Методический материал включает в себя анализ химической составляющей сюжетов одного из литературных произведений известного автора. Материал содержит выдержки из художественного произведения и подробный анализ химических процессов, явлений, положенных в основу сюжета. Может быть использован на уроках химии при проведении практических тренингов по предмету. Анализ помогает развивать у школьников логическое мышление, увидеть нужную информацию, применить свои химические знания на практике.
химсюжеты в литературе.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
«Химические сюжеты в литературных произведениях»
Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении
всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта
особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои
произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его
превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё
это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.
Химизация поэзии и прозы началась с освоения химического языка –
названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов.
Например, у М. В. Ломоносова есть такие строки:
...Как медь в горниле небо родится!
...Меж бисерными облаками синеет злато и лазурь...
Богата химическими терминами и поэзия XIX века:
...Торговали мы булатом, чистым серебром
и златом.
(А. С. Пушкин)
...И железная лопата в каменную грудь,
добывая медь и злато, врежет
страшный путь.
(М. Ю. Лермонтов)
...Кулак был из свинца...
..Я помню время золотое...
(Ф. И. Тютчев)
И в поэзии XX века мы находим немало примеров использования
химических терминов, как для усиления образности повествования, так и в
качестве объекта творчества поэта. Например, С. Кирсанов написал поэму
«Герань – миндаль – фиалка», насыщенную химическими названиями:
...И нитрат свинца,
и нитроглицерин,
и бравый, с выправкою взрыва,
тринитротолуол... Но нередко авторы допускают ошибки, или же их описание требуют
соответствующих пояснений. К примеру, у И. Сельвинского мы читаем:
...Видишь – мрамор:
это просто кальций...
Мрамор – это не кальций, а соль – карбонат кальция. Это ошибка.
Зато как поэтический ярко и точно описаны свойства металлов в
следующих стихах:
…Кольцо изнутри, что долгое время на пальце носится,
Из году в год становится тоньше и тоньше;
Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,
Но отделение тел, из неё каждый миг уходящих,
Нашим глазам запретила увидеть природа ревниво...
(А. Чивилихин, Читая Менделеева)
...Мне приснилась иная печаль
Про седую дамасскую сталь.
Я увидел, как сталь закалялась,
Как из юных рабов одного
Выбирали, кормили его,
Чтобы плоть его сил набиралась.
Выжидали положенный срок,
А потом раскаленный клинок
В мускулистую грудь погружали,
Вынимали готовый клинок.
Крепче стали не ведал Восток!
Крепче стали и горше печали...
(Ю. Кузнецов. Стальной Егорий)
(В этом отрывке дано описание процесса изготовления дамасской стали.)
Интересно отображают поэты всем известное явление коррозии
металлов:
...На рукомойнике моём позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть...
(А. Ахматова. Из сборника «Вечер»)
(Медь взаимодействует сначала с кислородом, а затем с углекислым
газом и водой, постепенно превращаясь в основный карбонат меди – малахит:
2 Си + О2 = 2СиО 2СиО + СO2 + Н2О = (CuOH)2СO3) ...От медленных лобзаний влаги
Нежнеет грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и девиц...
В следующих отрывках мы можем найти описание окислительно
восстановительных реакций:
(А. Блок. Итальянские стихи)
...Трясся Крым двадцать восьмого года,
И восстало море на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серные столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серная геенна
Подступает к днищам кораблей...
Речь, очевидно, идет об окислительновосстановительных процессах:
(Ю. Кузнецов. Тайна Чёрного моря)
2H2S + О2 = 2 Н2О + 2S ;
2H2S + ЗО2 = 2 Н2О + 2SО2)
А вот еще один из не менее интересных отрывков из повести К. Г.
Паустовского « Бросок на юг»:
На поворотах Келаруса маленькие песчаные косы... Я намыл из
этого песка тёмнозолотых чешуек – весёлых и невесомых. Но через
час они потемнели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми
мне сказали, что это не золото, а серный колчедан.
(FeS2, окисляясь, превращается в оксид железа (III) тёмного цвета.)
Посмотрите, как поэтически можно описать простую реакцию
соединения водорода с кислородом!
...Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах…
Какого цвета вода и лёд? Казалось бы, бессмысленный вопрос,
бесцветны. Но не, в стихах поэтов:
...Руки голы выше локтя А глаза синей, чем лёд...
(А. Ахматова. Рыбак)
(И вода и лед (при их достаточной чистоте) вполне и бесцветны. Но в
толстом слое вода имеет окраску, потому что задерживает красную часть
спектра световых лучей сильнее, чем синюю.)
...Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода...
(А Ахматова. Из сборника «Белая стая»)
(Неживой воды в природе нет. Это метафора. А вот тяжёлая вода есть:
она состоит из дейтерия и кислорода.)
Оригинальную иллюстрацию круговорота веществ в природе мы находим
в «Письме о пользе стекла» М. В. Ломоносова:
...Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых...
(Закон диалектики: мир един в своём происхождении. Например, элемент
гелий был сначала открыт на Солнце, а потом уже на Земле. Содержание
водорода в земной коре – 1 %, тогда как во Вселенной это самый
распространённый элемент.)
До чего же образно и точно можно выразить некоторые свойства веществ
поэтическими строками!
…Души не взорвать, как селитрой залежь,
Не вырыть, как заступом клад...
(Н. Гумилёв. Зеркало)
(Селитры – общее название солей азотной кислоты, которые при
нагревании разлагаются с выделением кислорода. И поэтому селитры часто
используются при создании взрывчатых веществ (порох и т. д.).)
...Струится дорожкой в сучках и улитках
Мерцающий, жаркий кварц...
(Б. Пастернак)
(Б. Пастернак вряд ли знал, что кварц – это одна из модификаций
кремнезёма (SiO2), но чистоту и прозрачность горного хрусталя, аметистов,
топазов и других минералов подметил точно.)
Читая поэтические произведения, часто можно встретить устаревшие
что заставляет поработать с химическими
химические термины, энциклопедиями или словарями. Например, в поэме «Ключ» Д. Васильева
есть строка:
...Он наливал масло в сосуд…
Купоросным маслом в старину называли концентрированную серную
кислоту (изза её желтоватого цвета, вязкости и источника – железного
купороса).
Как уже было сказано, авторы художественных произведений допускают
ошибки в описании химических веществ и процессов:
...Ржавеет и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово...
(А. Ахматова. Из сб. «Бег времени»)
(Конечно, золото не ржавеет, не корродирует. Это ошибка, но как точно
подмечена разница в динамике разрушения в стали и мрамора!)
А какую неточность можно заметить в стихотворении Л. Лавренева
«Нобуж»!
..В озон превращается воздух...
(В озон превращается не воздух, а кислород. Уравнение реакции: 3О2 =
2О3.)
Писателифантасты часто используют химическую терминологию, при
этом нередко допуская неточности и ошибки. Например, в романе А.
Беляева «Продавец воздуха» читаем:
Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное
зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп
освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно
красивым голубым цветом...
– Жидкий воздух, – сказал Бейли.
Я был поражён. До сих пор мне приходилось видеть жидкий
воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории.
(Хочется заметить, что температура, при которой воздух становится
жидким, должна быть ниже минус 196 градусов. Человеку при этой
температуре невозможно находиться вблизи этого «озера», он погибнет от
переохлаждения.)
Как вы думаете, имеет ли запах серная кислота? Обратимся к
популярной повести А. Н. Рыбакова «Приключения Кроша»: ...Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напомнил мне о
сожжённых в Липках брюках...
Что хотел сказать автор повести и как следует видоизменить фразу,
чтобы она звучала химически грамотно? Разумеется, в цехе дуговой
электросварки не могло пахнуть серной кислотой – ей там просто неоткуда
взяться. Тогда что имел в виду автор? При дуговой электросварке материалы,
чаще всего металлы, сплавляются теплом электрической дуги, температура
которой достигает 5000 градусов. При столь высокой температуре могут
образоваться: озон 3О2 = 2О3; оксид азота (П) N2 + О2 = 2NO. Последняя
реакция влечет за собой другие: 2NO + О2 = 2NO2 и 4NO2 + О2 + 2Н2О =
4НМО3.
В результате концентрация оксидов азота, азотной кислоты и озона в
воздухе возрастает. Поэтому фразу в тексте следовало бы изменить так:
...Стоящий в электроцехе запах озона, оксидов азота и азотной
кислоты напомнил мне о сожжённых в Липках брюках...
Ну а серная кислота? Имеет ли всётаки она запах? Нет.
Конечно, что и говорить, – истины, облечённые в поэтические одежды, порой
влияют на умы гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз наук
поражает нас своей изобретательностью и неожиданностью.
Монументальность химии, её сложность, логика, формулы, законы и понятия
так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и
фантастической прозой…
«Химические сюжеты в литературных произведениях»
«Химические сюжеты в литературных произведениях»
«Химические сюжеты в литературных произведениях»
«Химические сюжеты в литературных произведениях»
«Химические сюжеты в литературных произведениях»
«Химические сюжеты в литературных произведениях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.