Общее количество тренировочных упражнений в каждой учебной четверти зависит от объема и сложности изучаемых основных тем. В этом отношении выделяется 1 четверть, в которой за счет повторения изученного в 1 классе используется наибольшее количество тренировочных упражнений по сравнению с другими учебными четвертями. Даны распределения тренировочных упражнений по учебным четвертям представлены
Характеристика тренировочных упражнений.doc
Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2
и 3 классах на уроках формирования грамматического строя
речи.
Общее количество тренировочных упражнений в каждой учебной четверти
зависит от объема и сложности изучаемых основных тем. В этом отношении
выделяется 1 четверть, в которой за счет повторения изученного в 1 классе
используется наибольшее количество тренировочных упражнений по сравнению с
другими учебными четвертями. Даны распределения тренировочных упражнений по
учебным четвертям представлены нами в Таблице 7.
Таблица 7 : Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям
Четверти
Всего упражнений
Количество
%
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
80
57
65
65
267
30'%
21,4%
24,3%
24,3%
100%
ИТОГО:
Количество тренировочных упражнений зависит от конкретной, изучаемой в
данный момент
темы. Например, темы "Понятие о выражении временных
отношений" и "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" включают
в себя больше тренировочных упражнений, чем другие основные темы. Данные темы
предусматривают практическое овладение учащимися такими отвлеченными
частями речи, как глаголы и их временные категории и имена прилагательные. Эти
части речи трудны для понимания их слабослышащими учащимися и требуют
большого количества тренировочных упражнений для автоматизации их в речи.
Количественное распределение тренировочных упражнений по основным
темам мы можем видеть в Таблице 8. Таблица 8: Распределение тренировочных упражнений по основным темам
№
п/п
1 Понятие о выражении временных отношений
2 Понятие о признаках предметов и их обозначение в
Тема
Всего упражнений
Колво
68
66
%
25,5%
24,7%
языке
3 Понятие о способах выражения пространственных
отношений
4 Понятие о предмете в значении орудия действия и его
выражения в языке
5 Понятие о выражении переходности действия на
действующее лицо
6 Понятие о признаках действий и их обозначение в
языке
Грамматическое понятие о лице
7
8 Понятие о выражении количественных отношений
ИТОГО:
51
22
18
17
15
10
267
19,1%
8,3%
6,7%
6,4%
5,6%
3,7%
100%
От содержания изучаемой основной темы зависит не только общее количество
тренировочных упражнений в теме, но и количественное соотношение упражнений
разных групп в каждой основной теме. Например, в теме "Понятие о выражении
временных отношений" преобладают тренировочные упражнения 6 группы, а в теме
"Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" упражнения 5 группы.
Таким образом, в первой названной нами основной теме большее внимание
уделяется работе над предложением, а во второй основной теме преобладает работа
по конструированию словосочетаний, что отражает специфику содержания каждой
темы: понимание слабослышащими учащимися временных отношений происходит в
структуре предложения, а понятие о признаках предметов отрабатывается в
синтаксической структуре словосочетания. В ряде основных грамматических тем
некоторые группы тренировочных упражнений не используются. Например, в теме
"Грамматическое понятие о лице" отсутствуют упражнения 2, 3 и 5 групп (группы
упражнений приводятся по классификации Е.Е.Вишневской). По результатам, представленным в Таблице 9, можно судить о частоте
использования той или иной группы упражнений в изучаемых во 2 классе основных
грамматических темах.
Таблица 9: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация
Е.Е.Вишневской)
№
п/п
Тема
Всего упражнений по группам
1
6
2
3
4
5
1 Понятие о выражении временных
13
11
12
8
24
отношений
2 Понятие о признаках предметов и их
обозначение в языке
3 Понятие о способах выражения
пространственных отношений
4 Понятие о предмете в значении
орудия действия и его выражение в
языке
5 Понятие о выражении переходности
действия на действующее лицо
6 Понятие о признаках действий и из
обозначение в языке
Грамматическое понятие о лице
7
8 Понятие
о
выражении
3
4
3
4
7
6
6
4
3
2
4
2
5
5
2
15
23
14
9
4
7
5
13
21
6
3
6
7
3
2
1
Всего
упр. в
теме
68
66
51
22
18
17
15
10
количественных отношений
Всего упражнений в группе:
40
32
24
48
45
78
267
Как можно видеть из таблицы, упражнения на смысловое комбинирование (1
группа) представлены в большинстве изучаемых во 2 классе основных
грамматических тем (88%). Это наиболее легкий вид упражнений. В учебнике
русского языка упражнения 1 группы обычно предлагаются в начале работы над
понятием для проверки его понимания учащимися и для закрепления уже
пройденного материала. Например, при изучении темы "Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке" учащиеся выполняют такое
упражнение: "Вставь слова и напиши предложения".
