2.1. Характеристика МОУ «Изварская СОШ»
В настоящее время МОУ «Изварская СОШ» функционирует как средняя общеобразовательная организация. Имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности и аккредитацию. Направление деятельности - осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, программы дополнительного образования следующих направленностей: художественно-эстетическое, техническое, физкультурно-спортивное.
Статус образовательного учреждения - муниципальное учреждение. Учредителем является Комитет образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области.
В своей деятельности школа руководствуется Уставом и нормативными документами органов управления образованием. Деятельность учреждения осуществляется исходя из принципа неукоснительного соблюдения законных прав всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение стремится к максимальному учёту потребностей и склонностей учащихся, интересов родителей в целях наиболее полного удовлетворения запросов указанных потребителей образовательных услуг. В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогов.
МОУ «Изварская СОШ» - сельская школа. Находится в деревне Извара Волосовского района Ленинградской области.
История МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа» Волосовского района Ленинградской области» начинается с 1984 года. Проектная мощность – 740 мест.
В 1998 году по инициативе педагогического коллектива школы совместно с сотрудниками музея Н. К. Рериха в Изваре был разработан первый проект развития школы «Через творческое наследие Н. К. Рериха – к модели школы как центра социальной культуры на селе». Результатом реализации проекта стала совместная деятельность школы и музея: исследовательские работы по изучению творчества Н. К. Рериха, встречи с интересным людьми, рождественские вечера в гостиной музея, экскурсии, поездки и многое другое. Кроме того, повысилась мотивация учащихся к чтению, самостоятельной исследовательской работе, активизировались творческие способности детей младшего и среднего школьного возраста. Учителя освоили технологию музейной педагогики и стали применять её в урочной и внеурочной деятельности. Результаты успешной совместной работы школы и музея стали стимулом для развития партнёрских взаимоотношений с другими учреждениям социума.
В 2000 году авторским коллективом ОУ была разработана первая программа развития школы по направлению «Школа – центр социальной активности на селе», в результате которой налажены взаимоотношения со всеми социальными институтами нашего посёлка, создана система внеклассной работы, заложены основы общественно – государственного управления школой, создано добровольное детское объединение «Муравьиное братство» и реализованы подпрограммы: «Забота», «Здоровье», «Дружная семейка», «Лето».
В 2006 году родилась новая программа развития: «Школа – центр социально – экологической культуры на селе», а в 2007 году школа получила статус муниципальной экспериментальной площадки и стала победителем ПНП «Образование». В результате для созидательной деятельности учащихся и педагогов мы имеем следующие материально–технические ресурсы школы: 11 предметных кабинетов, которые оснащены современным оборудованием, мультимедийный кабинет, спортивный зал, актовый зал на 150 мест, тренажёрный зал, столовая, школьный стадион с беговой дорожкой. Кроме того, сегодня в нашей сельской малочисленной школе есть: МНОШ «Ритм», детская организация «Лидер». Мы имеем постоянный состав учащихся, стабильный коллектив учителей. Находимся на финансовой самостоятельности. В школе работает методический совет, Управляющий совет ОУ. Активно делимся опытом на различных уровнях: муниципальном, областном, за рубежом.
Результаты муниципальной экспериментальной работы обобщены коллективом школы и опубликованы в учебно-методическом пособии «Школа–центр социально–экологической культуры на селе»/ под общ. ред. Т.В.Фалевой, Л.Б.Куценко-Барсковой и Н.В. Симаковой, 2009/ и сборнике ЛОИРО «Инновационные модели сельских школ: опыт и основные направления развития» / под общ.ред.З.Г.Найденовой, 2009/.
С 2009 года МОУ «Изварская СОШ» является Федеральной Стажировочной Площадкой по программе «Государственно-общественное управление в ОУ». [25]
В настоящее время в школе обучаются 168 обучающихся:
1 класс - 23; 2 класс – 21; 3 класс – 23; 4 класс – 21; 5 класс – 16; 6 класс – 10; 7 класс – 15; 8 класс – 18; 9 класс - 21. Из них, к месту учёбы подвозится 31 обучающийся (18 %) из 5 близлежащих населённых пунктов. Подвоз осуществляется школьным автобусом.
