Учебная самостоятельность младших школьников – это способность учащегося начальных классов школы действовать без активной помощи учителя или иного педагогического работника; действия взрослого (наставника) состоят лишь в создании предпосылок для формирования и последующего развития этой способности и проявления ее в полной мере.
Учебная самостоятельность включает в себя следующие составляющие:способность к обнаружению учебной задачи, умение сделать выбор, способность обобщать, развитие речевых умений, самоконтроль и рефлексию, способность планировать.
Групповая работа на уроках как средство формирования учебной деятельности.docx
Групповая работа на уроках как средство формирования учебной
самостоятельности младших школьников
Гильмуллина А.Б.
Учебная самостоятельность младших школьников – это способность
учащегося начальных классов школы действовать без активной помощи
учителя или иного педагогического работника; действия взрослого
(наставника) состоят лишь в создании предпосылок для формирования и
последующего развития этой способности и проявления ее в полной мере.
Учебная самостоятельность включает в себя следующие
составляющие:способность к обнаружению учебной задачи, умение сделать
выбор, способность обобщать, развитие речевых умений, самоконтроль и
рефлексию, способность планировать.
Исходя из всего вышесказанного, в своей педагогической деятельности
я выбрала организацию учебновоспитательного процесса на основе
коммуникативнодеятельностного подхода. Цель моей педагогической
работы создание оптимальных условий личностной самореализации
школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания
учебных программ. Достичь этой цели невозможно используя только
традиционные формы и методы построения урока. В своей практике я
использую интерактивные технологии – технологии диалогового
взаимодействия. Прежде всего это:
Работа в парах постоянного и сменного состава;
Работа в малых группах.
В первом классе в первые месяцы обучения, чаще всего я использую
работу в парах постоянного состава. Учащиеся должны научиться выбирать
правильную интонацию и громкость своего голоса, быть вежливыми,
слушать друг друга. Переходить к работе в парах сменного состава я
начинаю, когда мои ученики в достаточной степени овладели навыками
работы в постоянной паре. Пара получает задание, объясняет и проверяет
его выполнение, а затем переходит к разным партнерам, продолжая
работать дальше. Напарники помогают друг другу, объясняют, проверяют,
выслушивают, уточняют, т. е. идет активное общение с разными
партнерами. Эта работа получается не сразу, т. к. ребята ждут того, с кем
хочется пообщаться, в результате чего работа может затянуться. Но
постепенно ученики осознают, что работать нужно с тем, кто освободился,
и темп увеличивается. Таким образом ученики лучше усваивают правила
орфографии, приемы вычислений, быстрее овладевают высокой скоростью
чтения, так как несколько раз проговаривают правило, подбирают
проверочные слова, разбирают предложения, решают примеры. Сотрудничество в группе помогает каждому посмотреть на себя со
“стороны”, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с
общими результатами. Организовав групповое взаимодействие, я
включаюсь в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекут меня.
Как организатор,пытаюсь вводить образцы культурного взаимодействия.
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о
собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним.
Следовательно, обучение в сотрудничестве создает особые условия для
позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения
общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть
определенными знаниями), если и он и другой будут овладевать умениями
самостоятельной деятельности.
Но иногда слабые или неуверенные в себе ученики предпочитают
оставаться в тени даже в малых группах, т.е. роль лидера берут на себя
более активные, более знающие ученики. Тут нам на помощь приходят
сингапурские структуры. Столы пронумерованы, у каждого участника в
группе тоже есть номер. Учитель может попросить ответить таким образом:
“Отвечает стол №4, участник 3”. Во время обсуждения тоже детям говорю:
“Начинают участники под номером 2, далее по часовой стрелке. Время на
одного участника 10с”. Далее звучит сигнал, после сигнала свой ответ
озвучивает следующий участник. Тут уже не спрячешься за спинами других.
На этапе урока по формированию знаний у учащихся целесообразно
провести сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем
осмысление изучаемого материала уже в группах. Для этого на доске
можно заранее написать вопросы, которые разбираются в группах.
Отмечено, что коллективное обучение, по сравнению с фронтальным,
позволяет каждому ученику в 810 раз чаще выразить свои мысли вслух.
Эффективность групповой технологии зависит от организационных
условий. К ним можно отнести: размещение детей за партами таким
образом, чтобы они могли хорошо видеть друг друга, а также учителя и
доску; постоянная смена ролей участников групп.
Литература:
1.
Калинина, Н.В., Прохорова, С.Ю. Учебная самостоятельность младшего
школьника: диагностика и развитие: Практическое пособие [Текст] / Н.В.Калинина,
С.Ю.Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
2. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. —
М.: Академия, 2005. – 256 с.
3.
Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования
[Текст] / Г.А.Цукерман, А.Л.Венгер // Психологическая наука и образование. – 2010. №
4. – С. 7790. 4.
Цукерман, Г.А., Венгер, А.Л. Развитие учебной самостоятельности
[Электронный ресурс] // Портал психологических изданий. – Режим доступа:
PsyJournals.ru – http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml.
Групповая работа на уроках
Групповая работа на уроках
Групповая работа на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.