Приложение № 7
Урок
обучения грамоте
1 «Г» класс
Тема: «Хлеб - всему голова». Упражнение в чтении слов и предложений.
УМК «Перспектива»
Визитная карточка открытого урока
обучения грамоте
1 «Г» класс
Тема: «Хлеб - всему голова». Упражнение в чтении слов и предложений.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Дидактическая цель урока: развитие навыков сознательного, правильного чтения.
Задачи урока:
Предметные: понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение воспринимать и оценивать содержание, участвовать в обсуждении.
Метапредметные:
· познавательные: чтение текста с целью извлечения необходимой информации, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
· регулятивные:
Формировать умения: формулировать тему урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результат деятельности.
коммуникативные: формировать нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами литературы; обогащение учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к окружающему миру.
· личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; развивать навыки сотрудничества; формировать самооценку ; корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника
Методы обучения:
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Основные понятия:
Логика развития урока:
v Эмоциональная установка.
v Актуализация знаний учащихся.
v Создание проблемной ситуации.
v Постановка учебной задачи.
v Решение поставленной задачи:
-Чтение рассказа « Как хлеб пекут?»
- Чтение загадок. Пословиц.
- Работа над значением слова «хлеб» (многозначность, однокоренные слова).
v Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Способы реализации поставленной цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока:
1.Эмоциональная установка.
Традиция встречи гостей «Хлебом и солью».
Под музыку входят в русском национальном костюме дети с караваем в руках и обращаются к ребятам и гостям:
Здравствуйте, добрые молодцы!
Здравствуйте, красные девицы!
Рады вас видеть всех!
Лица открытые, глаза блестящие, улыбки в наличии!
Хлебом –солью всех встречаем.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том - о сём.
(Дети ставят каравай и самовар на стол со скатертью и угощениями.)
2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, кто знает, как называется обряд, который вы сейчас увидели? ( Встреча гостей «хлебом и солью») .
Рассказ учителя о традиции встречи гостей «хлебом и солью» .
Слайд «Гости»
По древнему русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью —караваем.
Этот обычай пришёл из древности. Хлеб символизирует богатство, а соль защищает
от злых сил. Угощение хлебом-солью практикуется до сих пор при встрече
почетных гостей, которые должны отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.
Слайд «Каравай»
- Как называется хлеб, которым встречают гостей? ( Каравай)
- «Каравай, каравай кого хочешь - выбирай!» Откуда эти слова? ( Из русской народной песенки.)
- Кто помнит слова? Давайте споём куплет этой песни. (Ребята поют куплет и сопровождают движениями рук).
Как на наши именины испекли мы каравай
Вот такой вышины, вот такой нижины.
Вот такой ширины, вот такой ужины.
Каравай, каравай кого хочешь - выбирай?
3.Создание проблемной ситуации.
У: Карава́й — круглый сладкий, украшенный дрожжевой хлеб.
- Кто знает, откуда у нас на столе появляется хлеб? (ответы детей)
- Что поможет найти ответ на этот вопрос? (Нам поможет книга).
Откройте учебник стр. 54-55. Рассмотрите страницы. (Дети рассматривают страницы учебника).
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем читать? (О хлебе).
-На какой вопрос нам надо найти ответ? «Из чего и как пекут хлеб?» ( на доске)
4.Решение поставленной задачи:
1. Чтение рассказа « Как хлеб пекут?»
(Читает один ученик, остальные следят).
- Прочитайте, из чего пекут хлеб? ( Дети читают предложения.).
- Что входит в состав теста? (Мука, вода, дрожжи).
- В каком порядке начинается путь хлеба к нам на стол? Прочитайте.
( На доске появляются слова: зерно, мука, тесто, хлеб.)
- Как называется профессия человека, выпекающего хлеб? ( Пекарь). Картинка на доске.
Итак, как хлеб приходит к нам на стол: из зерна делают муку, из муки – тесто, из теста- хлеб.
2. Работа с иллюстрацией и загадкой.
- Расскажите, что вы видите на картинке? (Комбайн убирает хлеб).
- Как называют человека, управляющего комбайном? (Комбайнёр).
- Давайте прочитаем это слово вместе .КОМ-БАЙ-НЁР
СЛАЙД «Уборка урожая»
Трудная, но очень важная профессия – комбайнёр. Именно с поля начинается путь хлеба к нам на стол. Колоски, когда созреют, становятся большими и тяжёлыми. (На партах у детей колоски). Посмотрите, каким становится колос, когда созревает.
СЛАЙД «Нива»
-Прочитайте загадку.
- Что это? (Нива).