Зина, . . . Васе картину указкой. Женя, . . . дом карандашом. Тома, . . .
маме письмо шариковой ручкой. Витя, . . . стол тряпкой. Нина, . . . таблицу
кнопкой.
(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи).
Выполняя это упражнение, дети тренируются в смысловом комбинировании
предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют
смысловое значение глаголов повелительного наклонения.
Упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (2 группа)
используются также при изучении 88% всех грамматических понятий. Упражнения
этой группы имеют большое значение для закрепления у учащихся представлений о
грамматических понятиях и закономерностях. Данные упражнения предполагают
осмысленное выделение изучаемых грамматических форм и категорий
слабослышащими учащимися, что исключает механическое запоминание. Например,
при закреплении у учащихся понятия о выражении временных отношений
предлагается следующее упражнение:
"Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что
делают? что делал? что делали?"
Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся
умение определять по данному вопросу грамматические категории времени и числа
глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений.
Из упражнений 2 группы в учебнике для 2 класса широко представлены
упражнения на выписывание словосочетаний по вопросной схеме ("Прочитай.
Выпиши словосочетания: какой?+ что? и какие?+что?" и т.д.); на постановку
вопроса к выделенным словам ("Прочитай. Поставь вопросы к выделенным
словам"). Упражнения на постановку вопроса к словам встречается как
самостоятельное упражнение, и как дополнительное задание в упражнении другой
группы, например:
"Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к этим словам. Мама будет . . . грибной суп. Бабушка . . . картошку. Зина . . . кастрюлю.
Кастрюля будет . . . на плите.
(почистила, стоять, варить, вымыла)"
Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить
представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного
по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову.
Упражнения, предполагающие образование грамматической формы слова по
аналогии (3 группа), используются в 62% всех основных грамматических понятий,
изучаемых во 2 классе. Общее количество упражнений 3 группы невелико по
сравнению с другими группами упражнений. В учебнике для 2 класса эта группа
упражнений представлены заданиями на изменение грамматической формы слов по
образцу, например:
"Измени и напиши слова:
вытирает вытирается
. . . умывается
причесывает . . .
одевает . . . " и т.д.
Упражнения 3 группы позволяют автоматизировать навык образования новой
грамматической формы слова по аналогии с данными изменениями. Так, в
приведенном примере учащиеся закрепляют умение образовывать возвратную
форму глаголов.
Упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту"
(К.Г.Коровин) составляют 4 группу в классификации Е.Е.Вишневской и в
анализируемом учебнике представлены в 75% изучаемых грамматических тем. Для
практической работы учащимся предлагаются различные варианты упражнений этой
группы, например:
"Спиши предложения, допиши окончания".
В зале висят красн ... флажки.
Деревянн... ложка упала на пол.
На окне висят длинн... широк... шторы.
Нов... учебники лежат в шкафу. Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение
образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывая
окончания у контрольных слов в предложении.
Второй вариант упражнений этой группы представляет собой дополнений
предложений данными словами, изменяя их окончания, например: "Спиши
предложения. Вставь слова, измени окончания".
Третий вариант упражнений 4 группы предполагает самостоятельное
дополнение предложений, например:
"Допиши предложения".
Ученик вытирает доску . . . .
Женя постучал в дверь . . . .
Учитель прикрепил картинку . . . .
Валя рисует дом . . . .
Этот вариант в учебнике для 2 класса используется реже, чем предыдущие
варианты, так как для учащихся он ещё довольно сложен.
Упражнения на конструирование словосочетаний 5 группа упражнений,
используемых во 2 классе на уроках закрепления. Эти упражнения предлагаются в
четырёх основных темах Максимальное количество (50%) упражнений этой группы
используется при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение
в языке". Упражнения этой группы условно разделяются на 2 вида.
К первому относятся упражнения на образование словосочетаний по
вопросной схеме и опорному слову, например:
"Составь и напиши словосочетания что? + какие?".
Яблоки сладкие, ... ;
брёвна ... ;
ремни ... ;
... синие,
и т.д.
Такие же упражнения предлагаются и при изучении темы "Понятие о способах
выражения пространственных отношений", например:
"Напиши словосочетания что делает? + куда?, что делает? + откуда?". Вешает на ... ,
снимает с ... ,
ставит на ... ,
и т.д.
