Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Челябинска»
Использование кроссвордов на уроках математики в 5 классе
Выполнили:
Валерия Ч.
Карина Н.
Юлия У.
учащиеся 5 класса
Руководитель:
Орлова Т. В.
Челябинск, 2022
Содержание
стр.
Введение 3
Обзор литературы 4
Собственное исследование 7
Заключение 8
Список литературы 9
Введение
Часто на уроках математики учитель при объяснении нового материала вводит термины, понятия, словосочетания, которые достаточно редко используются в обыденной жизни. И бывает сложно ученику запомнить то или иное определение, непривычный математический термин. Для того чтобы сделать процесс запоминания и усвоения новых терминов не слишком затруднительным, сделать урок увлекательным и интересным для учащихся, воспитать интерес к своему предмету, активизировать познавательную деятельность, актуализировать знания ребят, учитель использует разнообразные игровые упражнения, занимательные задания, ребусы, загадки, правила в стихах, кроссворды.
Математика – это очень важная наука, с которой каждый человек ежедневно встречается в своей жизни. Поэтому на уроках математики учитель должен развивать у детей интерес к данному предмету. И занимательный материал на уроках математики является таким дидактическим средством. Он способствует формированию у детей математических представлений, совершенствует и тренирует их память, мыслительную деятельность, развивает логическое мышление, помогает активизировать познавательную деятельность детей, помогает им постичь смысл математических операций, делает уроки математики интересными, привлекательными, вызывает положительную мотивацию к учению.
Нам очень нравится математика и еще нравиться отгадывать загадки, решать кроссворды, поэтому мы решили составить кроссворды из загадок, связанных с математическими терминами по темам «Геометрические фигуры», «Числа и счёт», «Единицы измерения».
Целью нашего проекта является составление кроссвордов для проведения уроков математики в 5 классе.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.
2. Систематизировать полученный материал.
Обзор литературы
Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка –это было средство испытания мудрости, теперь - народная забава.
Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта.
Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Загадки это тесты на сообразительность. Они развивают, активизируют мыслительную деятельность, требуют увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это хорошо видно на примере загадок - вопросов, загадок - задач и загадок - складок (рифма выступает в качестве подсказки). Развивая мышление, загадка стремится через свое «поэтическое окошко» более образно познакомить учащихся с изучаемым материалом, обобщить его.
Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.
Да и любой праздник будет намного интересней и веселей, если в него включить такой занимательный пункт, как разгадывание загадок.
Математика - одна из древнейших наук. За долгую историю своего существования она знала периоды расцвета и застоя. Счет был известен людям с незапамятных времен.
Необыкновенные свойства чисел породили у наших далеких предков веру в то, что числа дарованы человеку небом, что они имеют сверхъестественный характер.
Повседневно соприкасаясь с числами, мы иногда не замечаем, что некоторые из них занимают особое место в нашей жизни.
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звёзд арифметика наша,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт!
Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Загадка - это замысловатый вопрос, который требует ответа. Эти вопросы выражены в краткой и занимательной форме, часто в виде стихотворения. Загадка – испытание сообразительности. Слово «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати», то есть думать, рассуждать. Загадки помогают учиться думать. Загадки помогают мне в изучении математики.
Существует множество видов загадок, одним из этих видов является – математические загадки.
Загадки о плоских геометрических фигурах, которые можно использовать на уроке математики и внеклассных занятиях. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета, ярко и лаконично передавать образы предметов.
Кроссворды
Изучение любой науки, а особенно, математики – тяжелый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру, в игру серьезную. Для этого хорошо использовать кроссворды. Кроссворд - это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Кроссворды имеют разное количество вопросов, учащиеся, отвечающие на вопросы кроссворда, записывают правильные ответы в сетку (одна буква в ячейку).
Оформление кроссворда состоит из трёх частей: пустой кроссворд, вопросы к нему и заполненный («Проверь себя»).
Кроссворды могут быть различными по виду (линейными, с ключевым словом, разветвленные, с рисунками и др.).
