Автором создания Хорового Сольфеджио является Г. Струве (1932 – 2004 г.г) - Композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель, народный артист России, создатель уникальной системы массового обучения музыки и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России. Создатель хоровой студий «Пионерия»Хоровое сольфеджио
Автором создания Хорового
Сольфеджио является Г.
Струве (1932 – 2004 г.г) -
Композитор, хормейстер,
дирижёр, педагог и
просветитель, общественный
деятель, народный артист
России, создатель уникальной
системы массового обучения
музыки и хоровому пению, был
Президентом Федерации
детских и молодёжных хоров
России. Создатель хоровой
студий «Пионерия»
Хоровое сольфеджио - это уникальная система студий
«Пионерия». Хоровая студия – эффективная форма
массового музыкального воспитания детей. С ее
появлением началось интенсивное развитие детского
хорового искусства в России.
Основные признаки студий: 1. хоровое пение, 2.
Хоровые классы – образованные в
общеобразовательных школах, 3. Хоровые лагеря –
которые формируются из студийцев основного состава
старшего хора. А так же кандидатов из среднего
хора, 4. Хоровые «прививки» - это способность одного,
более подвинутого хора влиять на интенсивное
развитие формирование вокально-хоровых навыков
другого, менее подвинутого, 5. Хоровая эстафета – это
шефская работа старших студийцев с младшими, суть
которого в передаче исполнительского опыта, 6.
взаимосвязь предметов на основе хорового
исполнительства.
Методика проведения занятий по
хоровому сольфеджио
Ведется по трем
направлениям
1. развитие мелодического
и гармонического слуха
2. развитие ладофункционального
слуха
3. развитие чувства ритма
Эти основные направления включают постоянное
совершенствование у учащихся музыкальной памяти,
внутреннего слуха и в конечном счете общего
музыкального развития.
Развитие мелодического и гармонического слуха
План занятий в подготовительных и младших хоров:
1. Понятие о высоких и низких звуков, нотная запись.
2. Знакомство с ручными знаками, пение «по руке»; переход
от пения «по руке» к пению по нотам
3. Лад(мажорный минорный). Устойчивые и неустойчивые
ступени: а) мажорного лада (на основе до мажора). б)
минорного лада (натурального, на основе ре минора).
4. Полутон, тон, диез, бемоль; строение мажорного и
минорного натурального лада.
5. Воспитание навыков пения двухголосия: а) унисон с
элементами двухголосия, б) двухголосные каноны,
музыкальные игры.
В средних хорах - занятия по хоровому сольфеджио
уделяется все большее внимание .
Учащиеся должны свободно ориентироваться во всех тональностях
мажорного и минорного ладов. Обязательным является основание
трезвучий – основных ступеней лада, - увеличенного и уменьшенного,
предполагающее определение их на слух, а также умение построить от
любой ноты. Также необходимо включать хоровые упражнения:
А) полифонического склада.
Б) на различные исполнительские приемы, например, «Веер»
(«раскладывание» голосок) , глиссандо.
В) многоголосные, включая сложные в гармоническом отношении трех- и
четырехголосные сочинения.
Г) одноголосные со скачкообразной мелодикой
Д) двухголосные, развивающие умение чисто интонировать самые
разные интервальные сочетания.
Е) многоголосные со смешенным количеством голосов.
Отдельный прием хорового исполнительства «Веер».
«Веер» - это исполнение аккордов (созвучия) в
мелодическом изложении с поочередным
задержанием каждого голоса.
Различные виды «Веера»:
- от тоники вверх (трезвучие), вниз (секстаккорд).
- от терций вверх (секстаккорд), вниз (квартсекстаккорд)
- от квинты вверх (квартсекстаккорд), вниз (трезвучие)
По такому принципу можно «раскладывать» любые
звукосочетания.
В старшем хоре почти все упражнения непосредственно
связаны с разучиванием репертуара.
Упражнения на скачки.
Упражнения полифонического склада:
На занятиях старшего хора полезно петь последовательности, состоящие
из тонов и полутонов – сначала в в одноголосном:
Новые упражнения:
Пение неустойчивых аккордов с последующим
разрешением
Пение аккордовых последовательностей.
Развитие чувства ритма
Все ритмические упражнения неразрывно связаны с ритмическими
особенностями разучиваемого песенного репертуара. Следует включить
несложные упражнения на имеющихся ударных инструментах: кубиках,
звоночках, треугольниках, барабанах. Бубнах, металлофонах. Большую
помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги: