Группы смерти в социальных сетях

  • Научные работы
  • doc
  • 26.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследовательская работа на актуальную тематику так называемых групп смерти, активно действовавших в социальных сетях в подростковой среде. В данной работе прослеживается история возникновения и развития групп смерти, приёмы заманивания подростков в данные группы и методы борьбы с группами. Также приведена статистика
Иконка файла материала Группы смерти в социальных сетях.doc
СИНИЙ КИТ С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом   подталкивая   к   последней   черте.   Как   родителям   распознать надвигающуюся   беду  Всего   насчитано130   суицидов   детей,   случившихся   в России с ноября 2015­го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Новые смерти анонсированы там же. Цель   работы:   Разобраться   в   истинных   причинах   детского   суицида   как социального явления. Задачи:  1) проанализировать поведение подростков, склонных к суициду; 2) выяснить, что такое "группы смерти"; 3) разобраться в связи групп "Синий Кит", "Разбуди меня в 4.20", "f 57" и других  с подростковыми самоубийствами. Люди   как­то   научились   справляться   с   гигантскими   свалками радиоактивных отходов, но, переселившись частично в сети интернета, они их завели и здесь. Актуальность проблемы возросла в последнее время в связи с   увеличившимся   количеством   актов   суицида   среди   подростков.   Взрослые чаще всего заходят в сеть , не получая излучения, поработают, пообщаются и выходят.   Дети   пошли   за   взрослыми   и   приняли   болотные   огоньки   за   свет, сбились с пути. Они на этих свалках дышат. А потом — уходят из жизни. Свалка   эта   —   огромное   сообщество   многочисленных   групп   в   так   и   открытых, социальной   сети   «ВКонтакте»,   как   закрытых, подталкивающих детей к суициду. Учитывая количество детей, посещавших эти   группы   и   ушедших   в   итоге   из   жизни,   профессионалы,   как   это   ни кощунственно звучит, в этой области, действительно, есть. Но кто эти люди: духовные уроды, маньяки, сектанты, фашисты? Это первый вопрос, который возникает сразу. И второй: для чего?Мы не знаем, какая из официальных версий или причин верна. Все, что мы знаем теперь абсолютно точно, так это то, что с детьми работают взрослые люди   —   системно,   планомерно   и   четко,   шаг   за   шагом   подталкивая   их   к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии, внушая девочкам, что они «толстые», а ребятам, что они — «лузеры» для этого мира. Потому что есть иной мир, и вот там они — «избранные». Здесь самые «безобидные слоганы» — вот такие: «Лучшие вещи в жизни с буквой «с» — Семья, суббота, секс, суицид». Песни типа: «…мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить». Вопросы: «сколько унылых   будней   ты   готов   еще   так   просуществовать?»   Картинки:   рельсы, надвигающийся   поезд   с   надписью   «этот   мир   не   для   нас».   Фото:   дети   на крышах   с   надписью   «мы   дети   мертвого   поколения»…   И   самое   главное: родители погибших детей просто не замечали никаких изменений. В   «ВКонтакте»   групп,   в   чьих   названиях   присутствует   слово   «кит», великое   множество.   Кроме   уже   названной   «Киты   плывут   вверх»   есть «Космический кит», «Белый кит», «Китовой журнал», «Море китов», «Океан китов», «Летающий кит» и так далее. У этих групп есть свои символы. В прошлом провели социальное исследование среди учеников средних и старших классов. Специалисты изучили виртуальную жизнь 26 тысяч детей и подростков.   В   итоге   почти   200   из   них   попали   под   наблюдение,   а   30 школьников специалисты взяли под особый контроль. В группы риска в основном дети от 11 до 15 лет. В интернет­ переписке к ним втираются в доверие, приглашают в закрытые группы. Потом начинается   обработка   —   ребенок   выполняет   задания   и   шаг   за   шагом приближается   к   трагедии.   Виртуальные   игры   могут   закончится   реальными травмами. Так, под колеса машины сочинца Саркиса Сметанина бросились двое юношей. К счастью, водитель успел вовремя затормозить.«Начал у него спрашивать — он улыбается, ничего не говорит. Рядом ребята стояли, я у них начал спрашивать, что да как. Они: ничего, мы просто игрались и побежали. А рядом парень стоял, он его в бок толкнул: молчи, ничего не говори», — рассказал Сметанин. За последнее время в Краснодарском крае троих подростков спасли от смерти случайные прохожие. Последний такой случай произошел в Сочи.   Одна   из   старшеклассниц   на   условиях   анонимности   согласилась рассказать о том, как школьников вовлекают в игры со смертью. «Их запугивают специально. Маленькие дети, может быть, не хотят в это играть, но им грозят смертью близких, смертью друзей. Рисуют на партах, призывы играть в эту игру», — сообщила она. О   так   называемых   «группах   смерти»   в   социальных   сетях   начали говорить несколько лет назад. Ежедневно Роскомнадзор может блокировать до десятка подобных ресурсов, но каждые несколько дней сообщества меняют адреса и названия. В прошлом году правоохранители заявили о повышенной активности   «групп   смерти»   —   в   сети   были   распространены   12   тысяч сообщений с призывами к суициду, а родителям приходили на электронные сообщения с целью посеять панику.  