Режим работы школы - пятидневная рабочая неделя в 1 – 8 классах и шестидневная в 9 классе, обучение в одну смену, продолжительность уроков 40 минут, перемены 10-15-20 минут; средняя наполняемость классов 15–16 человек; деление на группы при изучении иностранного языка и технологии; социально-психологическое сопровождение учащихся, осуществляемое классными руководителями.
Формы обучения: классно-урочная система (основная) и домашнее обучение– 1 чел. Организуется исследовательская и проектная работа при углубленном изучении предметов (МНОШ). В рамках школьной общеобразовательной программы реализуются технологии: проблемное обучение, ИКТ, учебное проектирование, игровая, личностно – ориентированное обучение, дифференцированное обучение, дистанционное обучение и другие.
В школе классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) - 33, общая площадь всех помещений – 6153 кв. м. Имеется библиотека, столовая, актовый зал, кабинет директора, спортивный зал, медицинский кабинет. Построена современная спортивная площадка.
Административное управление осуществляет директор и его заместители: по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по административно-хозяйственной части. В настоящее время в школе работают 15 педагогов.
Образовательная организация имеет положительный имидж, достигает качественных результатов образовательной деятельности благодаря преподавателям, которые организуют условия и поддерживают образовательные возможности обучающихся. Педагогический коллектив представляет собой состав опытных творчески работающих учителей, что является хорошей основой для развития ОУ.
Проводя проблемно-ориентированный анализ работы школы за последние три года, изучая результативность обучения учащихся, отмечена тенденция на небольшое увеличение качественных показателей обученности учащихся, обостряется кадровая проблема, идёт небольшое сокращение контингента учащихся. Эти проблемы требуют своего разрешения, поэтому возникла необходимость в корректировке системы управления качеством образования в школе.
2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения.
Управление качеством образования на любом уровне зависит от того, насколько созданы условия для обеспечения качества образования. Одним из важнейших рычагов управления является финансовое и ресурсное обеспечение этих процессов.
Как видно из рис. 2 (Приложение 2) органами управления МОУ являются Управляющий совет, директор, Управляющий совет школы, педагогический совет, родительский комитет, общешкольное родительское собрание, профсоюзный комитет, собрание трудового коллектива. Обеспечивается государственно-общественный характер управления школой. Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Управляющий совет школы, педагогический совет.
Работа педагогического совета строится, прежде всего, на принципах демократии и сотрудничества. Созданы методический совет и другие современные организационные структуры (творческие группы, ученическое самоуправление, школьные конференции). Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
В Управляющий совет входят представители родителей, учителей, учащихся, общественности. Он рассматривает вопросы перспективного развития школы, социального заказа школе, а также защиты интересов семьи, детей, педагогов, общества.
Школа обладает стабильным, профессиональным педагогическим коллективом, ориентированным на внедрение педагогических инноваций. В настоящее время в школе работают 15 педагогов: 2 мужчины и 13 женщин. Сформировалась сплочённая команда, имеющая единую цель – дать качественное образование, где каждый добросовестно выполняет свой функционал. Между учителями налажен процесс обмена информацией, поддержки и взаимопонимания. В школе сложилась система педагогических традиций, направленных на обеспечение ценностного единства участников образовательного процесса. Для создания условий, при которых кадровый потенциал школы будет эффективно использоваться и успешно развиваться для достижения ведущих целей образования, администрация школы целенаправленно проводит комплексную кадровую политику. В качестве основных сфер отрабатываются пять взаимосвязанных областей:
- подбор и расстановка кадров;
- система обучения педагогов;
- информационная поддержка педагогов;
- система стимулирования педагогов;
- условия и формы вовлечения педагогов в управление школой.
Анализ кадрового состава педагогического коллектива свидетельствует о достаточно стабильном положении таблица 2.1, 2.2.
