Гуманитаризация преподавания физики
Оценка 4.6

Гуманитаризация преподавания физики

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
11 кл
15.04.2018
Гуманитаризация преподавания физики
Использование только одного из направлений гуманитаризации не позволяет дотичь желаемого результата – повышение мотивации к обучению за счёт учёта уже сложившегося интереса к предметам гуманитарного цикла; использование элементов и методов гуманитарных знаний; учёта особенностей мышления и восприятия данной категории учеников; приближения к личности и потребностям ученика. Однобокое освещение вопросов физики вредит получению целостного восприятия физики, как науки.
2.docx
Слепцова С.И.  Саха­корейская школа учитель физики Гуманитаризация преподавания физики Необходимость   использования   идей   гуманитаризации преподавания физики в моей практике была связана с существенным изменением   содержания   школьного   образования,   появлением специализированных классов гуманитарного профиля. Под   гуманитаризацией   образования   я   понимаю:   поворот школы   к   проблеме   развития   личности   учащегося;   воспитание гражданских качеств; развитие мышления; приобщение к культурным ценностям. В настоящее время в педагогической литературе выделяют три основных направления гуманитаризации: 1. Усиление мировоззренческой и методологической ориентации  курса физики; 2. Изучение человека как объекта и субъекта физического познания; 3. Осуществления связи преподавания физики с предметами  эстетического цикла. Мой   опыт   работы   показывает,   что   использование   только одного   из   направлений   гуманитаризации   не   позволяет   достичь желаемого   результата   ­   повышение   мотивации   к   обучению   за   счет учета уже сложившегося интереса к предметам гуманитарного цикла: использования   элементов   и   методов   гуманитарных   знаний;   учета особенностей   мышления   и   восприятия   данной   категории   учеников; приближения к личности и потребностям ученика. Кроме того, такое однобокое   освещение   вопросов   физики   даже   вредит   получению целостного восприятия физики, как науки. Например, использование только   третьего   подхода   позволяет   создать   положительный эмоциональный   фон   на   уроке;   доступным,   красочным   языком рассказать о физических явлениях и закономерностях, заинтересовать ребят; формировать образное мышление, но при дефиците времени невозможно изложение материала на достаточном уровне сложности, затруднено   обобщение   и   систематизация   материала,   создание целостной, стройной теории, решение достаточного количества задач. Мы   получим   так   называемую   «физику   в   картинках».   С   другой стороны полное отвержение данного подхода делает физику слишком сухой и скучной наукой, не позволяет раскрыть творческий потенциал данной категории ребят. Мне кажется, что только разумное сочетание элементов   всех   трех   подходов   позволит   реализовать   полноценное всестороннее развитие личности ученика. Расскажу   о   методах   и   приемах   гуманитаризации образования,   которые   я   использую   в   своей   практике.   Основные направления:  Гуманитаризация   физики   с   позиции   интересов   учащихся позволяет   подходить   к   отбору   содержания   курса   физики   и организации   учебного   процесса,   учитывая   личность   ученика,   его интересы   и   потребности.   Исходной   становится   та   совокупность вопросов, на которую учащиеся хотели бы получить ответ. В начале изучения темы использую прием «Сундук мудрости». После того, как ребята   узнали   цели   и   задачи   темы,   кратко   ознакомились   с предполагаемым   содержанием   будущего   материала,   объявляю конкурс   на   самый   интересный   или   сложный   вопрос   по   теме. Совместно приходим к выводу, с какими более простыми явлениями и закономерностями мы должны ознакомиться, какие ввести понятия и физические величины для того, чтобы объяснить данное явление или феномен.   Как   правило,   сразу   формируются   группы   желающих дополнительно поработать над данной проблемой. Например, в теме «Оптика. 8 кл» обычно вызывают интерес такие вопросы: «Миражи», «Оптические   иллюзии»,   «Принципы   сочетания   цветов   и   мода», «Создание   новых   оптических   приборов   для   использования   в неординарных  ситуациях, «Зрение. Профилактика  болезней  органов зрения. Достижения современной науки для корректировки зрения».  позволяет   создать   комфортные   условия   для   всестороннего гармонического   развития   личности   в   учебном   процессе,   развитии творческих способностей учащихся. Отметим точки соприкосновения физики, литературы, истории, МХК Применение элементов и методов гуманитарных знаний 1. Общий предмет исследования ­ проблема взаимодействия человека и природы; различные аспекты влияния НТП на   жизнь   общества,   включая   загрязнение   окружающей   среды, истощение   природы   и   энергетических   ресурсов,   отрицательное воздействие технических устройств. 2.Общие   цели:  познание   истины,   законов   природы   и общества,   стремление   к   привнесению   красоты   и   гармонии   в окружающую действительность. 3.Общие   методы   познания   мира:  обобщение   опытных фактов,   сравнительно­сопоставительный   анализ,   моделирование, выдвижение гипотез. 4. Творческая деятельность: развитие образного мышления (образное представление и логическое описание, рождение фантазий и изобретательство, нахождение новых связей и ассоциаций), компонента эмоции,   роль   эстетических   критериев   в   научном   познании.   Для реализации данного   хорошо зарекомендовали   себя:   использование   на   уроках   элементов   ТРИЗ, проведение школьных конкурсов фантастических проектов в рамках недели   физики,   домашние   задания   в   форме   мини­сочинений   «Что было   бы   если..(не   выполнялся   тот   или   иной   закон   физики, отсутствовало какое­либо природное явление, изменились бы условия проживания на Земле и т.д.), изготовление иллюстраций к теме урока.  