Символом   данных   групп   являются   киты   или   бабочки.  Они     были выбраны не случайно. Кит – одно из немногих животных, которое совершает самоубийство, выбрасываясь на берег. А бабочки, в большинстве своём, живут один   день.   Появляются   записи   вроде   «Киты   выбрасываются   на   берег   от отчаяния» и тому подобное. Этот выбор не случаен, так как концепт китов появлялся  в культовых  песнях (Наутилус  Помпилиус  ­ Дыхание;  Lumen – Гореть). Организаторы   и   администраторы   этих   страниц   пишут   напыщенно­ многозначительно­косноязычно.   Обращение   к   школьникам   тоже   всегда примерно такое: «Эй, кис!» Или еще глумливее: «слушай сюда, школота!», «какие еще есть вопросы, децелы?» Такая вот лексика.Одновременно   на   детей   оказывалось   мощное     психологическое давление. Им давали задания разместить на своих страницах песни мрачного мистического содержания, соответствующие стихи или слоганы. В какой­то момент следовало предложение вступить в следующее закрытое сообщество, где тематика становилась предельно откровенной. Обратим внимание на ряд приемов, которые использовали организаторы таких   групп.   Под   страхом   исключения   предписывалось   не   покидать сообщество более чем на 48 часов, таким образом, ночные бдения с 4­20 до 6­ 00 повторялись ежедневно. (Почему именно с 4­20, дано объяснение ниже). Естественно, ребенок начинал учиться все хуже и тем самым навлекал на себя недовольство учителей и родителей, что еще больше убеждало его в том, что мир враждебен. Перевод подростка из одной закрытой группы в другую и проведение чатов   в   ночное   время   являлся   практически   полной   гарантией   того,   что родители не смогут проследить, с кем и на какую тему общаются их дети. В частности, мать погибшей девочки Эли замечала: дочь не высыпается. Она проверяла ее через час или через два после засыпания, а также утром, но заставала всякий раз спящей и не понимала, в чем дело. Условие   выкладывать   на   своей   личной   странице   материалы   на   тему суицида ставилось тоже неспроста. Любой следователь, заглянув на страницу погибшего подростка, тут же убеждался в том, что покойный был попросту психически  нездоров,  и  винить   в  его  смерти  некого,  кроме   него  самого   и родителей, которые вовремя не отправили его лечиться. Согласно полученным от пользователей «ВКонтакте» данным, «Лента» и   пользователи   ВКонтакте   воссоздали   хронологию   появления   загадочных групп в соцсети: 23   ноября 2015   года во   «ВКонтакте»   и   других   сайтах   появляются шокирующие   фотографии   бросившейся   под   поезд   школьницы,   известной   в социальной сети как Рина Паленкова. Непосредственно перед совершениемсамоубийства   девушка   делает   «селфи»   на   фоне   проезжающего   поезда   и выкладывает их на страницы с подписью «ня. пока.». Девушкой оказывается 16­летняя   студентка   колледжа   из Уссурийска Рената   Камболина, предположительно решившаяся на этот шаг из­за неурядиц в семье и на фоне сложных личных отношений. В интернете распространяются фотографии и мемы с соответствующим чёрным юмором, использующие слова «Рина» и «Ня. пока».   Фото искромсанного тела девочки было выложено в интернет почти мгновенно. Социальные   сети   взорвались,   школьники   из   групп   «с   китами» совсем   перестали   спать   по   ночам.   На   ее   страницу   «ВКонтакте»   пришли тысячи детей. Записи: «Рина, ты лучшая! Как жаль, что я тебя не знала, ты мой герой, я тебя люблю, у тебя такие глаза, ты как будто сошла к нам с аниме» — множились и множились На   фоне   набирающей   популярность   волны   после   гибели   Рины пользователи Контакта начинают «расследование» этого случая; в его ходе рождается   предположение,   что   причиной   гибели   школьницы   могли   стать психоделические   видео   из   группы   «f57»,   на   которую   была   подписана школьница. Администрация группы, якобы желая повысить её популярность, вероятно,   выдумывает   историю   о   таинственной   секте,   первой   жертвой (познавшей её) которой называется Рина.  Одновременно появляется группа «Море китов», вся тематика которой была   построена   вокруг   темы   китов —   одиноких   и   печальных   животных, неизвестно   почему   совершающих   самоубийства,   и   активируются   старые группы, связанные с так называемыми крипи­квестами и ARG: это, например, «Тихий дом», связанный с нетсталкерской культурой. Отмечается, что группа «f57» появилась задолго до гибели Рины­Ренаты и   размещала   на   своей   странице   шок­контент(Это контент ,   вызывающий   вобществе   неординарную   реакцию,   либо   содержащий   что­то   невероятное, настолько шокирующее, что выбивается из общего ряда новостей) По аналогии с книгой "50 дней  до  моего  самоубийства" подросткам даются   задания,  очень   похожие   на   квест.   