Охота выдалась удачной. Теперь все начинают готовиться к празднику, который состоится на большой поляне перед жилищами.
Но прежде чем соберется все племя, двое самых рослых и ловких охотников, став посреди поляны, выгоняют из деревни злых духов. В руках они держат особые, предназначенные специально для этой цели, тростниковые трубки, украшенные цветными перьями. Вот один из них, приложив инструмент к губам, с силой начинает дуть в него, изредка меняя положение пальцев на голосниковых отверстиях.
Человек разумный – человек музыкальный....
Охота выдалась удачной. Теперь все начинают готовиться к
празднику, который состоится на большой поляне перед
жилищами.
Но прежде чем соберется все племя, двое самых рослых и
ловких охотников, став посреди поляны, выгоняют из деревни
злых духов. В руках они держат особые, предназначенные
специально для этой цели, тростниковые трубки, украшенные
цветными перьями. Вот один из них, приложив инструмент к
губам, с силой начинает дуть в него, изредка меняя положение
пальцев на голосниковых отверстиях. Это он своей
«заколдованной» дудкой созывает всех злых духов. Затем,
когда они «слетятся», вступает второй музыкант. Заслышав
звуки его инструмента, духи «исчезают» в чаще леса. Теперь
можно начинать праздник...
Таков был один из многих обрядов, связанных с музыкой у
первобытных людей. Эти обряды, порой странные, иногда не
вполне объяснимые, сохранялись веками и существуют у
некоторых народов Африки и по сей день. Например, с
незапамятных времен бытовал обычай, согласно которому
каждый мужчина племени должен был непременно уметь играть
на какомнибудь музыкальном инструменте. Если семья
принадлежала к древнему роду, то ее члены как реликвию
хранили фамильную мелодию, сочиненную одним из предков и,
конечно же, не похожую на мелодии других семей.
Не обходилось без музыки и во время ритуала посвящения вмужчины. Первобытному юноше, чтобы соплеменники начали
считать его взрослым, надлежало метко стрелять из лука,
быстро лазать по деревьям, ловко запрячь буйвола и неслышно
подкрасться к добыче. Но, оказывается, этого, было
недостаточно. Никто не признает юношу полноправным
мужчиной, если он не сможет продемонстрировать свое
искусство игры на бамбуковой или тростниковой дудке, и не
только губами, но и носом. Причем надлежало исполнить свою
собственную, сочиненную специально для этого момента
мелодию. Задолго до испытания юноша уходил куданибудь
подальше от деревни, чтобы никто не подслушал мелодию, и
часами упражнялся, выдувая из незатейливого инструмента
грустный монотонный напев.
Музыка была составной частью разнообразных обрядов,
бытовавших практически у всех народов древности. Вот почему
нередко говорят, что одним из источников происхождения
музыки стала обрядовость. Древние музыкальные обычаи
являлись сильными стимулами к сочинительству. И ничего, что
инструменты наших предков были несовершенны, а мелодии
однообразны. В главном — непосредственности исполнения,
увлеченности и полной самоотдаче музыке — первобытные
музыканты ничуть не уступали тем, кто посвятил себя
искусству звуков спустя многие и многие столетия. Им было
неведомо то разделение на специальности, которое произойдет
с музыкантами в далеком будущем. Они и первые композиторы,
и исполнители, и, конечно, мастера музыкальных инструментов.
А раз каждый должен иметь свою мелодию, то, разумеется, и
инструмент его не может быть похож ни на чей другой. Ничтоне сковывало фантазию умельца, из рук которого выходи ли
такие причудливые инструменты, как огромные тростниковые
трубки и свирели, немыслимой длины трубы из коры или совсем
уж странные инструменты, выдолбленные из бивня слона.
Разве все инструменты перечислишь! Да и существенно ли,
какой они формы или размера? Важно, что из каждого льется не
похожая на другие мелодия.
О загадочные и неповторимые мелодии первых музыкантов!
Хотелось выразить в них все: шум леса и всплеск воды, и голоса
птиц, и рев умирающего зверя, свою радость и печаль.
Маленькая терракотовая скульптурная группа выполнена
безвестным ваятелем несколько тысяч лет назад. Она
изображает домашнюю сцену: четыре женщины, стоя рядом,
раскатывают тесто, а пятая — немного поодаль — играет на
флейте. Какая, казалось бы, связь может быть между
приготовлением хлеба и музыкой? Дело в том, что в древности
музыка была частью трудового процесса. Чаще всего работали
под ритмичные звуки ударных или флейты — популярнейшего в
то время духового инструмента.
Музыка была не только помощницей в работе. Трудно
перечислить все области жизни древнего человека, в которых
она участвовала. С помощью звуков музыки происходили,
например, усмирение и дрессировка диких животных или
заманивание в сеть рыбы. Так наши далекие предки всем своим
жизненным укладом как бы утверждали то, во что свято верили:
музыка обладает волшебной силой.В незапамятные времена родился греческий миф об Орфее, о
великой всепобеждающей силе музыкального искусства. Это
один из самых любимых и популярных мифов, повествующий о
том, как волшебному пению Орфея, звукам его золотой кифары
подчинялись не только люди и животные, но даже скалы и
деревья становились подвластными ему, а реки, заслушавшись
его музыкой, останавливали свое течение.
Пытаясь понять, как музыка действует на психологию человека
и стараясь научиться управлять этим воздействием, арабские
философы древности советовали: «Умному музыканту не
следует играть зря, начинать надо с нижней струны лютни, чтоб
внушить слушателям мужество, далее дать дышащую любовью
мелодию и напевы, увлекающие к пляске, и, наконец, сладкие
звуки, манящие к полному покою».
Однако сегодня наше восхищение вызывают не столько авторы
сказаний, поэтичных мифов, преданий и поучений, наделявшие
музыку сверхъестественной, магической силой, сколько те
мыслители, которые поняли и впервые поведали миру о
реальной силе музыкального искусства. Кажется
поразительным, что более двух тысяч лет назад, когда музыка
делала еще первые робкие шаги, в умах древнегреческих
философов могла зародиться мысль, глубиной своей
предвосхищавшая лучшие достижения музыкального искусства
будущего. Она звучит так: музыка — величайшая сила,
способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и
убивать.Со времени, когда были произнесены эти слова, пройдет еще
много веков, пока начнется живая история музыки, музыки,
которую мы слышим и исполняем сегодня. Но этот момент
можно считать той важнейшей отправной точкой, когда музыка
была признана и призвана стать Искусством в самом высоком
значении этого слова.