Вопросы школьник должен придумать сам, анализируя информацию из учебников или ранее изученного и записанного в тетради материала. Это могут быть не обязательно понятия или определения. Вопросы можно задавать в любой форме, даже юмористической, лишь бы они были правильно сформулированы и на них можно было найти правильный ответ. Если в серьезных кроссвордах по математике будет присутствовать доля юмора, станет интереснее, познавательная деятельность школьников сильнее активизируется.
Кроссворды применяются на уроках математики самого разного типа: при закреплении или повторении материала, при работе в парах, группами или индивидуально, на этапе актуализации знаний. Кроссворды можно использовать так же и во внеклассной работе. Цель создания кроссвордов - повышение познавательной активности у учащихся на уроках математики, воспитание интереса к предмету.
При составлении кроссвордов у учащихся развивается аналитическая деятельность, укрепляется память, вырабатывается способность к поиску и обработке информации. Получая интересный кроссворд, ученик начинает задумываться, старается вспомнить или отгадать ответ. Ну а составляя кроссворд, он ищет и обрабатывает информацию, применяя смекалку и творчество, а также сообразительность. Ведь каждый школьник хочет создать свой уникальный кроссворд, и чем сложнее, тем лучше. Создается своеобразный дух соревнования, каждый хочет показать себя, получить хорошую оценку. Школьники при составлении кроссвордов прежде всего учатся думать. Также кроссворд можно выполнить в виде презентации по математике. Тогда уже точно всем ученикам будет интересно, а материал, каким бы сложным он ни был, усвоится и запомнится.
Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила оговорены. При индивидуальной работе с кроссвордом учащийся получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – важный путь освоения новых и применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа выполняет не только образовательные функции, но и воспитывает в ученике такие черты как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации повысить процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени.
При работе с кроссвордом ребята убеждаются, что расширение словарного запаса, терминологии, умение грамотно писать слова, умение разными способами загадывать одно и то же слово – необходимые условия для выполнения задания.
Составление кроссвордов дает очень важный эффект. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя уточняешь правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, работает логика и сообразительность, усидчивость и стремление завершить начатое дело, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия, художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то применение ранее полученных знаний становится еще более наглядными и ощутимыми.
Собственное исследование
С целью выяснения степени осведомленности и заинтересованности пятиклассников данной работой, нами было проведено анкетирование по следующим вопросам:
1) Нравится ли тебе разгадывать загадки?
2) Нравится ли тебе решать кроссворды?
3) Знаешь ли ты математические загадки?
4) Нравится ли тебе, когда на уроках математики учитель загадывает загадки о математических понятиях, читает правила в стихах, использует пословицы, связанные с математикой.
5) Приходилось ли тебе составлять кроссворды?
6) Знаешь ли ты правила составления кроссвордов?
7) Кажется ли тебе, что составление и разгадывание кроссвордов, и математических загадок помогают лучше запомнить термины, усваивать учебный материал по предмету?
Результаты анкетирования:
В анкетировании приняли участие 35 пятиклассников.
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Да |
91% |
89% |
20% |
94% |
60% |
14% |
91% |
Нет |
9% |
11% |
80% |
6% |
40% |
86% |
9% |
Выводы:
1. В результате анкетирования выяснилось, что большинству учащихся 5-х классов нравится разгадывать загадки, решать кроссворды; нравится, когда на уроках математики учитель использует занимательный материал: загадывает загадки о математических понятиях, читает правила в стихах, использует пословицы, связанные с математикой.
2. 91% учащихся считают, что составление и разгадывание кроссвордов, и математических загадок способствует лучшему запоминанию терминов, усвоению учебного материала по предмету.
3. Лишь пятая часть опрошенных знает какие-либо математические загадки, чуть больше половины учащихся когда-либо составляли кроссворды, но мало кто знает правила их составления.
4. Исходя из вышеизложенного, мы решили предложить рекомендации по составлению кроссвордов на уроках математики.
Рекомендации к составлению кроссворда:
1. В кроссворде не должно быть математических и орфографических ошибок.
