В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
ХАРАКТЕР
Общее понятие о характере.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии
под характером понимают совокупность индивидуальносвоеобразных психических
свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих
ей способах деятельности в подобных условиях. Характер это индивидуальное сочетание
существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и
проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими
сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на
форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так,
настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика в
сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик
методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием
характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные
стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно
связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера,
как коллективизм чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его
блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью
своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически
относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво
преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно,
проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что
формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность,
организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой
формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных
видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой
трудолюбие как черта характера.
3.2. Физиологические основы характера.
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной
деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате
индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют
более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно
ценные качества личности. Но, вопервых, системы связей формируются различно у
представителей разных типов нервной системы и, вовторых, эти системы связей
проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера
можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у
представителя слабого типа. Но воспитываться она будет поразному и проявляться будет
поразному в зависимости от типа.
3.3. Типическое и индивидуальное в характере.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством
личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер
формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека,
его воспитания. Влияния эти носят, вопервых, общественноисторический характер
(каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной
социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, вовторых,
индивидуальносвоеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека,
его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека
определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным
бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальныххарактеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в
одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые
общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер
каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая
общественноисторическая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и
общественноэкономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей,
формируя черты характера.
3.4. Черты характера.
Характер это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер,
нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера).
Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным
обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и
долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой
связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность,
настойчивость, бережливость, и противоположные им леность, небрежность, пассивность,
расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на
формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется
трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в
большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение
к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость,
доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность,
недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот,
который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот,
который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку
полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную
часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми,
насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе
проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка это одно из условий
совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как
скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера
являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий
этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные
и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:
недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих
взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством
собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей
личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность
одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.
Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который
вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является
способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели.
Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность,
решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать
достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно
определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив
которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении
по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему
делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По
волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильнымхарактером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют
их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества
слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории
слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных
качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых
результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение
самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что
человек это единственная система, способная регулировать сама себя в широких
пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной
педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать
во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у
холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек
должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как
самообладание, активность, смелость.