Разработка открытого занятия по хореографии
для учащихся 5х классов.
Педагог-хореограф: Цымбалист Альфия Ахметовна
Тема: «Красота и поэтичность хантыйского танца»
Цель: Ознакомление учащихся с элементами хантыйского танца.
Задачи:
1. Познакомить с бытовыми элементами хантыйского танца.
2. Закрепить навыки использования элементов национального танца по группам в изученных комбинациях.
3. Воспитывать интерес к культуре малочисленных народов Севера.
Используемые технологии:
1. ИКТ – технологии,
2. технология коллективной работы,
3. технология работы в малых группах.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальные диски «Троесколье» с этнической музыкой народов ханты и манси. Подборка экспозиций на тему «Культура народов ханты и манси», проектор, экран, слайдовая презентация.
Наглядность: национальный женский костюм-платье, шаль, чирки, украшения из бисера.
Национальный музыкальный инструмент «Санквылтап»
Словарь: «Санквылтап» - струнный музыкальный инструмент народов ханты и манси
«Чирки» - вышитые бисером .женские тапочки,
«Малица» - верхняя мужская одежда из шкуры оленя.
«Вороний день» - праздник встречи весны.
«Медвежьи игрища» - обрядовый праздник
Ход занятия:
Этап занятия |
Работа учителя |
Работа детей |
ИКТ |
Орг. момент
|
Звучит этническая музыка народов ханты и манси. …В звуках леса ручья журчанья, Шелест листьев и ветра пение, Словно делится своими тайнами Мудрый дух таёжных владений… -Здравствуйте, ребята! -Сегодня мы с вами поговорим о культуре народов ханты, познакомимся с элементами хантыйского танца, поработаем в группах над небольшими картинками-композициями. -Ребята скажите, в каком краю мы живём? Чем интересен и богат наш край? |
Дети проходят в класс, садятся полукругом перед экраном.
Мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе -Югра. Его ещё называют Югорским краем. Это богатый край нефтью, газом, рыбой. |
|
Новый материал |
- И ещё здесь живёт удивительный народ , ханты и манси, которые являются коренными жителями Югорского края. -Знаете ли вы обычаи, традиции народов, на земле которых мы с вами живём? -Ребята вы молодцы! Вы много знаете о жизни и быте коренного народа. - Ребята, я думаю, все вы видели костюмы народов ханты и манси -Их костюмы, обувь расшиты орнаментами, и каждый рисунок на одежде имеет своё значение. - Поговорим о быте, традициях народов ханты и манси. Обрядовом празднике «Медвежьи игрища», шаманах с бубнами, празднике «Вороний день»
|
Показ национального женского платья, обувь – «чирки»-вышитые бисером женские тапочки, «малица» - верхняя мужская одежда. Идёт разговор о значении рисунка на одежде . Следы «Заячьи лапки», Оленьи рога и т.д.
|
|
|
Сейчас я предлагаю вам послушать кусочек музыки и определить какой инструмент звучит здесь? - это национальный музыкальный инструмент «Санквылтап», он состоит из нескольких натянутых струн. -И во время праздников непременно исполняются национальные песни и танцы в его сопровождении. -Такие песни и танцы как «Куринька», «Акань-акань» |
Дети определяют характер музыки, но затрудняются назвать музыкальный инструмент Просмотр инструмента(дети по желанию пробуют озвучивание инструмента)
|
|
Практическая часть с изучением нового материала |
-Ребята каждое движение в хантыйском танце означает какое-то действо. -И сейчас я покажу вам элементы хантыйского танца, а вы постарайтесь угадать, о чём идет речь - Педагог показывает элементы танца: «шитьё иглой из оленьих шкур», «охотник бежит на лыжах», «показ рукавичек», «сбор ягод», ход по кругу, с выбросом рук влево, вправо, имитация чума. -А сейчас давайте поработаем над этими элементами сначала под счет, а затем под музыку.
- Мы поработали над элементами, и сейчас в группах по 3-4 человека попробуем показать небольшую картинку из жизни народа ханты. Работа над составлением композиции танца -Молодцы ! Вы справились с заданием! |
Ребята легко угадывают в одних показанных педагогом элементах бытовые действия, в показе других спорят при их определении, предлагают свои варианты действий. Идёт отработка элементов хантыйского танца. Распределились по группам. У каждой группы свои элементы: 1 группа-«Охотник бежит на лыжах» 2 группа-«женщина шьёт одежду из шкур» 3 группа-«Сбор дикоросов», построение чума 4 группа-«Ловля и разделка рыбы»
|
|
Итог занятия |
-Скажите ребята, с культурой какого народа мы с вами познакомились? -Как называется музыкальный инструмент, на котором вы попробовали поиграть? -Сколько элементов мы с вами проучили и что они обозначают? -На следующем занятии мы продолжим знакомство с элементами национального танца. -Спасибо всем за работу!
|
Культурой народов ханты и манси. «Санквылтап» Охотник бежит на лыжах, шитьё из шкур, сбор дикоросов, ловля разделка рыбы
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.