Дерюга Ольга Юрьевна учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 им.А.И.Герцена города Тимашевска
Статья по теме: Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе
Отличительной особенностью нового ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения) начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Целью образования сегодня стало не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения нацеливает на формирование обще-учебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Но не все дети в силу своих психологических особенностей пока могут публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе они могут занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.
Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, развивать практически значимые навыки и понимание.
Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах.
Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала.
Планируя групповую работу на этих уроках, нужно обратить внимание, что задания в группе должны быть составлены таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. (Не секрет, что дети вырабатывают «правила игры» внутри группы стихийно, через свой социальный опыт. 1-2 человека выполняют задание, другие просто наблюдают за ними. Создается только видимость групповой работы);
Особое внимание нужно направить на освоение детьми разных форм, способов взаимодействий внутри группы, обращать внимание на умение работать друг с другом. Иногда нужно менять состав группы, с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы
ЦЕЛИ:
1. повысить уровень знаний учащихся;
2. добиться лучшего усвоения материала;
3. вызвать интерес учащихся к предметам
4. развить умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание.
3АДАЧИ:
1. активизировать познавательную деятельность (расширить круг знаний учащихся);
2. развивать навык самостоятельной учебной деятельности (научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль);
3. развивать умение успешного общения (научить детей работать вместе, дружно);
4. привлечь внимание к работе отстающих детей, заинтересовать их (совершенствовать межличностные отношения в классе);
5. воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь;
6. добиться более прочного усвоения знаний;
7. развивать устную и письменную речь учащихся.
При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы:
1. научности (знания должны быть научно-обоснованы)
2. доступности (учащимся должны быть доступны и понятны задания, которые они получают; материал, который дает им учитель);
3. прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его усваивать);
4. сознательной активности;
При соблюдении принципов:
· задания должны быть проблемными, создавать определённое познавательное затруднение, представлять возможность для активного использования, имеющихся знаний
· учитывать особенности состава группы
· распределять роли между участниками группы
· организовывать коммуникацию в группе и между группами
· анализировать способ деятельности
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. у учащихся повышается интерес к предметам;
2. в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся;
3. знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется большая заинтересованность в работе;
4. учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей;
5. учащиеся получают удовлетворение от работы
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
1. повышается учебная и познавательная мотивация;
2. снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
3. в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
4. происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;
5. улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Минусы.
1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
3. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
4. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
5. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
6. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Практикум групповой работы на уроках русского языка
Тема: «Типы текстов. Закрепление»
4 класс
На уроке закрепления по теме «Типы текстов» ведётся работа в 6 группах. С помощью опорных слов группы составляют предложения на тему «Осень». 1 – 2 группы – текст-повествование на тему «Осень пришла», 3-4 группы – текст-описание на тему «Осенний лес», 5-6 группы – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень». Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень», который можно использовать на уроках развития речи при написании сочинений.
Материал для сочинения
Осень пришла
текст-повествование
1 группа:
сентябрь
небо, облака, ветерок
воздух
листья, трава
2 группа:
птичьи песни
лесные жители
дожди
прохлада
Осенний лес
текст-описание
3 группа:
берёза
осина
дуб
клён
4 группа:
оранжевые, жёлтые, багровые
пёстрая метель
листья горят
разноцветный ковёр
За что я люблю осень?
текст-рассуждение
5 группа:
русский лес
яркие краски
за что я люблю…
солнечные деньки
6 группа:
удивительное время года
листопад
настроение
прогулка
Осень пришла
текст-повествование
Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.
Осенний лес
текст-описание
В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.
За что я люблю осень?
текст-рассуждение
Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннему лесу.
Осень.
Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.
В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.
Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннему лесу.
Практикум групповой работы на уроках русского языка
по учебнику С. В. Иванова, программа «Начальная школа ХХI века
(1 часть-урок 75)
Тема: «Состав слова. Повторение»
2 класс
На уроке повторения темы «Состав слова» используется вид групповой работы «Снежный ком». Он состоит из трёх этапов: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Первый этап работы по учебнику (индивидуальный).
