Характеристика условий для развития движений дошкольников
в разных возрастных группах
Младший возраст
Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!
Характеристика условий для развития движений дошкольников
в разных возрастных группах
Младший возраст
Ребёнок двухтрёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока
ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание,
катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге
семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при
резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций
получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой
потребности в движении!
Первая задача воспитателя — правильно подобрать физкультурно
игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды
движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и
координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в
три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под
дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице
стремянке и др.
В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в
групповой комнате целесообразно иметь следующий
комплект
физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:
• доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см);
• гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см);
• доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см);
• две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина
50 см);
• два куба (ребро 2530 см);
• ящики для влезания (высота 20, 15 и 10 см, ширина и длина
соответственно 50, 47 и 44 см);• лесенкастремянка (высота 1,5 м);
• мячи (диаметр 68 см, 1015 см, 2025 см) — по пять каждого размера;
• один—два надувных мяча (диаметр 40 см);
• игрушкикаталки (по два комплекта разных видов);
• бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см);
• оздоровительнопрофилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы
следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);
• крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);
• шнур (длина 10 м, диаметр 1012 мм);
•
погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки — по
количеству детей;
• четыре гимнастические палки (длина 7580 см);
• гимнастический шест (длина 1,82 м).
Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является
многофункциональное модульное спортивноигровое оборудование —
трансформер (например, изделия медикопедагогического реабилитационного
центра «Аконит», фирмы «Модус+», предприятия «Альма» и др.). Интересно
и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы».
привлекательным,
Инвентарь должен быть ярким,
отвечать
гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан
проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается
качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой
взрослого.
Вторая задача — правильно разместить физкультурноигровое
оборудование. Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового
помещения, располагают инвентарь в какомто определённом безопасном
месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем
целесообразно по следующим причинам.Вопервых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы
движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в
зону их внимания. Например, музыкальный молоточек будет интересен
ребёнку до тех пор, пока он не заметит вращающийся надувной мяч,
укреплённый на потолке. Случайно наткнувшись на ящик с колечками,
ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, —
собрать конструкцию.
Вовторых, дети в возрасте двухтрёх лет всегда подражают
сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом
или задорно бегает с игрушкойкаталкой по групповой комнате, он
обязательно захочет последовать его примеру.
Физкультурный снаряд для ребёнка — основа для изучения способов
его применения. Расположите оборудование и мелкий инвентарь по
периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер
движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в
поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и
одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём.
Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок,
застрявший на верхней перекладине лесенкистремянки», «машинка,
расположившаяся под дугойгаражом», «зайчик, сидящий на ребристой
доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных
действий с игрушками.
Конечно, нет необходимости превращать игровую комнату в склад
оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер
комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя
несколько предметов в единую полосу препятствий.
Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно
создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно
представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждыйребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с
разнообразными физкультурноигровыми пособиями.
Средняя группа
По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников
наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности.
Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако
возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве,
недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за
интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной
деятельности.
Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале,
нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для
самостоятельных занятий детей рекомендуем оборудовать специальный
физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий — площадка,
удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки,
ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать
гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование —
принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на
уровне глаз ребёнка, массажёры для стоп — в нише на полу и т.п.
Физкультурный уголок должен логично вписаться в интерьер комнаты,
гармонируя с ним по колориту и стилю.
При подборе физкультурного оборудования необходимо также
исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на
ограниченной площади индивидуально и небольшими группами.
Теперь поговорим о подборе инвентаря. Целесообразно разместить
оборудование,
которое поможет закрепить двигательные навыки,
приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги,
скамейки и пр.) слишком громоздка, использование других пособий(гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный
инвентарь целесообразно разместить на участке и использовать во время
прогулки.
Универсальным является специально предназначенное для групповой
комнаты физкультурноигровое оборудование — малогабаритное, лёгкое, с
ярко выраженной развлекательноразвивающей направленностью:
• кегли, пластмассовые гантели (одиндва набора);
• игра «Дартс» (с шариками на липучках);
• ракетки с мячиками на липучках;
• напольные и подвесные кольцебросы;
• игра «Городки» (из пластмассы);
• поролоновые и матерчатые мячи;
• дветри скакалки, шнур;
• султанчики, ленточки, флажки (по 23 набора);
• дватри мешочка весом 200 г;
• дватри обруча;
• бубен, музыкальный молоточек;
• оздоровительнопрофилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы
следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).
Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали
возможности использования каждого предмета, то теперь они стремятся к
выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.
Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений.
Удовлетворяя детскую любознательность, мы можем стимулировать
развитие творчества, самостоятельности, инициативы. С этой целью
варьируйте местоположение оборудования, периодически на дветри недели
убирайте то, которое наскучило детям. Оживляйте уголок яркими
иллюстрациями, тематическими картинками.
Старший дошкольный возрастБолее высокий уровень психофизического развития старшего
дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной
деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные
действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.
Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и
волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном
пространстве, может затормозить движение, изменить его направление,
переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате
более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям
содержательно проводить свободное время, организовывать игры со
сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.