Характеристика детей со стертой дизартрией
Оценка 4.8

Характеристика детей со стертой дизартрией

Оценка 4.8
docx
13.04.2020
Характеристика детей со стертой дизартрией
Характеристика детей со стертой дизартрией.docx

Психолого-педагогическая характеристика детей

старшего дошкольного возраста со стёртой  степенью дизартрии

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии – псевдобульбарная. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Псевдобульбарная – от греческого ложный + бульбарный. Бульварная – от греческого бульбас луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг.

В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

Подробнее остановимся на характеристике детей с легкой степенью  дизартрии.

 Дети с легкой степенью дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание.  

 Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.

Дети с легкой степенью дизартрии не любят и не хотят застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава.

Такие дети испытывают затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для них характерны также затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту, вести мелодию голосом и т. д. Про таких детей говорят, что они неуклюжи, потому что они не могут четко, точно различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

У детей, имеющих диагноз дизартрия, отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; так голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

В звукопроизношении избирательные трудности, страдают р, л, ш, ж, ц, ч. Отмечается назализация звуков.  

Для детей с легкой степенью дизартрии, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушены внимание и память; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках – шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с легкой степенью дизартрии несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, обрывочны, логически не связаны друг с другом.

 


 

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста со стёртой степенью дизартрии

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста со стёртой степенью дизартрии

Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание

Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках –…

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках –…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020