Холодная война. Практическая работа № 25
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Холодная война. Практическая работа № 25

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Холодная война. Практическая работа № 25
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 25.doc
Раздел 13.  Мир во второй половине ХХ в. Тема 13.1.  Холодная война Практическая работа № 25    Тема:   Холодная война  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые знания. Учебные задачи:   научиться работать с источниками, научиться   обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике,   научиться работать со схемами, научиться работать с памятками­алгоритмами. Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать  документальную базу по исторической  тематике,  работать с кластером, схемами, памятками­алгоритмами.  Задачи практической работы 1.  Повторить материал по теме   2. Ответить на вопросы 3.  Прочитать отрывок из исторического источника и ответить на вопросы 4.   Ознакомиться с различными точками зрения на происхождение «холодной войны» и  определить свою позицию. 5.    Прочитать текст и ответить на вопросы. 6.    Прочитать текст и ответить на вопросы. Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме  После   окончания  второй   мировой   войны    возникло   противостояние   между   странами коммунистического   лагеря   с   одной   стороны   и   западными   капиталистическими   странами   с другой. Между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно, как соперничество за господство в новом послевоенном мире. Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия, между   двумя   моделями   общества   социалистической   и   капиталистической.   Запад   опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а также, амбиции политических лидеров. 1 Историки выделяют следующие этапы холодной войны: 5 марта 1946 г. – 1953 г. ­ Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран, для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а также, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.  1953   г.  –   1962  г.   ­  В   этот  период   холодной   войны,   мир   находился   на   грани   ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии,   События   в   ГДР   и,   ранее,   в   Польше,   а   так   же   Суэцкий   кризис.   Международная напряженность   возросла   после   разработки   и   успешного   испытания   СССР   в   1957   г. межконтинентальной   баллистической   ракеты.   Однако   угроза   ядерной   войны   отступила, поскольку   теперь   Советский   Союз   получил   возможность  нанести   ответный   удар   по  городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами, Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств ­ Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия. 1962 г. – 1979 г. ­ Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих   стран.   Разработка   и   производство   новых   видов   вооружений,   требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз­Аполлон». Однако к началу 80­х, СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.  1979   г.   –   1987   г.   ­   Отношения   между   СССР   и   США   вновь   обостряются   после   ввода советских войск в Афганистан. США размещает в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии,   Дании,   Англии,   ФРГ,   Бельгии.   Ведется   разработка   системы   противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении, находится в постоянной боевой готовности.  1987 г. – 1991 г. ­ Приход в 1985 г. к власти в СССР Горбачева, повлек за собой не только глобальные   перемены   внутри   страны,   но   и   радикальные   изменения   во   внешней   политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали   экономику   Советского   Союза,   что   привело   к   фактическому   поражению   страны   в холодной войне.  Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более   поддерживать   гонку   вооружений,   а   также,   просоветские   коммунистические   режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной   войны   оказались   для   СССР   удручающими.   Символом   победы   Запада   стало воссоединение в 1990 г. Германии. В   результате,   после   того,   как   СССР   потерпел   поражение   в   холодной   войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США.   Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 2 1. Назовите    причины «холодной войны». 