Второй вид упражнений этой группы самостоятельное дополнение
словосочетаний и согласование слов в словосочетаниях, способствует активизации и
расширению словаря учащихся. Дети должны самостоятельно подобрать нужные
части речи, отвечающие на заданный вопрос, например: "Дополни словосочетания":
что?
какому
кому?
Даёт
. . .
?
. . .
Рисует
что?
. . .
каким?
. . .
. . .
чем?
. . .
Наиболее распространёнными упражнениями во 2 классе являются
упражнения на конструирование предложений (4 группа). Они составляют примерно
третью часть всех используемых упражнений. Чаще всего в учебнике встречается
подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе.
Существуют различные варианты заданий, например:
Составь из запиши два предложения со словами: вечером, на, читал,
утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу (по деформированному
тексту);
Составь предложения со словами: рисую, помогаешь (с заданным словом);
Придумай и напиши предложения по схемам кто? + что делает? + что?,
что? + что делали? + где?, кто? + что делали + где? (по вопросной схеме);
Составь и напиши два предложения со словосочетаниями: старшему
брату, маленькой лопатой (сданными словосочетаниями) и т.д.
Упражнения этой подгруппы используются при изучении и закреплении всех
основных тем 2 класса, так как их содержание является наиболее соответствующим
задачам формирование грамматического строя речи у слабослышащих учащихся. Упражнения на составление предложений на комбинированной основе
представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они
предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и
вопросам к ней, например:
Рассмотри картинку. Ответь письменно на вопросы: куда залез кот?
Откуда бежит кот? и т.д.
Задача учащихся в этом упражнении подбор правильного предлога и
конструирование предложений по вопросу и картинке с этим предлогом (тема
"Понятие о способах выражения пространственных отношений").
Подгруппа упражнений на составлений только на наглядной основе в учебнике
2 класса не используется.
В ходе анализа упражнений, предлагаемых в учебнике 2 класса 2 отделения
школы слабослышащих в разделе "Грамматика", было выделено следующее
количественное соотношение упражнений различных групп: Таблица 10: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений
№
группы
1
2
3
4
5
6
Группа
упражнений
Упражнения на смысловое комбинирование
Упражнения на
выделение
изученных
грамматических форм
Упражнения на образование грамматической
формы слова по аналогии
Упражнения на образование грамматической
формы слова по контексту
Упражнения на конструирование словосочетаний
Упражнения на конструирование предложений
ВСЕГО:
Всего упражнений
%
Количество
40
15%
12%
32
24
48
9%
18%
45
78
267
17%
29%
100%
Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике
русского языка для 3 класса.
В учебнике для 3 класса количество тренировочных упражнений так же, как и
в учебнике для 2 класса, находится в зависимости от объема и сложности
изучаемого понятия в каждой учебной четверти. Эти данные мы приводим в
Таблице 11.
Таблица 11: Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям
Четверти
Всего упражнений
Количество
%
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
111
79
105
75
370
30%
21,4%
28,3%
20,3%
100%
ИТОГО:
Из результатов, представленных в таблице, мы видим, что наиболее
насыщенными тренировочными упражнениями являются 1 и 3 четверти учебного
года. Это связано с тем, что в данных четвертях изучаются сложные для понимания
слабослышащими учащимися основные темы: "Понятие о выражении временных
отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений". Эти
же темы содержат наибольшее количество тренировочных упражнений различных групп по сравнению с остальными изучаемыми темами. Данные о распределении
тренировочных упражнений по основным грамматическим темам представлены
нами в Таблице 12.
Таблица 12: Распределение тренировочных упражнений по грамматическим темам
№
п/п
1 Понятие о выражении временных отношений
2 Понятие о способах выражения пространственных
Тема
Всего упражнений
Колво
83
88
%
22,4%
23,8%
отношений
3 Понятие о выражении сопровождения и совместности
действия
4 Понятие о признаках предметов и их обозначение в
языке
5 Понятие о выражении значения отрицания
6 Понятие о выражении значения принадлежности
7 Понятие о выражении направленности действия на
предмет
8 Понятие о выражении значения содержания (предмета)
73
38
25
23
22
18
19,7%
10,3%
6,6%
6,2%
6%
5%
мысли
ИТОГО:
370
100%
Количественное соотношение тренировочных упражнений разных групп
изменяется в зависимости от изучаемого грамматического понятия. Например, при
изучении темы "Понятие о выражении значения отрицания" больше половины всех
тренировочных упражнений составляют упражнения 4 группы (на "образование
грамматической формы слова по контексту"), а упражнения 1, 3 и 5 групп
отсутствуют. Результаты распределения тренировочных упражнений по гркппам
сведены в таблицу 13.
