Групповые развивающие занятия с учащимися 1 классов по повышению психологической адаптации «Тропинка к своему Я»
Занятие 1. Знакомство.
Цели: знакомство
учащихся друг с другом, создание дружеской, рабочей атмосферы в классе, снятие
барьеров в общении.
Тип урока: Практическое занятие.
Оборудование: стулья, диски с двигательной музыкой, проигрыватель.
Ход урока:
Ребята, сегодня занятие поведу я. Зовут меня ….. Но сначала давайте познакомимся, чтобы лучше узнать друг друга. А знакомиться мы будем следующим образом.
1. Я сегодня вот такой. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербальное свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.
В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»
2. Правила поведения на занятии.Приятно было с вами познакомиться. А теперь послушайте внимательно правила поведения на занятии. Вы, наверное, обратили внимание, что в руках у меня игрушка, и, я ее держу не просто так, существует такое правило: «У кого игрушка, тот и говорит». Давайте это правило повторим дружно вместе. Следующее правило, правило «стоп». Я думаю, что это правило вы легко запомните. Ведь оно говорит о том, что нельзя перебивать друг друга и слушать внимательно. Давайте это правило повторим дружно вместе. Существует еще одно правило. Оно звучит следующим образом: «Будь активным». Давайте это правило повторим дружно вместе.
3. Введение в мир психологии. Беседа: что такое психология.Психолог проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Показываю детям цветок и спрашивает у них, как вырастает такой цветок и что для этого нужно. Из ответов детей делаю вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходимы дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.Психолог представляется детям, рассказывает, что педагог-психолог в школе наблюдает за тем, как развиваются дети, а если надо и помогает, при помощи игр и упражнений. А сегодняшнее занятие посвящено знакомству, сплочению класса.
4. Упражнение «Меняются местами те, у кого…»Учащиеся сидят в кругу. Психолог произносит «Меняются местами те, у кого … » и те дети, кому утверждение подходит, встают и меняются местами друг с другом, поменявшись местами остаёмся на новых местах.- дома есть животные,- кто любит музыку,- кто любит сладкое,- у кого есть братик или сестричка,- те, кто любит бывать на природе,- кто любит манную кашу,- кто любит загорать,- кто любит купаться,- кто любит петь,- кто любит нашу школу
5. Упражнение «Салфетка»Каждому ученику дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два раза. Затем психолог просит ребят выполнить следующие действия: оторвать правый верхний угол, затем нижний левый угол салфетки, затем ребята разворачивают салфетку. В классе нужно попробовать найти одинаковые салфетки. Их нет. Детей необходимо подвести к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но все мы должны жить в мире и согласии, не унижая честь и достоинство других.
Беседа «Благоприятный микроклимат»Вы сейчас учитесь в одном классе и будите учиться ещё много лет. В классе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные отношения между одноклассниками. Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы получать знания, а также вы здесь много общаетесь. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и комфортно. В числе названных могут быть следующие качества:равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д.
6. Сиамские близнецы»Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагается:
-походить по помещению-присесть-лечь, встать-нарисовать что-то
7. Упражнение «Рисунок на спине»Описание упражнения: участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колоны параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища.Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую - ни будь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд.Задание - каждому почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше следующему участнику. В конце упражнения, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем.Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. Затем идет обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?Упражнение помогает в развитии коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознавать, насколько важно настроиться на понимание другого человека. Демонстрирует возможности адекватного обмена информацией без использования слов.
8. Заключительная часть.
- Сейчас я буду задавать вам вопросы, и передавать этот клубочек по кругу. Например, я передаю клубочек Диме, он должен ответить на мой вопрос и передать его ….. Но прежде чем передать клубочек …. Должен намотать ниточку на пальчик (показывает как). Игра будет продолжаться до тех пор пока клубочек не окажется снова у меня.
Рефлексия.
- Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то ….. тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.
- Распутываться мы будем следующим образом... Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?
- Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «Спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня.
- Я хочу сказать всем спасибо.
Прощание.
- А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину: «Спасибо нам, до свиданья мы».
1. Ведущий проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Он показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает такой цветок и что для этого нужно. Из ответов детей он делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходимы дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.[7]
2.“Знакомство”: Дети, передавая мяч или любую мягкую игрушку, по очереди называют свое имя и рассказывают, чем им нравится заниматься больше всего.
Может быть такой вариант. Каждый ребенок встает по очереди, называет свое имя, остальные хором произносят его ласково. Например, Света – остальные хором Светочка.
3. Ребята ответьте на вопросы:
– Что можно делать на уроке? (например, слушать учителя, читать и т.д.)
– Что можно делать на перемене? (например, подготовиться к уроку, пообщаться и т.д.).
Затем по очереди кидаю мяч со словами:
– на уроке;
– на перемене.
4. Игра “ Что я кладу в свой портфель?”
Ведущий задает вопросы:
– Поднимите руки те, кому собирает в портфель мама?
