Ход мастер-класса по проектной деятельности
Оценка 4.9

Ход мастер-класса по проектной деятельности

Оценка 4.9
Семинары
doc
другое
1 кл—5 кл
16.05.2024
Ход мастер-класса по проектной деятельности
В данной работе показан поэтапный ход мастер-класса по проектной деятельности
Ход мастер-класса по проектной деятельности.doc

Никитенко Оксана Борисовна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №100»

Ленинского района

города Саратова

 

Ход мастер-класса по теме

«Организация проектной деятельности на уроках

в начальной школе»

 

- Добрый день, коллеги!

- Предлагаю начать работу с разминки «Собери фразу».

«Дорога в тысячу миль начинается с первого шага»

Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага» - гласит китайская мудрость. Сделав его, ты начинаешь идти по дороге, и чем дальше ты идешь, тем труднее становится. Повернуть назад невозможно, потому что невозможно вернуть вчерашний день

- Антуана де Сент – Экзюпери сказал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

- Тема мастер-класса «Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе».

      Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И начальная школа, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник, какими качествами он должен обладать.
    Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Метод проектной деятельности:

- организует процесс подготовки мышления обучающихся;

- формирует УУД; 

- развивает творческое воображение, изобретательность, находчивость, сообразительность, интеллектуальные способности, креативность;

- создает условия для включения в деятельность, выявления затруднения.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

·                   Загадайте число.

·                   Прибавьте столько же.

·                   Прибавьте 10.

·                   Разделите на два.

·                   Отнимите задуманное.

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.

Ну что, продолжаем работу? (все гости уже сидят таким образом, что сформированы  группы).

Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста, текст.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.  Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег. 

 «Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.  В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.

Задание 1.

1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)

2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)

3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)

4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин)

6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

Посмотрим, что у вас получилось. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.

Задание 2. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.

1.                 Выдвижение проблемы, цели проекта.

2.                 Планирование.

3.                 Выполнение проекта.

4.                 Анализ результатов.

5.                 Защита проекта.

Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта.

Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации —Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его. Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Особенности работы над проектом в начальной школе:

                    Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

                    Длительность выполнения проекта 1 - 2  недели в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 урока.

                    Ставить вместе с детьми  учебные цели.

                    Можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками информации.

Практическая часть.

1 этап – проблема.

Сегодня я предлагаю вам стать участниками проектной деятельности на тему: «История города, в котором живу». В чем проблема, почему мы можем взять эту тему? 

Тема проектной работы является актуальной на сегодняшний день. Как много мы знаем о городе, в котором живем? Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одним и тем же улицам, видят знакомые здания, природу, общаются с одними и теми же людьми, не задумываясь о том, насколько они свыклись со своим городом, породнились с ним, стали близкими друзьями.

«Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера». – сказал известных поэт 20 века Иосиф Бродский.

Собственная история есть у человека, у дома, улицы, на которой он живет, у памятников, украшающих его край, несущих многолетнюю память и значение. А когда возник наш город? Всегда ли он был таким, какой есть сейчас?  

 

2 этап – проектирование.

- Какую цель и задачи будет решать этот проект?

Цель проекта:  узнать, когда был образован Саратов. Рассмотреть старые фотографии города и сравнить с современным обликом. Познакомиться с историей площадей Музейной и Соборной.

 

Задачи проекта:

ü собрать информацию о происхождении  города;

ü посетить областной краеведческий музей и архив с целью собрать

информацию для ответов на поставленные вопросы;

ü посетить исторические места нашего города, собрать фотоматериал;

ü провести интервью с жителями  города Саратов ;

ü по результатам исследования сделать вывод и поделиться своими

знаниями с другими учащимися;

ü создать презентацию проекта.

 

3 этап – поиск информации.

- Где мы можем найти информацию по данному проекту?

 

4 этап –  продукт.

Предлагаю поработать в группах. Изучить материал, составить свою страницу газеты.