Таблица 13:
(классификация Е.Е.Вишневской)
Распределение тренировочных упражнений по группам
№
п/п
Тема
Всего упражнений по группам
6
1
2
3
4
5
1 Понятие о выражении временных
12
23
13
14
5
16
Всего
упр. в
теме
83 отношений
2 Понятие о способах выражения
пространственных отношений
3 Понятие
о
выражении
сопровождения и совместности
действия
4 Понятие о признаках предметов и их
обозначение в языке
5 Понятие о выражении значения
отрицания
6 Понятие о выражении значения
принадлежности
7 Понятие
о
выражении
направленности действия на предмет
8 Понятие о выражении значения
содержания (предмета) мысли
9
2
1
12
19
19
9
9
2
5
6
9
2
31
3
27
17
11
15
16
13
9
6
8
1
3
1
3
3
3
9
4
88
73
38
25
23
22
18
Всего упражнений в группе:
24
98
30 114
24
80
370
Рассмотрим более подробно использование каждой группы тренировочных
упражнений в учебнике русского языка для 3 класса.
Упражнения 1 группы (на смысловое комбинирование) предлагаются в 50%
изучаемых основных тем и их количество по сравнению с другими группами
упражнений невелико. Большая часть упражнений 1 группы используются при
закреплении изученного материала по темам "Понятие о выражении временных
отношений" и "Понятие и способах выражения пространственных отношений" (50%
и 38%). Объем упражнений на смысловое комбинирование составляет 45
предложений. Все упражнения этой группы включают в себя дополнительные
задания по постановке вопросов к данным словам. Это побуждает учащихся
осознанно выбирать нужные грамматические формы .
Упражнения 2 группы (на выделение изучаемых грамматических форм)
широко используются во всех изучаемых основных темах и их количество
составляет 26% всех тренировочных упражнений разных групп. Постоянное
использование упражнений 2 группы позволяет учителю автоматизировать у
учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, определять род, число, падеж имен существительных и
прилагательных, временные формы глаголов и т.д., например:
"Выпиши глаголы, определи время глаголов";
"Прочитай. Выпиши слова, отвечающие на вопросы где? и куда?";
"Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам".
В учебнике для 3 класса в большом количестве представлены упражнения 2
группы, предполагающие выписывание или подчеркивание словосочетаний по
вопросной схеме, например:
"Прочитай. Выпиши словосочетания что делает? + в + каком? + где?".
Так же, как и в учебнике для 2 класса, упражнения данной группы в 3 классе
используются как дополнительные задания в упражнениях других групп.
Упражнения 3 группы (на образование грамматической формы слова по
аналогии) встречаются в 50% изучаемых основных тем в основном в виде таблиц,
например:
Дополни и запиши таблицу
Единственное число:
что?
что делает?
чем?
нож, молоток (мужской род)
режет
забивает
и т.д.
. . .
. . .
Затем учащиеся дополняют такие же таблицы с существительными женского и
среднего рода, единственного и множественного числа:
Множественное число:
что?
что делают?
чем?
утюги, топоры (мужской род)
гладят
колют
. . .
. . .
Дополняя таблицы,
учащиеся тренируются в образовании новых
грамматических форм слов, проводят под руководством учителя наблюдения за изменениями грамматических форм слов по аналогии. Упражнения 3 группы в виду
своей сравнительной легкости для учащихся составляют лишь 9% от общего
количества тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике.
Упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по
контексту") по частоте использования в учебнике для 3 класса занимают 1 место и в
различном количестве представлены во всех основных темах. Данные упражнения
составляют 31% всех тренировочных упражнений.
Так же, как и в учебнике русского языка для 2 класса, в 3 классе учащимся
предлагается 3 варианта упражнений 4 группы, например:
"Спиши предложения, допиши окончания",
"Спиши предложения, измени окончания слов в скобках" (дописывание
окончаний у контрольных слов в предложении);
"Вставь слова, измени, где нужно, окончания" (дополнение предложения
данными словами);
"Вставь слова в предложения" (самостоятельное дополнение предложений).
Упражнения 4 группы позволяют учителю развивать и закреплять умение
учащихся самостоятельно образовывать требующуюся по контексту
грамматическую форму слова. Поэтому эти упражнения широко используются в
учебнике для 3 класса.
