Проблема обучения — одна из наиболее важных, но, к сожалению, наименее освещенных, что часто приводит к плачевным в плане творческого роста итогам: не заложив в самом начале пути должный базис, впоследствии будет непросто встать на правильные рельсы. Первое, с чем нужно определиться, — насколько серьезно ты планируешь осваивать музыкальную науку. Если дело ограничится исполнением несложных мелодий, то подойдет, по сути, любой аппарат — вне зависимости от типа механики и количества октав.
На чем учиться играть?
Проблема обучения — одна из наиболее важных, но, к
сожалению, наименее освещенных, что часто приводит к
плачевным в плане творческого роста итогам: не заложив в
самом начале пути должный базис, впоследствии будет
непросто встать на правильные рельсы. Первое, с чем нужно
определиться, — насколько серьезно ты планируешь осваивать
музыкальную науку. Если дело ограничится исполнением
несложных мелодий, то подойдет, по сути, любой аппарат —
вне зависимости от типа механики и количества октав. Но если
твои намерения более основательные, то это совсем другое. В
такой ситуации необходим инструмент с 88клавишной (7
октав) "тяжелой" молоточковой механикой, которая по
тактильным ощущениям максимально приближена к настоящей
рояльной. Вопрос о выборе цифрового пианино тоже требует
ответственного подхода, особенно с учетом того, что модель с
качественной клавиатурой и реалистичным звучанием стоит,
увы, недешево. Да, но почему бы тогда не приобрести просто
обычное фортепиано? — поинтересуешься ты. В идеальном
варианте так и следовало бы поступить, только ведь оно
занимает много места, нуждается в периодической
профилактике и не позволяет выводить звук через наушники.
Не говоря уже про одинединственный "встроенный тембр".
Типы клавиатур
В большинстве современных электронных инструментовмеханика клавиатуры подразделяется на три типа:
невзвешенная, полувзвешенная и полновзвешенная.
Невзвешенную, ее еще называют синтезаторной, можно
встретить в самых недорогих моделях с автоаккомпанементом.
Такие клавиши нажимаются практически без усилия, и не
позволяют насытить игру нюансами и оттенками.
Полувзвешенные клавиатуры — самые распространенные. Они
обладают приятной упругостью и делают исполнение более
естественным. Венчает иерархическую пирамиду
полновзвешенная механика с молоточковым эффектом, которая
ставится либо в цифровые пианино, либо в высококлассные
рабочие станции.
Полифония
Данный параметр указывает на количество звуков (нот),
которые инструмент может воспроизвести одновременно,
включая продленные педалью sustain. Для цифрового пианино
оптимумом является 64нотная полифония, а для хорошей
рабочей станции — 128 нот. Это позволит исполнять даже
сложные произведения, не боясь того, что звуки будут
"проглатываться" изза нехватки аппаратных ресурсов
инструмента.
Структура синтезатора
Принцип работы электронного клавишного инструмента
приведен на схеме. В свою очередь, тип аппарата (цифровоепианино, синтезатор с автоаккомпанементом, рабочая станция и
т.д.) определяет, какие фрагменты этой мозаики будут
присутствовать, а какие нет.
1. Клавиатура
Клавиши, стилизованные под привычные фортепьянные,
оснащены датчиками, которые передают электронике
инструмента короткие цифровые блоксообщения с
информацией о скорости (силе), времени нажатия и отпускания
каждой из клавиш, а также о других параметрах. Стандарт
получил название MIDI (Musical Instruments Digital Interface) и
используется во всех цифровых синтезаторах уже не один
десяток лет.
2. Тонгенератор
Его уместно сравнить с красками, которыми можно оживить
детскую книжкураскраску, а MIDIсообщения — с контурами
рисунка. Тонгенератор содержит в своей памяти множество
предустановок (тембров), имитирующих как живые
инструменты, так и "электронные" звуки. Пользователю
достаточно указать, каким тембром из представленного
ассортимента должны озвучиваться поступающие с клавиатуры
или секвенсора MIDIкоманды. Благодаря такой схеме
музыкант, играя на одном и том же устройстве, может быть и
"гитаристом", и "скрипачом", и "барабанщиком". А поскольку
интерфейс MIDI допускает параллельную передачу множества
потоков данных (MIDIканалов), тонгенератор одновременноспособен озвучивать различные партии разными тембрами.
