Характеристики уровней системного недоразвития речи при обследовании дошкольников с первично сохранным интеллектом

  • Документация
  • Контроль знаний
  • Памятки
  • Подготовка к тестированию
  • Особые потребности
  • Домашнее обучение
  • doc
  • 08.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал характеристики уровней системного недоразвития речи при обследовании дошкольников с первично сохранным интеллектом структурирован, переработан и представлен в таблице. Полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.
Иконка файла материала 3.doc
Характеристики уровней системного недоразвития речи  при обследовании дошкольников  с первично сохранным  интеллектом  Павлова Е.Н.,  учитель­логопед  МДОУ «Детский сад №3» Заключение В состоянии орального праксиса В состоянии  просодики и  динамической  стороны речи Темп Ритм Интонация  Дыхание Голос В состоянии звукопроизношения В состоянии звукослоговой структуры слов и  фраз ОНР  (I уровень) Чаще пытается повторить  движения за  педагогом;  нарушены объём, точность,  активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие  дифференцированные движения языка.  Некоторые дети отказываются от  выполнения задания. Медленный, реже – быстрый или  нормальный. Доступно воспроизведение ритма 1, 2,  много. Монотонная. Низкий объём речевого дыхания. Часто  дыхание «поверхностное». Нередко снижена сила голоса. Полиморфное нарушение произношения  (нарушены все группы звуков). Нарушение  чёткости, внятности ­ диффузный характер произношения из­за неустойчивости  артикуляции и недоразвития  фонематического восприятия. Ограничена способность восприятия и  воспроизведения слоговой структуры слова и предложения. ОНР (II уровень) Нарушение объёма, точности, активности,  переключаемости движений органов  артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от  выполнения заданий. ОНР (III уровень) Незначительно снижен объём и  переключаемость движений  языка.  Затруднены тонкие дифференцированные  движения языком.  Медленный, быстрый или нормальный. Нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 3­х. Ритм до 5. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Норма или незначительное снижение  интонационной выразительности. Без особенностей. Чаще – без особенностей. Без особенностей. Полиморфное нарушение произношения  (нарушены свистящие, шипящие, сонорные  группы звуков). Нарушение чёткости,  внятности (многочисленные замены,  искажения, смешения звуков). Полиморфное или мономорфное  нарушение произношения. Нарушение  дифференциации автоматизированных  звуков (смешения, нестойкие замены  звуков). Затруднено воспроизведение структуры  малознакомых трёхсложных слов, фраз из  3­4 и более слов. Нарушение структуры  многочастотных и сложных слов и фраз  (часто при сохранении рисунка слова  нарушается звуконаполняемость –  Нарушение или затруднения в  воспроизведении структуры  многочастотных и сложных слов и фраз.В состоянии фонематического восприятия Фонематическое восприятие в зачаточном  состоянии. перестановки, замены звуков и слогов,  упрощение сложных слов). Недоразвитие фонематического  восприятия. В состоянии звукослогового анализа и синтеза Отсутствие и сложных и простых форм  фонематического анализа. Грубое недоразвитие фонематического  анализа и синтеза (сложных и простых  форм). В состоянии  импрессивной речи Понимание  грамматических  изменений слов Понимание фраз Отсутствует или имеется в зачаточном  состоянии понимание значений  грамматических изменений слова:  нарушено различение единственного –  множественного числа существительных и  глаголов, приставочных глаголов, форм  мужского и женского рода,  уменьшительно­ ласкательной формы  существительных, значений предлогов.   При восприятии речи доминирует  лексическое значение. Понимает простые  социально­бытовые инструкции, простые  вопросы. Нарушено понимание логико­ грамматических конструкций. Фраза В состоянии  экспрессивной  речи Фраза  состоит из лепетных элементов и  поясняющих жестов, вне конкретной  ситуации понятой быть не может. Различает формы единственного и   множественного числа существительных и  глаголов (особенно с ударными  окончаниями), формы мужского и  женского рода глаголов прошедшего  времени, уменьшительно­ ласкательные  формы существительных, значения  элементарных предлогов.  