Таблица 2.1.
Педагогический стаж работников школы.
Стаж |
1-5 лет |
5-10 лет |
11-15 лет |
16-20 лет |
20-25 лет |
26 и более |
Количество |
4 |
3 |
0 |
1 |
2 |
5 |
Таблица 2.2.
Возрастной состав педагогов.
До 30 лет |
30-40 лет |
40-50 лет |
50-55 лет |
Свыше 55 лет |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
Но, к сожалению, практически нет притока молодых педагогов. За последние три года в школу пришли только два молодых специалиста. Наблюдается старение педагогических кадров. 33% - учителя пенсионного возраста.
Повышение квалификации педагогических кадров – один из главных ресурсов, способствующих решению поставленных задач. Ведущими формами повышения уровня педагогического мастерства являются самообразовательная работа, курсовая переподготовка, изучение передового опыта коллег, аттестация, конкурсы профессионального мастерства учителя, участие в работе районных методических объединений.
В 2016-2017 учебном году прошли курсовую подготовку в ГАОУ ДПО "Ленинградский областной институт развития образования" 3 преподавателя. Педагоги школы посетили различные семинары и внешкольные мероприятия:
- работа членом жюри на районном конкурсе «Учитель года»; семинар
- «Методика проверки и оценивания заданий с развёрнутым ответом экзаменационной работы ОГЭ по биологии»;
- семинар по проверке ОГЭ русский язык г. Волосово.
- международный семинар в г. Поланга;
- семинар «Мобильная электронная школа» г. Сосновый бор.
- конференция «Здоровье и образование», конференция
- «ГТО в школе» г. Санк Петербург.
- урок математики «Составление и заучивание таблицы. 1кл.» г. Волосово.
- «Ярмарка инноваций» г. Волосово, всероссийский фестиваль
- педагогического творчества;
- семинар «Система развития математического образования» г. Волосово;
- конференция «Внедрение инноваций в информатизации образования» г.Волосово;
- конференция «Оценка качества образования в современной школе» г. Санкт Петербург;
В прошлом учебном году аттестацию на высшую квалификационную категорию прошёл 1 педагог, в этом – 1.
На данный момент первую и высшую категорию имеют 12 учителей (80%).
Все члены педагогического коллектива ведут систематическую, планомерную самообразовательную работу по индивидуальной методической теме или проблеме. Вопросы самообразования рассматриваются на педагогических советах, обсуждаются на заседания методических объединений. В целях систематизации опыта, накапливаемого специалистами, для определения направления его развития в школе использовался один из современных методов профессионального развития — метод «портфолио». Все педагоги в совершенстве владеют информационно-коммуникационными и интернет-технологиями. В течение длительного времени наблюдается положительная динамика роста квалификации педагогов школы.
Учителя, обученные обновлённому программному содержанию и современным методикам преподавания, применяют полученные теоретические знания в своей практической деятельности. В целом, уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива стабилен.
Но существуют проблемы: часть учителей продолжают работать по старым традиционным методикам (в силу возраста и убеждений), только 87% учителей систематически используют ИКТ-технологии в урочной и внеклассной деятельности (отчасти из-за нехватки мультимедийного оборудования). Слабо используются дистанционные технологии, неохотно учителя школы принимают участие в профессиональных конкурсах учителей, неохотно идут на аттестацию на повышение категории. Методическая тема школы: «Создать условия для реализации прав обучающихся на получение качественного образования, повышение уровня качества образования, совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования на основе деятельностно - компетентностного подхода»
На заседаниях педсоветов, методических объединений, семинаров рассматриваются различные аспекты методической проблемы. Педагогическое мастерство учителя повышают, участвуя в работе методических объединений.
Из рис. 2 видно, что постоянно действующие методические объединения организованы по циклам: МО учителей естественно-математического цикла, МО начальных классов, МО учителей гуманитарного цикла, МО классных руководителей.
Рисунок 2. Структура управления методической работы школы.
Школа имеет современные материально-технические условия.