– Поднимите руки те, кому собирает в портфель бабушка?
– Поднимите руки те, кто собирает себе в портфель сам?
Затем, каждый по – очереди называет, что кладет. Можно использовать упражнение по принципу “снежного кома”.
5. “Закончи предложение”. Дети завершают предложения, которые произносит ведущий:
– Я хотел идти в школу, потому что…
– Я хожу в школу, чтобы научиться…[7]
6. Работа со сказкой: Сказка “Про Колю” (смотри приложение № 1).
Обсуждение сказки
Вопросы для обсуждения:
– Почему Коля хотел ходить в школу?
– Какой сон он увидел?
– Почему он потом захотел учиться?
– Что значит “стать всем полезным?
Завершение занятия.
Тема: «Зачем ходить в школу»
Цель: создание условий для осознания детьми своего нового статуса.
Ход занятия
Упражнение «Поздороваться носами»Цель: разогреть группуЗа 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками и т. д.
Упражнение «Закончи предложение»Цель: настрой на работу.
Дети завершают предложения, которые произносит ведущий: «Я хотел идти школу, потому что...» «Я хожу в школу, чтобы научиться...» и т.д.
Упражнение «Самый лучший первоклассник»Цель: осознание своего нового статуса
Ход упражнения: Психолог. На прошлом занятии мы с вами познакомились со зверятами первоклассниками. А сейчас представьте себе, что ясным сентябрьским утром зверята пришли в лесную школу. На улице светило яркое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями. Звонок еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось ходить в школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником.- Давайте с вами попробуем помочь зверятам и каждый из вас получая рисунок зверенка будет говорить почему его подопечный самый лучший первоклассник.
Упражнение «Для чего ходят в школу»Цель: осознание детьми для чего нужна школа
Ход упражнения. Психолог: «Зайчонок не знает, для чего ходят в школу. Он сидит, и размышляет. Ребята, давайте поможем зайчонку. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните и ладоши. Если неправильно топаете ногой
В школу ходят, чтобы играть.В школу ходят, чтобы читать.
В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.В школу ходят, чтобы дружить.
В школу ходят, чтобы считать.В школу ходят, чтобы писать.
В школу ходят, чтобы учиться.В школу ходят, чтобы драться.
В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.
В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.
Психолог: «Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно относиться друг к другу
Рисунок «Я в школе»Цель: выявить, как ребёнок видит себя и свое место в школе.Детям предлагается нарисовать себя в школе.
Упражнение «Рисуем настроение»Цель: отражение эмоционального состояния учащихся на конец занятия.
Ход упражнения: Психолог раздает детям наборы цветных карандашей или фломастеров, альбомные листы. Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, психолог предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»Цель: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия
Ход упражнения: Психолог. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается. Если представится возможность, психолог старается тоже оказаться в центре круга.
Тема: «Я и мои одноклассники»
Цель: Создание условий для формирования способности конструктивно взаимодействовать с членами ученического коллектива
Задачи: 1.
Формировать у детей представление об уникальности, неповторимости каждого из
них
2. Формировать у учащихся чувство принадлежности к ученическому коллективу
3. Развивать способность детей к эмпатии
Ход занятия
Психолог:
Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас поприветствуем друг друга, а я во время
приветствия узнаю ваши имена.
Для этого возьмем друг друга за руки и по очереди поздороваемся друг с другом,
называя по имени того, к кому вы обращаетесь.
Психолог: Ребята, занятия по психологии вам уже знакомы.
· Скажите, пожалуйста, что вы делали на прошлом занятии?
· А сегодня мы с вами продолжим разговор о школе. Тема нашего занятия «Я и мои одноклассники»
· Ребята, как вы считаете, о ком мы будем говорить?
· Ребята, кого вы считаете своими одноклассниками?
Итог подводит психолог: Действительно, мы с вами будем говорить о вас, о ребятах, которые учатся с вами в одном классе, о ваших взаимоотношениях.
Вводная часть
Упражнение «Поднимите руку те, кто…»
А сейчас давайте поиграем в игру: нужно будет поднимать руку тем, кому подходит фраза.
· Кто является первоклассником
· Кому исполнилось 7 лет
· Любит кататься зимой на санках
· Нравиться учиться в школе
· Любит смотреть мультфильмы
· Любит рисовать
·
У кого есть одноклассники
Итог подводит психолог: Ребята, обратите внимание, как много общего у каждого из вас с вашими одноклассниками.
Упражнение «Интервью»
Психолог:
Ребята, давайте поиграем в игру «Журналист». Вы знаете, кто такой журналист?
Представьте, что я – журналист, снимаю передачу о школе, о первоклассниках. Вы
– герои моей передачи, мне хочется побольше узнать о каждом из вас, и я пришла
взять у вас интервью. Согласны?
(по очереди подхожу к каждому ребенку и задаю вопросы)
•
Представьтесь, пожалуйста. Таня, что вы больше всего любите рисовать?