1 группа собирает материал по изучению основания Саратова;

2 группа изучает историю Музейной площади;

3 группа изучает историю Соборной площади (площадь Чернышевского Н.Г.);

4 группа готовит вопросы для анкетирования, проводит интервью. 

 

5 этап – презентация.

Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад чтобы получить конкретный результат.

 

Следующий этап – оценивание. Вы же будете выступать в роли экспертов по защите каждой части проекта.

Критерии оценки проекта:

1.     значимость и актуальность темы;

2.     самостоятельность работы над проектом;

3.     полнота и правильность раскрытия темы;

4.     оригинальность решения проблемы;

5.     артистизм и выразительность выступления при защите проекта;

6.     раскрытие содержания проекта во время презентации;

7.     ответы на вопросы во время защиты проекта;

8.     качество выполнения продукта проектной деятельности.

 

Рефлексия

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например _____________
Это произошло, потому что )____________
Если бы я начал работу заново, я бы ___________
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы __________
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ______________
Работа над проектом показала мне _______________

И в заключении хочется сказать. Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.

«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил…

Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова!

Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться!

УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Вопросы к тексту

1)   С чем столкнулся мудрец на берегу реки?

2)   Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?

3) Чем занимались ученики в сказке?

4) Как быстро построили лодку и почему?

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду?

6) Каков результат этой истории?

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?


Задание 2

 

Поставить в соответствие ответы, полученные в первом задании с этапами проекта:

 

1.               надо переправиться через реку

 

A.             анализ результатов

 

 

 

2.               нарисовал схему, произвел расчеты

 

B.             выполнение проекта

 

 

 

3.               начали строить, опираясь на план

 

C.             планирование

 

 

 

4.               проверили нет ли трещин

 

D.             защита проекта

 

 

 

5.               переправились через реку

 

E.              выдвижение проблемы, цели проекта 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

 

Критерии оценивания проекта:

 

 

№ п/п

Критерий

Балл (0-5 баллов)

1.      

Значимость и актуальность темы

 

 

2.      

Самостоятельность работы над проектом

 

3.      

Полнота и правильность раскрытия темы

 

4.      

Оригинальность решения проблемы

 

5.      

Артистизм и выразительность выступления при защите проекта. Работа в команде

 

6.      

Раскрытие содержания проекта во время презентации

 

7.      

Ответы на вопросы во время защиты проекта

 

8.      

Качество выполнения продукта проектной деятельности

 

 

                                                                             ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

                                        Рефлексия

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например _____________________________________________

_________________________________________________________________

Это произошло, потому что __________________________________________

__________________________________________________________________

Если бы я начал работу заново, я бы ____________________________________

____________________________________________________________________

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы _____________________________________________________________________

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как _____________________

______________________________________________________________________



Работа над проектом показала мне ________________________________________


Никитенко Оксана Борисовна, учитель начальных классов

Никитенко Оксана Борисовна, учитель начальных классов

Метод проектной деятельности: - организует процесс подготовки мышления обучающихся; - формирует

Метод проектной деятельности: - организует процесс подготовки мышления обучающихся; - формирует

Ну что, продолжаем работу? (все гости уже сидят таким образом, что сформированы группы)

Ну что, продолжаем работу? (все гости уже сидят таким образом, что сформированы группы)

Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин) 6)

Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин) 6)

Практическая часть. 1 этап – проблема

Практическая часть. 1 этап – проблема

Предлагаю поработать в группах

Предлагаю поработать в группах

И в заключении хочется сказать

И в заключении хочется сказать

Вопросы к тексту 1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? 2)

Вопросы к тексту 1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? 2)

Задание 2 Поставить в соответствие ответы, полученные в первом задании с этапами проекта: 1

Задание 2 Поставить в соответствие ответы, полученные в первом задании с этапами проекта: 1

Приложение 2 Критерии оценивания проекта: № п/п

Приложение 2 Критерии оценивания проекта: № п/п

Приложение 3

Приложение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024