
Посмотрите на стол. Сколько разных изделий из муки выпекли хозяюшки! А что еще, кроме хлеба, можно сделать из муки? (Печенье, булочки, блины)
А еще баранки, сушки, сухари, пряники, пироги, кексы, рулеты и ватрушки!
Но главным богатством, символом достатка, на Руси во все времена считался хлеб! Русский народ славился своим гостеприимством. На праздники особо почетных гостей встречали хлебом-солью, подносили им на рушнике (так в старину называли полотенце) свежеиспеченный каравай! Давайте и я вас поприветствую по старинному обычаю!
-Ну, что Незнайка, ты теперь знаешь, как выращивали хлеб раньше?
- Да узнал.
А на память ребята дарят тебе сноп, который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)
- Наша экскурсия в Музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
- Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?
Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.
- Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.
6. Осмысление
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
- Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине, Музее хлеба)
- Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)
- Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали, как в старину выращивали хлеб, пока не было машин – помощниц).
Беседа с детьми «Берегите хлеб!»
Программное содержание:
- закрепить знания детей о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания, и его трудно вырастить;
- познакомить детей с трудом хлеборобов осенью;
- воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и бережное отношение к хлебу.
Задачи:
- уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
- развивать коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
- обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями.
Активизация словаря:
- крестьяне хлеборобы;
- тракторист;
- комбайнер;
- нива.
Предварительная работа:
- беседа о том чем отличается город от деревни
- чтение стихотворений о хлебе (В. Орлова «Пшеница», В. Воронько «О хлебе»)
Материал:
- демонстрационные картины с изображением различных работ в поле;
- картинки с изображением колосков пшеницы и ржи;
- репродукция картины И. Шишкина «Рожь»;
- черный и белый хлеб.
Ход:
Ответы на вопросы по теме занятия
1. О чем мы сегодня говорили?
Мы говорили о крестьянах и их основной работе — выращивании хлеба.
Узнали, как получают муку и выпекают хлеб.
Поговорили о том, как важно беречь хлеб и относиться к нему с уважением.
2. Кто выращивает хлеб?
Хлеб выращивают крестьяне, или хлеборобы.
Они занимаются посевом, выращиванием, сбором урожая и обработкой зерна.
3. Как нужно относиться к хлебу?
Хлеб нужно обязательно доедать, чтобы не оставлять свое здоровье.
Нельзя бросать хлеб на землю.
В России есть обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью.
4. Из чего выпекают хлеб?
Хлеб выпекают из муки, которую получают из зерен пшеницы и ржи.
Зерна выращивают в поле, затем собирают урожай, перерабатывают их в муку, из которой делают тесто и пекут хлеб.
5. Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Примеры пословиц:
"Хлеб — всему голова."
"Без хлеба не бывает обеда."
"Кто хлеб сеет, тот и урожай получает."
6. Какие помощники есть у крестьян в выращивании хлеба?
Помощники крестьян — это техника: тракторы, комбайны, сеялки.
Техника помогает обрабатывать землю, сеять, собирать и перерабатывать урожай.
Рефлексия
Ребята мы сегодня узнали много интересного. Вы были внимательны? А сейчас проверю.
1. Вопрос: О чем мы с вами сегодня говорили? (Кто выращивает хлеб? Как нужно относиться к хлебу? Из чего его выпекают)
2. Вопрос: Пословицы о хлебе. Помощники крестьян в выращивании хлеба. (Тракторы, комбайны, сеялки, т. е. техника)
Беседа «Как хлеб на стол пришел?»
Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Ход беседы:
Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека…
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
С. Погореловский
Подготовка почвы и снегозадержание
* Осенью вносят удобрения для хорошего урожая.
* Зимой проводят снегозадержание, чтобы весной было много влаги.
* Весной боронят поля, чтобы задержать талую воду.
Пахота и сев
* Ранней весной начинается пахота с помощью гусеничных тракторов.
* Сеять можно только после прогрева земли, за этим следят агрономы.
* Сеяльщики следят за чистотой сеялок и качеством посева.
Борьба с сорняками и вредителями
* Авиация помогает бороться с сорняками, опрыскивая посевы.
* Вертолеты распыляют ядовитые вещества для уничтожения вредителей.
Уборка урожая
* Первый день жатвы — праздник, комбайны убирают зерно.
* Зерно выгружают в грузовые машины и отправляют на зерноток.