• Нашим зрителям интересно узнать, какие мультфильмы любят смотреть
первоклассники. Назовите ваш любимый мультфильм.
Итог подводит психолог: Большое спасибо вам, ребята, за интересные ответы. Вы знаете, я сейчас обратила внимание на то, что у вас не только много общего между собой, но в то же время и много отличий. Многие любят рисовать, но у каждого есть своя любимая тема для творчества. Вам нравится смотреть мультфильмы, но у каждого свой любимый мультфильм. Это очень хорошо.
• Ребята, а кто из вас любит делать по утрам зарядку. Покажите по одному упражнению каждый, а мы все вместе повторим. (физминутка)
Физминутка «Первый класс»
На
зарядку первый класс!
Мы присядем 10 раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево,
И еще раз вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
Заключительная
часть
Рефлексия
• Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия.
• Что вам понравилось на занятии?
• О чем с сегодняшнего занятия вам хочется рассказать дома родителям?
Ритуал прощания
Психолог: Давайте встанем в круг и возьмемся за руки, я (пожимаю руку стоящему рядом ребенку) через пожатие передаю вам свою любовь, и она идет от меня к…(имя ребенка) и т.д. Наконец, она снова возвращается ко мне, и я чувствую, что ее стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть она вас не покидает и греет еще долго. До свидания.
« Я и мои друзья. Дружба ».
Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.
Задачи:
Оборудование: свеча, мягкая игрушка, почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, цветные карандаши или фломастеры.
Ход занятия
Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть» Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты».
1 упражнение. Игра «Волшебный мяч».
Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Что ты любишь, расскажи» и т.д.
2 упражнение. Рассказ о своем друге.
Ведущий: «Ребята, у кого из вас есть друг? Каждый человек в течение жизни приобретает и теряет друзей. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как мы растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.По кругу, передавая мягкую игрушку, назовите своего друга и расскажите, почему вы его считаете другом».
3 упражнение. Пожелание по кругу.Ведущий: « Ребята, сейчас вам нужно будет продолжить предложение, обращаясь к соседу: «Мой друг, я желаю тебе…». Молодцы!
Упражнение 4. Рукопожатие.Ведущий: «С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало: «В руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром». Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. По правилам этикета старшие первыми протягивают руку младшим, а дамы первыми подают руку кавалерам».
Упражнение 5. Открытка-письмо другу.Ведущий: «Ребята, а сейчас каждый из вас нарисует открытку-письмо другу-однокласснику» (Каждый ребенок вытягивает листок с написанной фамилией и именем учащегося класса)Звучит музыка. Дети рисуют открытки. Затем каждый опускает открытку в почтовый ящик.Ведущий: «Ребята, как называется профессия человека, который разносит письма, газеты, журналы? ( Один из детей разносит открытки). Что вы чувствовали, когда получили открытку? ( В дружбе важно внимание, забота друг о друге). А зачем нужен друг?»
Просмотр слайдов.
Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и благодарят за хорошую совместную работу.
Самоанализ занятия «Я и мои друзья. Дружба».
Характеристика класса.
В классе учится 15 человек: 9 мальчиков и 7 девочек. Все дети , кроме Рады посещали дошкольное учреждение. В учебе дети показывают неплохие результаты, а вот поведение оставляет желать лучшего. Дружеские отношения между детьми находятся на низком уровне, поэтому тема занятия актуальна.
Данное занятие проводилось в рамках программы по адаптации первоклассников к обучению в школе «Мы – первоклассники».
До занятия было проведено изучение социально-психологической адаптации детей к школе. Имеются следующие результаты: полная адаптация – 81% учащихся, неполная адаптация – 19% учащихся.
Тема занятия: «Я и мои друзья. Дружба»
Цель: повысить уровень адаптации детей к школе.
Задачи: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе, помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе, повысить самооценку детей, создать условия для развития творческих способностей.
Форма занятия с элементами тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство.
При проведении занятия были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Содержание занятия проходило несколько этапов, а именно: приветствие, постановка цели, элементы тренинга, просмотр презентации, рефлексия и ритуал окончания занятия.
Было предусмотрено сочетание различных форм работы (индивидуальная, групповая).
Чередовались виды деятельности: анализ мультфильма, упражнения, игра, творческая работа.
Очевидна смотивированность и активность детей проблематикой и содержанием предложенной деятельности. Дети приняли цель, поставленную мной в начале встречи, проявляли активность во время тренинга, увлеченно рисовали открытку для друга.
Рефлексивный момент носил двусторонний характер: не только дети, но и ведущий проанализировали эффективность совместной работы.
Общая оценка результатом и эффективностью встречи – «удовлетворительная». Считаю, что поставленные задачи выполнены.
Мои успехи в школе
Материалы: мягкая игрушка, лист А4 для ведущего.
Приветствие.Дети встают в тесный круг. Правая рука каждого учащегося вытягивается в центр круга. Получается «комок» из ладошек. Дети хором приветствуют друг друга «Здравствуйте, мы!»
