Характеристика условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Характеристика условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах Младший возраст Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!
Иконка файла материала Характеристика условий для развития движений дошкольников.doc
Характеристика условий для развития движений дошкольников  в разных возрастных группах Младший возраст Ребёнок двух­трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё   небольшой   запас   движений:   ползание,   лазанье,   перелезание,   бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких   движениях   он   часто   падает.   Но   сколько   положительных   эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении! Первая задача воспитателя  — правильно подобрать физкультурно­ игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений   следует   развивать   в   этом   возрасте:   ходьбу   и   бег,   равновесие   и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице­ стремянке и др. В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой   комнате   целесообразно   иметь   следующий  комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря: • доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см); • гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см); • доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см); • две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см); • два куба (ребро 25­30 см); •  ящики   для   влезания   (высота   20,   15   и   10   см,   ширина   и   длина соответственно 50, 47 и 44 см);• лесенка­стремянка (высота 1,5 м); • мячи (диаметр 6­8 см, 10­15 см, 20­25 см) — по пять каждого размера; • один—два надувных мяча (диаметр 40 см); • игрушки­каталки (по два комплекта разных видов); • бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см); •  оздоровительно­профилактическая   дорожка   (мелкий   гравий,   стопы­ следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.); • крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх); • шнур (длина 10 м, диаметр 10­12 мм); •  погремушки,   колечки,   султанчики,   ленточки,   флажки   —   по количеству детей; • четыре гимнастические палки (длина 75­80 см); • гимнастический шест (длина 1,8­2 м). Оптимальным   для   развития   двигательной   сферы   ребёнка   является многофункциональное   модульное   спортивно­игровое   оборудование   — трансформер (например, изделия медико­педагогического реабилитационного центра «Аконит», фирмы «Модус+», предприятия «Альма» и др.). Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы».   привлекательным, Инвентарь   должен   быть   ярким,   отвечать гигиеническим   требованиям   и   правилам   безопасности.   Воспитатель   обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей,   горок,   лесенок,   которые   используются   только   со   страховкой взрослого. Вторая   задача  —   правильно   разместить   физкультурно­игровое оборудование.   Часто   воспитатели,   стремясь   к   зонированию   игрового помещения,   располагают   инвентарь   в   каком­то   определённом   безопасном месте   (в   ящике,   коробе,   на   стеллаже   и   пр.).   Считаем,   что   это   не   совсем целесообразно по следующим причинам.Во­первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону   их   внимания.   Например,   музыкальный   молоточек   будет   интересен ребёнку   до   тех   пор,   пока   он   не   заметит   вращающийся   надувной   мяч, укреплённый   на   потолке.   Случайно   наткнувшись   на   ящик   с   колечками, ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, — собрать конструкцию. Во­вторых,   дети   в   возрасте   двух­трёх   лет   всегда   подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или   задорно   бегает   с   игрушкой­каталкой   по   групповой   комнате,   он обязательно захочет последовать его примеру. Физкультурный снаряд для ребёнка — основа для изучения способов его   применения.   Расположите   оборудование   и   мелкий   инвентарь   по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках   нужного   ему   предмета.   Сам   предмет   должен   стимулировать   и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём. Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший   на   верхней   перекладине   лесенки­стремянки»,   «машинка, расположившаяся   под   дугой­гаражом»,   «зайчик,   сидящий   на   ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками. Конечно,   нет   необходимости   превращать   игровую   комнату   в   склад оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя несколько предметов в единую полосу препятствий. Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно создавать   специальный   физкультурный   уголок.   Всё   помещение   должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждыйребёнок   может   удовлетворить   свою   потребность   в   движении,   действуя   с разнообразными физкультурно­игровыми пособиями. Средняя группа По   данным   исследований,   на   пятом   году   жизни   у   дошкольников наблюдается   значительный   прирост   показателей   двигательной   активности. Ребёнок   становится   более   подвижным   и   кажется   неутомимым.   Однако возможности   его   ещё   невелики.   Он   слабо   ориентируется   в   пространстве, недостаточно   ловок,   поэтому   необходим   тщательный   контроль   за интенсивностью   и   содержанием   его   самостоятельной   двигательной деятельности. Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет   необходимости   содержать   весь   инвентарь   в   групповой   комнате.   Для самостоятельных   занятий   детей   рекомендуем   оборудовать   специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий — площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим   и   педагогическим   требованиям,   а   само   оборудование   — принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на уровне   глаз   ребёнка,   массажёры   для   стоп   —   в   нише   на   полу   и   т.п. Физкультурный   уголок   должен   логично   вписаться   в   интерьер   комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю. При   подборе   физкультурного   оборудования   необходимо   также исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на ограниченной площади индивидуально и небольшими группами. Теперь   поговорим   о   подборе   инвентаря.   Целесообразно   разместить оборудование,   которое   поможет   закрепить   двигательные   навыки, приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги, скамейки   и   пр.)   слишком   громоздка,   использование   других   пособий(гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный инвентарь   целесообразно   разместить   на   участке   и   использовать   во   время прогулки. Универсальным   является   специально   предназначенное   для   групповой комнаты  физкультурно­игровое оборудование  — малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно­развивающей направленностью: • кегли, пластмассовые гантели (один­два набора); • игра «Дартс» (с шариками на липучках); • ракетки с мячиками на липучках; • напольные и подвесные кольцебросы; • игра «Городки» (из пластмассы); • поролоновые и матерчатые мячи; • две­три скакалки, шнур; • султанчики, ленточки, флажки (по 2­3 набора); • два­три мешочка весом 200 г; • два­три обруча; • бубен, музыкальный молоточек; •  оздоровительно­профилактическая   дорожка   (мелкий   гравий,   стопы­ следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.). Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали возможности  использования каждого предмета, то теперь они стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений. Удовлетворяя   детскую   любознательность,   мы   можем   стимулировать развитие   творчества,   самостоятельности,   инициативы.   С   этой   целью варьируйте местоположение оборудования, периодически на две­три недели убирайте   то,   которое   наскучило   детям.   Оживляйте   уголок   яркими иллюстрациями, тематическими картинками. Старший дошкольный возрастБолее   высокий   уровень   психофизического   развития   старшего дошкольника обеспечивает  соответствующие изменения в его двигательной деятельности:   совершенствуется   координация   движений,   двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными. Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой   регуляции   ребёнок   уверенно   ведёт   себя   на   ограниченном пространстве,   может   затормозить   движение,   изменить   его   направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более   безопасной.   Накопившийся   двигательный   опыт   позволяет   детям содержательно   проводить   свободное   время,   организовывать   игры   со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.