Использование только одного из направлений гуманитаризации не позволяет дотичь желаемого результата – повышение мотивации к обучению за счёт учёта уже сложившегося интереса к предметам гуманитарного цикла; использование элементов и методов гуманитарных знаний; учёта особенностей мышления и восприятия данной категории учеников; приближения к личности и потребностям ученика. Однобокое освещение вопросов физики вредит получению целостного восприятия физики, как науки.
Слепцова С.И.
Сахакорейская школа
учитель физики
Гуманитаризация преподавания физики
Необходимость использования идей гуманитаризации
преподавания физики в моей практике была связана с существенным
изменением содержания школьного образования,
появлением
специализированных классов гуманитарного профиля.
Под гуманитаризацией образования я понимаю: поворот
школы к проблеме развития личности учащегося; воспитание
гражданских качеств; развитие мышления; приобщение к культурным
ценностям. В настоящее время в педагогической литературе выделяют
три основных направления гуманитаризации:
1. Усиление мировоззренческой и методологической ориентации
курса физики;
2. Изучение человека как объекта и субъекта физического познания;
3. Осуществления связи преподавания физики с предметами
эстетического цикла.
Мой опыт работы показывает, что использование только
одного из направлений гуманитаризации не позволяет достичь
желаемого результата повышение мотивации к обучению за счет
учета уже сложившегося интереса к предметам гуманитарного цикла:
использования элементов и методов гуманитарных знаний; учета
особенностей мышления и восприятия данной категории учеников;
приближения к личности и потребностям ученика. Кроме того, такоеоднобокое освещение вопросов физики даже вредит получению
целостного восприятия физики, как науки. Например, использование
только третьего подхода позволяет создать положительный
эмоциональный фон на уроке; доступным, красочным языком
рассказать о физических явлениях и закономерностях, заинтересовать
ребят; формировать образное мышление, но при дефиците времени
невозможно изложение материала на достаточном уровне сложности,
затруднено обобщение и систематизация материала, создание
целостной, стройной теории, решение достаточного количества задач.
Мы получим так называемую «физику в картинках». С другой
стороны полное отвержение данного подхода делает физику слишком
сухой и скучной наукой, не позволяет раскрыть творческий потенциал
данной категории ребят. Мне кажется, что только разумное сочетание
элементов всех трех подходов позволит реализовать полноценное
всестороннее развитие личности ученика.
Расскажу о методах и приемах гуманитаризации
образования, которые я использую в своей практике. Основные
направления:
Гуманитаризация физики с позиции интересов учащихся
позволяет подходить к отбору содержания курса физики и
организации учебного процесса, учитывая личность ученика, его
интересы и потребности. Исходной становится та совокупность
вопросов, на которую учащиеся хотели бы получить ответ. В начале
изучения темы использую прием «Сундук мудрости». После того, как
ребята узнали цели и задачи темы, кратко ознакомились с
предполагаемым содержанием будущего материала, объявляю
конкурс на самый интересный или сложный вопрос по теме.
Совместно приходим к выводу, с какими более простыми явлениями изакономерностями мы должны ознакомиться, какие ввести понятия и
физические величины для того, чтобы объяснить данное явление или
феномен. Как правило, сразу формируются группы желающих
дополнительно поработать над данной проблемой. Например, в теме
«Оптика. 8 кл» обычно вызывают интерес такие вопросы: «Миражи»,
«Оптические иллюзии», «Принципы сочетания цветов и мода»,
«Создание новых оптических приборов для использования в
неординарных ситуациях, «Зрение. Профилактика болезней органов
зрения. Достижения современной науки для корректировки зрения».
позволяет создать комфортные условия для всестороннего
гармонического развития личности в учебном процессе, развитии
творческих способностей учащихся. Отметим точки соприкосновения
физики, литературы, истории, МХК
Применение элементов и методов гуманитарных знаний
1. Общий предмет
исследования проблема
взаимодействия человека и природы; различные аспекты влияния НТП
на жизнь общества, включая загрязнение окружающей среды,
истощение природы и энергетических ресурсов, отрицательное
воздействие технических устройств.
2.Общие цели: познание истины, законов природы и
общества, стремление к привнесению красоты и гармонии в
окружающую действительность.
3.Общие методы познания мира: обобщение опытных
фактов, сравнительносопоставительный анализ, моделирование,
выдвижение гипотез.
4. Творческая деятельность:
развитие образного
мышления (образное представление и логическое описание, рождение
фантазий и изобретательство, нахождение новых связей и ассоциаций),компонента
эмоции, роль эстетических критериев в научном познании. Для
реализации данного
хорошо
зарекомендовали себя: использование на уроках элементов ТРИЗ,
проведение школьных конкурсов фантастических проектов в рамках
недели физики, домашние задания в форме минисочинений «Что
было бы если..(не выполнялся тот или иной закон физики,
отсутствовало какоелибо природное явление, изменились бы условия
проживания на Земле и т.д.), изготовление иллюстраций к теме урока.
Использование гуманитарного потенциала физики.
