Применение здоровье-сберегающих технологий
Оценка 4.8

Применение здоровье-сберегающих технологий

Оценка 4.8
docx
09.04.2020
Применение здоровье-сберегающих технологий
Выступление Савицкая И К.docx

 

 

МБЩУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

 

 

Выступление на педчтениях

 

 

Тема выступления:

« Применение здоровьесберегающих технологий

в начальной школе».

 

 

 

 

 

 

                                        Подготовила:

                                                                             Савицкая Инна Константиновна

                                                                    учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

                                        « Применение здоровьесберегающих технологий

                                                                 в начальной школе».

«Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто»                                                                                                                                                                             Сократ    (слайд)

       «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

        Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.      Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, (слайд) что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.                                                                                                                              

       Все школьные годы дети большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.  Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

      Как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей, если учебный план школы, загруженность учебного материала, традиционные методики и технологии обучения не позволяют в полной мере решить эти задачи.

     Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости  определить основную цель:            достижение высокого уровня качества обучения учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий.

     Определять цели и задачи уроков в начальной школе,   сохранить и укрепить здоровье учащихся можно только через правильную организацию учебного процесса. Поэтому очень важно, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок достиг более высоких результатов и сохранил свое здоровье. Все это и послужило  толчком для работы по здоровьесберегающим технологиям, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.

Здоровье ученика в норме, если:

Ø  в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

Ø  в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

Ø  в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

Ø  в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

Ø  в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

 

Надо сказать, что на здоровье школьников оказывают влияние  многие  факторы. Например:

 интенсификация обучения;

 снижение двигательной активности;

 увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

 нарушение зрения, осанки;

 ухудшение нервно-психического здоровья.

 

Факторы, формирующие здоровье ребенка:

 

Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.

 

       Наша задача  как педагогов: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

               В структуре  урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

         положительный эмоциональный настрой на уроке;

         оптимальный темп ведения урока;

         подача материала доступным  рациональным способом;

         наглядность;

         смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

         физкультминутки, динамические паузы;

         дифференцированный подход в обучении;

         групповая работа, работа в парах;

         игра, игровые моменты;

          гимнастика;

             воспитательные моменты  на уроке (беседы) и во внеурочной деятельности;

         санитарно – гигиенические условия;

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние младших школьников.

1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.

Считается, что создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных. Это тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и энергией созидания с предвкушением обязательного успеха!

Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

                             На вас надеюсь я, друзья.

                             Мы хороший дружный класс

                             Всё получится у нас!

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

               2. Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

               3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

               4. Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

        В качестве наглядности учителя начальной школы активно используют компьютерные технологии.

        Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

5.      Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

6.      Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения

        Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

        Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся. 

        Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке.

        Поэтому физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

        Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

7.      Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса. Не торопят ученика, дают время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе

8.      Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

9.      Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры. 

        Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

        Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

10.  На своих уроках учителя начальной школы используют различные виды гимнастики

Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

11.  Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные беседы (как на уроке так и во внеурочное время в ГПД)  о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании.

         Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

          Во внеурочное время (ГПД) проводятся классные часы по темам, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п.

12.  Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.

Ø  Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся);

Ø  Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное);

Ø  Чистота помещения, аккуратность;

Ø  Чистота классной доски.

        Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

        В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

На уроках русского языка подбираются упражнения, которые позволяют  решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Обращается внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Из чего складывается здоровье

Важным помощником здоровья является личная гигиена. Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддержать наше тело в чистоте, быть здоровым.

У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи.

Следующий помощник здоровья – это правильное питание. Правильное питание – это прежде всего разнообразное питание. (58 слов)

 

                                                                         О пользе сна.        

          Глубокий и полноценный сон необходим человеку, так как обеспечивает нервным клеткам головного мозга отдых. Это способствует правильному росту и развитию организма в целом, создаёт у человека чувство бодрости, повышает работоспособность. Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10-12 часов. Важно помнить о полезной привычке рано ложиться и рано вставать. (50 слов)

                                                                        Движение – жизнь!

        Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.

Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика делает тело здоровым и красивым.

А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом дальние прогулки. (114 слов)

Прививать ученикам навыки здоровьесбережения  помогают пословицы, поговорки соответствующие данной теме.

Здоровье дороже денег.

          Здоровья не купишь.

          Болен - лечись, а здоров - берегись.

          Здоров будешь, всё добудешь.