Упражнения 5 группы (на конструирование словосочетаний) встречаются в
75% изучаемых основных тем, но общее их количество составляет всего 6,5% от
всех тренировочных упражнений. Половина упражнений 5 группы сосредоточена в
теме "Понятие о выражении сопровождения и совместности действия". В
практической работе над данным понятием преобладают упражнения на
составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:
"Составь и напиши словосочетания что делает?+чем?, что делает?+с
чем?, что делает?+без чего?
Подметает . . . ,
ест пирог с . . . ,
пьет чай без . . . ,
несет тарелку с . . . ."; "Составь и напиши словосочетания что делают?+что? и что делают?
+чем? (с существительными мужского рода во множественном числе)
гладят (что?) . . . ,
гладят (чем?) . . . ,
колют (что?) . . . ,
колют (чем?) . . . ."
Затем учащимся предлагаются такие же упражнения с существительными
женского и среднего рода. Таким образом учащиеся усваивают законы
словосочетаемости глаголов с родовыми категориями имен существительных
множественного числа в винительном и творительном падежах.
Упражнения 6 группы (на конструирование предложений) предлагаются для
практической работы со всеми изучаемыми грамматическими понятиями и
составляют 22% от всего количества тренировочных упражнений. Как и в учебнике
русского языка для 2 класса, в анализируемом учебнике используется несколько
подгрупп данных упражнений.
Упражнения первой подгруппы представляют собой конструирование
предложений на комбинированной основе (по картинкам и вопросам к ним). Данная
подгруппа упражнений представлена в нескольких основных темах, но в небольшом
количестве.
Самыми распространенными являются упражнения на конструирование
предложений только на словесной основе, составляющие вторую подгруппу,
например:
"Составь и напиши предложения со словосочетаниями бежит по дороге,
подошел к сосне"(с данными словосочетаниями);
"Составь и напиши предложения с предлогами по, к по схемам: кто? что
делает? куда?, кто? что делает? где?"(по вопросной схеме);
"Составь и напиши два предложения со словами перешли, мы, по через,
бревну, ручей; старушке, пионер, улицу, помог, через, перейти"(по
деформированному тексту);
и т.д. Благодаря упражнениям 6 группы на уроке происходит практическое
закрепление навыка конструирования предложений, у учащихся формируется
умение грамматически правильно строить предложения.
В таблице 14 мы приводим количественное распределение тренировочных
упражнений по группам. Таблица 14: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений
№
группы
1
2
3
4
5
6
Группа
упражнений
Упражнения на смысловое комбинирование
Упражнения на выделение изученных
грамматических форм
Упражнения на образование грамматической
формы слова по аналогии
Упражнения на образование грамматической
формы слова по контексту
Упражнения на конструирование словосочетаний
Упражнения на конструирование предложений
ВСЕГО:
Всего упражнений
%
6,5%
26,5%
Количество
24
98
30
8,1%
114
30,8%
24
80
370
6,5%
21,65
100%
Рассмотрев предлагаемые в учебниках русского языка для 2 и 3 классов разные
группы тренировочных упражнений, можно сделать следующие выводы:
все тренировочные упражнения расположены в виде системы упражнений,
характерной для конкретной изучаемой темы и могут использоваться
учителем на уроках закрепления изученного материала;
самыми насыщенными темами в обоих классах являются темы "Понятие о
выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения
пространственных отношений".
Эти данные мы приводим в сравнительной таблице 15.
Таблица 15: Распределение тренировочных упражнений по основным темам в
учебниках для 2 и 3 классов
№
п/п
1 Понятие о выражении временных
Тема
2 класс
3 класс
Колво
66
%
25,5%
Колво
83
%
22,8%
отношений
2 Понятие о признаках предметов и их
65
24,3%
38
10,4%
обозначение в языке
3 Понятие о способах выражения
51
19,1%
88
13,8% пространственных отношений
4 Понятие о предмете в значении орудия
действия и его выражения в языке
5 Понятие о выражении переходности
действия на действующее лицо
6 Понятие о признаках действий и их
обозначение в языке
Грамматическое понятие о лице
7
8 Понятие о выражении количественных
отношений
9 Понятие о выражении сопровождения и
совместности действия
10 Понятие о выражении значения
принадлежности
11 Понятие о выражении направленности
действия на предмет
12 Понятие о выражении значения
содержания (предмета) мысли
13 Понятие о выражении значения
отрицания
21
20
17
15
10
7,9%
7,5%
6,4%
5,6%
3,7%
73
20,1%
23
22
18
25
6,3%
6%
5%
6,6%
ИТОГО:
267
100%
370
100%
Из данных таблицы мы видим, что общее количество тренировочных
упражнений, используемых при закреплении материала основных тем, в учебнике
для 3 классе больше, чем в учебнике для 2 класса. Наиболее распространенными
группами тренировочных упражнений, как в учебнике для 2 класса, так и в учебнике
для 3 класса, являются упражнения на "образование грамматической формы слова
по контексту" (4 группа) и "на конструирование предложений" (6 группа).