Частично  различает приставочные глаголы, сложные  предлоги, число и род прилагательных. Морфологические элементы приобретают  смыслоразличительное значение:  развивается понимание простых логико­ грамматических конструкций (2­3­ хступенчатых инструкций, простых  сравнений). Нарушено понимание скрытого  и переносного смысла, инверсии, сложных  сравнений и инструкций, сложных   предложно­падежных конструкций и  конструкций в творительном падеже.  Произвольная фраза простая, из 2­3, редко  4 слов, грубо аграмматичная. Спонтанная   форма речи развита лучше произвольной  речи: до 5­6 слов;  на социально­бытовом  уровне аграмматизмы редки. Сформирована слухо­зрительная и слухо­ произносительная дифференциация  оппозиционных звуков в словах; но  нарушена или затруднена слухо­ произносительная дифференциация  оппозиционных звуков в слогах. Недоразвитие фонематического анализа и  синтеза (определяют первый и \ или  последний звук в слове, количество слогов  в знакомых 2­3­хсложных словах, но  затрудняются определить характеристики  звука, количество и последовательность  звуков \ слов  в слове \ предложении). Наблюдаются трудности в различении  морфологических элементов, выражающих  значение числа и рода; приставочных и  суффиксальных изменений значений слов.                                                              Понимание обращённой речи значительно  развивается и приближается к норме.  Наблюдаются трудности в понимании  логико­грамматических структур,  выражающих причинно­следственные,  временные и пространственные отношения. Фраза простая, распространённая,  с  усложнением, изредка аграмматичная.  Доступна сложная по структуре фраза,  однако в речи используется редко.Диалог Автоматизированная форма  речи Сопряжённая форма речи Отражённая форма речи Диалогическая речь больше пассивна, чем  активна. Нарушена. Нарушена. Нарушена. Номинативная форма речи Связная речь Нарушена. Не сформирована. В состоянии пассивного и активного словаря Словарь ограничен. В активе – небольшое  количество нечётко произносимых  обиходных слов, аморфных слов­корней,  звукоподражаний и звукокомплексов,  сопровождающихся указательными  жестами и мимикой. Характерна  многозначность употребляемых слов.  Пассивный словарь намного шире   активного. Отсутствует. В состоянии  грамматических  процессов Словообразование Словоизменение  Отсутствует. Диалогическая речь в основном развита. Диалогическая речь развита. Затруднена. Нарушена  дезавтоматизированная форма речи. Затруднена. Затруднена. Сформирована. Сформирована. Сформирована. Неустойчива. Грубое недоразвитие связной речи: 1­2  предложения вместо пересказа;  перечисление предметов, героев и их  действий по серии сюжетных картинок.  Контекстная форма речи не сформирована  или в зачаточном состоянии. Словарь ограничен бытом и ближайшим  социальным окружением (в речи мало  признаков, частей предметов, обобщений,  наречий, предлогов, союзов; недостаточно  глаголов, существительных). Номинации  неустойчивы. Пассивный словарь намного  больше активного.  Сформирована. Связная речь сформирована недостаточно:  в пересказах и рассказах на наглядной  основе наблюдаются пропуск и искажение  смысловых звеньев, нарушение  последовательности событий. Затруднена  контекстная речь (без опоры на  наглядность). Словарный запас недостаточный. В активе  преобладают существительные и глаголы,  недостаточно  других частей речи.   Простым обобщением владеет частично.   Антонимы подбирает со значительными  ошибками. Пассивный словарь значительно  шире  активного. Сформировано очень слабо: образует  простые формы существительных  множественного числа, глаголы  совершенного вида, грубые ошибки  образования существительных мн. числа  родит. падежа (в косвенных падежах). Значительные затруднения в согласовании  существительных с глаголами,  прилагательными, числительными,  предлогами. Значительно затруднены:  образование  качественных, относительных и  притяжательных прилагательных;  приставочных глаголов. Часты ошибки в  образовании уменьшительно­ласкательной  формы существительных, детёнышей  животных. Незначительные аграмматизмы при  согласовании прилагательного с  существительным среднего рода в  именительном и косвенных падежах в ед. и  мн. числе; существительных с  числительными и сложными предлогами. Общая моторика развита. Недостаточно  сформированы графо­моторные навыки. В состоянии общей и мелкой моторики Моторика развита слабо. Латерализация  часто не установлена. Моторика развита недостаточно.  Латерализация чаще уже установлена  (правосторонняя или левосторонняя).ОНР IV уровня: характеризуется частичными (незначительными)  затруднениями  в фонетико­фонематической и лексико­грамматической стороне речи (на малоупотребительном  лексическом материале).