3. Секвенсор
Модуль записи, редактирования и воспроизведения MIDI
команд. С его помощью можно в одиночку создать сложную
композицию, имея 100%ный контроль над исполнением любой
партии. Позволю себе еще одно образное сравнение. Представь,
что ты написал на компьютере текст, а затем без спешки
редактируешь его и исправляешь орфографию. Секвенсор
позволяет делать то же самое, только с MIDIсообщениями. В
распоряжении композитора оказывается до 16 MIDIтреков,
каждый из которых фиксирует партию какоголибо
инструмента, — этакий ансамбль из 16 подвластных
"исполнителей". Процесс записи трека обычно осуществляется
в реальном времени путем игры на клавишах. В случае ошибки
есть возможность переписать нужный фрагмент или такт.
Секвенсоры профессионального уровня разрешают
редактировать партитуру вплоть до параметров каждой
отдельной ноты.
4. Процессор эффектов
Этот модуль работает уже не с MIDIкомандами, а с
аудиосигналом — звуком, который воссоздан тонгенератором.
Эффекты (эхо, имитация акустики залов и т.д.) можно
накладывать как на все произведение, так и на отдельные
инструменты.5. Сэмплер
Устройство "захвата" звуков извне (через микрофон или в виде
цифрового файла с других источников) и воспроизведения их
по команде пользователя. Предположим, ты хочешь, чтобы в
твоей композиции присутствовал эффект бьющегося стекла.
Включаешь режим записи, разбиваешь перед микрофоном
стакан и полученный результат сохраняешь в память. Затем
назначаешь клавишу на клавиатуре, при нажатии на которую
этот звук (сэмпл) будет воспроизводиться. Таким образом
можно запрограммировать хоть всю клавиатуру — лишь бы у
синтезатора хватило памяти.
Цифровые пианино
Как следует из названия, цифровые пианино являются удобной
альтернативой привычным акустическим инструментам, и упор
в данном случае делается на воссоздание "фортепьянных"
ощущений во время игры. Остальные функции — своеобразный
бонус, не более того. Ключевых компонентов здесь два:
полновзвешенная молоточковая клавиатура и реалистичный
тембр рояля/пианино. Качество реализации обеих
составляющих во многом зависит от производителя и класса
аппарата.
Casio PX410 (24 500руб.)
Эта модель принадлежит к числу самых доступных из тех,которые можно использовать для полноценного обучения игре.
Несмотря на некоторые компромиссы, обладает хорошими
потребительскими качествами в целом, имеет обширный банк
звуков и неплохую клавиатуру. Изначально Casio PX410
выпускается в настольном исполнении, напольная же подставка
предлагается в качестве опции.
Yamaha CLP270 (76 000руб.)
Цифровые пианино от Yamaha всегда были одними из лидеров
рынка. Что же касается модели CLP270, то это вообще
практически безупречный инструмент, привлекающий
реалистичной клавиатурой и чрезвычайно богатым звучанием. В
нем используются фирменные многослойные сэмплы и
дополнительные эффекты, позволившие точно сымитировать
поведение акустического рояля. Еще в активе Yamaha CLP270–
внушительное функциональное оснащение и солидный внешний
вид.
Roland HP107 (74 500руб.)
За несколько лет своего существования Roland HP107 заслужил
широкое признание. Чуткая механика клавиш, бархатистое
звучание рояльных тембров, мощная встроенная акустика,
128голосная полифония и гибкая настройка. Все это делает его
достойным вариантом даже для опытных музыкантов, не говоря
уже о начинающих. В то же время годы берут свое, и пианино
HP107 вскоре уступит место своему преемнику с индексом
HP207.Модели, также заслуживающие внимания...
Yamaha P140. Демократичная по цене (39 000руб.) и весьма
неплохая замена обычному пианино. Функций минимум, зато
есть добротная клавиатура и отличные рояльные тембры. Разве
что встроенная акустика откровенно слаба — лучше купить
внешние колонки.
Yamaha CLP230. Этот напольный корпусной инструмент
интересен полноценной механикой клавиатуры, уверенным
звучанием и не самой высокой ценой — примерно 47 000руб.
Добросовестная "рабочая лошадка" от всемирно известного
производителя.
Roland HP103 и HP203. Они во многом похожи на
флагманскую пару HP107 и HP207 соответственно, однако изза
более скромного оснащения, менее солидной акустики и
отсутствия некоторых облагораживающих звук нюансов стоят
дешевле (около 50 000руб.). В целом — хорошие пианино "для
дома, для семьи".