2. Количество вопросов в тематическом кроссворде должно быть 10-15.
3. Вопросы должны быть четкими, короткими, понятными, математически и грамматически верно построенными.
4. Кроссворды могут быть различными по виду (линейными, с ключевым словом, разветвленные, с рисунками и др.).
5. В кроссворде должна быть «изюминка» - вопрос, требующий поисковой, исследовательской деятельности, охватывающий не только данную тему, но и ранее пройденные.
6. В качестве ответов используются чаще имена существительные единственного числа в именительном падеже (исключение составляют названия чисел).
Заключение
В процессе выполненной проектной работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты.
1. Выбрали математические термины, изучаемые в 5 классе, собрали много загадок о них. Используя загадки, составили кроссворды, которые можно применять на уроках математики.
2. Узнали, что многие любят отгадывать загадки. На основе изученной литературы по данной теме, открыли для себя много интересного, чего не могли прочитать в учебнике. Например, узнали о том, что ещё в древности люди любили загадки.
3. В дальнейшем планируем продолжить сбор таких загадок. Думаем, что они нам тоже будут помогать изучать математику, тем более, что через год мы приступаем к изучению геометрии.
4. Узнали, что многие ребята любят решать кроссворды, некоторые любят составлять их. Сам процесс решения кроссвордов является для учеников занимательным и создает у них бодрое настроение, а так же облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия радости, удовлетворенности, чувства коллективизма и веры в собственные силы. В итоге ученики по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительной литературе.
5. При решении и составлении кроссвордов ищешь ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находится легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, то найденный в результате его ответ на долгое время остаётся в памяти. Применение кроссвордов повышает интерес школьников к учебной деятельности.
6. Мы узнали, что оформление кроссворда состоит из трёх частей: пустой кроссворд, вопросы к нему и заполненный («Проверь себя»).
7. Кроссворды можно использовать на всех этапах урока от момента, когда учащиеся формулируют цель (целеполагания), до подведения итогов урока (рефлексии), при повторении и закреплении материала, при фронтальной и индивидуальной работе с учащимися.
8. Кроссворд развивает творческие способности, тренирует память.
9. Составляя кроссворды, лучше усваиваешь математические термины, учишься формулировать вопросы, находить на них ответы, воспитываешь в себе такие черты как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах, развиваешь наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль.
10. К разгадыванию кроссвордов стремятся многие учащиеся, так как отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех. Это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова. Таким образом, повышается познавательная активность у учащихся на уроках математики, интерес к предмету.
Список литературы
1. Вакуленко Ю.А., Попова Г.П. Веселая карусель для младших школьников: частушки, хохотушки, узелок загадок. – Волгоград: Учитель, 2007. – 88 с
2. Детские праздники. – М.: РИПОЛ классик, 2008. -192 с.
3. Подумай – ответишь. Русские народные загадки. /Отв. ред. Н.М. Мартынова – М.: «Детская литература», 1984.- 12с.
4. Пословицы. Поговорки. Загадки. /Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова.- М.: Современник, 1986.- 512с.
5. Интернет ресурсы:
· http://www.happy-kids.ru/
· http://detkam.e-papa.ru/zagadki/
· http://www.solnet.ee/
6. Ушакова О.Д. Загадки, считалки, скороговорки. – С-Пб.: «Издательский Дом «Литера», 2008.- 96 с.
Приложение
Рекомендации к составлению кроссворда:
1. В кроссворде не должно быть математических и орфографических ошибок.
2. Количество вопросов в тематическом кроссворде должно быть 10-15.
3. Вопросы должны быть четкими, короткими, понятными, математически и грамматически верно построенными.
4. Кроссворды могут быть различными по виду (линейными, с ключевым словом, разветвленные, с рисунками и др.).
5. В кроссворде должна быть «изюминка» - вопрос, требующий поисковой, исследовательской деятельности, охватывающий не только данную тему, но и ранее пройденные.