2. В чем выражалось противостоянии США и СССР в годы «холодной войны»?     3.  Назовите основные этапы «холодной войны». 4.  Назовите  итоги «холодной войны»  для СССР и стран Запада?  Задание 1.   Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы Задания для практического занятия Уинстон Черчилль.  Речь в Фултоне. Вестминстерский колледж, Фултон, Миссури, 5 марта 1946 г. (Выдержки) ...Соединенные   Штаты   достигли   ныне   вершины   мирового   могущества.   Это   славный момент   для   американской   демократии.   С   этой   мощью   должна   сочетаться   огромная ответственность за будущее. Если вы посмотрите вокруг себя, вы должны ощущать не только чувство   исполненных   обязательств,   но   и   беспокойство,   боязнь   не   потерять   достигнутое. Возможности наши теперь ясны и понятны для обеих наших стран. На ту часть мира, которая недавно еще была освещена победой союзников, ныне пала тень. Никто не знает, что советская Россия и коммунистическая  всемирная организация намерены делать   в   ближайшем   будущем   и   каковы   пределы   их   экспансионистских   планов   и   желаний обращать мир в свою веру.  От   Штеттина   на   Балтике   до   Триеста   на   Адриатике   поперек   континента   протянулся железный   занавес.   По   ту   сторону   воображаемой   линии   все   столицы   древних   государств Центральной и Восточной Европы – Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София; все эти известные города и области вокруг них находятся в том, что я должен называть советской сферой. Там все подчинено в той или иной форме не просто советскому влиянию, но очень сильному и во многих случаях чрезвычайно сильному контролю Москвы. Только Афины – Греция   с   бессмертной   ее   красотой   является   свободной   в   выборе   своего   будущего   под британской,   американской   и   французской   защитой.   Контролируемое   русскими   польское правительство   было   поощрено   делать   большие   и   неправомерные   нападки   на   Германию   и осуществило   массовые   изгнания   миллионов   немцев   в   масштабе   печальном   и   невообразимом. Коммунистические   партии,   которые   были   очень   небольшие   во   всех   восточно­европейских государствах,   дорвались   до   власти   и   повсюду   получили   свой   неограниченный   тоталитарный контроль над обществами. Полицейские правительства преобладают в этой части мира, и кроме пока Чехословакии, нигде там нет никакой настоящей демократии… Турция   и   Персия   также   глубоко   встревожены   и   обеспокоены   требованиями,   которые предъявляет   к   ним   московское   правительство.   Русские   сделали   попытку   создать квазикоммунистическую партию в Берлине, в их зоне оккупации Германии, особо поддерживая группу левых немецких лидеров... Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в их зоне, это причинит новые серьезные трудности в британской и американской зонах и разделит побежденных немцев между Советами и западными демократическими государствами. 3 Любые выводы могут быть сделаны из этих фактов, и факты таковы: это, конечно, не та освобожденная Европа, за которую мы боролись… Однако   в   большом   числе   стран,   далеких   от   российских   границ,   и   во   всем   мире коммунистические   пятые   колонны   дестабилизируют   жизнь,   действуя   в   полном   единстве   и абсолютном повиновении указаниям, которые они получают от коммунистического центра. Даже в Британском Содружестве наций и в Соединенных Штатах, где коммунизм еще в младенчестве, коммунистические   партии,   или   пятые   колонны,   являют   собой   всевозрастающий   вызов   и опасность   для   христианской   цивилизации.   Эти   факты   могут   многим   показаться   слишком мрачными, чтобы говорить о них на другой день после победы, достигнутой благодаря великому братству по оружию и стремлению к свободе и демократии, – но мы должны их знать, чтобы не сидеть, сложа руки, когда еще есть время что­то сделать. Я чувствовал себя обязанным показать ту тень, которая, как на Западе, так и на Востоке, падает ныне на мир. Если население англоговорящих наций Содружества объединится с США во всем, что такое сотрудничество подразумевает: в воздухе, в море, на суше на всем пространстве земного шара и в науке, и в промышленности, и в моральной силе, – то не сможет произойти никакого случайного изменения в равновесии сил, чтобы ввести кого­либо в искушение впасть в амбиции или осуществлять авантюры. Напротив, такой союз будет давать высокие гарантии безопасности. Вопросы к документу: 1. Какую роль в переходе к открытому противостоянию сыграла роль Черчилля в Фултоне? 