Синтезаторы с автоаккомпанементом
Аппараты начального уровня, рассчитанные в основном на
увеселение подрастающего поколения. Впрочем, некоторые из
них обладают неплохим функциональным набором,
достаточным для того, чтобы не только побренчать на досуге,но и сделать несложную композицию. Синтезатор с
автоаккомпанементом можно рекомендовать в качестве первого
инструмента для ребенка. Правда, если интерес чада к музыке
перерастет в страсть, готовься к тому, что потенциал "игрушки"
будет исчерпан относительно быстро.
Casio WK3300 (11 500руб.)
Недорогой "домашний" синтезатор, который, между тем, никак
нельзя назвать примитивным. В его ассортименте — 670
тембров, 166 стилей автоаккомпанемента, две с половиной
сотни цифровых эффектов и 6октавная клавиатура. Для записи
композиций предусмотрен простой 6трековый секвенсор с
памятью на 10 000 нот, а сохранить результаты своих трудов
можно на карту SD.
Yamaha PSRS550 (22 000руб.)
Новая модель компании. Основной упор сделан на качество
тембров (в сумме их 659) и работу автоаккомпанемента
(множество вариаций у каждого из 150 стилей). И
действительно, звучит Yamaha PSRS550 на удивление сочно и
разнообразно для своего класса. С точки зрения записи он тоже
неплох: 9 треков секвенсора, из которых 8 отведено под партии
произвольных инструментов, а один зарезервирован для
автоаккомпанемента. Есть интерфейс USB.
Roland EXR5S (20 500руб.)Да, этот аппарат сложно охарактеризовать как сенсационный,
однако запоминающееся звучание полутысячи фирменных
тембров, достаточно гибкое управление аккомпанементом и 16
трековый секвенсор заслуженно привлекают внимание. Плюс
есть порт USB для подключения к компьютеру. Итог: хорошая
машинка для начинающего композитора по приемлемой цене.
Korg Pa50 (24 500руб.)
Несмотря на свой почтенный возраст, знаменитая
"пятидесятка" даст фору многим новым моделям в данной
ценовой категории. Обладая формальными признаками
синтезатора с автоаккомпанементом, Korg Pa50 больше
соответствует званию аранжировщика — благодаря
полноценному секвенсору на 16 треков, яркому звучанию
(около 700 тембров) и неплохому функциональному
оснащению. Правда, придется вспомнить допотопные дискеты,
так как ни порта USB, ни слота для карт памяти здесь нет.
Аранжировщики
По своей сути модели класса arranger (аранжировщик) — это те
же синтезаторы с автоаккомпанементом, только более
совершенные. В них реализовано также множество алгоритмов
автоматического сопровождения, однако значительное
количество вариаций и средств контроля звучания позволяют
сделать не только "мелодию с готовой основой", но и гибкую,
самобытную композицию. Синтезаторыаранжировщики
созданы в первую очередь для тех, кто занимается "поточнымпроизводством" музыки. В то же время потенциал подобных
устройств по достоинству оценят и начинающие музыканты,
которые еще не овладели мастерством "ручной" аранжировки.
Korg Pa1X (95 400руб.) и Roland E80 (112 500руб.)
Pa1X — одна из флагманских и уже хорошо известных моделей
Korg, тогда как новый E80 лишь недавно возглавил модельный
ряд аранжировщиков Roland. Оба инструмента принадлежат к
одинаковому классу. И если Roland чуть более талантлив, то он
и стоит дороже. Звучат же они совершенно поразному, что
вполне логично. Смею предположить: сделать выбор между
Pa1X и E80 будет непросто — придется кропотливо сравнивать
нюансы, а их тут превеликое множество. Но в любом случае ты
получишь в свое распоряжение мощнейший инструмент с
большим банком первоклассных тембров, полноценным
секвенсором, несколькими сотнями гибко управляемых стилей
автоаккомпанемента, цветным дисплеем (320 х 240 точек) и
огромным количеством фирменных "фишек". Эти аппараты
позволяют многое, очень многое.
Yamaha Tyros2 (92 700руб.)
Флагман модельного ряда Yamaha стоит особняком в стане
аранжировщиков. И дело даже не в его впечатляющем
потенциале и не в крупном цветном экране с разрешением 640 х
480 точек. Основная изюминка Tyros второго поколения —
потрясающе реалистичное звучание наиболее распространенных
акустических инструментов. Помимо примерно тысячиотличных звуков, он содержит 18 "мегавойсов" (MegaVoice):
различные гитары, медные и деревянные духовые, скрипки,
виолончели, мандолина и пр. Благодаря фирменной технологии
артикуляции точно воссоздается не только сам тембр, но и
приемы звукоизвлечения, характерные каждого конкретного
инструмента. В итоге даже сольные партии, сделанные на
Yamaha Tyros2, немногие могут отличить от живого исполнения
в записи. Колоночки, показанные на фотографии, являются
опцией. Хотя к такому вундеркинду лучше купить более
серьезную акустику...
