Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Оценка 4.9
docx
09.04.2020
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 класс.docx

Пояснительная записка

         Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009
  2. Основной образовательной программы начальная школа начального общего образования МБОУ СОШ № 11

3.      Учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

1.      РамзаеваТ.Г.Учебник для 3 класса  начальной школы.  В 2 частях. – 12-е изд. М.: Дрофа,  2015.

2.      Рамзаева Т.Г., Савинкова Л.П.  Русский язык: тетрадь для упражнений по русскому языку и речи: 3 класс. В 2 частях. – 10-е изд. М.: Дрофа,  2015

3.      Рамзаева Т.Г., Щеголева Г.С. Русский язык. 3 класс. Книга для учителя. М.: Дрофа,  2013.

            Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;   

- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к    родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

         Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целой системе. Это предполагает выполнение следующих задач:

1)освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

2)знакомство учащихся с нормами литературного произведения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.

Общая характеристика учебного предмета

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учетом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

            Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие ре­чи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстника­ми, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалом служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и ре­чевых оборотов.

            Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русско­го языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обу­чение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтак­сические упражнения, аналитическая работа с различными текста­ми, их составление и обсуждение, выработка композиционных  умений.

На протяжении всего начального обучения  в третьем классе про­водится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников поль­зоваться толковым и орфографическим словарями.

            По мере развития навыка устных рассказов вводятся письмен­ные творческие работы - сочинения (обучающие). Сочинения иг­рают особую роль в развитии речи школьников. Их тематика мо­жет быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написа­нии сочинений отводится свободным высказываниям детей.

 На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написа­нию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. Поэтому непосредственно перед напи­санием сочинения не должно быть такой подготовительной рабо­ты, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образ­цов, предварительного устного рассказа по картине, орфографи­ческой, словарной подготовки. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы, начиная с первого класса.

В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последо­вательности и логической связи мыслей, стилистически грамотно­му изложению. Не менее важны и такие показатели качества со­чинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятель­ность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.

            Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включа­ются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочи­нениях. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.

            Выполнение программы ориентировано на организацию учеб­ного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой  сотрудничество учителя и учащихся, детей меж­ду собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное пос­тижение родного языка как предмета изучения, анализа различ­ных его сторон. 

Предпочтение отдаётся текущему контролю в виде устного опроса, тестов, самостоятельных работ.

 

  Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программапо курсу «Русский язык» предусматривает 170 часов в год (5 часов в неделю).

Данная рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:

- формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

По каждому разделу курса «Русский язык» прописаны предметные и метапредметные результаты с учётом того,  чему научится обучающийся и чему получит возможность научиться.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

-  ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной   в   учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок  учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

–  оценка     одноклассников на основе заданных  критериев успешности учебной  деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда,  вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию русского языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной  деятельности;

– чувства    сопричастности и гордости  за свою Родину и народ;

– представления о своей гражданской  идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о  красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем   ориентиры  действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить  необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителя ми,  товарищами, другими лицами;

–  принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные  действия  в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать  и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– на основе  результатов решения практических задач делать   теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых  фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД:                           

Обучающийся научится:

–  пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в  учебной литературе;

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов  решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез  как составление целого из частей;

–  проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям  (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно - следственные связи  в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и  самостоятельно);

– подводить   анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть  речи  – самостоятельная часть  речи  – имя  существительное– одушевленное/неодушевленное ит.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся  получит возможность научиться:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять  информацию  из сообщений разных видов (в т.ч. текстов)    в   соответствии с учебной  задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

– проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и  без  указания количества групп;

– обобщать (выводить  общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

– выбирать   адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во  фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать  вопросы,   адекватные данной ситуации, позволяющие оценить  ее впроцессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию  партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему  решению (при работе в группе, в паре);

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметными результатамиизучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звукобуквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами, правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне)

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

-разбирать по составу доступные слова;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

-производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам;

-выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

осознавать важность орфографически  грамотного письма;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Новизна и отличие  данной рабочей программы заключается в следующем: раздел «Состав слова»  дополнен темами «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова»; перераспределены часы между разделами программы; изменён список слов с непроверяемым написанием.

