Критерии оценивания
Учащийся достиг цели обучения, если:
Называет реакционную способность оксидов
Определяет свойства основных, кислотных и амфотерных оксидов
Составляет уравнения химических реакций
Называет условия протекания реакций
Қазақ | Русский | English |
Негізгі оксид | Основной оксид | Basic oxide |
Қышқылдық оксид | Кислотный оксид | Acidic oxide |
Екідайлы оксид | Амфотерный оксид | Amphoteric oxide |
Қышқыл | Кислота | Acid |
Негіз | Основание | Base |
Сілті | Щелочь | Alkali |
Бейтараптандыру | Нейтрализация | Neutralization |
Найди меня!
Найдите кислотные оксиды из перечня веществ:
CaO, BaCL2, NaOH, ZnO, SO3, HNO3, P2O5, MgO, ALPO4, Cr2O3
Запишите формулы веществ вместо знака вопроса и расставьте коэффициенты в уравнениях.
MgO + SO3=?
CuO + ? = CuCL2 + H2O
Na2O + ? = NaOH
CO2 + Ba(OH) 2 = ? + ?
CaO + H2SO4 = ? + ?
P2O5 + ? = H3PO4
AL2O3 + KOH = ? + H2O
Лабораторная работа №1 «Изучение химических свойств оксидов»
Задание.
Используя выданные реактивы проведите реакции, показывающие химические свойства основных и амфотерных оксидов.
Оформите наблюдения
Сформулируйте вывод
Запишите уравнения соответствующих реакций
Основные оксиды
1. Взаимодействие с водой с образованием основания (или щёлочи)
CaO+H2O→ Ca(OH)2
(известная реакция гашения извести, при этом выделяется большое количества тепла!)
2. Взаимодействие с кислотой с образованием соли и воды (раствор соли в воде)CaO+H2SO4→ CaSO4+ H2O
(Кристаллы этого вещества CaSO4 известны всем под названием "гипс").
3. Взаимодействие с кислотными оксидами: образование солиCaO+CO2→ CaCO3
(Это вещество известно всем - обычный мел!)
Кислотные оксиды
- реакция с водой
CO2+H2O→ H2CO3
это вещество - угольная кислота - одна из слабых кислот, её добавляют в газированную воду для "пузырьков" газа. С повышением температуры растворимость газа в воде уменьшается, а его излишек выходит в виде пузырьков.
- реакция с щелочами (основаниями):
CO2+2NaOH→ Na2CO3+H2O
образовавшееся вещество (соль) широко используется в хозяйстве. Её название - кальцинированная сода или стиральная сода - отличное моющее средство
- реакция с основными оксидами:
CO2+MgO→ MgCO3
получившая соль - карбонат магния - ещё называется "горькая соль".
Амфотерные оксиды
- реакция с кислотным оксидом:
ZnO+H2CO3→ ZnCO3 + H2O
Образовавшееся вещество - раствор соли "карбоната цинка" в воде.
- реакция с основаниями:
ZnO+2NaOH→ Na2ZnO2+H2O
полученное вещество - двойная соль натрия и цинка.
«Закономерности изменения свойств оксидов»
https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/zakonomernosti-izmeneniya-svoi-stv-oksidov
Выполните интерактивные задания данного урока
Занимательно!Оксиды хлора
Известны следующие оксиды хлора: Cl2O, ClO2, Cl2O6, Cl2O7. Все они, за исключением Cl2O7, имеют желтую или оранжевую окраску и не устойчивы, особенно ClO2, Cl2O6. Все оксиды хлора взрывоопасны и являются очень сильными окислителями.
Реагируя с водой, они образуют соответствующие кислородсодержащие и хлорсодержащие кислоты
Занимательно! Оксиды хлора
Так, Cl2O - кислотный оксид хлора хлорноватистой кислоты.
Cl2O + H2O→ 2HClO - Хлорноватистая кислота
ClO2 - кислотный оксид хлора хлорноватистой и хлорноватой кислоты, так как при химической реакции с водой образует сразу две кислоты:
ClO2 + H2O→ HClO2 + HClO3
Cl2O6 - тоже кислотный оксид хлора хлорноватой и хлорной кислот:
Cl2O6 + H2O→ HClO3 + HClO4
И, наконец, Cl2O7 - бесцветная жидкость - кислотный оксид хлора хлорной кислоты:
Cl2O7 + H2O→ 2HClO4
Занимательно! Оксиды азота
Азот - газ, который образует 5 различных соединений с кислородом - 5 оксидов азота. А именно:
- N2O - гемиоксид азота. Другое его название известно в медицине под названием веселящий газ или закись азота - это бесцветный сладковатый и приятный на вкус на газ.- NO - моноксид азота - бесцветный, не имеющий ни запаха ни вкуса газ.- N2O3 - азотистый ангидрид - бесцветное кристаллическое вещество- NO2 - диоксид азота. Другое его название - бурый газ - газ действительно имеет буро-коричневый цвет- N2O5 - азотный ангидрид - синяя жидкость, кипящая при температуре 3,5 0C
Решите задачи
Кусочек натрия массой 2,3 г опустили в химический стакан с водой. Вычислите объем выделившегося водорода (н.у.) и массу образовавшейся щелочи.
4,6 г натрия поместили в стакан с водою. Рассчитайте массу образовавшейся щелочи.
Домашнее задание
1. Знать материал урока
2. Осуществите генетическую связь:
K→K2O→KOH→KCl→K3PO4
3. На листе формата А-3 составьте постер по теме: «Оксиды в природе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.