"Хлеб всему голова" урок обучения грамоте
Оценка 4.7

"Хлеб всему голова" урок обучения грамоте

Оценка 4.7
docx
10.04.2020
"Хлеб всему голова" урок обучения грамоте
Урок обучения грамоте, 1 кл..docx

 

                                                                                                                Приложение № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

обучения грамоте

1 «Г» класс

 

Тема: «Хлеб - всему голова». Упражнение в        чтении слов и предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УМК «Перспектива»

Визитная карточка открытого урока

обучения грамоте

1 «Г» класс

 

Тема: «Хлеб - всему голова». Упражнение в чтении слов и предложений.

 

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

 

Дидактическая цель урока:  развитие навыков сознательного, правильного чтения.

 

Задачи урока:

Предметные: понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознако­мительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение воспри­нимать и оценивать содержание, участвовать в обсуждении.

 

Метапредметные:

·      познавательные:  чтение текста с целью извлечения необходимой информации, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; использовать различные виды речевой деятельности в разных ситу­ациях общения.

 

·      регулятивные:

Формировать умения: формулировать тему урока; планировать свои действия в   соответствии с поставленной задачей; оценивать результат деятельности.

коммуникативные: формировать нравственно-этических представ­лений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами литературы; обогащение учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к  окру­жающему миру.

·      личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; развивать навыки сотрудничества; формировать самооценку ; кор­ректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника

 

                             Методы обучения:

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

 

 

Основные понятия:

  • Хлеб - как продукт питания  и его ценность; хлеб – как растение  ( рожь, овёс, просо, гречиха).
  • Пословица. Загадка.
  • Многозначность слова хлеб и образование новых слов.

 

Логика развития урока:

v  Эмоциональная установка.

v  Актуализация знаний учащихся.

v  Создание проблемной ситуации.

v  Постановка учебной задачи.

v  Решение поставленной задачи:

       -Чтение рассказа « Как хлеб пекут?»

- Чтение загадок. Пословиц.

- Работа над значением слова «хлеб» (многозначность, однокоренные слова).

v  Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Способы реализации поставленной цели урока:

  • Учебный диалог.
  • Фронтальная работа, в парах, индивидуальная.
  • Самостоятельная работа учащихся .

Оборудование урока:

  • Л.Ф.Климанова, Азбука: Учебник для 1 класса, часть 2 – М.: «Просвещение» 2014
  • Интерактивная доска.
  • Каравай, самовар,  стол с хлебобулочными изделиями.
  • Раздаточный материал:   колоски.
  • иллюстрация – пекарь; опорные слова (зерно, мука, тесто, хлеб),

 

                                                               Ход урока:

1.Эмоциональная установка.

Традиция встречи гостей «Хлебом и солью».

 Под музыку входят в русском национальном костюме дети с караваем в руках и обращаются к ребятам и гостям:

Здравствуйте, добрые молодцы!

Здравствуйте, красные девицы!

Рады вас видеть всех!

Лица открытые, глаза блестящие, улыбки в наличии!

Хлебом –солью всех встречаем.

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том - о сём.

(Дети ставят каравай и самовар на стол со скатертью и угощениями.)

2.  Актуализация знаний учащихся.

 - Ребята, кто знает, как называется обряд, который вы сейчас увидели? ( Встреча гостей  «хлебом и солью») .

 Рассказ учителя о традиции встречи гостей «хлебом и солью» .

Слайд  «Гости»
По  древнему русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью —караваем. Этот обычай пришёл из древности. Хлеб символизирует богатство, а соль защищает от злых  сил. Угощение хлебом-солью практикуется до сих пор при встрече почетных гостей, которые должны отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.

Слайд   «Каравай»

   - Как называется хлеб, которым встречают гостей?  ( Каравай)

  - «Каравай, каравай кого хочешь - выбирай!» Откуда эти слова? ( Из русской народной песенки.)

- Кто помнит слова? Давайте споём куплет этой песни.                                                  (Ребята поют куплет и сопровождают движениями рук).