Темы «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова» внесены в раздел «Состав слова», так как слова с данными орфограммами часто встречаются в речи и дети должны знать их написание и способы проверки. Перераспределение часов между разделами программы связано с включением в неё новых тем и обусловлено уровнем подготовки детей данного класса. Список слов с непроверяемым написанием изменён в соответствии с новым учебником по русскому языку.

Освоение содержания данной рабочей программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, экологией и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады.

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала. Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий. Деятельность младших школьников организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий,  контроля и коррекции.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

-групповая, парная, индивидуальная деятельность.

            Специфические для  учебного курса формы контроля  освоения обучающимися содержания образовательной программы:

Текущий: устный опрос; диктант, тест, практическая работа.

Промежуточный: тематическая проверочная работа, грамматическое задание, изложение, сочинение, тестовые задания, творческие работы,  самостоятельная  работа.

Итоговый: контрольная работа, тест, контрольное списывание, контрольный диктант диагностическая  работа, комплексная контрольная  работа.

В классе 23 обучающихся. Уровень учебных возможностей класса средний и ниже среднего, однако есть группа детей, которые усваивают программу на достаточно высоком уровне, поэтому в содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований в соответствии со стандартом и  не требующий корректировки в содержании авторской программы, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор обучающихся, познакомить их с интересным материалом по русскому языку.

Особое внимание при планировании личностных и метапредметных результатов  уделяется тем универсальным учебным действиям, недостаточный уровень сформированности которых был выявлен по результатам диагностики УУД во 2-м классе.

 

Содержание программы (170 часов)

1.Повторение изученного во 2 классе (16 ч)

Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных.  Мягкие и твердые согласные. Слово  как единица речи. Значимые части слова. Корень слова. Слова однокоренные. Предложение. Словосочетание. Текст (описание, повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация.

2. Предложение. Словосочетание (12 ч)

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие), понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Предложения распространенные и нераспространенные. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

3. Текст (3 ч)

Понятие «тема текста». Основная мысль текста. Заголовок текста.

4. Состав слова (15 ч)

Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка – значимая часть слова. Суффикс. – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Родственные слова. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне  слова.

5. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова (10 ч)

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

6. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (18 ч)

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

7. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (9 ч)

Правописание слов. Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных.

8. Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками (12 ч)

Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова. Правописание приставок и предлогов. Раздельное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный ь и ъ.

9. Части речи  (63 ч)

Части речи. Местоимение как часть речи. Части речи и члены предложения. Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам. Обобщение сведений о частях речи.

Имя существительное. Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические признаки  имени существительного. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам.

Имя прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак  предмета. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь прилагательных с существительными. Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам, родам. Согласование прилагательных с именами существительными. Значение и употребление в речи имен прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Роль  глаголов в предложении. Употребление глаголов. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Время глаголов. Неопределенная форма глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками. Правописание частице не с глаголами.

10. Повторение изученного за учебный год (12ч)

Роль слова и предложения в речи. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Правописание приставок. Разделительные ь и ъ. части речи.

 

Тематическое планирование

 

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1.

  Повторение изученного во 2 классе  -  16 ч

 

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определить грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова омонимичными корнями.

Различать слово и слог, звук и букву, перенос слов.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Раздел 2.

Предложение. Словосочетание – 12 ч

 

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложения.

Обосновывать знаки препинания в конце предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов  связь   между словами в словосочетании и предложении.

Различать словосочетание и предложение.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам».

Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения

предложение по членам разбирать предложение  по членам.

Составлять предложение из деформированных слов,  словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Раздел 3.

Текст – 3 ч

 

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Раздел 4.

Состав слова – 15 ч

 

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Выделять в словах основу слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения окончания.

Объяснять окончания  и предлога в предложении. Выделять в словах приставки и суффиксы.

Формулировать определения приставки и суффикса.

Объяснять значение приставок и суффиксов в слове.

Образовывать слова с помощью приставки  и суффикса.

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Характеризовать алгоритм разбора слов по составу, использовать его.

Оценивать результаты выполненного задания.

Раздел 5.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова – 10 ч

 

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста,

находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 6.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне – 18 ч

 

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Редактировать предложения с безударными гласными в корне.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать результаты выполненного задания.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 7.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне – 9 ч

 

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 8.

