Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородское областное училище олимпийского резерва (техникум) имени В.С. Тишина»
ВОРОНЦОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
Характеристика хоккея как вида спорта и средства физического воспитания
Хоккей один из наиболее любимых народом видом спорта, широко культивируемый во многих странах мира. История хоккея является одной из самых оспариваемых среди всех видов спорта. Традиционно местом рождения хоккея считается Монреаль (Канада). Однако «родоначальником» хоккея была игра с мячом и клюшками на льду. Эта игра была популярна в Голландии в XVI-XVII веках, что подтверждает немалое количество картин и гравюр голландских художников того времени. Впоследствии новым видом спорта заинтересовались англичане. Именно в Англию попал ледовый хоккей из Голландии, а уже после в Канаду.
Официально первый хоккейный матч был проведен 3 марта 1875 года в Монреале на катке «Виктория». Первые 7 хоккейных правил изобрели студенты монреальского университета Мокгилла в 1877 году. По мере развития игры усовершенствовались и ее правила, которые были впервые отпечатаны в 1886 году. В этом же году была проведена первая международная встреча между Канадой и Англией. В 1908 году Конгресс в Париже основал Международную федерацию хоккея на льду (ИИХФ), объединившую четыре страны – Бельгию, Францию, Великобританию и Швейцарию. В 1911 году ИИХФ официально утвердила канадские правила игры в хоккей, а в 1920 году состоялся первый Чемпионат мира по хоккею с шайбой в рамках VII летних Олимпийских игр (Антверпен, Бельгия).
С 1924 года хоккей с шайбой включен в программу зимних Олимпийских игр.
Днем рождения хоккея в России и в СССР считается 22 декабря 1946 года, когда в Москве, Ленинграде, Риге, Каунасе и Архангельске были сыграны первые матчи первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой.
В 1954 году советские хоккеисты дебютировали на чемпионатах мира и сразу же заняли ведущее положение в мировом хоккее. Уже первая встреча с канадцами закончилась победой советских спортсменов 7:2. Эта победа принесла сборной СССР первый титул чемпиона мира.
В Российской Федерации хоккей является признанным видом спорта, включен во Всероссийский реестр видов спорта, имеет свой номер-код: 0030004611Я.
В.П. Савин подчеркивает, что хоккей очень увлекательный, зрелищный и жёсткий вид спорта. Играют в него на льду, на ногах у спортсменов коньки, в руках клюшки, при помощи которых в ворота соперников надо забросить шайбу. На официальных турнирах размер хоккейной площадки составляет 61,30 м., высота хоккейных ворот - 1,22 м., ширина – 1,83 м. Соперники между собой играют «шесть на шесть», за правилами игры следит рефери. Хоккей относится к игровым видам спорта [9].
Хоккей – олимпийский вид спорта, командная спортивная игра на льду, заключающаяся в противоборстве двух команд на коньках, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Побеждает команда, забросившая наибольшее количество шайб в ворота соперника. Популярность и привлекательность хоккея связана с большой зрелищностью, с динамизмом борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, с демонстрацией хоккеистами большого арсенала сложных технико-тактических действий в атаке и обороне, в том числе в экстремальных условиях.
Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов считают, что хоккей один из наиболее любимых народом олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связаны с большой зрелищностью, с динамизмом борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, с демонстрацией хоккеистами большого арсенала сложных технико-тактических действий в атаке и обороне, в том числе в экстремальных условиях.
Все это свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к соревновательной деятельности, и определяет особенности ее структуры и содержания. Вся игровая деятельность осуществляется в движении на коньках в интервальном режиме в составе команды из 4 или 3 звеньев.
Согласно правилам игры единовременно может участвовать в игре одно звено (5 человек) и вратарь. Поэтому в ходе матча звенья, меняясь поочередно, участвуют в игре. Сменой звеньев руководит тренер, используя ее как важный тактический ход в целях достижения победы.
Всего в заявку на игру команда выставляет 22 человека: двух вратарей и 4 пятерки полевых игроков.
В ходе матча хоккеисты одного звена, выходя на лед, проводят игровой отрезок (40-120 с) в максимальном темпе, после чего идет их смена и на лед выходит другое звено. Первое же отправляется на скамью запасных игроков, чтобы через 2,5-4 мин выйти на лед снова. Всего за период (20 мин «чистого» времени) каждое звено проводит 5-6 игровых отрезков, а за игру - 15-18.
Такой временной режим позволяет хоккеистам в каждом игровом отрезке поддерживать высокий темп игровой деятельности [10, c. 294].
Вместе с тем для соревновательной деятельности хоккеистов характерны: переменная интенсивность, преимущественно скоростно-силовая направленность и аритмия, выражающиеся в хаотичном чередовании разных по времени взрывных действий и кратковременных пауз.