Количество упражнений других групп колеблется в зависимости от года обучения.
Эти данные представлены в сводной таблице №16.
Таблица 16: Распределение групп тренировочных упражнений по годам обучения
№
Тема
2 класс
3 класс п/п
1 Упражнения
на
смысловое
Колво
40
%
комбинирование
2 Упражнения на выделение изученных
грамматических форм
на
3 Упражнения
образование
32
24
Колво
24
98
30
15
12
9
%
6,5
26,5
8,1
грамматической формы слова по
аналогии
4 Упражнения
на
образование
48
18
114
30,8
грамматической формы слова по
контексту
5 Упражнения на конструирование
словосочетаний
6 Упражнения на конструирование
45
78
17
29
24
80
6,5
21,6
предложений
ИТОГО:
267
100%
370
100%
Как можно видеть из данных таблицы, в учебниках для 2 и 3 классов
преобладают упражнения 4 группы (18% и 30,8%) и 6 группы (29% и 21,6%). В 3
классе на втором месте по частоте использования стоят упражнения 2 группы
(26,5%).
Увеличение количества упражнений на выделение изучаемой
грамматической формы связано с завершением в 3 классе 1 этапа формирования
грамматического строя речи: данные упражнения позволяют закрепить у
слабослышащих учащихся умение определять различные грамматические категории
и формы, что на 2 этапе облегчит детям усвоение грамматических обобщений.
Проанализировав предлагаемые в учебниках русского языка группы
тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного
материала, рассмотрим опыт работы учителя по применению данной системы на
уроках закрепления изученного материала по теме "Понятие и признаках предметов
и их обозначение в языке" во 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих. 3.3. Характеристика опыта работы по использованию системы
тренировочных упражнений на уроках закрепления
изученного материала во 2 и 3 классах.
Практическое овладение грамматическим строем языка слабослышащими
детьми основывается на прочно усвоенных умениях и навыках. Навыки
формируются постепенно в системе тренировочных упражнений на уроках
формирования грамматического строя речи. Практическая направленность системы
специального обучения слабослышащих детей языку требует, чтобы упражнения в
максимальной степени обеспечивали автоматизацию речевых навыков учащихся.
Такую автоматизацию обеспечивают уроки закрепления изученного материала,
предполагающие практическую речевую деятельность учащихся в системе
тренировочных упражнений.
Для определения методики работы с системой тренировочных упражнений
нами были проанализированы 20 уроков формирования грамматического строя
речи. Эти уроки строились на материале учебников русского языка для 2 и 3
классов 2 отделения школы слабослышащих. При подборе упражнений для уроков
формирования грамматического строя речи учителя опирались на характеристику
групп упражнений, данную Е.Е.Вишневской.
В ходе анализа уроков нами были определены характер и виды помощи,
оказываемой учителем в ходе выполнения тренировочных упражнений на уроках
закрепления изученного материала.
Также мы выделили группы тренировочных упражнений, включающих в себя
дополнительные задания. В таблице 17 мы приводим процентное соотношение по
каждому виду заданий.
Таблица 17: Виды заданий к группам тренировочных упражнений, используемых на
уроках формирования грамматического строя речи (при выборе из 20 уроков)
Название групп
№
п/п
1 Упражнения на смысловое
упражнений
2 кл
7
Колво в %
3 кл
Виды
заданий
6 Постановка вопросов к
Колво в %
2 кл
50
3 кл
40
комбинирование
словам Подчёркивание слов,
25
30
2 Упражнения на образование
27
грамматической формы по
контексту
отвечающих на вопросы
45 Постановка вопросов к
словам
Подчёркивание слов,
отвечающих на данные
вопросы
Подчёркивание частей
речи
(глаголов,
существительных).
Постановка вопросов к
выделенным
словосочетаниям.
73
69
7
12
6
6
5
3 Упражнения
конструирование
словосочетаний
4 Упражнения
конструирование
предложений
на
41
34 Постановка вопросов к
8
словам
на
25
15 Постановка вопроса к
14
15
выделенным словам
Подчёркивание
36
30
словосочетаний
по
вопросной схеме
В упражнениях 2 группы (на выделение изучаемой грамматической формы) и в
упражнениях 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии)
дополнительные задания учащимся не предлагались, что обусловлено спецификой
заданий, представленных в этих группах упражнений.