Работа по учебнику
Упражнение 1 – поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять суффиксы в словах). Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось найденное слово, а потом выделять суффиксы. Выполняется фронтально, письменно. Запись:
ёлка (к//оч) – ёлочка, листок (ок//оч) – листочек;
трава – травинка; берёза – берёзка; осина – осинка
Второй этап (работа в парах)
Упражнение 3 – отработка умения образовывать слова по заданной модели. Выполняется в парах, письменно. Во время проверки ученики должны называть способ образования слов первой группы (приставочно-суффиксальный) и слов второй группы (суффиксальный), определить, что обозначают все вновь образованные слова (признак предмета), на какой вопрос отвечают (какой?), как называются (имена прилагательные).
Третий этап (работа в группах)
Задание 1
1. Найти в каждой группе слов лишнее, т.е. отличающееся от других слов группы по своему составу. Учитель подсказывает ученикам, что это задание связано с изучаемой темой. Возможные группы слов:
I группа – забег, заплыв, закон, запуск (лишнее слово – закон, в нем нет приставки);
II группа –чайник, кофейник, молочник, веник (лишнее слово веник, в нем нет суффикса, оно, в отличие от других слов не образовано суффиксальным способом);
III группа – посмотрит, победит, подумает, погрустит (лишнее слово победит, в нем нет приставки, оно не образовано приставочным способом);
IV группа – косточка, шапочка, звёздочка, ленточка (лишнее слово шапочка, единственное слово, образованное не с помощью суффикса –очк-, а с помощью суффикса –к- (к//оч) от слова шапка.
Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.
- Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше признаков.
Задание 2
2. Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше общих признаков.
I группа – берег, ветер, свет, воздух. (У всех слов нулевые окончания, нет суффиксов и приставок, основа слов равна корню, все слова – имена существительные).
II группа – солдатики, песенка, беленький, избушка, чёрненький. (Во всех словах есть суффиксы, при этом все суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение, слова образованы суффиксальным способом, основа состоит из корня и суффикса).
III группа – ледоход, ледокол, самолет, снегоход, снегопад, листопад. (Во всех словах два корня, образованы способом сложения, во всех словах соединительная гласная о, нулевое окончание, основа состоит из двух корней, все слова – имена существительные).
IV группа – придорожный, приморский, пригородный, прибрежный. (Слова образованы приставочно-суффиксальным способом, основа состоит из приставки, корня и суффикса, во всех словах приставка при-, все слова - имена прилагательные).
Практикум групповой работы на уроках русского языка
Программа «Начальная школа ХХI века
(Рабочая тетрадь на печатной основе, 2 часть , с.20-21)
Тема «Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения»
3 класс
Организация групповой работы в рабочей тетради по русскому языку на печатной основе
Этап урока. Закрепление материала. Стадия осмысления.
Материал в рабочей тетради на печатной основе подобран таким образом, чтобы повторяя и систематизируя изученное ранее, ученики не испытывали трудностей в практическом применении правила «Учимся писать безударные окончания имен существительных 3- го склонения»
На доске плакат-памятка о правилах работы в группе
Ученики в группах в группах должны быть распределены следующим образом:
1) организатор-лидер 2) спикер-оратор, 3) секретарь, 4) контролер 5) критик.
Первое задание - это записать окончания имен существительных 3 – го склонения. Лидер следит чтобы задание выполнялось устно каждым учеником по цепочке. Записывает все секретарь. Критик проверяет работу. Оратор докладывает итог работы группы и выводы. Контролер следит за временем.
Второе задание. Подчеркнуть имена существительные с окончанием -и-. и указать склонение. Ученики выполняют задание. Называют по 2 слова с окончанием –и- и определяют склонение существительных. Общая проверка выполняется устно или на доске. Вывод. Находят лишнее слово (2 склонение)
Третье задание. Распределить по 5 слов в каждой таблице на определенное склонение. Записать его в форме предложного падежа. Проверочную работу выполняет каждый ученик группы в своей рабочей тетради. Контроль производится в форме обсуждения, корректируя выполненные задания. Каждая группа отчитывается и получает баллы за свое задание. Даются советы, как работать в дальнейшем, чтобы работа в группе стала более слаженной.
Используемая литература:
Цукерман Г.А. «Как младшие школьники учатся учиться?»,- Москва, -2000г.
Цукерман Г.А. «Зачем детям учиться вместе?» М.: «Просвещение», 1985
Романова Е.В. «Групповые взаимодействия-эффективная форма организации учебного процесса». Начальная школа. -2007.- №5
Землянская Е.Н. «Учебное сотрудничество младших школьников на уроках». Начальная школа. -2008.- №1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.