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками – 12 ч

 

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Редактировать предложения с безударными гласными в корне.

Раздел 9.

Части речи  - 63 ч

Местоимение как часть речи– 2 ч

 

 

 

Имя существительное – 20 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя прилагательное – 16 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол – 25 ч

 

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Распознавать местоимения среди слов других частей речи, определять лексическое значение местоимений.

 

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

Определять падеж имён существительных

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).

Правильно употреблять в речи словосочетания  с шипящими на конце.

 

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов;

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении тексте подбирать  к слову антонимы и синонимы находить в них необходимую информацию о слове.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в Развитие и обогащение словарного запаса именам прилагательными единственном числе.

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных имён существительных.

Определять форму числа имени прилагательного, изменить имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

 

Распознавать глаголы среди других частей речи.

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов

Выделять в текстах – рассуждение причину явлений, событий.

Распознавать число  глагола. Изменять глаголы по числам.

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Узнавать неопределенную  форму глагола по вопросам.
Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глагола.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, - о)

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени.

Работать с орфоэпическим словарём.

Распознавать время   глагола. Изменять глаголы по временам. 

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Раздел 10.

Повторение изученного за учебный год – 12 ч

 

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач ииспользоватьалгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

 


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 3 класс

 

план

тема

факт

1

02.09

1. Речь.

 

2.

03.09

2.Предложение..

 

 

3.

04.09

3. Текст – единица  языка и речи.

 

4.

05.09

4. Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов

 

5.

06.09

5. Распознавание слов по вопросам.

 

6.

09.09

6. Имена собственные. Заглавная буква.

 

7.

10.09

7. Однокоренные слова.

 

8

11.09

8.Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я.

 

9

12.09

9. Слово и слог. Перенос слов.

 

10

13.09

10. Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

 

11

16.09

11. Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чн,  чк

 

12

17.09

12. Разделительный мягкий знак. Словарный диктант.

 

13.

14

18.09

19.09

13.  Звонкие и глухие согласные звуки,  Обозначение их буквами

14..Звонкие и глухие согласные звуки,  Обозначение их буквами.

 

15

20.09

15.Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их  буквами.

 

16

23.09

16.Входной  контрольный диктант.

 

17.

24.09

 Работа над ошибками. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

 

18

25.09

2.Восклицательные предложения.

 

19

26.09

3.Сочинение по картине Левитана « Золота осень»

 

20

27.09

4. Работа над ошибками. Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме.

 

21

30.10

5.Обучающее изложение по вопросам «Концерт для пингвинов».

 

22

01.10

6..Работа над ошибками. Главные  и второстепенные члены предложения.

 

23

02.10

7.Связь слов в предложении.

 

24

03.10

8.Словосочетание

 

25

04.10

9.Проверочная работа по теме «Предложение и словосочетание».

 

26

07.10

10. Сочинение на тему «Забавный случай с моим домашним животным»

 

27

08.10

11. Анализ сочинения . Закрепление.

 

28

29

10.10

11.10

1. Текст.

2. Тема .

 

30

14.10

3. Обобщение изученного по теме «Текст». Проверочная работа « Текст»

 

31-

32

15.10

16.10

1.Однокоренные слова . Два признака однокоренных слов.

2.Корень слова. Письмо по памяти.

 

33-34

17.10

18.10

3. Понятие об окончании.

4.Окончание и его роль в предложении. Словарный диктант

 

35

21.10

5. Сочинение по серии картинок. Хоккей

 

36

22.10

6.Анализ сочинения. Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке.

 

37

23.10

7. Приставка и суффикс как значимые части слова.

38

24.10

8. Суффикс – значимая часть слова . Образование слов.

39

25.10

9.Приставка – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

40

28.10

10 Контрольный диктант за  I  четверть.

 

41

42

29.10

30.10

11.12. Анализ диктанта. Суффикс и приставка.

 

 

43

31.10

13Повторение по теме состав слова.

 

44

01.11

14. Изложение текста по вопросам.«Не смей»

 

45

2ч 11.11

15. Работа над ошибками. Закрепление.

 

46

10.11

1. Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

 

47

13.11

2. Проверка слов с парными согласными в корне.

 

48

14.11

3. Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне и середине слова.

 

49

15.11

4. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

 

50

16.11

5. Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.«Макс озорник»

 

51

17.11

6. Работа над ошибками. Закрепление.