Разминка. «Яркое событие в школьной жизни»Дети сидят в кругу. «Переход хода» с помощью мишки.
Ведущая: «Друзья, вот и подходит к концу первый год вашего обучения в школе. За этот год школьной жизни вы пережили много разных событий. Но, наверное, у каждого из вас в памяти сохранилось какое-то особенное событие из школьной жизни.Назовите самое яркое событие в школьной жизни»событие, которое оставило яркие впечатления, хорошие воспоминания
ФИЗМИНУТКА Мишка.Создаёт позитивную мотивацию учащихся, улучшает настроение.
Топай, мишка, (топаем ногами)Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )Улыбайся и садись.
Основное содержание занятия.
Ведущая: «Дорогие мои друзья, за этот учебный год вы получили много знаний на уроках, приобрели разные умения, нашли новых друзей. Все вы добились определенных успехов в школьной жизни.Предлагаю поделиться своими успехами»
«Закончи предложение»
Дети завершают предложения.«У меня хорошо получается в школе . . .»«В школе я научился . . .»
Подсказка: Старайтесь называть СВОИ достижения, СВОИ умения, чему ВЫ научились в школе (а раньше, до поступления в школу, этого не умели).
Ожидаемые ответы детей: «писать, читать, считать, учиться, рисовать, лепить, отвечать на вопросы, разгадывать загадки, писать прописными буквами, решать примеры и задачи, ставить ударение, конструировать, делить на слоги слова и т.д.»
Дискуссия:выяснение способов достижения успеха
Ведущая: «Вы столько приобрели умений, таких добились результатов, что мне стало интересно, как вам удалось достичь таких успехов?!»«Каждый из вас по-своему добивался успеха»
Ожидаемые ответы детей: «Стараться, писать палочки, думать, быть активными, быстро работать, слушать учителя, терпение, уметь держать ручку, не вертеться, хорошо сидеть на уроке, быть внимательными . . .»
Ведущая: «Кто вам помогал учиться в школе?»
Обсуждение, кто и как помогал ребятам учиться в школе: родители, учитель, повар в школьной столовой и т.п.
Ведущая: «Теперь я предлагаю вам игру, которая называется «Винегрет», с помощью которой потренируем внимание»
Игра «Винегрет»
Ведущий предлагает участникам занятия «рассчитаться» на овощи: картофель, лук, свёкла, огурец. Затем, когда ведущий называет определенный овощ, то меняются местами те, кому он выпал, если же ведущий говорит: «Винегрет», - то все участники меняются местами.Ведущая: «Поднимите руку картофелины, луковицы, свеклы, огурцы»
Вывод.
Ведущая: «Итак, внимание в игре было важно?»
«При получении новых знаний и умений внимательность важна?»
«А какие еще есть помощники в достижении успеха в школьной жизни?»
Подарок от ведущей: «Считалка»
«Один, два, три, четыре, пять, я хочу успешным стать. Буду я стараться, будет получаться»
Благодарим друг друга за работу аплодисментами!!!
«Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»
Задачи:Мотивировать детей на изучение собственного эмоционального мира;Наполнить содержанием понятие «эмоций»;
Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;
Материалы: альбомы для рисования, набор карточек «Азбука настроения», фотографические изображения эмоций детей и взрослых, музыкальные композиции, ватман, модели цветов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Переходящее пожелание».
Ведущий: Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку и говорить друг другу комплименты или желать что-либо при этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка.
Спасибо вам за участие! Прошу занять свои места, но не садится!
Работа по теме.Игра «Превращения в животных»
Ведущий: В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
· Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
· Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
· Как выглядит любопытный енот;
· Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
· Как сердится лев – царь зверей;
· Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
· Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.
Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, это и есть ЭМОЦИИ.
Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»
Ведущий: Тема нашего занятия – «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?».
Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.
А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (например, я недавно ехала в электричке и увидела лису)
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы было изображено удивление!
Ведущий: А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена обида человека!
Ведущий: Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена радость!
Ведущий: Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена злость, досада!
Ведущий: Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?
- выражение лица - мимика
- движения рук, поза тела – жесты
Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.
Ведущий: Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомненья, на всех нас настроение!
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Избавит от сомнений вас «Азбука настроения»!
3. Задание «Угадай эмоцию».
Детям раздаются карточки из набора «Азбука настроения».
Рассмотрите рисунки, на которых мышки, попугай и дама находятся в разном настроении. Каждый из вас сейчас попробует выйти сюда и изобразить эмоцию данного персонажа, а мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.
По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»
4. Коллективное задание «Цветы эмоций».
Каждому ребенку раздаются цветы и карандаши. На цветке каждый ребенок должен нарисовать любую понравившуюся ему эмоцию. Затем все цветы наклеиваются на один общий ватман, должен получиться «букет эмоций». Дети работают под музыку.
Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего?
Подведение итогов занятия «Какие эмоции я знаю?»