Профессиональные рабочие станции
Синтезаторы класса workstation ("рабочая станция") —
своеобразная вершина эволюции электронных инструментов с
точки зрения простора для реализации творческих замыслов.
Здесь нет автоаккомпанемента, равно как и многих других
автоматических "улучшайзеров": почти все музыкант должен
играть вручную. Зато к его услугам — масса средств для
придания звуку нужного характера, полнофункциональный
секвенсор, встроенный рекордер, сэмплер, арпеджиатор и
многое другое. Хорошая рабочая станция, пусть и с некоторой
натяжкой, способна заменить собой домашнюю студию,
предоставляя широкие возможности по созданию композиции
— от записи партий инструментов и вокала до обработки,
сведения и мастеринга.
Roland Fantom X8 (79 500руб.)Появившийся несколько лет назад Fantom X8 вызвал большой
резонанс. Вопервых, 128 мегабайт волновой памяти (около
полутора тысяч тембров) и по сей день считаются неплохим
показателем. Вовторых, диковинный по тем временам
графический интерфейс с цветным дисплеем (320 х 240 точек)
позволил наладить отличное взаимодействие с инструментом.
"Фантом" располагает сэмплером, слотами для установки SRX
карт с новыми звуками, чрезвычайно удобным 16трековым
секвенсором, арпеджиатором, активными кнопкамипадами на
панели управления и всевозможными интерфейсами, включая
USB и PCMCIA. Еще одна отличительная черта моделей Roland
серии Fantom X — многослойные сэмплы рояля. Помимо 88
клавишного "молоточкового" Fantom X8 выпускаются более
дешевые X7 и X6 с полувзвешенной механикой, но с
аналогичным функциональным оснащением.
Korg OASYS (207 000руб.)
Что получится, если упаковать в один корпус несколько
разнопрофильных синтезаторов, мощный эффектпроцессор,
начинку от компьютера вместе с жестким диском и самые
прогрессивные технологии синтеза звука? Получится Korg
OASYS — столь же дорогая, сколь и впечатляющая рабочая
станция. Обладающая поистине фантастическими
возможностями, оснащенная множеством дополнительных
процессоров для обсчета параметров звука и управляемая
собственной операционной системой на базе Linux, она
является чуть ли не культовой вещью. И немудрено: музыкант
может делать здесь практически все, получив в любом случаепрофессиональный саунд (впрочем, машина скорее
ориентирована на электронную музыку). Стоит упомянуть
также большой сенсорный дисплей и немалое количество
программируемых контроллеров. Уместно ли специально
говорить о наличии сэмплера, арпеджиаторов и прочих
прелестей? С точки зрения комфорта и скорости работы ни
одна система на базе персонального компьютера не способна
тягаться с Korg OASYS. Единственная ложка (или половник?)
дегтя — сильно завышенная, по мнению многих музыкантов,
стоимость. Что поделать — аналогов "Оазису" нет, так что
фактор эксклюзивности, безусловно, отражается на ценнике.
Yamaha MOTIF XS8 (103 500руб.)
Продемонстрированная публике в январе на выставке NAMM
Show 2007 модель Yamaha MOTIF XS произвела фурор:
никогда еще инструмент ценой до $ 4000 (за флагманскую
семиоктавную версию, но существуют еще более доступные 6 и
5октавные варианты) не обладал такими впечатляющими
возможностями и столь богатым звучанием. В активе станции
— практически все мыслимые фирменные системы и
технологии, 355 мегабайт волновой памяти (более тысячи
великолепных тембров) и дополнительные элементы для
придания голосам акустических инструментов эффекта живого
исполнения. Кроме того, аппарат полностью интегрируется с
компьютером, а в комплект поставки входит мощнейшая
программная студия Cubase 4 AI. В смысле соотношения цены и
качества Yamaha MOTIF XS8– это, пожалуй, лучшее
предложение в своем классе. Официальный старт продажпотенциального бестселлера назначен на апрель текущего года.
Будем надеяться, что российские дистрибьюторы не станут
заламывать цены "за новизну".