Характеристика специфических ошибок письменной речи.

  • Документация
  • docx
  • 10.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рекомендации11.docx

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный,общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.

Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только  на основе достаточно высокого уровня её развития.

Итак,процесс письма в норме осуществляется на основе сформированности определённых речевых и неречевых функций:

-правильного произношения звуков;

-слуховой дифференциации звуков;

-языкового анализа и синтеза;

-сформированности лексико-грамматической стороны речи;

-зрительного анализа и синтеза;

-пространственных представлений;

-памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Дисграфию может вызвать несформированность какой-либо из указанных функций.

I.На основе нарушений фонемного распознавания( артикуляторно-акустическая, акустическая дисграфия).

1.Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и шипящие, звонкие и глухие (в сильной позиции), Ч-Т,Ц-Т.

2.Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: (писмо, лубит).

3.Замены гласных (под ударением): о-у (туча-«точа»,а-о(море-«маре»),е-и(лес-«лис»).

II.На основе нарушений языкового анализа и синтеза.

1.Пропуски согласных(чаще всего при стечении): диктант-«дикат»,школа-«кола».

2.Пропуски гласных:собака-«сбака»,дома-«дма».

3.Перестановка букв,слогов:тропа-«прота»,окно-«коно».

4.Добавление букв:таскали-«тасакали».

5. «Застревание» на определённых буквах и слогах:ходила-«ходидила»,дерево-«девево».

6.Слитное написание слов,особенно предлогов,с другими словами:идёт дождь-«идедошь»,в доме-«вдоме».

7.Раздельное написание слова:белая берёза растёт у окна-«белабе заратетёт у ока».

8.Раздельное написание приставки и корня слова:наступила-«на ступила».

III.На основе недоразвития грамматического строя речи(аграмматическая дисграфия).

1.Искажение морфологической структуры слова:захлестнула-«нахлестнула»,козлята-«козлёнки».

2.Изменение падежных окончаний: «много деревов».

3.Нарушение предложных конструкций: над столом-«на столом».

4.Изменение падежа местоимений: около него-«около ним».

5.Числа существительных: «дити бежит».

6.Нарушение согласования: «бела дом».

7.Трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

IV.На основе недоразвития зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений(оптическая,оптико-пространственная дисграфия).

1.Замены графически сходных рукописных букв: в-д, т-ш, э-е.

2.Замена букв, которые совпадают написанием первого элемента.После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и-ш, л-м, п-т, ш-щ), или ошибочно выбирает следующий элемент(и-у,г-р,б-д). У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.

3.Зеркальное письмо(иногда у левшей, при органических поражениях мозга).