Использование гуманитарного потенциала физики. Под гуманитарным потенциалом я понимаю не только и не столько использование   отрывков   литературных   произведений   с   описанием природных явлений, живописных полотен, телевизионных программ, написание мини­сочинений и т.д., но в большей степени использование мировоззренческого,   нравственного,   эстетического,   гражданского аспекта. 1. Нравственный аспект. Естественные науки имеют дело с   неприходящими   ценностями,   не   зависящими   от   моды,   традиций, конъюнктуры.  Использование  материала  из  истории развития  науки позволяет   формировать   возвышенные   духовные   запросы;   качества, характеризующие   эмоционально­   волевую   сферу   личности (настойчивость,   волю,   смелость,   самообладание);   этические   нормы поведения, глубокие личные убеждения, способы их отстаивания; учу не   верить   на   слово   и   там,   где   это   возможно   проверить   опытом, обязательно   сравнить   свои   результаты   с   результатами одноклассников. Для себя я выработала следующие критерии отбора исторического материала: А)   Исторический   материал   должен   быть   органически   связан   с изучаемым на уроке физическим материалом. одобрение, осуждение,  Гражданский   аспект. Б)   Объем   исторических   сведений   должен   быть   минимальным   и   не отвлекать от основного содержания урока. В)   Сообщаемые   факты   должны   быть   яркими,   впечатляющими, вызывать эмоциональное переживание: восхищение, радость, гнев. Г) Материал необходимо подать таким образом, чтобы ученик был вынужден  поставить  себя на место ученого в момент принятия им важного решения. Д) Полезны обращения к высказываниям и воспоминаниям ученых или их учеников. 2.  Воспитание   чувства сопричастности и ответственности за все происходящее в этом мире. Понимание законов природы должно побуждать желание считаться с этими законами, применять их в практической деятельности, незнание же   приводит   к   невозможности   предвидения   последствий   своей деятельности   (в   частности   антропогенной   нагрузке   на   природу, экологические   бедствия   и   катастрофы).   Для   реализации   этого принципа   использую   прием  «Ведомость   ценностей».  Например,  при изучении тем «Тепловые двигатели», «Источники энергии» предлагаю дома   заполнить   таблиц,   содержащую   две   колонки   ­   «плюсы»   и «минусы» данного явления. Использование данного приема позволяет ребятам осознать, что в реальной жизни нет идеальных решений, как правило   приходится   выбирать   «из   двух   зол   меньшее»,   наиболее оптимальное для данной ситуации решение. Хорошо зарекомендовал себя   прием   «Выбор»,   одна   из   разновидностей   которого   состоит   в следующем: при возникновении на уроке проблемной ситуации, когда нет однозначного выхода, каждый из предложенных вариантов имеет как свои плюсы, так и минусы. Предлагаю ребятам проголосовать с помощью   рычажных   весов  и   монеток.  При   таком   подходе   ни   один ребенок   не   может  «тихо   отсидеться»,  каждый   вынужден   поставить себя на место ученого и принять какое­то конкретное решение, нести за него ответственность. Вместе с тем мы видим и так называемое «общественное   мнение»,   часто   результаты   голосования   порождают дальнейшую дискуссию, желание отстаивать свое мнение.  Изучение   человека,   как   объекта   и   субъекта   физического познания.  Данный   прием   позволяет   показать   ценность   физических знаний   за   счет   применения   знаний   и   методов   физики   к   проблемам человека.   Наиболее   интересны   и   плодотворны   следующие   аспекты проблемы: A) Воздействие   физических   полей   земли,   Солнца,   околоземного пространства   на   формирование   и   развитие   человека.   Природа формирует все живое по своим законам. Живые организмы развивают в   себе   те   свойства   и   функции,   которые   в   наибольшей   степени способствуют   оптимальной   приспособляемости   организмов   к условиям   окружающей   среды.   Всегда   живой   интерес   на   уроке вызывает   использование   вставок   «Физика   и   здоровье   человека», «Техническое и бытовое окружение человека». Б) Рассматриваю факты, иллюстрирующие действия законов физики в мире человека. Как их действия сказываются на нашем повседневном поведении   (выбор   одежды,   плавание,   ходьба,   и   т.д.).   В   7­8   классе ведем   тетрадь,   где   ребята   измеряют   и   записывают   физические величины,   касающиеся   непосредственно   их   (моя   масса,   плотность, мощность, скорость и т.д.) B) Создание   технических   устройств   по   образу   и   подобию человеческих органов или приспособлений животных (фотоаппарат, обтекаемая форма судов, ласты). как   механической   Г) Связь  человека, как физического объекта  с мировоззренческими идеями   (попытки   создания   наук,   объясняющих   функционирование человеческого   организма системы, термодинамической, электродинамической системы). Д)   Человек   Науки   (ученый   как   состояние   души);   становление творческой   личности   в   детстве   и   юности;   роль   гуманитарного образования;   общее   и   различия   в   действиях   теоретика   и экспериментатора. Е) Личность ученого и художника (различие в восприятии, специфика методов постижения научной и художественной правды; рациональное и иррациональное мышление; интуиция в науке). На мой взгляд, использование данного подхода достаточно эффективно. Ученики гуманитарного класса успешно справляются с требованиями программного материала. Но самое ценное для меня, что   в   последнее   время   мне   не   приходится   убеждать   ребят   в необходимости изучения физики. Вместе с тем необходимо отметить, что   данный   подход   не   является   окончательно   разработанным. Необходима   разработка   дидактического   материала   (задачника), учитывающего специфику восприятия данной группы учащихся.

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики

Гуманитаризация преподавания физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018