2. Объясните смысл выражения «железная завеса». 3. Кто, по мнению Черчилля, виновен в развязывании «холодной войны»: 4. Кто, по вашему мнению, начал «холодную войну»? 5.   Какие   меры   предложил   принять   Черчилль     для   борьбы   с   советской   военной   и политической угрозой? Задание 2. Ознакомьтесь с различными точками зрения и определите свою  позицию. Чья точка зрения о происхождении “холодной войны” , на ваш взгляд, является наиболее убедительной?” А.  На Западе широкое распространение получила версия о том, что начало “холодной войны”   положили   действия   Советского   Союза   в   1945   г.,   направленные   на   то,   чтобы “социализировать” страны Восточной Европы, использовав нахождение в них советских войск, с помощью местных компартий подорвать демократические режимы в странах Западной Европы. Действия   США   и   других   стран   Запада,   чтобы   воспрепятствовать   этому,   были   ответными, вынужденными. Б.  Считается, что с речи Черчилля в Фултоне (март 1946 г.) началась международная политика   “холодной   войны”.   На   самом   деле   первые   “выстрелы”   в   “холодной   войне”   были сделаны американской стороной сразу после смерти президента США Ф. Рузвельта 12 апреля 1945 г.  4 “Русским, ­ писал 5 января 1946 г. сменивший Рузвельта на посту президента США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирнсу, ­ нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы”. В.  Все   ли   было   сделано   Советским   Союзом   в   самом   начале,   чтобы   не   допустить развязывания “холодной войны”, доведения ее под час до грани “горячей”? Ответ на этот вопрос пытается дать Г.М. Корниенко в статье : “Холодная война”: истоки, причины, последствия”. По его мнению, Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточных усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после Второй   мировой   войны,   не   всегда   используя   в   должной   мере   политические   средства,   хотя, бесспорно, главная ответственность за развязывание “холодной войны” лежит на США. Г. Американский историк Дж. Геддис предлагает: “Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала “холодной войны” ­ и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия   заключалась   в  том,   что  каждая   из   сторон  добивалась  своей  цели  в  одностороннем порядке   вместо   того,   чтобы   действовать   сообща.   Поэтому   следует   закрыть   вопрос   о происхождении   “холодной   войны”   совместными   констанциями,   заявив,   что   все   мы   просто оказались “без вины виноватыми”. Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. В июне 1947 г. США провозгласили план Маршалла (названный по имени госсекретаря Дж.   Маршалла),   обещая   выделить   щедрую   помощь   для   возрождения   народного   хозяйства Европы. СССР и страны Восточной Европы получили официальное приглашение участвовать в этом   проекте.   По   словам   ветерана   советской   дипломатии   А.А.   Александрова­Агентова, американский   план   был  «смелый,   далеко   идущий   шаг»,  который  «с   помощью   вливания миллиардов американских долларов быстро и эффективно помог поднять на ноги экономику западноевропейских союзников США, а заодно радикально устранить влияние коммунистов и других левых сил в решающих сферах политической жизни, и прежде всего в правящем аппарате этих государств». С самого начала американские политики рассчитывали, что сталинский режим ответит отказом от помощи, и оказались правы. Первоначально Сталин и Молотов решили, что речь идет о   новом   варианте   военного   ленд­лиза.   Многие   советские   финансисты   и   хозяйственники надеялись  получить доступ к американским  кредитам  и технологиям.  В конце июня 1947 г. Молотов с большой делегацией экспертов выехал в Париж для переговоров с правительствами Франции и Великобритании, стремясь разведать детали американского предложения. 29 июня Молотов телеграфировал Сталину из Парижа, что американцы хотят внедриться в экономику европейских  стран и  подчинить  их  торговлю  своим  интересам.  