Характеристики учителя, способствующие эффективности его труда
Педагогическая направленность, компетентность и эмоциональная гибкость являются характеристиками личности учителя, которые способствуют эффективности педагогической деятельности.
В узком смысле педагогическая направленность определяется как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком – как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.
Структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом:
1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).
Динамика педагогической направленности определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманистическую.
Педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Данное определение дает возможность представить в структуре педагогической компетентности учителя две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения).
Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе.
Эмоциональная гибкость учителя. Известно, что ведущим фактором эмоционального стресса являются эмоции общения.
Анализ литературы указывает на разногласия в уточнении понятия эмоциональной устойчивости учителя.
Учителю, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, подвижность, артистизм.
Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль. Его наличие существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса. Отсутствие у учащихся необходимого эмоционального состояния в учебной деятельности неизбежно вызывает коммуникативные трудности. При хорошем настроении работоспособность ученика значительно увеличивается.
Выделяются три положительные эмоции: радость, интерес, удивление, социализация которых создает подлинное богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития ребенка (Митина, 1994).
Уверенность и личная значимость, которая проявляется в радости, дают возможность справляться с трудностями и наслаждаться жизнью, оказывают стимулирующее влияние на познавательные процессы.
С аффектом радости связан юмор в его лучшем виде. Однако, если юмор направлен в адрес других людей, то он может быть связан с гневом, презрением и приводить к возникновению агрессии или депрессии. Понимание юмора является функцией как аффекта, так и интеллекта, и приобретается в течение всей жизни, будучи связано с творчеством, интуицией, остроумием решений учебных задач.
Интерес – наиболее часто переживаемая положительная эмоция, которая мотивирует обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. Интерес – это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У ребенка, испытывающего эмоции интереса, появляется желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путем включения новой информации и подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе ученик чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью.
Удивление – это не эмоция в полном смысле этого слова, поскольку всегда – мимолетное состояние; появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-нибудь внезапного события. Функция удивления состоит в подготовке человека к успешным действиям с новым или внезапным событием или рядом событий. Удивление выполняет роль вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления ее к внезапным изменениям в окружении.
Наибольшей эффективности процесс общения и учебно-воспитательный процесс в целом достигают тогда, когда ученики переживают все три эмоциональных состояния (радость, интерес и удивление) одновременно, комплексно. И здесь все зависит от творчества и фантазии учителя
Многочисленные наблюдения показали, что эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий в общении с учениками, оживляет урок, делает его эмоциональным, экспрессивным и более соответствующим естественному общению.
Учебный предмет, как следствие, становится интересным, повышается эффективность обучения, улучшаются взаимоотношения учителя с учениками. Эти характеристики входят в понятие «экспрессивность учителя». (Митина Л.М. 1994)
Ученики могут состояние учителя отвергнуть, а могут принять и одобрить, и тогда в процесс восприятия экспрессии включается механизм эмпатии как сопереживание другому человеку и переживание сочувствия. Экспрессия действует и заражающим образом. В процесс понимания включается механизм сопереживания, в результате чего и возникает не простое понимание, а особое, эмоциональное понимание происходящего. Яркой, убедительной, эмоционально насыщенной экспрессией учитель «заражает» ученика, включает его (через сопереживание) в общий процесс развития. На такое поведение учителя ученик отвечает своим сопереживающим пониманием.
По мнению К. Роджерса, создание такой межличностной атмосферы устраняет преграды на пути подлинно продуктивного учения. В результате безусловно позитивного отношения со стороны педагога и активного эмоционального проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребенка, подростка, а это прямо способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность каждой личности в собственной ценности для значимого другого дает ей возможность все более полной самореализации. Такой подход способствует активной профилактике стрессовых психических состояний ребенка в процессе обучения.
В современной школе ученик часто испытывает отрицательные эмоции. Учителю необходимо учитывать, что переживания учащихся зависят от многих причин: они могут исходить от отношения к ребенку в семье, могут быть связаны с отношениями между одноклассниками или учителями. Испытывая отрицательные эмоции, ученик становится неспособным воспринимать учебный материал, поэтому учителю необходимо видеть в каком состоянии находится учащийся.
Учителя, применяющие поощряющий тип поведения, пытаются успокоить страдающего ребенка и предпринимают активные попытки уменьшить воздействие стимулов, вызывающих страдание. При этом они воздействуют на причины страдания (если они ограничиваются только ласковыми словами и сочувствием, ребенок, когда вырастет будет обладать ярко выраженным инфантилизмом). Если же учителя, кроме сочувствия и страдания, активно борются с отрицательными раздражителями, возможности ребенка выражать страдание, бороться с ним и побеждать его будут намного более широкими. Он будет больше доверять другим людям, с большей вероятностью будет честным, готовым прийти на помощь. Он будет более смелым и устойчивым к фрустрациям, будет благополучно переживать страдания, сопровождающие любовь и радость, и у него будет гораздо более оптимистическое отношение к самому себе и жизни в целом. Митина(1994).