6. В качестве ответов используются чаще имена существительные единственного числа в именительном падеже (исключение составляют названия чисел).
Анкета для учащихся
Дорогие ребята!
Мы готовим проект, связанный с математическими загадками и составлением кроссвордов, и нам важно знать ваше мнение по следующим вопросам. Просим ответить (да, нет) на следующие вопросы.
1) Нравится ли тебе разгадывать загадки?
2) Нравится ли тебе решать кроссворды?
3) Знаешь ли ты математические загадки?
4) Нравится ли тебе, когда на уроках математики учитель загадывает загадки о математических понятиях, читает правила в стихах, использует пословицы, связанные с математикой.
5) Приходилось ли тебе составлять кроссворды?
6) Знаешь ли ты правила составления кроссвордов?
7) Кажется ли тебе, что составление и разгадывание кроссвордов, и математических загадок помогают лучше запомнить термины, усваивать учебный материал по предмету?
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Да |
|
|
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
|
|
|
|
|
Загадки по теме «Геометрические фигуры»
1.
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...
2.
По линейке не спеша
С помощью карандаша
Линию любой длины
Аккуратно проведи.
Без конца она и края,
Называется…
3.
Вот фигура — крыша дома,
Она каждому знакома.
Три угла, три стороны,
И вершин всего лишь три.
Скажет вам любой дошкольник:
Та фигура…
4.
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может?
5.
Начертить ее пытался,
Только, вижу, зря старался,
Ведь без циркуля, друзья,
Начертить ее нельзя.
6.
Ставим рядом мы две точки
И соединяем.
В результате на листочке
Что мы получаем?
7.
Если ты его отточишь -
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ...
8.
Он двуногий, но хромой,
Чертит лишь ногой одной.
В центр встал второй ногой,
Чтоб не вышел круг кривой.
9.
Я люблю прямоту
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Загадки по теме «Геометрические фигуры»
1.
Был когда-то кругом я,
Только сплюснули меня.
Ни сторон нет, ни углов.
Ты назвать меня готов?
2.
А братишка мой Серёжа,
Математик и чертёжник.
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие … .
3.
В нем четыре стороны,
Меж собою все равны.
С прямоугольником он брат,
Называется...
4.
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю –
Получается черта,
Называется … .
5.
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется … .
6.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,-
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? … .
7.
У треугольника их три,
Но их четыре у квадрата.
У всех квадратов меж собой они равны.
О чём я, догадались вы, ребята?
8.
Знает это целый мир:
Угол мерит...
9.
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...
Загадки по теме «Числа и счёт»
1.
Не со зла он отнимает,
Просто долг свой выполняет.
Отнимать большой мастак
Этот всем знакомый знак.
2.
Ученик я хоть куда,
Не балую никогда.
Хоть я и не пионер,
Но ребятам всем …
3.
Думает он, что король.
А на самом деле - …
4.
Эти знаки только в паре,
Круглые, квадратные.
Мы всё время их встречаем,
Пишем многократно.
Заключаем, как в коробки,
Числа в …
5.
Бывают буквенные и числовые
6.
Цифра
шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!
7.
Как вязальный он крючок,
Как обломанный сучок.
Носик тонкий, словно спица,
А зовется - …
8
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
9.
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра …
Загадки по теме «Числа и счёт»
1.
Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.
2.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою ... .
3.
Что скользит по светлой глади
Ученической тетради
Белым лебедем прекрасным,
Ставшим от позора красным
За бездельника, плутишку
Непослушного мальчишку?
То, за что его ругают
И конфет в обед лишают.
С легким росчерком пера
Появилась цифра ... .
4.
- Сколько ты имеешь ножек? -
Осьминога тихо спросим.
Тот ответить нам не сможет,
Но и так мы знаем - ...
5.
Сколько дней рождения у человека,
Дожившего до 80 лет?
6.
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру ... .
7.
С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет … .
8.
Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,
Ты получше посмотри -
Это вроде бы и буква,
Но еще и цифра ...
9.
Вьется по ветру коса,
А средь спинки полоса.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.