Советские  агенты  на Западе, прежде всего в Лондоне, представили данные, которые еще более разожгли подозрения Сталина. Вождь решил, что план Маршалла представляет огромную опасность: США хотят  «втянуть» экономику стран Восточной Европы и всей Германии в капиталистическую сферу. Это, с точки зрения   Сталина   означало   не   только   угрозу   потери   советского   влияния   в   Центральной   и Восточной Европе, но и строительство экономического, а потом и военно­политического блока 5 европейских   стран,   направленного   против   СССР.   Под   сильнейшим   давлением   из   Кремля правительства  Польши,  Чехословакии   и  других  восточноевропейских  стран  были   вынуждены отказаться  от участия в плане Маршалла.  В конце сентября 1947 г. в укромном местечке в Южной Польше состоялось секретное совещание лидеров компартий стран Восточной Европы, Югославии,  Франции и Италии. Сталин послал туда Маленкова и Жданова. Жданов огласил собравшимся новую сталинскую доктрину: мир раскололся на два лагеря: «мира демократии» во главе   с   СССР   и  «антидемократический,   империалистический»  лагерь   во   главе   с   США.   По указанию   Сталина   было   создано   Информационное   бюро   компартий   (Коминформ),   которое действовало,   как   и   Коминтерн,   следуя   инструкциям   Кремля.   Сталин   мобилизовал   всех европейских коммунистов на срыв американского плана. Вопросы к тексту: 1. В чем сущность «плана Маршалла»? 2. Каковы истинные цели этого плана? 3. Какие страны отказались участвовать в этом проекте, почему? 4. Как вы думаете, кто должен был помочь отказавшимся от  «плана Маршалл»  странам в восстановлении их экономик?  Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. В 1948 г. Сталин вызвал первый  Берлинский  кризис, известный на Западе  как блокада Берлина.   Поводом   послужила   денежная   реформа   в   западных   зонах   оккупации.   Замена обесцененной рейхсмарки новой немецкой маркой на всей территории Германии готовилась еще с 1946 г., но западные державы не могли договориться с советской стороной, желавшей самой печатать новые деньги в своей оккупационной зоне. Это грозило возобновлением инфляции, и Запад на это пойти не мог. Он создал Банк немецких земель, который 18 июня 1948 г. ввел новую валюту   только   в   западных   зонах.   О   положении   в   западных   секторах   Берлина   продолжались переговоры с советской стороной, но безуспешно. Тогда новая немецкая марка была введена и там. В ответ советские оккупационные власти по указанию из Москвы 25 июня 1948 г. перекрыли какой­либо подвоз товаров в западные сектора города Берлина по улицам, по железной дороге и по водным путям. Сталин как бы ставил ультиматум Западу и делал два миллиона берлинцев советскими заложниками. Американский военный губернатор в Германии генерал Лусиус Клей обратился к командующему военно­воздушными силами США в Европе генералу Кертису Ле Мею, и на следующий день 80 тонн продуктов были доставлены в Берлин по воздуху. Воздушный мост был одобрен Президентом Трумэном и быстро совершенствовался, поставки были доведены до 8 тысяч тонн грузов в день, включая и уголь, и бензин. На каждом из трех западноберлинских аэродромов   каждые   3   минуты   садился   самолет   ВВС   Великобритании   или   США. Двухмиллионный  город почти 11 месяцев  снабжался  только по воздуху. Западные берлинцы ответили на советскую блокаду массовой поддержкой некоммунистических партий и движением солидарности с западными союзниками. Сталинская  политика  ультиматума  и силы  потерпела  провал.  12 мая 1949 г. советские власти   сняли   блокаду   Западного   Берлина   и   признали   право   западных   держав   держать   свои войска в Западном Берлине. Это предвещало разделение на две части всей Германии. 15 сентября 1949 г. в Бонне была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). Советский Союз 6 ответил провозглашением 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики (ГДР) в своей   зоне   оккупации.   Оба   государства   претендовали   быть   общегерманскими   и   поначалу   не признавали друг друга. Вопросы к тексту  Выявите причины кризиса?  1. 2. В чем сущность кризиса? 3. Удалось ли Сталину добиться успеха? Почему? 4. К чему привел Берлинский кризис? Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 1 балл Задание 2 – 2 балл Задание 3 – 1 балла Задание 4 – 1  балл Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.   7

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25

Холодная война. Практическая работа № 25
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей