Технологическая
карта урока по теме «Десятичные дроби и действия с ними».
Математика, 5 класс
Предмет |
математика |
Класс |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
«Десятичные дроби и действия с ними»(1 урок). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
урок обобщения знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели |
Систематизация, обобщение знаний обучающихся по теме урока, закрепление навыков решения различных заданий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• владение базовым понятийным аппаратом по теме «Десятичные дроби и действия с ними»; • владение навыками вычислений с десятичными дробями; • умение решать текстовые задачи арифметическим способом; • умение находить неизвестные компоненты основных действий с десятичными дробями. |
• умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы); • умение распознавать верные и неверные утверждения и решения; • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. |
• умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики; • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи; • понимание обучающимся причин успеха в учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Десятичные дроби, сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей, степень числа, компоненты действий сложения, вычитания, умножения и деления
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
учителя |
учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организацион-ный |
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
|
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Пожалуйста, присаживаетесь. Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать? Покажите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок. Начать урок я хочу с такого вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал – Бируни(записано на доске): «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть слова Ал- Бируни станут девизом нашего урока. А слово «математика» греческое, и в переводе означает «знание, наука». Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня каждый из вас показал, насколько он сведущ в математике. И для этого у каждого из вас на столе лежит карта самооценивания. Подпишите ее. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете себе ставить плюсики, а в конце урока это позволит оценить вашу работу. Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, исходя из суммы количества «+», набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку выставленную вами.
|
Включаются в деловой ритм урока.
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5, 6
|
1 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Мотивация субъективного опыта
|
Познавательные: извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: целеполагание, планирование, Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Тема урока определяется учащимися при помощи загадок и диалога с учителем: А скажите, какие числа мы изучали на уроках математике в течение 3,4 четверти? – А для чего нам нужны десятичные дроби? – Его величество Число является фундаментальным понятием математики. Древние люди относились к числу как к мере всех вещей, все тайны мира заключались в числе и выражались в нём. - А как записываем десятичные дроби? – какие действия с десятичными дробями мы изучили? (сравнение, сложение, вычитание, умножение, деление) – Молодцы! Давайте теперь определим о чем пойдет речь сегодня на уроке (совместно формулируют тему урока) Запишите в тетради число и тему урока: «Действия с десятичными дробями». Ребята, а что является целью нашего урока? Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с десятичными дробями, их свойств, решение уравнений и задач.
|
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради. |
Слайд 7,8
|
3 мин
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация субъективного опыта
|
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, практические действия (устный счет), логические рассуждения, доказательство. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно.
Предлагает выполнить задания самостоятельно.
1) Выполните действия по рядам: а) 7,2:8 = б)
5,6:7= в) 6,3:9= :15= -1,3= :8= ∙10= :9= ∙13= - 2,6= +1,7= -3,5= 1,4 2 3 2) Восстановите цепочку
3) найдите ошибки и исправьте их. 2,5 + 3,4 + 7,5 + 7,6 = 20, 21,3 : 3 – 2,6 = 5,5.
|
Отвечают на вопросы, выполняют устно арифметические действия с десятичными дробями |
Слайд 9,10
Слайд 11,12
Слайд 13 |
7 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Закрепление изученного материала, проверка понимания |
Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения. Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары |
Предлагает выполнить задания самостоятельно.
Проверьте порядок выполнения действий и, если неправильно расставить порядок действия и найти значение выражения(один ученик за закрытой доской). 3 4 5 6 1 2 24,5 : 7 – 3,5 : 5 + 112 ·0,1 = 14,9 Прежде, чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним какие действия относятся к действиям первой ступени и какие – к действиям второй ступени, 3 ступени? В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, в выражениях со скобками. 1) 112=11·11=121 2) 24,5:7=3,5 3) 3,5:5=0,7 4) 121·0,1=12,1 5) 3,5-0,7=2,8 6) 2,8+12,1=14,9 Учащиеся сравнивают своё решение с решением на доске, оценивают свою работу и выставляют оценку учащимся, выполнявшим задание у доски. Задание на сообразительность. Проверяем по образцу и у доски.