                           Как на наши именины испекли мы каравай

                           Вот такой вышины, вот такой нижины.

                           Вот такой ширины, вот такой ужины.

                           Каравай, каравай кого хочешь - выбирай?

3.Создание проблемной ситуации.

У:  Карава́й — круглый сладкий, украшенный  дрожжевой хлеб.

- Кто знает, откуда у нас на столе появляется хлеб? (ответы детей)

- Что поможет  найти ответ на этот вопрос? (Нам поможет книга).

Откройте учебник стр. 54-55. Рассмотрите страницы. (Дети рассматривают страницы учебника).

 - Как вы думаете, о чём сегодня мы будем читать?  (О хлебе).

-На какой вопрос нам надо найти ответ? «Из  чего и как пекут хлеб?» ( на доске)

4.Решение поставленной задачи:

 1. Чтение рассказа  « Как хлеб пекут?»

 (Читает один ученик, остальные следят).

 - Прочитайте, из чего пекут хлеб? ( Дети читают предложения.). 

 - Что входит в состав теста? (Мука, вода, дрожжи).

- В каком порядке начинается путь хлеба к нам на стол? Прочитайте.

  ( На доске появляются слова: зерно, мука, тесто, хлеб.)

- Как называется профессия человека, выпекающего хлеб? ( Пекарь).  Картинка на доске. 

Итак, как хлеб приходит к нам на стол: из зерна делают муку, из муки – тесто, из теста- хлеб.

2. Работа с иллюстрацией и загадкой.

- Расскажите, что вы видите на картинке? (Комбайн убирает хлеб).

- Как называют  человека, управляющего комбайном?  (Комбайнёр).

- Давайте прочитаем это слово вместе .КОМ-БАЙ-НЁР

СЛАЙД «Уборка урожая»

Трудная, но очень важная профессия – комбайнёр. Именно с поля начинается путь хлеба к нам на стол. Колоски, когда созреют, становятся большими и тяжёлыми. (На партах у детей колоски). Посмотрите, каким становится колос, когда  созревает.

СЛАЙД   «Нива» 

-Прочитайте загадку.    

-  Что это?  (Нива).

- Что такое нива, объясните. (Поле, где растут хлебные растения).

 - С чем сравнивается нива? (С морем). Давайте поднимем наши колоски и покачаем ими как в поле на ветру.

Когда их много, то поле похоже на море.

-Найдите ещё  на наших страницах загадки. Прочитайте.  Отгадайте.

3.  Работа в парах. Чтение пословиц.

-Работаем в паре. Найдите   пословицы. Прочитайте. Обсудите значение непонятных слов. Подумайте, что  она   обозначает. Почему мы так говорим?

-  А теперь поиграем «Продолжи пословицу».

- Один ученик начинает читать пословицу, а остальные должны её закончить. ( Читаем по одной пословице и объясняем её смысл и непонятные слова).

1.Лето -  припасиха, зима - подбериха. (Припасиха- делаем припасы летом. Зимой все прибираем – съедаем.)

2.Нет плохой земли, есть плохие хозяева.(Если плохой урожай, значит хозяин плохо работает).

3.Красна хата не углами, а пирогами. (Хата- дом, красна – красива. Дом славится не красотой, а гостеприимством.)

4.Хлеб – всему голова. ( На доске)

Почему в  пословице хлеб сравнивается с головой? ( Выражается его значимость).

У: Эта пословица отражает важность и значимость хлеба для человека. Отношение к этому продукту у нашего народа особенное. Давайте вспомним путь хлеба на наш стол. ( Повторяем: вырастить зерно, собрать урожай, зерно перемолоть в  муку, испечь хлеб).

5 .Хлеб – многозначное слово. Образование однокоренных слов.

-Что мы называем словом «хлеб»? ( Хлебом называем батон, булочки, бублики).

СЛАЙД   «Разновидность хлеба» 

Это слово многозначное.