- Что такое нива, объясните. (Поле, где растут хлебные растения).
- С чем сравнивается нива? (С морем). Давайте поднимем наши колоски и покачаем ими как в поле на ветру.
Когда их много, то поле похоже на море.
-Найдите ещё на наших страницах загадки. Прочитайте. Отгадайте.
3. Работа в парах. Чтение пословиц.
-Работаем в паре. Найдите пословицы. Прочитайте. Обсудите значение непонятных слов. Подумайте, что она обозначает. Почему мы так говорим?
- А теперь поиграем «Продолжи пословицу».
- Один ученик начинает читать пословицу, а остальные должны её закончить. ( Читаем по одной пословице и объясняем её смысл и непонятные слова).
1.Лето - припасиха, зима - подбериха. (Припасиха- делаем припасы летом. Зимой все прибираем – съедаем.)
2.Нет плохой земли, есть плохие хозяева.(Если плохой урожай, значит хозяин плохо работает).
3.Красна хата не углами, а пирогами. (Хата- дом, красна – красива. Дом славится не красотой, а гостеприимством.)
4.Хлеб – всему голова. ( На доске)
- Почему в пословице хлеб сравнивается с головой? ( Выражается его значимость).
У: Эта пословица отражает важность и значимость хлеба для человека. Отношение к этому продукту у нашего народа особенное. Давайте вспомним путь хлеба на наш стол. ( Повторяем: вырастить зерно, собрать урожай, зерно перемолоть в муку, испечь хлеб).
5 .Хлеб – многозначное слово. Образование однокоренных слов.
-Что мы называем словом «хлеб»? ( Хлебом называем батон, булочки, бублики).
СЛАЙД «Разновидность хлеба»
Это слово многозначное.
У: Хлеб – 1) Продукт, выпекаемый из муки. 2) Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3) Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4) Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки. 5) Пропитание, пища.
- Прочитайте слова, которые «принесла нам сорока на хвосте».
- Что интересного заметили? ( Повторяется одинаковая часть – хлеб.)
- Это общая часть. К нему добавляем другие части слова и получаются новые слова.
- Какие слова вам непонятны? Давайте попробуем их объяснить.
Хлеба – это поля, на которых выращивают хлебные растения.
Хлебосол – тот, кто радушно встречает гостей.
Хлебороб – это человек, который выращивает хлеб.
- Эти слова имеют общую часть и значение.
ФИЗМИНУТКА
Был крупинкою простой
(дети присели, ладошки вместе)
Стал зеленою стрелой (дети поднимаются руки
вместе и ладошки к верху)
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило . (руки вместе, а шевелят
пальчиками)
(с детьми отгадать-колос)
6 . Хлебные растения.
Перед вами хлебное растение. Рассмотрите его. ( Колос ржи).
- Как оно называется? (Рожь).
Но люди выращивают и другие хлебные растения. Найдите в учебнике задание, в котором мы можем познакомиться с некоторыми из них. Попробуйте их узнать.
Работа в парах. Посоветуйтесь. (Рожь, овёс, просо, гречиха).
- Что можно сделать из ржи? (Ржаную муку). Из овса? ( Овсяные хлопья, печенье). Из проса? (пшено). Из гречихи? (Гречневую крупу, муку).
7. Рассказ «Хлеб».
Сейчас вы послушаете внимательно рассказ и ответьте на вопрос «Всегда ли люди знали что такое хлеб?»
- Что вас удивило? ( Были времена, когда люди не знали хлеба).
Прочитаем рассказ ещё раз, чтобы ответить на вопрос : «Почему с хлеба начинается обед?»
- Представьте себе ситуацию за столом. Опишите её.
- Как люди питались раньше? Прочитайте.
- Какие травы оказались самыми вкусными? Прочитайте.
- О чём догадались люди? ( Самим растить хлебные растения).
- С чего начинался рассказ? ( Рассказ начинался со сцены за столом во время обеда).
- Почему рассказ начинается именно с этого? (Без хлеба не начинается обед.)
- Какой пословицей можно завершить наш урок? (Хлеб – всему голова.)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
- Какой вопрос мы поставили в начале урока? (На доске)
- Почему мы должны ценить каждый кусочек хлеба? (Хлеб самый важный и ценный продукт, который получается ценой труда очень многих людей).
- Давайте определим правила, как надо обращаться с хлебом? (Не бросай на пол, не выбрасывай не съеденный кусочек, отламывай, сколько съешь).
- Оцените свою работу на уроке. Поднимите смайлики-колобки.
- Что для себя вы интересного сегодня узнали?
- Какие вопросы остались? Где можно найти ответы?
- Молодцы! Спасибо за работу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.