Для подведения итогов (при наличии времени) детям можно раздать индивидуальные карточки задания по определению эмоционального состояния нарисованных персонажей.
5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»
Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».
Давайте поаплодируем друг другу за замечательное занятие и работу!
Дополнительные упражнения по теме.
ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ
Этюд «Два ежика»
Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)
Этюд «Медведь и еж»
Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)
Этюд «Волк и заяц»
Волк гонится за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы радость и страдание)
Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»
Гусь с презрением, свысока относится к гадкому утенку, а он очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость)
Этюд «Лев и птичка»
Грозный Лев – царь зверей рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг)
Этюд «Котенок и его мама»
Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)
Цели: показать обучающихся, что мимика и жесты связаны со словом, выработать умения правильно использовать жесты и мимику во время выступления, в общении с другими людьми, познакомить с ролью жестов и мимики в речевом этикете.Оборудование: карточки, игра «Азбука настроения»
Ход занятия:
1.Оргмомент.2. Актуализация ранее изученного материала.
- Что составляет основу этикета? (Вежливость)- Что такое вежливость? (Вежливость – доброжелательное отношение друг к другу).
3. Изучение нового материала.
а) Понятие о мимике и жесте.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки К.И. Чуковского «Цыпленок». Я прочитаю ее дважды, но по - разному. Ваша задача: выяснить, чем же мое первое чтение отличается от второго.
(Сначала читается отрывок сказки без использования мимики и жестов, а во втором чтении эти показатели выразительности используются).
Перед вторым прочтением обратите внимание на мое выражение лица и движение моих рук.
«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была такая».
- Когда вам интереснее было слушать отрывок из сказки: в первый или во второй раз?
- Чем же отличается мое второе исполнение от первого? Отличалось ли мое выражение лица, когда я читала сказку в первый раз и когда читала во второй раз? А в движении рук вы заметили различия?
Выражения лица каждого человека называется МИМИКОЙ, а движения рук, пальцев, головы – ЖЕСТАМИ.
- Так, что такое мимика?- Что такое жесты?
Мимика и жесты дополняют речь говорящего, придают ей особую окраску, привлекают внимание слушателей, делают речь интереснее, насыщеннее.
б) Язык жестов.Показываю движения.-Что я делаю? Что это за жесты?
Есть жесты обозначающие прощание, приветствие, подзывание, удивление и другие. Жесты помогают нам общаться, то есть сопровождают, иллюстрируют речь. Особая роль отводится рукам. Многие жесты имеют древнюю историю.
в) Из истории.Жест, который в настоящее время означает «уйдите» или «помогите» раньше считался отпугиванием нечистой силы. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки себе сами. В наши дни оратор приветствует этим жестом слушателей.Оказывается, есть жесты, которые стали международными, и известны всем. Например, поднятая рука – просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос.Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другому народу. Если вы попадете в Тибет, и встречный прохожий покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего против тебя не замышляю. Будь спокоен». Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.
4. ФКМ (физкультминутка) игра «Пожалуйста».Игра на внимание. Дети выполняют упражнения только со словом «пожалуйста». Кто ошибся 3 раза – садится. Самого внимательного награждаем аплодисментами.
5. Сюжетно – ролевые игры.- Ребята, я вам представлю несколько жестов. Попрошу определить значение этих жестов и мимики.1) Улыбка. (Знак одобрения).2) Поднятые брови (Удивление).3) Движение рук вверх. (Встаньте).4) Движение рук вниз. (Садитесь).5) Топнуть ногой. (Гнев, недовольство).- А сейчас попробуйте без слов, а только при помощи мимики и жестов показать стихотворение А. Барто «Наша Таня»- Игра в парах. Показ мимики и жестов
Изобрази без предмета мимикой и жестами:1. Заточить карандаш.2. Вдеть нитку в иголку.3. Подбросить и поймать мяч.4. Понюхать яблоко, цветок, лук.5. Развернуть и сложить газету.6. Поправить спадающие с носа очки.7. Переложить горячую картофелину из одной руки в другую.8. Разрезать на ломти арбуз и съесть один кусок.9. Ты проспал и опаздываешь в школу.10. Поставить несколько тарелок одна на другую.11. Ты упал с велосипеда и ушиб колено.12. Повар делает обед.13. Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.14. Постовой милиционер, которому жмут ботинки.15. Трусливый кролик.16. Разозленный кот.17. Зубной врач.
Итог урока.
Урок окончен. Русские, прощаясь, машут кистью руки сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы этот жест как приглашение. А вот жители Андаманских островов на прощание подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонечко дуют на нее. Давайте и мы на прощание друг другу подуем на ладошки.
Тема: «Страх»
Цели:
· Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
· Ознакомить с чувством страха, показать способы совладания с ним.
· Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
Разминка «Страшно не страшно»
Ведущий произносит фразу: «Дотроньтесь до (кончика носа, правой щеки и т.п.) те, кто (сегодня умывался, ел вчера шоколад, боится мышей, боится темноты, боится оставаться один и т.п.)» Вопросы о страхах перемежаются вопросами на любые другие нейтральные темы. Дети отвечают молча, меняя
способ ответа по команде ведущего.
«Мысленная картинка»
Дети должны нарисовать, а затем описать классу мысленную картинку, которая соответствует предлагаемым для прослушивания музыкальным отрывкам либо звукам природы (резкая, громкая музыка, звуки грозы). После этого детям объявляется (шепотом) новая тема «Страх».
«Покажи страшилку»
Ведущий показывает детям изображения страшных персонажей: Бабы Яги, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного и т.д. Затем водящему предлагается внимательно рассмотреть одну из картинок, чтобы он мог изобразить выбранный персонаж как можно точнее. Остальные отгадывают, кого именно изображает водящий. (См. Презентацию «Страх»)
«Закончи предложение»
Дети заканчивают следующие фразы:
«Дети обычно боятся…»
«Взрослые обычно боятся…»
«Мамы обычно боятся…»
«Учителя обычно боятся…»
В результате обсуждения этой работы делается обобщение: каждый человек может иногда чего-то бояться, и страх – это не то, чего следует стыдиться, хотя и полезно учиться его преодолевать. (См. Презентацию «Страх»)
«Мой страх похож на…»
На слайде изображены извилистыми линиями бесформенные фигуры, дети придумывают, на какие страшные существа они похожи. (См. Презентацию
«Страх»)
«Смешные страшилки»
На слайде изображены страшные сказочные персонажи с элементами иронии. Дети сравнивают с предыдущим слайдом, находя изменения. (См. Презентацию «Страх»)
Работа со сказкой.
«Маленькая луна»
Каждую ночь на небе появляется Луна. Все это хорошо знают. А знаете ли вы, что и она когда-то была маленькой?
Ее детство было беззаботным и счастливым. Одно тяготило ее: она боялась темноты. Ей было очень страшно появляться одной на черном ночном небе.
С наступлением сумерек знакомые звездочки одна за другой вспыхивали над землей и звали маленькую Луну к себе. Они рассказывали, как прекрасно ночное небо. А с ее приходом оно станет еще прекраснее! Звездочки убеждали маленькую робкую Луну, что нет ничего красивее загадочной ночной темноты.
Но маленькая Луна никак не могла преодолеть страх перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь преображала поверхность Земли, превращая все предметы в зловещие привидения. Мерцания далеких звезд было слишком слабым, чтобы осветить землю и небо.
Маленькая Луна грустила о том, что не может веселиться вместе со звездочками. Она подрастала и знала, что рано или поздно ей придется превратиться в полную Луну. «Но какая же я Луна, если не могу быть королевой ночи и не знаю всех ее чудес?» - размышляла она.
Проходили дни и ночи, а Луна так и не появлялась на небе. Кое-кто уже начинал злословить, сомневаясь в том, что она существует в природе. И маленькой Луне было обидно и больно.
Но однажды случилось вот что. Темной ночью все вокруг услышали крики о помощи. Человек никак не мог найти дрогу домой он заблудился во тьме. Тогда к Луне прилетел мудрый Ветер и сказал: «О, Луна! Только твой свет может указать человеку путь к дому. Ты же сама знаешь, как страшно быть одной в ночном мраке. Только ты можешь помочь бедняге. Покажись на небе! Пусть твой страх на время отступит!»
И маленькая Луна послушалась мудрого ветра. Она вышли на небо – ясная и круглая. При ее появлении над Землей ночная мгла отступила. И Луна еще долго оставалась на небе.
Она впервые разглядела то, что раньше принимала за зловещие чудовища и привидения. Под ее мягким светом они оказались деревьями, домами, башнями и холмами. Лунный свет делал все это очень красивым, и Луна совсем не ощущала страха.
Так она и выросла.
И до сих пор Луна делает ночи сказочными и волшебными, а заблудшие путники возносят ей благодарности, и так будет всегда. (См. Презентацию «Страх»)
Вопросы для обсуждения
· Подумайте, почему так огорчалась Луна из-за своего страха темноты, ведь малыши часто боятся темноты и перестают боятся только когда вырастают?
· Как же все-таки Луна заставила свой страх отступить?
· Что она увидела в темноте? Когда перестала бояться?
· Что чувствовала Луна в конце сказки?
Важно акцентировать внимание ребят на том, что не бывает правильных и неправильных способов совладения со страхами. Каждый выбирает свой, удобный и привычный.
zanyatie_psihologii_v_1_klasse.doc |
36 КБ |
strah_urok-prezentatsiya_1_klass_-_kopiya1.pptx |
1.59 МБ |
Занятие психологии в 1 классе
Тема: «Страх»
Цели:Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.Ознакомить с чувством страха, показать способы совладания с ним.Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
Разминка «Страшно не страшно»Ведущий произносит фразу: «Дотроньтесь до (кончика носа, правой щеки и т.п.) те, кто (сегодня умывался, ел вчера шоколад, боится мышей, боится темноты, боится оставаться один и т.п.)» Вопросы о страхах перемежаются вопросами на любые другие нейтральные темы. Дети отвечают молча, меняяспособ ответа по команде ведущего.