Под гуманитарным потенциалом я понимаю не только и не столько
использование отрывков литературных произведений с описанием
природных явлений, живописных полотен, телевизионных программ,
написание минисочинений и т.д., но в большей степени использование
мировоззренческого, нравственного, эстетического, гражданского
аспекта.
1. Нравственный аспект. Естественные науки имеют дело
с неприходящими ценностями, не зависящими от моды, традиций,
конъюнктуры. Использование материала из истории развития науки
позволяет формировать возвышенные духовные запросы; качества,
характеризующие эмоционально
волевую сферу личности
(настойчивость, волю, смелость, самообладание); этические нормы
поведения, глубокие личные убеждения, способы их отстаивания; учу
не верить на слово и там, где это возможно проверить опытом,
обязательно сравнить свои результаты с результатами
одноклассников. Для себя я выработала следующие критерии отбора
исторического материала:
А) Исторический материал должен быть органически связан с
изучаемым на уроке физическим материалом.одобрение, осуждение,
Гражданский аспект.
Б) Объем исторических сведений должен быть минимальным и не
отвлекать от основного содержания урока.
В) Сообщаемые факты должны быть яркими, впечатляющими,
вызывать эмоциональное переживание:
восхищение, радость, гнев.
Г) Материал необходимо подать таким образом, чтобы ученик был
вынужден поставить себя на место ученого в момент принятия им
важного решения.
Д) Полезны обращения к высказываниям и воспоминаниям ученых или
их учеников.
2.
Воспитание чувства
сопричастности и ответственности за все происходящее в этом мире.
Понимание законов природы должно побуждать желание считаться с
этими законами, применять их в практической деятельности, незнание
же приводит к невозможности предвидения последствий своей
деятельности (в частности антропогенной нагрузке на природу,
экологические бедствия и катастрофы). Для реализации этого
принципа использую прием «Ведомость ценностей». Например, при
изучении тем «Тепловые двигатели», «Источники энергии» предлагаю
дома заполнить таблиц, содержащую две колонки «плюсы» и
«минусы» данного явления. Использование данного приема позволяет
ребятам осознать, что в реальной жизни нет идеальных решений, как
правило приходится выбирать «из двух зол меньшее», наиболее
оптимальное для данной ситуации решение. Хорошо зарекомендовал
себя прием «Выбор», одна из разновидностей которого состоит в
следующем: при возникновении на уроке проблемной ситуации, когда
нет однозначного выхода, каждый из предложенных вариантов имеет
как свои плюсы, так и минусы. Предлагаю ребятам проголосовать спомощью рычажных весов и монеток. При таком подходе ни один
ребенок не может «тихо отсидеться», каждый вынужден поставить
себя на место ученого и принять какоето конкретное решение, нести
за него ответственность. Вместе с тем мы видим и так называемое
«общественное мнение», часто результаты голосования порождают
дальнейшую дискуссию, желание отстаивать свое мнение.
Изучение человека, как объекта и субъекта физического
познания. Данный прием позволяет показать ценность физических
знаний за счет применения знаний и методов физики к проблемам
человека. Наиболее интересны и плодотворны следующие аспекты
проблемы:
A) Воздействие физических полей земли, Солнца, околоземного
пространства на формирование и развитие человека. Природа
формирует все живое по своим законам. Живые организмы развивают
в себе те свойства и функции, которые в наибольшей степени
способствуют оптимальной приспособляемости организмов к
условиям окружающей среды. Всегда живой интерес на уроке
вызывает использование вставок «Физика и здоровье человека»,
«Техническое и бытовое окружение человека».
Б) Рассматриваю факты, иллюстрирующие действия законов физики в
мире человека. Как их действия сказываются на нашем повседневном
поведении (выбор одежды, плавание, ходьба, и т.д.). В 78 классе
ведем тетрадь, где ребята измеряют и записывают физические
величины, касающиеся непосредственно их (моя масса, плотность,
мощность, скорость и т.д.)
B) Создание технических устройств по образу и подобию
человеческих органов или приспособлений животных (фотоаппарат,
обтекаемая форма судов, ласты).как механической
Г) Связь человека, как физического объекта с мировоззренческими
идеями (попытки создания наук, объясняющих функционирование
человеческого организма
системы,
термодинамической, электродинамической системы).
Д) Человек Науки (ученый как состояние души); становление
творческой личности в детстве и юности; роль гуманитарного
образования; общее и различия в действиях теоретика и
экспериментатора.
Е) Личность ученого и художника (различие в восприятии, специфика
методов постижения научной и художественной правды; рациональное
и иррациональное мышление; интуиция в науке).
На мой взгляд, использование данного подхода достаточно
эффективно. Ученики гуманитарного класса успешно справляются с
требованиями программного материала. Но самое ценное для меня,
что в последнее время мне не приходится убеждать ребят в
необходимости изучения физики. Вместе с тем необходимо отметить,
что данный подход не является окончательно разработанным.
Необходима разработка дидактического материала (задачника),
учитывающего специфику восприятия данной группы учащихся.