ГВЭ – 2017
Подготовка к написанию сжатого изложения
Сжатое изложение проверяет:
— умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте, выделять в тексте микротемы;
— умение в каждой микротеме разделять информацию на главную и второстепенную;
— умение сжимать второстепенную информацию, то есть удалять ее из текста;
— умение письменно передавать извлеченную главную информацию связно, логично и последовательно.
ВНИМАНИЕ!
— При написании сжатого изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте.
— Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Последовательность их должна соответствовать оригиналу.
Нельзя удалять из текста:
- авторский тезис;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли;
- вывод автора.
Приемы сжатия (компрессии) текста
1. Исключение
- вводных слов
- однородных членов предложения
- повторов
- однотипных примеров
- риторических вопросов и восклицаний
- цитат
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли
- пояснений, рассуждений
- описаний
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания
При исключении необходимо
1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Используйте указанные приемы компрессии для сжатия текстовой информации
Исключение
1. Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди. |
Есть люди, которые, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Но такие «знатоки» не способны совершить открытие, потому что ничему не удивляются. Это безнадежные люди.
|
2. Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. |
Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский.
|
3. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души. |
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, математик – ум, абстрактное мышление. Еще одна фаза – воспитание души.
|
2. Обобщение (объединение, слияние)
- ряда предложений, связанных одной мыслью
- частей предложений
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо
1) найти в тексте мелкие, единичные факты
2) найти в них общее
3) объединить эти факты на основе общего
4) сформулировать получившееся предложение
Обобщение (объединение)
1. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. |
Жизнь семьи Серовых была наполнена искусством. У них часто собирались известные деятели культуры и искусства.
|
2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. |
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
|
3. Замена (упрощение)
- однородных членов обобщающим словом
- сложного предложения – простым
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением
- прямой речи – косвенной
- части текста – одним предложением
- части предложения местоимением и т. д.
При замене необходимо
1) найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т. д.
2) сформулировать получившееся предложение
Упрощение (замена)
1. Авиамодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. |
Авиамодели с электродвигателями участвуют в соревнованиях на трассе со скоростными участками, профилированными поворотами, трамплинами и горками.
|
2. Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. |
Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, не забывай о прошлом. |
3. Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так. |
Считается, что нравственные потрясения, меняющие отношение к жизни, переживают лишь люди великие и знаменитые, но это не так. |
Напишите сжатое изложение. Проверьте, не удалена ли главная информация текста, нет ли речевых и логических ошибок.
Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! |
Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит!
|
Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят. |
Мы становимся доброжелательнее, здоровее, свободнее, щедрее, привлекательнее, нас ценят окружающие.
|
Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление – гораздо яснее, четче, намного быстрее. Люди так называемой любящей доброты более склонны к позитивным отношениям с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции (любовь, радость, благодарность, надежду, гордость), восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью. |
Посылая в мир любовь и добро, мы положительно влияем на него, сами делаемся радостнее и счастливее, начинаем нравиться людям. Внешне мы становимся красивее, и мысли гораздо лучше. Добрые люди любят себя и окружающих: доброта усиливает положительные эмоции, восстанавливает здоровье и помогает радоваться жизни.
|
Желаю всем успешной сдачи экзамена!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.