Гуманитаризация преподавания физики

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование только одного из направлений гуманитаризации не позволяет дотичь желаемого результата – повышение мотивации к обучению за счёт учёта уже сложившегося интереса к предметам гуманитарного цикла; использование элементов и методов гуманитарных знаний; учёта особенностей мышления и восприятия данной категории учеников; приближения к личности и потребностям ученика. Однобокое освещение вопросов физики вредит получению целостного восприятия физики, как науки.
Иконка файла материала 2.docx
Слепцова С.И.  Саха­корейская школа учитель физики Гуманитаризация преподавания физики Необходимость   использования   идей   гуманитаризации преподавания физики в моей практике была связана с существенным изменением   содержания   школьного   образования,   появлением специализированных классов гуманитарного профиля. Под   гуманитаризацией   образования   я   понимаю:   поворот школы   к   проблеме   развития   личности   учащегося;   воспитание гражданских качеств; развитие мышления; приобщение к культурным ценностям. В настоящее время в педагогической литературе выделяют три основных направления гуманитаризации: 1. Усиление мировоззренческой и методологической ориентации  курса физики; 2. Изучение человека как объекта и субъекта физического познания; 3. Осуществления связи преподавания физики с предметами  эстетического цикла. Мой   опыт   работы   показывает,   что   использование   только одного   из   направлений   гуманитаризации   не   позволяет   достичь желаемого   результата   ­   повышение   мотивации   к   обучению   за   счет учета уже сложившегося интереса к предметам гуманитарного цикла: использования   элементов   и   методов   гуманитарных   знаний;   учета особенностей   мышления   и   восприятия   данной   категории   учеников; приближения к личности и потребностям ученика. Кроме того, такоеоднобокое   освещение   вопросов   физики   даже   вредит   получению целостного восприятия физики, как науки. Например, использование только   третьего   подхода   позволяет   создать   положительный эмоциональный   фон   на   уроке;   доступным,   красочным   языком рассказать о физических явлениях и закономерностях, заинтересовать ребят; формировать образное мышление, но при дефиците времени невозможно изложение материала на достаточном уровне сложности, затруднено   обобщение   и   систематизация   материала,   создание целостной, стройной теории, решение достаточного количества задач. Мы   получим   так   называемую   «физику   в   картинках».   С   другой стороны полное отвержение данного подхода делает физику слишком сухой и скучной наукой, не позволяет раскрыть творческий потенциал данной категории ребят. Мне кажется, что только разумное сочетание элементов   всех   трех   подходов   позволит   реализовать   полноценное всестороннее развитие личности ученика. Расскажу   о   методах   и   приемах   гуманитаризации образования,   которые   я   использую   в   своей   практике.   Основные направления:  Гуманитаризация   физики   с   позиции   интересов   учащихся позволяет   подходить   к   отбору   содержания   курса   физики   и организации   учебного   процесса,   учитывая   личность   ученика,   его интересы   и   потребности.   Исходной   становится   та   совокупность вопросов, на которую учащиеся хотели бы получить ответ. В начале изучения темы использую прием «Сундук мудрости». После того, как ребята   узнали   цели   и   задачи   темы,   кратко   ознакомились   с предполагаемым   содержанием   будущего   материала,   объявляю конкурс   на   самый   интересный   или   сложный   вопрос   по   теме. Совместно приходим к выводу, с какими более простыми явлениями изакономерностями мы должны ознакомиться, какие ввести понятия и физические величины для того, чтобы объяснить данное явление или феномен.   Как   правило,   сразу   формируются   группы   желающих дополнительно поработать над данной проблемой. Например, в теме «Оптика. 8 кл» обычно вызывают интерес такие вопросы: «Миражи», «Оптические   иллюзии»,   «Принципы   сочетания   цветов   и   мода», «Создание   новых   оптических   приборов   для   использования   в неординарных  ситуациях, «Зрение. Профилактика  болезней  органов зрения. Достижения современной науки для корректировки зрения».  позволяет   создать   комфортные   условия   для   всестороннего гармонического   развития   личности   в   учебном   процессе,   развитии творческих способностей учащихся. Отметим точки соприкосновения физики, литературы, истории, МХК Применение элементов и методов гуманитарных знаний 1. Общий предмет исследования ­ проблема взаимодействия человека и природы; различные аспекты влияния НТП на   жизнь   общества,   включая   загрязнение   окружающей   среды, истощение   природы   и   энергетических   ресурсов,   отрицательное воздействие технических устройств. 2.Общие   цели:  познание   истины,   законов   природы   и общества,   стремление   к   привнесению   красоты   и   гармонии   в окружающую действительность. 3.Общие   методы   познания   мира:  обобщение   опытных фактов,   сравнительно­сопоставительный   анализ,   моделирование, выдвижение гипотез. 4. Творческая деятельность: развитие образного мышления (образное представление и логическое описание, рождение фантазий и изобретательство, нахождение новых связей и ассоциаций),компонента эмоции,   роль   эстетических   критериев   в   научном   познании.   Для реализации данного   хорошо зарекомендовали   себя:   использование   на   уроках   элементов   ТРИЗ, проведение школьных конкурсов фантастических проектов в рамках недели   физики,   домашние   задания   в   форме   мини­сочинений   «Что было   бы   если..(не   выполнялся   тот   или   иной   закон   физики, отсутствовало какое­либо природное явление, изменились бы условия проживания на Земле и т.д.), изготовление иллюстраций к теме урока.  