У:  Хлеб – 1) Продукт, выпекаемый из муки. 2) Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3) Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4) Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки. 5) Пропитание, пища.

- Прочитайте слова, которые «принесла нам сорока на хвосте».

- Что интересного заметили? ( Повторяется одинаковая часть – хлеб.)

- Это общая часть. К нему добавляем другие части слова и получаются новые слова. 

- Какие слова вам непонятны? Давайте попробуем их объяснить.

Хлеба – это поля, на которых выращивают  хлебные растения.

 Хлебосол – тот, кто радушно встречает гостей.

Хлебороб – это человек, который выращивает хлеб.

- Эти слова имеют общую часть и значение.

 ФИЗМИНУТКА

Был крупинкою простой (дети присели, ладошки вместе)
Стал зеленою стрелой (дети поднимаются руки вместе и ладошки к верху)
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило . (руки вместе, а шевелят пальчиками)
(с детьми отгадать-колос)

6 . Хлебные растения.

Перед вами хлебное растение. Рассмотрите его. ( Колос ржи).

- Как оно называется? (Рожь). 

Но люди выращивают и другие хлебные растения. Найдите в учебнике задание, в  котором мы можем познакомиться с некоторыми из них. Попробуйте их узнать.

Работа в парах. Посоветуйтесь. (Рожь, овёс, просо, гречиха).

- Что можно сделать из ржи? (Ржаную муку). Из овса? ( Овсяные хлопья, печенье). Из проса? (пшено). Из гречихи?  (Гречневую крупу, муку).

7. Рассказ «Хлеб».

 Сейчас вы послушаете внимательно  рассказ и ответьте на вопрос «Всегда ли люди знали что такое хлеб?»

  • Чтение рассказа «Хлеб» (вслух учеником, который читает хорошо).

- Что вас удивило? ( Были времена,  когда люди не знали хлеба).

  • Чтение про себя.

Прочитаем рассказ ещё раз, чтобы ответить на вопрос : «Почему с хлеба начинается  обед?»

  • Работа с текстом. Выборочное чтение.

 - Представьте себе ситуацию за столом. Опишите её.

 - Как люди питались раньше? Прочитайте.

- Какие травы оказались самыми вкусными? Прочитайте.

- О чём догадались люди? ( Самим растить хлебные растения).

- С чего начинался рассказ? ( Рассказ начинался со сцены за столом во время обеда).

- Почему рассказ начинается именно с этого? (Без хлеба не начинается обед.)

- Какой пословицей можно завершить наш урок? (Хлеб – всему голова.)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

- Какой вопрос мы поставили в начале урока? (На доске)

- Почему мы должны ценить каждый кусочек хлеба? (Хлеб самый важный и ценный продукт, который получается ценой труда очень многих людей).

-  Давайте определим правила, как надо обращаться с хлебом? (Не бросай на пол, не выбрасывай не съеденный кусочек, отламывай, сколько съешь).

- Оцените свою работу на уроке.  Поднимите смайлики-колобки.

- Что для себя вы интересного сегодня узнали?

-  Какие вопросы остались? Где можно найти ответы?

 - Молодцы!  Спасибо за работу.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение № 7

Приложение № 7

УМК «Перспектива» Визитная карточка открытого урока обучения грамоте 1 «Г» класс

УМК «Перспектива» Визитная карточка открытого урока обучения грамоте 1 «Г» класс

Многозначность слова хлеб и образование новых слов

Многозначность слова хлеб и образование новых слов

Здравствуйте, добрые молодцы!

Здравствуйте, добрые молодцы!

Что поможет найти ответ на этот вопрос? (Нам поможет книга)

Что поможет найти ответ на этот вопрос? (Нам поможет книга)

Найдите ещё на наших страницах загадки

Найдите ещё на наших страницах загадки

Эти слова имеют общую часть и значение

Эти слова имеют общую часть и значение

Какой вопрос мы поставили в начале урока? (На доске) -

Какой вопрос мы поставили в начале урока? (На доске) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020