ХАРАКТЕР Общее понятие о характере.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
Иконка файла материала ХАРАКТЕР.doc
ХАРАКТЕР Общее понятие о характере. В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под   характером   понимают   совокупность   индивидуально­своеобразных   психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер ­ это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся   в   его   поведении,   в   его   поступках.   Характер   взаимосвязан   с   другими сторонами   личности,   в   частности   с   темпераментом   и   способностями.   Темперамент   на форму   проявления   характера,   своеобразно   окрашивая   те   или   иные   его   черты.   Так, настойчивость   у   холерика   выражается   кипучей   деятельности,   у   флегматика   ­   в сосредоточенном   обдумывании.   Холерик   трудится   энергично,   страстно,   флегматик   ­ методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера:   человек   с   сильным   характером   может   подавить   некоторые   отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм ­ чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими   достижениями,   высокой   требовательностью   к   себе,   умением   критически относиться   к   своему   делу.   Расцвет   способностей   связан   с   умением   настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять   инициативу.   Связь   характера   и   способностей   выражается   и   в   том,   что формирование   таких   черт   характера,   как   трудолюбие,   инициативность,   решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов   деятельности   развивается,   с   одной   стороны,   способность   к   труду,   а   с   другой   ­ трудолюбие как черта характера. 3.2. Физиологические основы характера. Физиологической   основой   характера   является   сплав   черт   типа   высшей   нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального   жизненного   опыта.   В   этом   сплаве   системы   временных   связей   играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные   качества   личности.   Но,   во­первых,   системы   связей   формируются   различно   у представителей   разных   типов   нервной   системы   и,   во­вторых,   эти   системы   связей проявляются  своеобразно в зависимости  от типов. Например,  решительность  характера можно воспитать и у представителя  сильного,  возбудимого типа нервной системы,  и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по­разному и проявляться будет по­разному в зависимости от типа. 3.3. Типическое и индивидуальное в характере. Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности,   а   также   не   является   постоянным   и   неизменным   свойством.   Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его   воспитания.   Влияния   эти   носят,   во­первых,   общественно­исторический   характер (каждый   человек   живет   в   условиях   определенного   исторического   строя,   определенной социальной   среды   и   складывается   как   личность   под   их   влиянием)   и,   во­вторых, индивидуально­своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием.   Следствием   этого   является   бесконечное   разнообразие   индивидуальныххарактеров.   Однако   в   жизни   и   деятельности   людей,   живущих   и   развивающихся   в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие   стороны   и   черты,   отражающие   общие,   типические   стороны   их   жизни.   Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно­историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно­экономическими   отношениями,   которые   влияют   на   мировоззрение   людей, формируя черты характера.     3.4. Черты характера. Характер ­ это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие   черты   характера   проявляются   в   отношениях   личности   к   общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи   выявляются   такие   черты   характера,   как   трудолюбие,   добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им ­ леность, небрежность, пассивность, расточительство.   Отношение   человека   к   труду   оказывает   решающее   влияние   на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах  характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который   ему   приписывают;   тот,   который   он   сам   себе   приписывает;   и,   наконец,   тот, который есть в действительности".  В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется   в   самооценке   своих   действий.   Трезвая   самооценка   ­   это   одно   из   условий совершенствования   личности,   помогающих   вырабатывать   такие   черты   характера,   как скромность,   принципиальность,   самодисциплина.   Отрицательными   чертами   характера являются   повышенное   самомнение,   высокомерие   и   хвастовство.   Человек,   обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и   конфликтные   ситуации.   Нежелательна   и   другая   крайность   в   характере   человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов.   Скромность   и   самокритичность   должны   сочетаться   с   обостренным   чувством собственного   достоинства,   основанном   на   сознании   действительной   значимости   своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность ­ одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью   человека   преодолевать   препятствия,   добиваться   поставленной   цели. Конкретно   она   выступает   в   таких   чертах   характера,   как   целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить,   каков   мотив   волевого   поведения   человека.   "Храбрый   поступок,   мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу,   обладают,   конечно   совершенно   различными   психологическими   качествами".   По волевой   активности   характеры   подразделяются   на   сильные   и   слабые.   Люди   сильнымхарактером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо   выражены   или   отдельные   из   них   отсутствуют,   относят   к   категории слабохарактерных.   Им   свойственно   пассивное   проявление   своих   деловых   и   личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов   в   работе,   учебе.   Многие   из   них   искренне   переживают   свое   неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.          Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал,  что человек   ­   это   единственная   система,   способная   регулировать   сама   себя   в   широких пределах,   т.   е.   может   самосовершенствоваться.   Слабовольные   люди   при   продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание  индивидуальные  особенности  человека,  например  его темперамент.  Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен   с   юного   возраста   тренировать   свою   волю,   вырабатывать   такие   качества,   как самообладание, активность, смелость.