Использование гуманитарного потенциала физики. Под гуманитарным потенциалом я понимаю не только и не столько использование   отрывков   литературных   произведений   с   описанием природных явлений, живописных полотен, телевизионных программ, написание мини­сочинений и т.д., но в большей степени использование мировоззренческого,   нравственного,   эстетического,   гражданского аспекта. 1. Нравственный аспект. Естественные науки имеют дело с   неприходящими   ценностями,   не   зависящими   от   моды,   традиций, конъюнктуры.  Использование  материала  из  истории развития  науки позволяет   формировать   возвышенные   духовные   запросы;   качества, характеризующие   эмоционально­   волевую   сферу   личности (настойчивость,   волю,   смелость,   самообладание);   этические   нормы поведения, глубокие личные убеждения, способы их отстаивания; учу не   верить   на   слово   и   там,   где   это   возможно   проверить   опытом, обязательно   сравнить   свои   результаты   с   результатами одноклассников. Для себя я выработала следующие критерии отбора исторического материала: А)   Исторический   материал   должен   быть   органически   связан   с изучаемым на уроке физическим материалом.одобрение, осуждение,  Гражданский   аспект. Б)   Объем   исторических   сведений   должен   быть   минимальным   и   не отвлекать от основного содержания урока. В)   Сообщаемые   факты   должны   быть   яркими,   впечатляющими, вызывать эмоциональное переживание: восхищение, радость, гнев. Г) Материал необходимо подать таким образом, чтобы ученик был вынужден  поставить  себя на место ученого в момент принятия им важного решения. Д) Полезны обращения к высказываниям и воспоминаниям ученых или их учеников. 2.  Воспитание   чувства сопричастности и ответственности за все происходящее в этом мире. Понимание законов природы должно побуждать желание считаться с этими законами, применять их в практической деятельности, незнание же   приводит   к   невозможности   предвидения   последствий   своей деятельности   (в   частности   антропогенной   нагрузке   на   природу, экологические   бедствия   и   катастрофы).   Для   реализации   этого принципа   использую   прием  «Ведомость   ценностей».  Например,  при изучении тем «Тепловые двигатели», «Источники энергии» предлагаю дома   заполнить   таблиц,   содержащую   две   колонки   ­   «плюсы»   и «минусы» данного явления. Использование данного приема позволяет ребятам осознать, что в реальной жизни нет идеальных решений, как правило   приходится   выбирать   «из   двух   зол   меньшее»,   наиболее оптимальное для данной ситуации решение. Хорошо зарекомендовал себя   прием   «Выбор»,   одна   из   разновидностей   которого   состоит   в следующем: при возникновении на уроке проблемной ситуации, когда нет однозначного выхода, каждый из предложенных вариантов имеет как свои плюсы, так и минусы. Предлагаю ребятам проголосовать спомощью   рычажных   весов  и   монеток.  При   таком   подходе   ни   один ребенок   не   может  «тихо   отсидеться»,  каждый   вынужден   поставить себя на место ученого и принять какое­то конкретное решение, нести за него ответственность. Вместе с тем мы видим и так называемое «общественное   мнение»,   часто   результаты   голосования   порождают дальнейшую дискуссию, желание отстаивать свое мнение.  Изучение   человека,   как   объекта   и   субъекта   физического познания.  Данный   прием   позволяет   показать   ценность   физических знаний   за   счет   применения   знаний   и   методов   физики   к   проблемам человека.   Наиболее   интересны   и   плодотворны   следующие   аспекты проблемы: A) Воздействие   физических   полей   земли,   Солнца,   околоземного пространства   на   формирование   и   развитие   человека.   Природа формирует все живое по своим законам. Живые организмы развивают в   себе   те   свойства   и   функции,   которые   в   наибольшей   степени способствуют   оптимальной   приспособляемости   организмов   к условиям   окружающей   среды.   Всегда   живой   интерес   на   уроке вызывает   использование   вставок   «Физика   и   здоровье   человека», «Техническое и бытовое окружение человека». Б) Рассматриваю факты, иллюстрирующие действия законов физики в мире человека. Как их действия сказываются на нашем повседневном поведении   (выбор   одежды,   плавание,   ходьба,   и   т.д.).   В   7­8   классе ведем   тетрадь,   где   ребята   измеряют   и   записывают   физические величины,   касающиеся   непосредственно   их   (моя   масса,   плотность, мощность, скорость и т.д.) B) Создание   технических   устройств   по   образу   и   подобию человеческих органов или приспособлений животных (фотоаппарат, обтекаемая форма судов, ласты).как   механической   Г) Связь  человека, как физического объекта  с мировоззренческими идеями   (попытки   создания   наук,   объясняющих   функционирование человеческого   организма системы, термодинамической, электродинамической системы). Д)   Человек   Науки   (ученый   как   состояние   души);   становление творческой   личности   в   детстве   и   юности;   роль   гуманитарного образования;   общее   и   различия   в   действиях   теоретика   и экспериментатора. Е) Личность ученого и художника (различие в восприятии, специфика методов постижения научной и художественной правды; рациональное и иррациональное мышление; интуиция в науке). На мой взгляд, использование данного подхода достаточно эффективно. Ученики гуманитарного класса успешно справляются с требованиями программного материала. Но самое ценное для меня, что   в   последнее   время   мне   не   приходится   убеждать   ребят   в необходимости изучения физики. Вместе с тем необходимо отметить, что   данный   подход   не   является   окончательно   разработанным. Необходима   разработка   дидактического   материала   (задачника), учитывающего специфику восприятия данной группы учащихся.