HOMO SAPIENS — HOMO MUSICUS

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Охота выдалась удачной. Теперь все начинают готовиться к празднику, который состоится на большой поляне перед жилищами. Но прежде чем соберется все племя, двое самых рослых и ловких охотников, став посреди поляны, выгоняют из деревни злых духов. В руках они держат особые, предназначенные специально для этой цели, тростниковые трубки, украшенные цветными перьями. Вот один из них, приложив инструмент к губам, с силой начинает дуть в него, изредка меняя положение пальцев на голосниковых отверстиях.
Иконка файла материала 1.docx
Человек разумный – человек музыкальный....  Охота выдалась удачной. Теперь все начинают готовиться к  празднику, который состоится на большой поляне перед  жилищами.  Но прежде чем соберется все племя, двое самых рослых и  ловких охотников, став посреди поляны, выгоняют из деревни  злых духов. В руках они держат особые, предназначенные  специально для этой цели, тростниковые трубки, украшенные  цветными перьями. Вот один из них, приложив инструмент к  губам, с силой начинает дуть в него, изредка меняя положение  пальцев на голосниковых отверстиях. Это он своей  «заколдованной» дудкой созывает всех злых духов. Затем,  когда они «слетятся», вступает второй музыкант. Заслышав  звуки его инструмента, духи «исчезают» в чаще леса. Теперь  можно начинать праздник... Таков был один из многих обрядов, связанных с музыкой у  первобытных людей. Эти обряды, порой странные, иногда не  вполне объяснимые, сохранялись веками и существуют у  некоторых народов Африки и по сей день. Например, с  незапамятных времен бытовал обычай, согласно которому  каждый мужчина племени должен был непременно уметь играть на каком­нибудь музыкальном инструменте. Если семья  принадлежала к древнему роду, то ее члены как реликвию  хранили фамильную мелодию, сочиненную одним из предков и,  конечно же, не похожую на мелодии других семей.  Не обходилось без музыки и во время ритуала посвящения вмужчины. Первобытному юноше, чтобы соплеменники начали  считать его взрослым, надлежало метко стрелять из лука,  быстро лазать по деревьям, ловко запрячь буйвола и неслышно  подкрасться к добыче. Но, оказывается, этого, было  недостаточно. Никто не признает юношу полноправным  мужчиной, если он не сможет продемонстрировать свое  искусство игры на бамбуковой или тростниковой дудке, и не  только губами, но и носом. Причем надлежало исполнить свою  собственную, сочиненную специально для этого момента  мелодию. Задолго до испытания юноша уходил куда­нибудь  подальше от деревни, чтобы никто не подслушал мелодию, и  часами упражнялся, выдувая из незатейливого инструмента  грустный монотонный напев.  Музыка была составной частью разнообразных обрядов,  бытовавших практически у всех народов древности. Вот почему нередко говорят, что одним из источников происхождения  музыки стала обрядовость. Древние музыкальные обычаи  являлись сильными стимулами к сочинительству. И ничего, что  инструменты наших предков были несовершенны, а мелодии  однообразны. В главном — непосредственности исполнения,  увлеченности и полной самоотдаче музыке — первобытные  музыканты ничуть не уступали тем, кто посвятил себя  искусству звуков спустя многие и многие столетия. Им было  неведомо то разделение на специальности, которое произойдет  с музыкантами в далеком будущем. Они и первые композиторы, и исполнители, и, конечно, мастера музыкальных инструментов. А раз каждый должен иметь свою мелодию, то, разумеется, и  инструмент его не может быть похож ни на чей другой. Ничтоне сковывало фантазию умельца, из рук которого выходи ли  такие причудливые инструменты, как огромные тростниковые  трубки и свирели, немыслимой длины трубы из коры или совсем уж странные инструменты, выдолбленные из бивня слона.  Разве все инструменты перечислишь! Да и существенно ли,  какой они формы или размера? Важно, что из каждого льется не похожая на другие мелодия.  О загадочные и неповторимые мелодии первых музыкантов!  Хотелось выразить в них все: шум леса и всплеск воды, и голоса птиц, и рев умирающего зверя, свою радость и печаль.  Маленькая терракотовая скульптурная группа выполнена  безвестным ваятелем несколько тысяч лет назад. Она  изображает домашнюю сцену: четыре женщины, стоя рядом,  раскатывают тесто, а пятая — немного поодаль — играет на  флейте. Какая, казалось бы, связь может быть между  приготовлением хлеба и музыкой? Дело в том, что в древности  музыка была частью трудового процесса. Чаще всего работали  под ритмичные звуки ударных или флейты — популярнейшего в то время духового инструмента.  Музыка была не только помощницей в работе. Трудно  перечислить все области жизни древнего человека, в которых  она участвовала. С помощью звуков музыки происходили,  например, усмирение и дрессировка диких животных или  заманивание в сеть рыбы. Так наши далекие предки всем своим  жизненным укладом как бы утверждали то, во что свято верили: музыка обладает волшебной силой.В незапамятные времена родился греческий миф об Орфее, о  великой всепобеждающей силе музыкального искусства. Это  один из самых любимых и популярных мифов, повествующий о  том, как волшебному пению Орфея, звукам его золотой кифары подчинялись не только люди и животные, но даже скалы и  деревья становились подвластными ему, а реки, заслушавшись  его музыкой, останавливали свое течение.  Пытаясь понять, как музыка действует на психологию человека  и стараясь научиться управлять этим воздействием, арабские  философы древности советовали: «Умному музыканту не  следует играть зря, начинать надо с нижней струны лютни, чтоб  внушить слушателям мужество, далее дать дышащую любовью  мелодию и напевы, увлекающие к пляске, и, наконец, сладкие  звуки, манящие к полному покою».  Однако сегодня наше восхищение вызывают не столько авторы  сказаний, поэтичных мифов, преданий и поучений, наделявшие  музыку сверхъестественной, магической силой, сколько те  мыслители, которые поняли и впервые поведали миру о  реальной силе музыкального искусства. Кажется  поразительным, что более двух тысяч лет назад, когда музыка  делала еще первые робкие шаги, в умах древнегреческих  философов могла зародиться мысль, глубиной своей  предвосхищавшая лучшие достижения музыкального искусства  будущего. Она звучит так: музыка — величайшая сила,  способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и  убивать.Со времени, когда были произнесены эти слова, пройдет еще  много веков, пока начнется живая история музыки, музыки,  которую мы слышим и исполняем сегодня. Но этот момент  можно считать той важнейшей отправной точкой, когда музыка  была признана и призвана стать Искусством в самом высоком  значении этого слова.