Его   суть   состоит   в  том,  что   на протяжении 50 дней участники выполняют задания, которые присылаются им кураторами. Порезать руку лезвием, смотреть весь день страшные фильмы, выйти в беседу в 4.20 утра. Иногда задания были такими: купить рубашку, покрасить волосы, всю ночь слушать одну и ту же депрессивную музыку и т.д. Последним заданием  было самоубийство,  или,  как  его называют  на сленге этих групп ­ "выпиливание". На 8 декабря администраторы анонсируют так называемый «флешмоб самоубийств», списки «жертв» которого вывешиваются в группе.  Крайне   любопытным   является   одно   из   заданий   квеста,   дававшегося школьникам администраторами группы. Предлагалось разгадать некий смысл, скрытый в разноцветной карте страны, где некоторые города были выделены жирными точками. Родители, проводившие расследование, пришли к выводу, что именно в этих городах вскоре произошли детские самоубийства. Часть администраторов теряют интерес к тематике, некоторые группы, как например «Море китов», резко меняют свою направленность с пропаганды суицидов на ровно противоположную (высказываются предположения, что это произошло из­за случаев реальных самоубийств). После отхода изначальных администраторов групп от темы их место якобы занимают пользователи «Адам Бер», «Филипп Лис» и, по сообщениям ряда СМИ, «Мирон Сетх». Более вероятно, именно они были авторами видео с шок­контентом и не относились к «группам смерти». Декабрь­январь —   ряд   организаций   (например,   «Лига   безопасного интернета») предупреждают о росте суицидальных групп в сети, участники некоторых   сообществ   во   «ВКонтакте»,   возможно,   раскрывают   личности некоторых администраторов групп, но их деятельность продолжается.Проблема детского суицида остро стоит во многих регионах страны. Решают ее по­разному. В основном это мониторинг интернет­групп, работа специальных   ведомств,   в   том   числе   правоохранительных.   В   Сочи координационной   деятельностью   занимается   Центр   информационной поддержки при городском управлении по образованию и науке. Что   в   данной   ситуации   делать?   К   сожалению,   в   настоящее   время социальные   сети   —   это   площадка,   где   кроме   полезной   информации, развивающих ум и душу знаний, процветают насилие, пропаганда наркотиков, суицидов, экстремизма, проституции и т.д. При этом ответственность за такие деяния несут только пользователи, а не сама соцсеть. На   практике   это   приводит   к   тому,   что   правоохранительные   органы найти, заблокировать все отдельные страницы и привлечь к ответственности их создателей не могут. Блокируют одни — появляются другие, как грибы после дождя. При этом пользовательские жалобы в администрацию соцсети заканчиваются формальными отписками и предложением обратиться по этому поводу в правоохранительные органы. Круг замкнулся! За     соответствием   контента   действующему   законодательству   должна следить   и   сама   площадка,   предоставляющая   пользователям   возможности размещения   информации.   А   значит,   при   выявлении   нарушений   наказывать должны и администрацию соцсети. Если эта норма будет четко прописана в законодательстве,   у   соцсетей   довольно   быстро   появятся   свои   алгоритмы фильтрации   и   другие   необходимые   программы.   В   любом   случае   без консолидированных   усилий   государства,   правоохранительных   органов, общественных организаций и родителей эту проблему не решить. Причины, по которым дети делают эти суицидальные пробы, сводятся в плоскость конфликта. Это может быть конфликт в семье, со сверстниками или   с   противоположным   полом.   Но   все   они,  в   первую   очередь,   все   равно упираются в семью, в которой ребенок не нашел ответа на волнующие его вопросы, в которой нарушен нормальный контакт.При этом родители вполне могут заблуждаться, и считать что у них с ребенком все в порядке. Они полагают, что если ребенок накормлен, одет, обут, у него есть крыша над головой, то этого достаточно. Но благополучие не исчерпывается   счетом   в   банке.   В   данном   случае   мы   говорим   о нематериальном   благополучии,   о   доверительных   отношениях. Ребенок, который уходит в Интернет, находит там того кто поймет и даст   совет.   А   это   должны   делать   родители   и   школа.   Они   должны   его выдернуть   в   нормальную   реальность   из   виртуальной.   Ребенок   должен понимать,   что   жизнь   предполагает   трудности.   А   научить   их   преодолевать должен родитель и учитель. Потому что в противном случае, он будет искать ответы у создателей таких групп. Они играют с желаниями ребенка, создают ложные представления о добре и зле. Используя понятную ребенку форму игры, вовлекают в его деструктивное поведение. Самая важная задача сейчас для родителей — откинуть внутренние проблемы, ведь на повестке вопрос жизни детей. Сейчас   на   уровне   Государственной   думы   рассматривают   вопрос   об ужесточении наказания за призывы к суициду — человек, который предлагает покончить с жизнью, может провести за решеткой 12 лет.