          Чистая вода для хвори беда.

          Здоровье всего дороже.

          Здоровому все здорово.

          Здоровью цены нет.

На уроках математики использовать задачи, соответствующие этой теме:

Математика и знание своего тела

1. На пляже загорало 8 детей, а взрослых в 7 раз больше. Сколько взрослых загорало на пляже? Можно ли сказать, что дети и взрослые загорают, если это было в 13.00?

2. Два туриста загорали на пляже. Первый загорал 34 минуты, второй на 1 час 12 минут больше. Сколько минут загорал второй турист? Какие правила загорания вы знаете?

3. Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Сколько часов в неделю спит взрослый человек?

4. Ребёнок должен спать  11 ч в сутки. Сколько часов в неделю должен спать ребёнок?

5. Мальчик лёг спать в 10 ч вечера и проснулся в 8 ч утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни?

6. Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут?

7. Вес сердца взрослого человека 300 г, а ребёнка до года 30 г. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?

8. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Сколько это сантиметров, дециметров?

9. Длина новорождённого детёныша дельфина 150 см, а новорождённого ребёнка на 1 м меньше. Во сколько раз меньше новорождённый ребёнок, чем дельфинёнок?

 Математика и здоровое питание

1. В упаковке 100 таблеток поливитаминов. Они содержат 8 г витамина С.  Сколько нужно таблеток поливитаминов, чтобы принять 72 г витамина С?

2. В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты.  20 драже содержит 1 г витамина С. Сколько граммов витамина С в упаковке?

3. Каждый день ребята в школе выпивают по 200 г молока на завтрак. Сколько граммов выпивает наш класс, если в классе 23 человека? Сколько это литров?  

4. Дежурные сначала разнесли 4 подноса с 13 стаканами кефира на каждом подносе, потом ещё 29 стаканов сока. Сколько всего стаканов разнесли дежурные?

 Математика и здоровый образ жизни

1. Длина беговой дорожки стадиона равна произведению 5 и 80. Найди длину беговой дорожки (метры)?

2. Одно большое дерево выделяет в сутки  столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом наш класс, в 23 человека? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека?

3. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость пешехода – 5 км/ч. Во сколько раз скорость пешехода меньше скорости велосипедиста?

4. Спортсмен, рост которого 1 м 85 см, прыгая с шестом, преодолел планку на высоте, которая в 3 раза превышает его рост. На какой высоте стояла планка? На сколько сантиметров высота планки больше роста спортсмена?

5. Один спортсмен пробежал расстояние 800 м за 1 мин 41 с, а другой за 104 с. Чей результат лучше?

6. Спортсмен прыгнул в длину на 7 м 16 см. Это в 4 раза больше, чем его рост. Найди рост спортсмена?

7. В воскресенье в лыжный поход пошли 28 мальчиков, а девочек в 4 раза меньше.  Сколько девочек пошло в поход? Дима отказался от похода и остался дома играть на компьютере. Дайте совет Диме.

Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.

Произведения «Бедный принц» А. К. Куприна и «Зимний дуб» Ю. Нагибина (Лазарева Т. Литературное чтение: учебник для 4 класса), учат детей воспринимать природу как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья. В  стихотвореме «Витамин роста» Григорьева говорится детям о том, что растущий организм нуждается в витаминах, которые содержатся в моркови, поэтому ребёнку необходимо употреблять её в больших количествах.

Но наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения обладает учебный предмет «Окружающий мир». Содержание указанного курса обеспечивает младших школьников полными знаниями об организме человека, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

В учебнике «Окружающий мир» темы: «Тело человека», «Опорно-двигательная система», «Кожа», «Правила гигиены», «Режим труда и отдыха», «Физкультура и спорт», «Лекарственные растения», «Первая помощь при переломах и порезах», «Техника и человек». На уроках окружающего мира ученики знакомятся не только со строением и работой нашего организма, но и узнают о влиянии на него отрицательных последствий деятельности человека.

Таким образом, на каждом уроке дети получают конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учатся ими пользоваться, воспитывается чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. До сознания детей доводится мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.


 

МБЩУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов

МБЩУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Факторы, формирующие здоровье ребенка:

Факторы, формирующие здоровье ребенка:

На вас надеюсь я, друзья.

На вас надеюсь я, друзья.

Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть…

Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть…

О пользе сна.

О пользе сна.

В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты

В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020