Учащимся 2 класса в конце 3 четверти на уроке закрепления изученного
материала по теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" была
предложена следующая система тренировочных упражнений.
В начале урока дети выполняли упражнение на дополнение словосочетаний по
опорному слову и вопросу. Нужно было выбрать табличку с прилагательным,
согласующимся с данным на доске существительным в роде и числе: КАКОЙ? + ЧТО?
КАКАЯ? + ЧТО?
КАКОЕ? + ЧТО?
мяч
дом
куст
береза
скамейка
лента
небо
солнце
дерево
Таблички с именами прилагательными были выставлены на наборном полотне.
Трое детей, выполнявших задание у доски, прикрепляли выбранные таблички под
нужной схемой. Остальные дети выполняли упражнение в тетради. Более слабым
учащимся были предложены карточки, в которых им было нужно дописать
окончания прилагательных.
Затем учащиеся дали оценку деятельности детей, работавших у доски (устно).
В ходе обсуждения дети объясняли выбор той или иной таблички с именем
прилагательным.
Следующим упражнением было упражнение на дополнение таблицы по
аналогии. Детям были розданы карточки с таблицей, в которой надо было дописать
окончания имен прилагательных по аналогии с данным образцом:
КАКОЙ (АЯ, ОЕ)?
КАКИЕ?
большой
длинный
красн...
деревянная
кругл...
узкая
широкое
глубокое
стеклянн...
большие
длинн...
красные
деревянные
круглые
узк...
широкие
глубок...
стеклянные
Это упражнение дети выполняли самостоятельно, учитель помогал им при
возникновении какихлибо затруднений.
При выполнении следующего упражнения учащиеся разделились на пары
("сильныйслабый"), в которых более сильный ученик помогал своему товарищу
выполнять задание. Детям нужно было выписать из текста учебника словосочетания
какой (ая, ое, ие)? + что?, какому? + что? и написать над словами вопросы. Следующее упражнение было дано в игровой форме. Игру проводил
"маленький учитель", который показывал остальным детям различные предметы.
Детям нужно было назвать имена прилагательные, характеризующие данный
предмет по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу и т.д.. Во второй части игры
"маленький учитель" называл характерные признаки, а дети угадывали предмет.
В конце игры дети составляли и записывали предложения со словосочетанием
угаданного предмета и его признака:
ЗАГАДКА: Большое, красное, круглое, сладкое ... (яблоко)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: В вазе лежит большое красное яблоко.
В ходе выполнения вышеприведенных упражнений учащиеся 2 класса показали
достаточный объем знаний по изученной теме. Дети выполняли упражнения
старательно, с интересом. Учитель побуждал детей давать четкие развернутые
ответы, объяснять свои действия.
В 3 классе в 4 четверти на уроке закрепления изученного материала по теме
"Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" учащимся была
предложена система тренировочных упражнений.
Для выполнения первого упражнения учащимся нужно было списать с доски
текст из 4х предложений, подчеркнуть прилагательные и определить их род. Для
слабых учащихся были даны опорные таблички с родовыми окончаниями
прилагательных:
М.Р.
Ж.Р.
СР.Р.
ой
ий
ая
яя
ое
ее
После выполнения упражнения детям было предложено объяснить, почему
были подчеркнуты данные слова и по каким признакам определен род этих слов.
Заданием следующего упражнения было самостоятельное дополнение
словосочетаний по вопросной схеме и опорным словам. Это упражнение учащиеся
выполняли устно, по желанию заполняя таблицы на доске: ЧТО ДЕЛАЕТ?+В+КАКОЙ(УЮ,ОЕ)?+КУДА?
кладет в . . . . корзину
ставит в . . . . сарай
наливает в . . . . блюдце
ЧТО ДЕЛАЕТ?+ПОД+КАКОЙ(УЮ,ОЕ)?+КУДА?
катит под . . . . шкаф
лезет под . . . . кровать
прячет под . . . . кресло ЧТО ДЕЛАЕТ?+НА+КАКОЙ(УЮ,ОЕ)?+КУДА?
накрывает на . . . . стол
наклеивает на . . . . бумагу
смотрит на . . . . дерево
Выполняя это упражнение, учащиеся самостоятельно подбирали имена
прилагательные, соответствующие пространственным отношениям, выраженным
предлогами, и согласовывали их с именами существительными в роде и числе.