Хранение и переработка зерна
* Зерно сушат на зерносушилках и отправляют на элеватор.
* С элеваторов зерно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.
Производство муки и круп
* Из пшеницы делают пшеничную муку и белый хлеб.
* Из ржи делают ржаную муку и черный хлеб.
* Из зерна также делают крупы: манку, ячневую и геркулес.
Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»
1. «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
4. «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)
5. «Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
6. «Разложи блинчики»
Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
7. «Разрезные картинки»
Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры: дети складывают картинки из частей.
8. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
«Из чего сварили кашу?»
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную — (просо)
Гречневую — (гречиха)
Перловую — (ячмень)
Геркулесовую — (овес)
Манную — (пшеница)
Овсяную — (овес)
Кукурузную — (кукуруза)
Физкультурная минутка «В землю зёрнышко попало»
1. В землю зёрнышко попало.
(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)
2. Прорастать на солнце стало.
(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая :
«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко! »
«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай! »
(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)
3. Дождик землю поливал, и росточек подрастал!
(Дети медленно встают).
4. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)
5. И красавцем обернулся (руки вперёд).
6. Золотые колоски на ветру качаются,
(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).
7. Низко наклоняются.
Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают:
«Поспел урожай! Приезжай, убирай!
Народные приметы
Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.
Комары появились — пора сеять рожь.
Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.
Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.
Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.
Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.
Пословицы и поговорки
«До поры до времени не сеют семени»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь»; «Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»; «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»; «Не пиры пировать, когда хлеб засевать»; «Сей в срок — будет прок!»;
«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»; «Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»; «Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»; «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»; «Какова земля, таков и хлеб»; «Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»; «Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»; «Будет хлеб — будет и обед»; «Кто хлеб носит, тот есть не просит»; «Сей овес хоть в воду, да в пору»; «Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»; «Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»; «Не соберешь овес — наглотаешься слез».
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе на тему «Мельница»
Цель: закрепление навыков вырезания из бумаги, составление композиции из вырезанных деталей, аккуратного наклеивания.
Образовательные задачи:
- формировать умение следовать устным инструкциям;
-обучать различным приемам работы с бумагой: срезание углов, сгибание в 2 раза, сгибание гармошкой, вырезание из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
- закрепить понятие симметрия;
- повторить основные геометрические фигуры.
Развивающие задачи:
- развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Материалы и оборудование: заготовки для аппликации, ножницы, клей, кисти, салфетка, лист А4 с изображением пшеницы.
Ход занятия.
1. Воспитатель:
- Дети, послушайте, пожалуйста, загадку:
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
Живу я от ветра,
Сама не ем,
А тебе еду готовлю.
- Что же это? (Предположения детей).
Краткий рассказ воспитателя, показ иллюстраций:
Несколько веков назад, когда не было еще электричества, люди научились перерабатывать зерна в муку с помощью уникального приспособления – мельницы. Мельницы бывают разные (Д/и «Продолжи»): одни работают с помощью ветра, и их называют, следовательно, какими… (ветряными) ( илл. 1), другие приводятся в движение при помощи воды, поэтому называются … (водяными) ( илл. 2). Если приводятся в движение при помощи мышечной силы – руками, называются какими? … (ручными) или жерновами (илл. 3).
В наше время мельницы можно встретить только в деревнях и музеях, а также на страницах любимых сказок. Назовите, пожалуйста, кто из сказочных героев мог бы провести экскурсию для нас по своим мельницам?
(О. Пройслер «Маленький водяной», Ш. Перро «Кот в сапогах», РНС «Петушок и чудо-мельница»/ «Жерновки» ) (илл. 4).
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно на картинку, что вы видите? (илл. 6 (созревшие колоски, поле, яркое солнце и голубое небо). Да. У каждого из вас есть пшеничное поле с богатым урожаем, а мельницы нет. Нам предстоит ее «построить».
Воспитатель:
- Из каких частей состоит мельница? ( Ответы детей: основание, или корпус, крыша, крылья (лопасти). Давайте попробуем показать, что же такое лопасти и как они крутятся.
Физминутка (ритм постепенно ускоряется)
Мельница, мельница мелет муку. (крутим руками "мельница")
Дует – дует ветер сильней. (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)
Быстрее мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Еще быстрей мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)
Огромные мешки. (изображаем "большие мешки")
Из муки, из муки (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)
Напекли мы пирожки,
Ладушки-ладушки, (хлопаем)
Напекли оладушки.