Установлено, что в процессе соревновательной деятельности как в одном игровом отрезке, так и в матче в целом, хоккеист высокой квалификации выполняет работу различной мощности в следующем соотношении:
- максимальной и субмаксимальной мощности - 14-16% в анаэробных режимах;
- большой - 24-26% в смешанном (аэробно-анаэробном) режиме;
- умеренной - 60% в аэробном режиме;
- за игру хоккеист высокой квалификации пробегает 6-8 км, ЧСС колеблется от 145 до 200 уд./мин;
- уровень молочной кислоты в крови - 150-170;
- потребление кислорода - 3,9-5,1 л/мин;
- кислородный долг - 7-12 л;
- легочная вентиляция - 160 л/мин.
Хоккей является эффективным средством физического воспитания.
Занятия хоккеем способствуют разностороннему комплексному воздействию на органы и системы организма хоккеиста, укрепляя и повышая уровень их функционирования, обеспечивают эффективное развитие физических качеств (силовых, скоростных, выносливости, ловкости и гибкости) и формирование двигательных навыков. Выполнение большого объема сложнокоординационных технико-тактических действий, жесткость силовых единоборств и высокая эмоциональность соревновательной деятельности вызывают большие физические и психические нагрузки. Постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций требует от игроков предельной собранности, обостренного внимания, умения быстро оценить обстановку и принять рациональное решение. Эта составляющая игровой деятельности хоккеиста способствует воспитанию у него координационных качеств, распределенного внимания, периферического зрения, пространственной и временной ориентировки.
Для соревновательной деятельности характерен высокий дух соперничества, связанный с противоборством игроков, звеньев и команды в целом. Стремление обыграть противника, превзойти его в быстроте действий, изобретательности, силе, точности и других действиях, направленных на достижение победы, способствует мобилизации всех возможностей для преодоления трудностей, возникающих в ходе борьбы. Выполнение технико-тактических приемов игры в экстремальных условиях, связанных с плотной опекой и жесткостью силовых единоборств, требует большого мужества и способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, инициативы и целеустремленности, а также развитию способности управлять своими эмоциями.
По словам Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова тактика хоккея предполагает единство индивидуальных и коллективных действий. Уровень коллективных взаимодействий определяет класс игры команды. Вместе с тем коллективность действий не отрицает, а способствует проявлению индивидуального мастерства каждого хоккеиста, раскрытию его творческих способностей и их разумному использованию в ходе матча. Эта особенность свидетельствует о больших возможностях хоккея как мощного средства воспитания таких важных качеств, как оперативное Мышление, коллективизм, товарищество [10, c. 295].
Таким образом, рассмотренные характерные особенности соревновательной деятельности хоккеиста и ее воздействие на организм человека свидетельствуют о хоккее как о виде спорта и эффективном средстве физического воспитания [10, c. 296].
Таким образом, хоккей является для нас близким своим богатым внутренним содержанием. В неукротимой борьбе соперников, в виртуозном выполнении технического приёма, в разнообразии тактических установок можно заметить частицу жизни, а в этой частице - самих себя, отсвет своей внутренней либо внешней бодрости и силы. Мы чувствуем воплощение своего устремления.
Многие, кто наблюдает матч с трибуны либо на экране телевизоров, искренне завидуют спортсмену, отмечая про себя его силу и находчивость.
Непреднамеренно рождается стремление подражать своему кумиру, так же мастерски исполнить на льду технические приёмы.
Список литературы
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018 № 564-ФЗ).
2. Закон Нижегородской области от 11.06.2009 № 76-З «О физической культуре и спорте в Нижегородской области» (Принят постановлением ЗС НО от 28.05.2009 № 1552-IV) (ред. от 21.06.2016 № 96-З).
3. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 372 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 5, ст. 386).
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"» (ред. от 29.03.2019).
5. Приказ Минспорта России от 27.03.2013 № 149 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2013 № 28636).
6. Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по хоккею на 2018 год. Номер-код вида спорта: 0030004611Я (утв. Минспортом России 28.12.2017, Общероссийской общественной организацией "Федерация хоккея России") (ред. от 13.12.2018).
7. Правила вида спорта «хоккей» (утв. приказом Минспорта России от 17.08.2018 № 729) (ред. от 22.02.2019).
8. Михно, Л.В. Теория и методика подготовки юных хоккеистов: учебник для тренеров / Л.В. Михно, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Филатов, Р.Г. Ишматов, В.С. Волков / под ред. Л.В. Михно. - СПб. 2017. - 616 с.
9. Савин, В.П. Теория и методика хоккея: учеб. для вузов физ. культуры / В.П. Савин. - М.: Академия. - 397 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://si№ref.ru/000_ucheb№iki/05000sport/116_00_teoria_i_praktika_hokea_savi№_2003/000.htm
10. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 520 с.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.