 

52-

53

20.11

21.11

7-8. Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

 

54

22.11

9.Контрольный диктант по теме «Парные согласные».

 

55

23.11

10. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Закрепление по теме Глухие и звонкие в корне слова.

 

56

24.11

1. Безударные  гласные в корне слова.

 

57

27.11

2. Правописание слов с проверяемыми безударными  гласными  в корне.

Словарный диктант.

 

58

28.11

3.Сочинение по картинке «Зимние забавы детей».

 

59

29.11

4.Анализ сочинения. Закрепление по теме Безударные гласные в корне.

 

60

30.11

5. Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных  в корне. Тест.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 

61

01.12

6. Упражнение в проверке безударных гласных. Письмо по памяти.

 

62

04.12

7.Деление текста на части. Закрепление.

 

63

05.12

8. Обучающее изложение « Бурундук»

 

64

06.12

9.Работа над ошибками. Закрепление.

 

65

07.12

10. Закрепление. Восстановительный диктант.

 

66

67

08.12

11.12

11.12 Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё.

 

68

69

12.12

1212

13.14Правописание слов  с двумя безударными гласными в корне.

 

70

12.12

15. Административная контрольная работа по русскому языку

 

71

14.12

16. Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова

 

72

15.12

17. Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова. Словарный диктант.

 

73

18.12

18. Контрольный диктант по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне».

 

74

19.12

19.Работа над ошибками. Закрепление.

 

75

20.12

1. Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне

 

76

21.12

2. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

 

77

78

22.12

25.12

3. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

4.Правописание слов типа чудесный, опасный.

 

79

26.12

5.Проверочная работа по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

 

80

27.12

6. Работа над ошибками. Закрепление.

 

81

82

28.12

7. Обобщение правил правописания корней слов.

8.Сопоставление правил о написании глухих, звонких и непроизносимых согласных.

 

83

29.12

Обучающее изложение

 

84

 

1. Работа над ошибками.

Приставка – значимая часть слова.

 

85

 

2.Правописание приставок.

 

86

 

3.Правописание безударных гласных в приставке и в корнях  слов.

 

87

 

4. Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне.

 

88

 

5.Правописание предлогов и приставок.

89

 

6. Упражнение в правописании предлогов и приставок. ТЕСТ

 

90

 

7.Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану и вопросам.

 

91

 

1. Работа над ошибкам.

Разделительный твёрдый  знак.

 

92

 

2. Мягкий и твердый разделительные знаки. Словарный диктант

 

93

 

3.Написание слов с разделительным мягким и твердым  знаком.

 

94

 

4. Проверочная работа по теме «Состав слова»

 

95

 

5. Работа над ошибками.

Написание слов с разделительным мягким и твердым  знаком.

 

96

 

1. Понятие о частях речи.

 

97

 

2. Общее понятие о местоимении как части речи.

 

98

 

3. Упражнения в определении частей речи.

 

99

100

 

 

4. Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам.

5.Части речи и их правильное употребление.

 

101

 

1.Имя существительное и его роль в речи.

 

102

 

2.Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

 

103

 

3.Обучающее изложение «Яхта «Спасибо».

 

104

 

4. Работа над ошибками. Большая буква в именах собственных.

105

 

5.Род имен существительных.

 

106

 

6. Род имен существительных в единственном и во множественном числе.

 

107

 

7. Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

 

108

 

8. Родовые окончания имен существительных. Словарный диктант.

 

109

 

9. Изменения имен существительных по числам.

 

110

 

10.Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словом.

 

111

 

11. Отработка умения склонять имена существительные в единственном числе.

 

112

113

 

12.13. Упражнения в определении падежей.

 

114

 

14. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану и опорным словам.

 

115

 

15. Работа над ошибкам. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

 

116

 

16. Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

 

117

118

 

17.Диктант по теме «Имя существительное»

18. Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных.

 

119

 

1.Имя прилагательное и его роль в речи.

 

120

 

2. Употребление имён прилагательных в речи.

 

121

 

3.Обучающеесочинение по картинке и опорным словам

 

122

 

4. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы.

 

123

 

5. Текст – описание. Контрольное списывание

 

124

 

6. Упражнение в употреблении имен прилагательных.

 

125

 

7. Упражнение в употреблении имен прилагательных. Словарный диктант

 

126

 

8. Контрольный диктант за 3 четверть.