«Мысленная картинка»Дети должны нарисовать, а затем описать классу мысленную картинку, которая соответствует предлагаемым для прослушивания музыкальным отрывкам либо звукам природы (резкая, громкая музыка, звуки грозы). После этого детям объявляется (шепотом) новая тема «Страх».
«Покажи страшилку»Ведущий показывает детям изображения страшных персонажей: Бабы Яги, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного и т.д. Затем водящему предлагается внимательно рассмотреть одну из картинок, чтобы он мог изобразить выбранный персонаж как можно точнее. Остальные отгадывают, кого именно изображает водящий. (См. Презентацию «Страх»)
«Закончи предложение»Дети заканчивают следующие фразы:
«Дети обычно боятся…»«Взрослые обычно боятся…»«Мамы обычно боятся…»«Учителя обычно боятся…»В результате обсуждения этой работы делается обобщение: каждый человек может иногда чего-то бояться, и страх – это не то, чего следует стыдиться, хотя и полезно учиться его преодолевать.
«Мой страх похож на…»И зображены извилистыми линиями бесформенные фигуры, дети придумывают, на какие страшные существа они похожи. (См. Презентацию
«Страх»)
«Смешные страшилки» изображены страшные сказочные персонажи с элементами иронии. Дети сравнивают с предыдущим слайдом, находя изменения. (См. Презентацию «Страх»)
Работа со сказкой.«Маленькая луна»
Каждую ночь на небе появляется Луна. Все это хорошо знают. А знаете ли вы, что и она когда-то была маленькой?
Ее детство было беззаботным и счастливым. Одно тяготило ее: она боялась темноты. Ей было очень страшно появляться одной на черном ночном небе.
С наступлением сумерек знакомые звездочки одна за другой вспыхивали над землей и звали маленькую Луну к себе. Они рассказывали, как прекрасно ночное небо. А с ее приходом оно станет еще прекраснее! Звездочки убеждали маленькую робкую Луну, что нет ничего красивее загадочной ночной темноты.
Но маленькая Луна никак не могла преодолеть страх перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь преображала поверхность Земли, превращая все предметы в зловещие привидения. Мерцания далеких звезд было слишком слабым, чтобы осветить землю и небо.
Маленькая Луна грустила о том, что не может веселиться вместе со звездочками. Она подрастала и знала, что рано или поздно ей придется превратиться в полную Луну. «Но какая же я Луна, если не могу быть королевой ночи и не знаю всех ее чудес?» - размышляла она.
Проходили дни и ночи, а Луна так и не появлялась на небе. Кое-кто уже начинал злословить, сомневаясь в том, что она существует в природе. И маленькой Луне было обидно и больно.
Но однажды случилось вот что. Темной ночью все вокруг услышали крики о помощи. Человек никак не мог найти дрогу домой он заблудился во тьме. Тогда к Луне прилетел мудрый Ветер и сказал: «О, Луна! Только твой свет может указать человеку путь к дому. Ты же сама знаешь, как страшно быть одной в ночном мраке. Только ты можешь помочь бедняге. Покажись на небе! Пусть твой страх на время отступит!»
И маленькая Луна послушалась мудрого ветра. Она вышли на небо – ясная и круглая. При ее появлении над Землей ночная мгла отступила. И Луна еще долго оставалась на небе.
Она впервые разглядела то, что раньше принимала за зловещие чудовища и привидения. Под ее мягким светом они оказались деревьями, домами, башнями и холмами. Лунный свет делал все это очень красивым, и Луна совсем не ощущала страха.
Так она и выросла.
И до сих пор Луна делает ночи сказочными и волшебными, а заблудшие путники возносят ей благодарности, и так будет всегда.
Вопросы для обсуждения
Важно акцентировать внимание ребят на том, что не бывает правильных и неправильных способов совладения со страхами. Каждый выбирает свой, удобный и привычный.
Занятие «Обида» Цель: обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды. Задачи:- познакомить детей с эмоцией обида;-осознать, почему мы переживаем; - научить преодолевать негативное настроение.- научить понимать чувства свои и других людей;-дать возможность пережить понятие «прощение»;-обучение способам выхода из ситуации обиды.
Вводная часть
Ритуал приветствия “Поделись теплом”.
Дети стоят в кругу. По часовой стрелке начиная с ведущего, по очереди приветствуем друг друга: «Настя, я рада тебя видеть», при этом нужно взять за руку того, кого приветствуем, и улыбнуться, и так по кругу дарим улыбку и тепло рук.
Основная часть.
