Характеристика речевых ошибок и их предупреждение
Оценка 5

Характеристика речевых ошибок и их предупреждение

Оценка 5
pptx
10.04.2021
Характеристика речевых ошибок и их предупреждение
ошибки в речи 11 класс.pptx

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы
Ореховская Л.В.
Школа 1467

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные

Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные

Выделяют 5 типов ошибок:
ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания;
речевые ошибки;
грамматические ошибки;
орфографические;
пунктуационные.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.

ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Несоответствие высказывания теме.
Как предупредить эти ошибки?

Вначале необходимо сформулировать основную мысль высказывания и доказывать именно эту мысль.

Следует продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему.

Не следует привлекать материал, не связанный непосредственно с темой.

Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений

Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений

Виды фактических ошибок:

отсутствие логической связи между предложениями;
противоречие и двусмыслица;
бездоказательность суждений.

ошибки в датах;
смешение эпох, авторов, названий произведений;
искажение в цитировании;
искажение фактов, описанных в произведениях.

Нарушение последовательности высказывания:

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ

Под речевым недочетом понимают:

неточно употребленное слово или устойчивое выражение;

слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста;

однообразие словаря.
________________________________________________


Речевые недочеты подразделяют на
лексические; морфологические;
и синтаксические.

Характеристика типичных лексических ошибок 1

Характеристика типичных лексических ошибок 1

Характеристика типичных лексических ошибок

1. Употребление слова в не свойственном ему значении:
«Чацкий не одинок: у него много сообщников».

2. Смешение слов-паронимов:
«Онегин ведет праздничный образ жизни».

3. Употребление лишних слов (плеоназмы):
«Наступил темный мрак».

4. Лексические анахронизмы
(употребление слова или выражения, не соответствующего
лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи):
«Чацкий поехал в командировку за границу».

5. Двусмысленность из-за использования омонимов и
многозначных слов:
«Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ

Различают три типа сочетаемости:
лексическая, грамматическая и стилистическая.

Соединение слов бывает невозможно из-за:

смысловой несовместимости (обедать потолок);

грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями);

ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме…

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме…

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Типичные орфографические ошибки:

ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах;

пропуск на письме непроизносимых согласных;

ложное удвоение согласных;

пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь;

ошибки в написании окончаний различных частей речи;

ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов;

ошибки в переносе слов.

Типичные пунктуационные ошибки:

Типичные пунктуационные ошибки:

Типичные пунктуационные ошибки:

Пропуск запятой.
Быть всегда там __ где труднее всего.
Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым.
Но политика была временной __ и надо было налаживать
обеспечение города.

Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи.

Употребление лишнего знака.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге.»

Ошибки в употреблении числа существительных: «По асфальтам побежали ручьи.»

Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).»

Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.»

Ошибки в употреблении местоимений: «В ихнем селе не было садов.»

Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.»

Ошибки в употреблении форм глагола: «Мы игрались в саду.»

это всякого рода отступления
от норм образования и
употребления форм слов.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Необоснованный пропуск членов предложения:
«Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.»

Нарушение согласования между членами предложения:
«В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.»

Неправильное употребление предлогов:
«Через шум мотора не было слышно крика.»
«Он порвал об борт машины новую рубашку.»

Неверное управление слов:
«Гоголь описывает о похождениях Чичикова.»
«Согласно приказа.»

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Подлежащее или дополнение занимают не своё место:

«Негодование народа всё усиливалось против поработителей».

Определение занимает не свойственное ему место:

«Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали».

Обстоятельство занимает не свойственное ему место:

«Всем классом ходили мы в лес за цветами весной».

Неправильная расстановка частей составного союза:

«Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Ошибки в построениях предложений с однородными членами:

а) ошибки в однородных составных сказуемых
«Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.»

б) нарушение видо-временной соотнесённости
глагольных форм
«Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия,
дышат ненавистью к существующему строю.»

в) неправильное употребление союза И, показывающего
законченность перечисления
«Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду,
спас ребенка.»

г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми
«Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих
картинах.»

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Ошибки в построении сложносочиненных предложений:

а) при неудачном соединении разнородных простых предложений
«Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.»

б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И
«Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.»

в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов
«Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении:
«Когда ночь была спокойна, но люди не спали.»

б) употребляется лишний союз:
«У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.»

в) в главном предложении отсутствует указательное слово:
«Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.»

г) неправильно употребляется союз и союзное слово:
«Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.»

д) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот:
«Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2021