Воспитатель:
- Как и в каком порядке будем воздвигать мельницу? (Предположения детей)
Перед вами есть заготовки. Какой формы они? (3 прямоугольника, квадрат).
Схема работы.
Воспитатель:
Сегодня мы будем создавать настоящие миниатюрные мельницы из бумаги! Это увлекательное занятие, которое развивает мелкую моторику, пространственное мышление и, конечно же, творческие способности. Начнем с основы – корпуса нашей мельницы. Возьмите прямоугольный лист бумаги – это будет заготовка для корпуса. Важно, чтобы бумага была достаточно плотной, чтобы выдержать дальнейшие манипуляции и сохранить форму нашей будущей мельницы. Сложите прямоугольник пополам, аккуратно совмещая края. Обратите внимание на точность сгиба – от этого зависит симметрия нашей конструкции. Теперь, внимательно посмотрите на верхний, получившийся сгиб. Аккуратно срежьте верхний уголок. Этот срез должен быть симметричным относительно линии сгиба. У нас получилось симметричное изображение, напоминающее трапецию. Это будет основание нашей мельницы. Разместим этот корпус в нижней части листа, строго по центру, чтобы мельница выглядела сбалансированной и устойчивой. Помните, что аккуратность и точность – залог успеха в нашем творческом процессе! Теперь, ребята, подумайте: чего же не хватает нашей мельнице? (Дети отвечают: крыши). Совершенно верно! А какой формы должна быть крыша мельницы? (Дети отвечают: треугольной). Как же нам получить аккуратный треугольник из имеющегося материала? Давайте возьмем квадратный лист бумаги – он должен быть несколько меньше, чем наш корпус. Сложите его пополам, точно совмещая противоположные стороны. Затем аккуратно разрежьте его по линии сгиба. В результате у вас получатся два одинаковых прямоугольных треугольника. Из одного из них мы и создадим крышу нашей мельницы. Обратите внимание на то, как вы будете приклеивать крышу к корпусу – важно добиться надежного соединения, чтобы крыша не отвалилась во время игры. Что еще необходимо нашей мельнице для полноценной работы? (Дети отвечают: лопасти). Да, без лопастей мельница не сможет молоть зерно! Чтобы лопасти получились одинаковыми и аккуратными, нам понадобится еще один прямоугольник. Сложим его "гармошкой", делая сгибы одинаковой ширины. Это требует терпения и внимательности. Получившийся узкий и длинный прямоугольник нужно аккуратно обрезать по линиям сгиба. Каждая полоска – это будущая лопасть. Постарайтесь сделать сгибы ровными и одинаковыми, чтобы лопасти мельницы выглядели симметрично и гармонично. А теперь – дверца! Из оставшегося от крыши треугольника мы вырежем дверцу. Здесь полная свобода творчества! Вы можете сделать прямоугольную дверцу, квадратную, или даже с закругленными уголками – все зависит от вашей фантазии! Главное, чтобы дверца была достаточно прочной и хорошо крепилась к корпусу мельницы. Остались мешки для нашей драгоценной муки! Возьмем еще один прямоугольник. Складываем его пополам, аккуратно совмещая края. Держа за линию сгиба, начинаем вырезать полукруг или "радугу", начиная с левого нижнего угла. В верхней части мешка оставляем небольшой треугольник – это будет завязка, чтобы наша мука не просыпалась. Повторите эту процедуру несколько раз, чтобы получить нужное количество мешков – чем больше мешков, тем богаче будет урожай! Ну вот, все детали готовы! Теперь самый ответственный момент – сборка нашей мельницы. Аккуратно приклеиваем все части, промакивая лишний клей салфеткой. Особое внимание уделите клеевому соединению лопастей и дверцы. Края деталей должны быть тщательно промазаны клеем, чтобы обеспечить прочность и долговечность нашей мельницы. Помните, что мы хотим, чтобы наша мельница служила долго и радовала глаз! Посмотрите, какие замечательные мельницы у вас получились! Поднимите руки те, кто доволен своей работой и считает, что его мельница будет молоть самую качественную, белую, сухую, пушистую, чистую муку! Молодцы! Вы все проявили чудеса терпения, аккуратности и фантазии! Надеюсь, вам понравилось создавать эти миниатюрные шедевры!
Физкультурные минутки
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на
машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо,
влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!
Пальчиковая гимнастика
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько, ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Загадки
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.