В следующем упражнении детям было предложено дописать окончания имен
прилагательных по контексту и поставить к ним вопросы. Это упражнение
выполнялось самостоятельно в тетрадях по учебнику. По окончании работы
учащиеся вслух зачитывали дописанные слова и вопросы к ним.
Очередное упражнение предполагало составление учащимися 5ти
предложений на комбинированной основе (по сюжетной картине "Весна" и вопросам
к ней).
На доске была вывешена большая картина и написаны вопросы к ней.
Учащимся были розданы опорные карточки с родовыми окончаниями имен
прилагательных.
В ходе работы один ученик отвечал на вопрос, остальные дети поднимали
карточку с соответствующим окончанием имени прилагательного.
ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ "ВЕСНА"
Какая наступила весна?
Какое небо изобразил художник?
На какое дерево дети вешают скворечник?
В каком ручейке мальчик пускает кораблик?
За какой бабочкой бежит щенок?
В последнем упражнении детям нужно было составить предложения из
четырехпяти слов с данными словосочетаниями: в березовой роще; молодые
листочки; на зеленой траве. Словосочетания были написаны на доске, учащиеся составляли предложения в
тетрадях. Слабым учащимся были даны карточки с опорными словами: дети, гулять,
на, дерево, распустились, они, весело, играть.
Учитель помогал учащимся исходя из их индивидуальных особенностей.
Анализируя работы учащихся, можно сделать вывод, что программный
материал по теме урока ими усвоен.
Во 2 и 3 классах на уроках закрепления изученного материала использовались
упражнения на выделение изучаемой грамматической формы (2 группа), на
дописывание окончаний слов в предложении (4 группа), на конструирование
словосочетаний (5 группа) и на конструирование предложений (6 группа). Такая
система тренировочных упражнений позволила учителю в различных
синтаксических конструкциях закрепить материал изучаемой темы, активизировать
словарь детей. Учащиеся выполняли упражнения с интересом, свои ответы
старались строить грамматически правильно. Нами было отмечено, что чем
увереннее учащиеся были в своих знаниях и умениях, тем активнее они работали на
уроках.
Однако, выполняя самостоятельные упражнения, учащиеся 2 и 3 классов
нуждались в помощи или подсказках учителя. Характер и виды помощи учителя
представлены нами в таблице 18.
Таблица 18: Виды помощи учителя
Виды помощи учителя
Дополнительное пояснение задания
Указание на использование таблиц
Демонстрация действия (образца выполнения)
Указание на правильность/неправильность выполнения
задания
Количество
востребованной
помощи (в %)
2 класс
3 класс
30
20
20
30
20
30
10
40
Из данных таблицы можно видеть, что наибольшее количество вопросов
относилось к правильности или неправильности выполнения упражнения. Реже учителем оказывались такие виды помощи, как дополнительное индивидуальное
пояснение задания и указание на использование опорных таблиц (карточек).
В зависимости от вида и количества помощи учителя при самостоятельном
выполнении упражнений учащимися, нами были определены три уровня
самостоятельности детей.
Первый уровень характеризуется высокой степенью самостоятельности, детям
изредка требовалось указание на опорную таблицу (карточку).
Средний уровень детям требовалось подтверждение правильности
выполняемого задания, уточнение понимания задания.
Низкий уровень дети нуждались в дополнительном разъяснении задания, а
также в демонстрации образца выполнения задания.
Таблица 19: Уровни самостоятельности слабослышащих учащихся 2 и 3 классов.
Уровень
самостоятельности
Количество по классам (в %)
2 класс
3 класс
Высокий
Средний
Низкий
20
50
30
30
60
10
Из таблицы мы видим, что в классах собраны дети с различной степенью
самостоятельности, причем во 2 классе с высоким уровнем самостоятельности
всего 20% детей, а в 3 классе 30%. Средний уровень самостоятельности присущ
большинству детей в обоих классах. Количество детей с низким уровнем
самостоятельности в 3 классе (10%) меньше, чем во 2 классе (30%). Это
свидетельствует о том, что уровень самостоятельности повышается от класса к
классу.
Таким образом, нами были проанализированы варианты используемых на
уроках закрепления изученного материала системы тренировочных упражнений. Мы
дали характеристику видов помощи учителя и уровней самостоятельности
учащихся.
Анализ содержания обучения, характеристика системы тренировочных
упражнений подтверждают, что преемственность и последовательность в практической деятельности позволяют детям закреплять и автоматизировать их
навыки и умения оперировать грамматическими категориями и закономерностями.
Эта цель достигается на уроках закрепления изученного материала в системе
тренировочных упражнений.
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Характеристика тренировочных упражнений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.