 

127

 

9. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

 Изменение имен прилагательных по родам.

 

128

 

10. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

 

129-

131

 

4 четверть

11.12.13 Упражнение в правописании родовых окончаний имен прилагательных.

 

132

 

14. Развитие речи. Обучающее изложение научно – познавательного текста по коллективно составленному плану. «Как удалось остановить пески»

 

133

 

15 Работа над ошибками, допущенными в изложении.

 

134

 

16. Обобщение знаний об именах прилагательных.

Проверочная работа по теме « Имя прилагательное»

 

135

 

1 Работа над ошибками . Понятие о глаголе как части речи

 

 

136

 

2 Роль глагола в предложении.

 

137

 

3 Глаголы – синонимы и  глаголы – антонимы.

 

138

 

4 Употребление глаголов в прямом и переносном смысле

 

139

 

5 Текст-рассуждение.

 

140

 

6. Изменение глаголов по числам.

 

141

 

7 Обучающее изложение «Служебная собака Джульбарс».      

 

142

 

 

8. Работа над ошибками, допущенными при написании изложения. Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

 

143

 

9. Понятие о временных формах глагола.

 

144

 

10. Упражнения в определении времени глагола. Словарный диктант.

 

145

 

11. Неопределенная форма глагола. Речевой этикет. Составление приглашения.

 

146

 

12. Изменение глаголов по временам.

 

147

 

13.Упражнение в определении времени и в изменении глагола по времени.

 

148

 

14. Наблюдение над изменением по родам глаголов в прошедшем времени

 

149

 

15. Употребление глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов с приставками

 

150

 

16. Употребление и правописание частицы не с глаголами.

 

151

 

17. Упражнение в написании глаголов с частицей не.

 

152

 

18. Проверочная работа по теме «Глагол».

 

153

 

19. Работа над ошибками, допущенными в работе. Обобщение знаний о глаголе.

 

154

 

20. Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

 

155

 

21. Обучающее изложение  «Наташина высота»

 

156

 

22. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Закрепление.

 

157

 

23 Контрольный диктант по теме « Глагол»

 

158

 

1.Работа над ошибками. Слово и предложение.

 

159

 

2.  Текст. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова Словарный диктант.

 

160

 

3. Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне  слова.

 

161

 

4. Правописание букв в корнях слов.

 

162

 

5. Контрольный  работа за 3  класс.

 

163

 

 

6. Работа над ошибками. Правописание слов с приставками, с разделительными   ъ  и ь знаками.

 

164

 

7 Правописание  слов с безударной гласной, непроизносимой согласной

 

165

 

8.Контрольное списывание

 

166-167

 

9-10.  Работа над ошибками. Упражнение в написании проверяемых и непроверяемых гласных корня (повторение слов из словаря для справок).

 

168

169

 

11.12.Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

 

170

 

13. Части речи.

 

 


 

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Большое значение имеют синтак­сические упражнения, аналитическая работа с различными текста­ми, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений

Большое значение имеют синтак­сические упражнения, аналитическая работа с различными текста­ми, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Познавательные УУД:

Познавательные УУД:

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей…

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей…

Особое внимание при планировании личностных и метапредметных результатов уделяется тем универсальным учебным действиям, недостаточный уровень сформированности которых был выявлен по результатам диагностики

Особое внимание при планировании личностных и метапредметных результатов уделяется тем универсальным учебным действиям, недостаточный уровень сформированности которых был выявлен по результатам диагностики

Глагол. Значение и употребление в речи

Глагол. Значение и употребление в речи

Формулировать определения окончания

Формулировать определения окончания

Части речи - 63 ч Местоимение как часть речи– 2 ч

Части речи - 63 ч Местоимение как часть речи– 2 ч

Раздел 9. Части речи - 63 ч

Раздел 9. Части речи - 63 ч

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

Текст. 2. Тема . 30 14

Текст. 2. Тема . 30 14

Анализ сочинения. Закрепление по теме

Анализ сочинения. Закрепление по теме

Правописание предлогов и приставок

Правописание предлогов и приставок

Работа над ошибкам. Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Работа над ошибкам. Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Роль глагола в предложении. 137 3

Роль глагола в предложении. 137 3

Контрольное списывание 166-167 9-10

Контрольное списывание 166-167 9-10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020