ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный,общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.
Итак,процесс письма в норме осуществляется на основе сформированности определённых речевых и неречевых функций:
-правильного произношения звуков;
-слуховой дифференциации звуков;
-языкового анализа и синтеза;
-сформированности лексико-грамматической стороны речи;
-зрительного анализа и синтеза;
-пространственных представлений;
-памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Дисграфию может вызвать несформированность какой-либо из указанных функций.
I.На основе нарушений фонемного распознавания( артикуляторно-акустическая, акустическая дисграфия).
1.Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и шипящие, звонкие и глухие (в сильной позиции), Ч-Т,Ц-Т.
2.Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: (писмо, лубит).
3.Замены гласных (под ударением): о-у (туча-«точа»,а-о(море-«маре»),е-и(лес-«лис»).
II.На основе нарушений языкового анализа и синтеза.
1.Пропуски согласных(чаще всего при стечении): диктант-«дикат»,школа-«кола».
2.Пропуски гласных:собака-«сбака»,дома-«дма».
3.Перестановка букв,слогов:тропа-«прота»,окно-«коно».
4.Добавление букв:таскали-«тасакали».
5. «Застревание» на определённых буквах и слогах:ходила-«ходидила»,дерево-«девево».
6.Слитное написание слов,особенно предлогов,с другими словами:идёт дождь-«идедошь»,в доме-«вдоме».
7.Раздельное написание слова:белая берёза растёт у окна-«белабе заратетёт у ока».
8.Раздельное написание приставки и корня слова:наступила-«на ступила».
III.На основе недоразвития грамматического строя речи(аграмматическая дисграфия).
1.Искажение морфологической структуры слова:захлестнула-«нахлестнула»,козлята-«козлёнки».
2.Изменение падежных окончаний: «много деревов».
3.Нарушение предложных конструкций: над столом-«на столом».
4.Изменение падежа местоимений: около него-«около ним».
5.Числа существительных: «дити бежит».
6.Нарушение согласования: «бела дом».
7.Трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
IV.На основе недоразвития зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений(оптическая,оптико-пространственная дисграфия).
1.Замены графически сходных рукописных букв: в-д, т-ш, э-е.
2.Замена букв, которые совпадают написанием первого элемента.После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и-ш, л-м, п-т, ш-щ), или ошибочно выбирает следующий элемент(и-у,г-р,б-д). У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.
3.Зеркальное письмо(иногда у левшей, при органических поражениях мозга).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.