Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС
Оценка 5

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
биология
Взрослым
26.03.2017
Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС
Опыт работы педагога, о принципах реализации системно - деятельностного подхода с использованием групповых технологий на уроках биологии. Представлен материал организации самостоятельной работы в группах на уроках биологии в 9 классе. Показана система учебных действий, технологический процесс проведения групповой работы, примеры применения методов и приемов, активизирующих деятельность учащихся, способы формирование УУД в 9 классе, при работе в группах.
Фаллер Т. Н..docx
Групповые технологии как способ осуществления системно ­ деятельностного подхода в рамках ФГОС «Когда людей станут учить не тому,                                                                                       что они должны думать, а тому, как они должны                                                                                     думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».                                       Георг Лихтенберг                     (немецкий писатель)            Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается  в обновлении его содержания, методов обучения, модернизации условий реализации основных  образовательных программ и достижении на этой основе нового качества результатов.           Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения,  является системно­деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростков.  В рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны  с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.            Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта  жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать  задачи, отвечать за результаты. Технология деятельностного  подхода   предполагает умение  извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на  приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему            В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического  мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных  действий. Основным  результатом  обучения  является освоение обобщённых способов действий  (компетенций), достижение новых уровней развития личности (  компетентностей).         В реализации ФГОС ООО  на уроках  биологии  с 5 класса по 10 класс использую  УМК  автора  И.Н.Пономарёвой.  Учебники, по которым реализуется развивающая программа, составлена   с опорой на системно­деятельностный подход. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть  интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока,  ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом  моя  задача как учителя ­ организовать деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения  ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать. Для решения образовательных  задач и  организации  системы учебных действий,  освоения обобщённых  способов действий использую групповые технологии.          Принципы деятельностного подхода в учебном  процессе эффективно реализуются через  групповые технологии, которые  являются технологиями  деятельностного типа. В процессе  применения групповых технологий реализуются следующие виды деятельности:   – познавательная;  – информационная;  – групповая;  – исследовательская;  – проектная.        Плюсы:  Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких­то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе.       Минусы : Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от  усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время  после уроков,  для консультаций с учащимися по вопросам подготовки заданий. Без соблюдения этого условия  групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. Существуют несколько видов групповой работы: однородная  и дифференцированная групповая  работа.       Однородная   групповая   работа   предполагает   выполнение небольшими группами учащихся  одинакового для всех задания, а дифференцированная ­ выполнение различных заданий разными  группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение  за советом друг к другу.        При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и  индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со  стороны своих товарищей. Причем роль учителя в большей мере это роль тьютора. Помогающий  получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются,  конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему  однокласснику.      Этапами  процесса обучения  на уроке  является : • Мотивация • Целеполагание                          • Планирование • Деятельность    по реализации     (действия) Рефлексия • • Оценка • Коррекция  Для  работы на уроке необходимы  предварительный сбор информации и построение  ориентировочной основы  действий.        Технологический процесс групповой работы складывается из следующих компонентов:     1. Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам.     2.Собственно групповая работа. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий в группе. Индивидуальное выполнение задание. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) Подведение итогов группового задания в классе.       3.Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.  Дополнительная информация учителя на группу.  Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна  продолжаться примерно 6 и заключительная часть ­ 2 единицы.       Рассмотрим  примеры применения   методов и приемов,   активизирующих  деятельность  учащихся,  и способы   формирование УУД в 9  классе,  при работе в группах  на уроке  по теме  «Формы размножения организмов». Класс поделён на 5 групп.   Название  групп определяются  по цвету: группа красных, оранжевых, зелёных, голубых, синих.  На интерактивной доске  показана очерёдность  работы  с заданиями для всего класса. Последовательность ответов  групп: 1. красные 2. оранжевые 3. зеленые 4. голубые 1. красные 5. оранжевые 6. синие        Например на организационно – мотивационном  этапе  урока,  восприятия знаний способствующих    пробуждению интереса к изучению материала, создается  проблемная  ситуация  на основе  высказываний ученых, или  высказываний великих людей.  Осуществляется формирование  личностных, познавательных  УУД.         Группа красных, задание № 1   «Природа..! Она создает вечно новые образцы: то, что есть – того  не было, что было – уже не повторится, все ново, хоть все и старо»  И. Гете.  Выскажите мнение,  какой биологический  процесс определен   в словах автора? ( В словах автора определен процесс  размножения организмов).  Какое значение имеют для вас знания о данном процессе?           Группа  оранжевых, задание № 2. Глубоко в века уходит могучая сеть корней «Дерева жизни», а  его ветви продолжают развиваться. Немало сухих, мертвых ветвей на «дереве жизни». Но впитывая  зеленые соки, согреваясь солнечным теплом, зеленеет оно, покрываясь все новыми и новыми  побегами, новыми образованиями, новыми видами.            Как вы думаете, о каком процессе жизнедеятельности идет речь? (Процесс размножения)  Основой данного процесса является…..? ( процесс клеточного  деления ). Аргументируйте свою точку зрения.         При актуализации знаний  процессуально ­ содержательного этапа урока,  можно применить метод  создания проблемной ситуации на основе сообщения открытия. Осуществляется формирование  познавательных, регулятивных, коммуникативных   УУД.        Группа зелёных, задание № 3 « …В однотонном студне ядра сначала видны лишь мелкие темные  крупинки, потом они начинают  превращаться в маленькие продолговатые тельца. Затем со всей  площади, занимаемой ядром, эти тельца собираются к его центру.       Побыв некоторое время в таком состоянии, словно посовещавшись друг с другом, тельца  начинают расходиться  с общего собрания и, как кажется на первый взгляд по своим местам.        Но нет! Тут ­ то  и происходит удивительнейшая картина. Тельца делятся на две равные группы,  выстраиваются друг против друга…. Но драки не происходит. Представители обеих групп  собираются на свои, теперь уже внутрифракционные сходки. Они все теснее и теснее смыкаются в  кружочки и в этот самый момент, словно из ничего, словно по волшебству, словно для того, чтобы  навеки положить конец их вражде, между  двумя фракциями вырастает непроходимая стена.        Клетка разделилась на две равные половинки.       Во фракциях начинается переполох. Собрания поспешно закрываются. Тельца в панике, мечутся в  двух своих клетках. Но прошлого не воротишь. Из одной клетки успели образоваться две. Умаявшись, тельца тают как Снегурочка под лучами весеннего Ярилы, снова превратившись в крупинки, но уже  двух ядер, двух дочерних клеток». Отрывок из книги В. Полынина «Мама,  папа и я».  Прочитайте отрывок,   что описано  автором? ( клеточное деление –первый  этап  мейоза). Дайте  название тельцам, с позиции современных знаний? ( хромосомы).   Рассмотрите сущность данного  явления, используя текст учебника.       Группа голубых, задание № 4 « … Снова в каждой из обеих новообразовавшихся  клеток  выкристаллизовываются члены будущих группировок. Снова общее собрание. Снова деление на  фракции. Снова стенка на стенку. Мирная ничья. Внутрифракционные совещания. Вырастающая как  по волшебству стена. Две клетки. Паника. Смирение перед судьбой. Из двух клеток образовалось  четыре. Отрывок из книги В. Полынина «Мама,  папа и я».  Прослушав ответ предыдущей группы голубых, оцените содержание и полноту ответа группы,  назовите процесс (мейоз – второй этап), продолжите характеристику   процесса описанного автором с  позиции современных представлений науки. Группа красных, задание № 5. 1. Как вы думаете, каково значение открытия Вильгельма   Гофмейстера для науки и человечества? (Открытие процесса деления клетки позволило увидеть суть  процесса размножения и развития организмов.)      