Организует физминутку 5.Физминутка Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу Поднимает руки Класс – это раз Повернулась голова Влево вправо – это два Руки вверх На них смотри – это три Руки в стороны пошире Развернули – на четыре С силой их К плечам прижать – это пять Всем ребятам Надо сесть – это шесть. – Мы вспомнили с вами как выполняются действия с десятичными дробями, порядок выполнения действий. -Перейдем к решению уравнений. 6.Решите уравнения: Учащиеся работают самостоятельно по вариантам – красное, зеленое и желтое уравнения – первый вариант, синее, оранжевое и розовое уравнения – второй вариант. Затем меняются и проверяют друг друга. После высвечивается на доске правильный ответ – число 7, и учащиеся оценивают свою работу, сравнивая с доской. При проверке учащимися проговариваются правила нахождения неизвестных компонентов. Уравнения. Красноех + 3,5 = 4,2, Зелёное 5,1 – z = 4,4, х = 4,2 – 3,5, z = 5,1 – 4,4, х = 0,7. z = 0,7. Ответ: 7.Ответ: 7. Жёлтое8,4 : р = 12, р = 8,4 : 12, р = 0,7. Ответ: 0,7 Синееу – 0,4 = 0,3, Оранжевое с*6 = 4,2, у =0,4 +0,3, с = 4,2 : 6, у = 0,7. с = 0,7. Ответ: 0,7. Ответ: 0,7 Розовоеd : 0,7 = 1, d = 0,7 * 1, d =0, 7. Ответ: 0,7
Вычислить наиболее удобным способом( в парах): а)
б) в) г)42,7 – 33 – 5,7 = д)
е) Какие правила (свойства) вы использовали при вычислениях?
Предлагает учащимся решить задачу 7.Решение текстовых задач (построено на создании проблемной ситуации)
-о ком говориться в задаче? -что сказано о росте кенгуру? -Что еще известно?
-Кто из животных ниже? -Чей рост обозначим за x? -Что такое 2,52? Какое выражение нужно составлять при решении? Разность. Пусть рост кенгуру будет х. тогда рост жирафа будет (2,4х). Как найти на сколько жираф выше кенгуру? А по условию задачи он выше на 2,52 м. Можем составить уравнение 2х-х=2,52 1,4х=2,52 Х=2,52/1,4 Х=1,8(м) – рост кенгуру 1,8*2,4=4,32 рост жирафа Как иначе вычислить рост жирафа? (1,8+2,52)=4,32
|
Выполняют задание, проверяют и обсуждают решение.
Выполняют упражнения
Учащиеся работают в парах, проверяют и обсуждают решение.
Учащиеся работают в парах.
Изучают материал задания, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о том, каким образом можно выполнить решение задачи |
Слайд 14
Слайд 16,17
Слайд 18
Слайд 19,20
Слайд 21,22
Слайд 23,24 |
8 мин
3 мин
1 мин
4 мин
3 мин
6 мин
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Рефлексия |
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
Задает вопросы: О чем мы сегодня говорили? -Какую цель мы поставили сегодня? -Достигли ли мы этой цели? -Все ли было понятно, все ли успели? -Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры. - Что получилось, а что нет? - Над чем надо поработать?
|
Выделение и осознание учащимися того, что уже закреплено и что ещё подлежит закреплению, осознание качества и уровня закрепления
Выражают свои мысли
|
Слайд 25
|
3 мин
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Подведение итогов. Домашнее задание. |
Личностные: проводят самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь |
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили действия с десятичными дробями, закрепили умение решать задачи, уравнения. Давайте подведем итог. Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок. Подсчитайте общее количество плюсов на вашем оценочном листе и запишите напротив итого. Если вы набрали 13 - 12 плюсов, то за урок вы получаете отметку «5»; 11 - 9 – получаете «4»; 8 – 6 – получаете «3». Учащиеся, которые набрали менее 2 плюсов, работали сегодня не совсем хорошо, в следующий раз постарайтесь лучше. Я попрошу вас поднять смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу! Домашнее задание Повторить все правила работы с десятичными дробями
|
Оценивают свою работу в оценочном листе
Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. |
Слайд 26,27
|
1 мин
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.