Ведущий. Мы продолжаем путешествовать по стране психологии, и мы познакомимся с одной из эмоций, но вначале попробуйте отгадать по картинкам (показ картинок мальчика и девочки) о какой эмоции пойдет речь? (ответы детей, обида). Сегодня на занятии мы попытаемся разобраться, что такое обида, почему мы обижаемся, будем учиться прощать обиды.
Чем можно кого-нибудь обидеть? (поступками, обидными словами).
Как выглядит обиженный человек? (У него опушены плечи, руки и голова. Он может молчать, громко сопеть или говорить очень тихо.)
Покажите, как мы выглядим, когда обижены. (Дети изображают обиду). Как можно назвать человека, который обижает кого-нибудь? (Обидчик).
Как вы думаете, какого цвета обида? (Черного, синего, серого…).
Закончите фразу: «Я обижаюсь, когда...» (Предлагается каждому повторить и закончить фразу, по кругу).
Психогимнастика. Встаньте напротив друг друга, и попробуем изобразить обидчика, (плечи распрямить, кулаки сжать в кулак, вот-вот начнется драка. Глубоко вдохнуть, крепко накрепко сомкнуть челюсти, затаить дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Все! Неприятности позади! Улыбнитесь и пожмите друг другу руки), а теперь изобразим обиженного человека, (у него опущены плечи, руки и голова, грустное лицо, человек может молчать и громко сопеть). Какие чувства мы испытывали в одной ситуации и в другой? (ответы детей).
Сейчас я предлагаю послушать рассказ, который подскажет вам, как правильно реагировать на обидчика и как поступать, если тебя самого обидели.
СКАЗКА ПРО ЛЬВЕНКА (OНИСИМОВА ОКСАНА)
В лесу жил царь зверей – Лев. У него не было, как это принято, дворцов, и слуг, и стражи, у него не было ничего, что полагается иметь царям, но все знали что царь – он. Однажды у царя родился сын – рыжий львенок. Вы скажете, что все львы рыжие, но этот был рыжим необыкновенно. Как огонь. Даже солнышко радовалось на него. Однако львенку было не до смеха. Скорее наоборот. Ведь очень трудно быть не таким как все. Львенок часто дрался, ведь его дразнили, а отец учил его быть смелым и сильным. И вот, однажды, когда львенок опять пришел домой с ободранным носом и расцарапанными лапами, отец позвал его к себе.
-Расскажи мне, почему ты дрался, - попросил он. Глаза у львенка сверкнули злобой: - Это тигры! Они называли меня рыжим! Трусливые кошки! - Но ведь ты и вправду рыжий - улыбнулся отец – скажи, разве тебе обидно, когда тебя называют львом»? Или говорят что у тебя четыре лапы и один хвост? Разве это стыдно? Здесь есть что-то плохое? - Нет - ответил львенок. - Тогда почему ты сердишься, когда говорят, что ты рыжий? Разве это хуже, чем быть полосатым или черным или белым? - Но, папа! Ведь меня дразнят! - Милый сын, - сказал лев - Тебя дразнят, потому что ты злишься. Все зависит от того, что ты слышишь. Ведь это только цвет твоей шерсти, больше ничего. И, если хочешь знать мое мнение, то я считаю его самым прекрасным на всем белом свете. Вот так. Львенок чувствовал, что отец прав, но гордость не позволяла ему с ним согласиться. - Я должен подумать, папа, - сказал львенок – я должен подумать. - Конечно, сынок - отец встал - и помни, все зависит только от тебя.
И, знаете, львенок действительно подумал. Не то, что бы он стал паинькой и перестал драться совсем, нет, конечно. Но теперь, если вдруг он слышал за спиной: «Рыжий », он с достоинством поворачивал голову и говорил: « Да, и мне это очень нравится!» Постепенно его совсем перестали дразнить. Ведь это уже стало неинтересно.
О чем говорится в рассказе? (о львенке, которого обижали). Что посоветовал отец львенку (не реагировать на обиды).
Обиды, могут накапливаться в нас, тяжелым грузом и могут мешать, нам жить.
- Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.
- Обида опасна, потому что может вызвать гнев, ненависть и поссорить близких людей.
- Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему боль.
Но если уж так случилось, и мы кого-то обидели, что же нужно сделать? (Попросить прощения). Правильно, но это сделать нелегко. Давайте сейчас попросим прощения друг у друга.
Ритуал «прощение»
Предлагается каждому повторить и закончить фразу, «Саша, прости меня, если я когда-то тебя обидел…», (по кругу дать возможность каждому пережить понятие «прощение»). Скажите, что было легче освободиться от своей обиды или попросить прощения? (ответы детей). Как вы теперь себя чувствуете? Обратите внимание на ощущение легкости после того, как вы освободились от своей обиды.
Ритуал окончания.
В конце занятия, вы можете подойти и обнять, именно того, кого когда-то обидели, и извиниться, вы теперь знаете, как это сделать, чтобы вновь подружиться, при этом нужно обязательно улыбнуться, ведь дружба начинается с улыбки
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.