2. Кто  является автором  одного из положений  клеточной теории определяющей  суть данного  явления? (Автор Р. Вирхов,   положение  « Каждая клетка из клетки»). Ответ на вопрос  раскройте после выступления  групп (оранжевой, зеленой, голубой).       На этапе закрепления и первичной проверки знаний можно применить метод сопоставления  событий. Осуществляется формирование познавательных,  коммуникативных УУД.         Группа желтых, задание № 6.  Открытие Вильгельма  Гофмейстера « ….. В начале ХIХ века,  когда микроскоп престал быть прибором уникальной ценности, за неимением других оптических  зрелищ, ­ тогда еще не было ни кино, ни телевизоров, ­ люди развлекались рассматриванием  невидимых обычных обычным глазом предметов. Это своего рода подглядывание  в тайны природы  вошло, чуть ли не в моду. Так  и лейпцигский продавец книг, сын и внук книготорговца, Вильгельм  Гофмейстер коротал свободное  от работы время за этим  « телевизором» начала века. И он  увидел….» Отрывок  из книги  В. Полынина « Мама, папа и я».          Сделайте предположение ­ что мог увидеть Вильгельм Гофмейстер? Внимательно прослушайте  выступления групп и сопоставив  их выступления с вопросом, ответьте на него. (Гофмейстер увидел  процесс клеточного деления).            Группа синих, задание № 7.  Из курса математики известно, что поверхность сферы, вычисляется  по формуле Sсф.= 4 пR2 , а ее объем – по формуле Vсф.= 4пR3 /3. Если принять форму  клетки за  сферическую, то видно, что при увеличении её радиуса поверхность  увеличивается в квадратичной  зависимости, а объем  в троичной.           Как вы считаете, что будет происходить при увеличении объема?  Предполагаемый ответ: При  увеличении радиуса клетки, ее поверхность увеличивается в квадратичной зависимости, а объем  в   троичной. Значит, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в нее  питательных веществ и кислорода, поэтому первичные одноклеточные  не могли бесконечно  увеличивать свои размеры.          Группа синих,  задание № 8. Эритроцит человека имеет около 5 мкм в диаметре.  Предположите, а  что было бы , если  бы эритроцит  был вдвое крупнее?   Предполагаемый ответ: Если бы эритроцит был вдвое крупнее, то поглощал бы вдвое меньше кислорода, а увеличение размеров эритроцита в 4  раза так сильно уменьшило  бы его поглощающую способность, что человек не смог бы существовать.  Чрезмерное увеличение объема клеток приводило бы к ее гибели.           Группа оранжевых,  задание № 9.  Обсудите в группе,  что явилось причиной возникновения   процесса клеточного деления ? Ответ аргументируйте, используя ответы на вопросы предыдущих  групп.             Предполагаемый краткий ответ: первичные организмы не могли увеличивать свои размеры до  бесконечности, поэтому появилось клеточное деление.  На  этапе закрепления и обобщения знаний применяется метод обобщения и систематизации.  Осуществляется формирование познавательных  и коммуникативных УУД. Группам предлагается сделать общий вывод,   используя  предложенные понятия:  способы  размножения, разнообразие форм, типы клеток,  типы деления, эволюция, приспособленность,  популяция, вид.  Предполагаемый вывод:  разнообразие форм  и способов размножения, типов клеток, клеточных  делений является продуктом эволюции – имеет приспособительное значение для жизни вида. Все  формы размножения осуществляют преемственность поколений, поддержание численности вида через его популяции, способствуют его  большему расселению и распространению.       Можно выделить несколько правил   по организации групповой работы: 1.Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; 2.Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; 3.Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде  чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал,  говорящий о превышении допустимого уровня шума,  нельзя наказывать детей лишением права  участвовать в совместной работе. В групповой работе невозможно ожидать быстрых результатов.  Необходимо время и  последовательность действий.  Это кропотливая работа, требующая от учителя терпения и  постоянной работы над ошибками.   Литература:  1.  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт   основного  общего  образования   2010.  №  1897. 2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система  заданий. М. «Просвещение», 2010  3. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006 4. Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе»,  №7, 2011 5.  Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе»,  №8, 2010 6. В.В. Гузеев Методы и организационные формы обучения. ­ М: Народное образование, 2001. 7. В.  Полынин Мама, папа и я. – М: Советская Россия, 1069. 8. Н. М. Плавильщиков Гумункулюс. – М: Детская литература, 1971.   Интернет ресурсы: 1.Глинская Н.В. Процесс оценивания как инструмент управления качеством результатов при  реализации требований ФГОС. [Электронный ресурс] URL   http://sibac.info/13413 2. Управление формированием УУД в системе «учитель­ученик»

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017