Враждебность определяется К.Изардом (1980) как комбинация фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения с определенными влечениями и аффективно-когнитивными структурами. Враждебность по отношению к учителю может у учеников проявляться в стремлении (осознанном или неосознанном) наказать его, чаще всего снижением уровня успеваемости и нарушениями дисциплины. Из враждебности вытекает агрессия, которая направлена на то, чтобы причинить ущерб, нанести оскорбление или одержать верх над кем-либо.
Учителю важно вовремя заметить, понять и правильно отреагировать на возникновение у ребенка признаков враждебности. Профилактическая работа с названными эмоциями важна для поддержания как позитивных отношений с учащимися, так и познавательного интереса. В целом ряде исследований показано, что гнев, отвращение и презрение оказывают отчасти влияние на восприятие и познание. Так, враждебность ограничивает умственную продуктивность.
Страх является наиболее опасной и сильной из всех эмоций. В зависимости от интенсивности он переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, опасности и надвигающегося несчастья. Ребенок ощущает угрозу своему существованию, своему телу, психологическому «Я» или тому и другому вместе.
Страх оказывает заметное сдерживающее воздействие на восприятие, мышление и поведение человека. Из-за него ограничивается восприятие, замедляется ход мыслей. Родители часто используют запугивание, добиваясь подчинения ребенка себе. Современная школа большей частью держится на страхе. Статистика показывает, что основной процент обращений к психологу приходится на школьников, пострадавших от действий репрессивного характера со стороны учителей. Вся многоступенчатая система «рычагов», управляющих жизнью школы, строится на наказаниях (от замечания на уроке до вызова родителей в школу) и нагнетании страха с целью повышения успеваемости, примерного поведения. Однако страх отгораживает ребенка от взрослого, делая ребенка «непроницаемым» для воспитания и обучения, для усвоения ценностей общества, общественной морали. Страх развивает у ребенка скрытность, лживость.
Но страх этот может исчезнуть (а это случается, когда появляется чувство физической и духовной зрелости, стремление к независимости и самостоятельности), а с ним – и основной мотив морального поведения. Обретя бесстрашие перед наказанием, подросток, взращенный на страхе, становится аморальным и ассоциальным. А меры по отношению к подростку даже в этом случае продолжают применять те же самые, что и раньше. Когда же не убедятся в неэффективности этих мер, тогда самой последней инстанцией в этой системе «рычагов» становится милиция. Однако чаще всего воспитание и обучение через страх формируют конформиста, некритически перенимающего нормы, цели референтной для него группы.
Общая благожелательность, близкие и доверительные отношения позволяют снять напряжение и страх.
Учитель должен постоянно помнить, что и его поведение, его эмоциональное состояние оказывает влияние как на самочувствие школьников, так и на их личностное и интеллектуальное развитие.
В исследовании А.А. Бодалева (1983) показано, что состояние спокойного удовлетворения и радости гораздо чаще возникает у учащихся из тех классных коллективов, во главе которых стоит воспитатель, придерживающийся демократических принципов в своем общении со школьниками-подростками, т.е. гармонично сочетающий требовательность и доверие. В то же время состояние подавленности и страха у школьников чаще наблюдается, когда их воспитатель – личность авторитарного склада, а переживания гнева и злобы у учащихся чаще отмечаются, когда воспитатели непоследовательны в своих отношениях с ними.
В.Г.Казанская (1985) установила, что наличие высокой ситуативной напряженности преподавателей обусловливает высокую ситуативную напряженность, агрессивную самозащиту и слабую социальную адаптабельность учащихся. Открытый, доброжелательный, искренний учитель оказывает благотворно воздействие на учеников.
Таким образом, суть профилактического подхода выражается в том, что на основе глубоко личностного позитивного восприятия учащихся педагог с первой встречи берет на себя функции их максимальной эмоциональной защиты, помощи, поддержки.
Преимущественное внимание к эмоциональному аспекту отнюдь не умаляет значения познавательных задач, собственно обучения. Познавательные и эмоциональные аспекты должны взаимно дополнять друг друга. Личностный опыт ученика, его ожидания, реакции на поведение учителя, психологическая атмосфера в школе являются важнейшими компонентами воспитательно-образовательного процесса, цель которого – развитие личности ребенка, а не только усвоение знаний и развитие мышления.
Итак, под эмоциональной гибкостью понимается оптимальное (гармоническое) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя.
Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья и учителя и учеников. Динамика эмоциональной гибкости учителя определяется гармонизацией и усложнением его аффективных проявлений: способностью «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.
Три выделенные характеристики личности учителя (педагогическая направленность, педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость) являются взаимополагающими и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет. Развитие интегральных характеристик труда учителя обусловливает общий ход его профессионального развития.
Даже временная потеря психологического контакта со школьниками способна нанести тяжелый ущерб, последствия которого трудно предвидеть. Если же такие нарушения взаимопонимания оказываются скорее правилом, чем исключением, то можно с уверенностью предсказать, что между педагогом и учениками вскоре образуется непреодолимая пропасть. Педагоги, умеющие сочетать требовательность с уважением к ученику, создают наиболее благоприятную психологическую атмосферу для осуществления целей воспитания.
Литература
1. Изард К. Эмоции человека. М.,1980.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.; Знание,1979
3. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ,1972.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело,1994
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.