Для реализации образовательной программы школы, выполнения проектов имеются предметные лаборатории (химия, физика, начальные классы), один кабинет информатики. Таблица 2.3.(Приложение 3)
В школе создана информационная среда, обеспечивающая благоприятные условия для творческой самореализации педагогов и школьников. Педагоги имеют достаточный уровень информационных умений и активно используют в урочной и внеурочной деятельности информационные средства, такие как: мультимедийные проекторы, интерактивные доски, DVD, а также информационные и электронные образовательные ресурсы. Техническая оснащённость образовательного процесса достаточная. В соответствии с ФГОС нового поколения приобретён мобильный класс для начальной школы и планшеты для 5-9 классов.
Школьная библиотека является ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования школьников. Здесь происходят библиотечные уроки, практические занятия для учеников, занимающихся исследовательской деятельностью. Фонд библиотеки включает в себя учебную, справочную, художественную литературу. Обеспеченность учащихся школы учебниками – 100%. Однако в соответствии с требованиями ФГОС необходимо продолжать обновление фонда учебников, а также расширять фонд художественной литературы.
Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий, а также охрана здоровья учащихся входит в число приоритетных задач Изварской школы.
В классах сформированы комплекты школьной мебели с учётом возрастных особенностей детей. Все учебные кабинеты проветриваются.
Освещение в учебных помещениях соответствуют требованиям, над рабочими досками имеются лампы дневного света. В школе действует медицинский кабинет.
Важное значение в школе придаётся питанию. Организовано двухразовое питание учащихся. Охват горячим питанием в школьной столовой составляет 100% учащихся.
Финансово-хозяйственная деятельность школы направлена на реализацию её уставных целей и задач. Анализ финансово-хозяйственной деятельности школы позволяет судить о развитии учреждения в направлении роста эффективности. Материально-техническая база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов. По мере выделения средств из местного бюджета, а также за счёт привлечения других источников финансирования, материально-техническая база обновляется и пополняется.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются:
- собственные средства Учредителя,
- бюджетные средства,
- имущество, закреплённое за учреждением,
- добровольные пожертвования физических и юридических лиц,
- другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства бюджета расходуются на выплату заработанной платы учителям, на уплату земельного налога, налога на имущество, на оплату услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества.
В 2014-2015 голу в школе установлено видеонаблюдение. Здание школы и оборудование, школьная территория соответствуют требованиям СанПиН2.4.2.2821.-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» и требованиям техники безопасности.
В школе достаточно компьютеров, лабораторного оборудования в кабинетах, мебель во всех кабинетах соответствует требованиям СанПиН.
С переходом на подушевое финансирование учителя сельских школ оказались в невыгодных условиях по сравнению с городскими школами, так как наполняемость классов небольшая, следовательно, и заработанная плата учителей невысокая.
Школьники имеют разный уровень мотивации к обучению: одарённые и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов.
Как видно из таблицы 2.4., анализ основных показателей школы в динамике за последние три года наглядно доказывает актуальность проблемы качества образования.
Таблица 2.4.
Уровень обученности школьников на конец учебного года.
|
Учебный год |
||
Показатели |
2014 - 2015 учебный год |
2015 – 2016 учебный год |
2016 – 2017 учебный год |
1. Число обучающихся на конец года · успевают по всем предметам |
152
100% |
159
100% |
156
100%
|
2. Число аттестованных обучающихся · окончили учебный год с отличной успеваемостью · окончили учебный год без троек · получили аттестат с отличием |
132
7 (5%)
69 чел. (52%)
0 |
137
10 (7%)
74 чел. (54%)
0 |
135
11 (8%)
74 чел. (54,8%) 0 |
Наблюдается ежегодное увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии. В 2016-2017г. 1 учащийся имел справку ПМПК об обучении по специальной программе, в 2017-2018 – на учёт были поставлены уже 2 учащихся. Тревожная тенденция: при сокращении контингента учащихся наблюдается увеличение детей с отклонениями в развитии.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.