Урок географии в 8 классе
Тема: Хозяйство РФ. Развитие хозяйства
Цели: Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «отраслевой комплекс», «территориальная структура». Определять и характеризовать экономические ресурсы страны. Сформулировать представление о секторах хозяйства России. Формировать умения работать со статистическими материалами, развивать умение работать с учебниками, составлять логические схемы.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний
Для успешного развития хозяйства важно эффективно управлять природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.
Вспомните, что относится к природно-ресурсному капиталу? Что такое человеческий капитал?
III. Изучение нового материала
- Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России. Что же такое хозяйство России?
Запись в тетрадь
Экономика-это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ. ИЛИ
Хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.
Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает).
- Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.
Общество любой страны должно решить 3 проблемы:
а) что производить (пушки или масло);
б) как производить (какие технологии и ресурсы использовать);
в) для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране).
Для успешного управления хозяйством нужно хорошо представлять, чем располагает страна - что есть в избытке, чего не хватает и как правильно распорядиться имеющимися экономическими ресурсами.
Работа в группах. Изучить текст учебника.
Выступление учеников
Хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль?
Отрасль - это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.
Совокупность отраслей составляет экономику страны. Например: все автомобильные заводы страны образуют отрасль - автомобилестроение; а все медицинские учреждения (больницы, поликлиники и др.) образуют другую отрасль - медицину (или здравоохранение).
Какие учреждения образуют отрасль экономики – образование? Ответы учеников
Отрасли, производящие сходную продукцию, объединяются в отраслевые комплексы (ТЭК, АПК)
Хозяйственные производства и населения размещены по территории страны неравномерно. Одни территории имеют высокую концентрацию производства , другие освоены слабо. Промышленные и транспортные узлы, города, дороги, сельскохозяйственные районы образуют территориальную структуру.
Назвать факторы, которые влияют на размещение производств по территории страны (рис 73, на стр. 155). Ответы учеников.
- Хозяйство часто делят на две сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага (машины, мебель, продукты питания и др.). Непроизводственная сфера оказывает услуги (образовательные - образование, медицинские - медицина, услуги связи и пр.).
Задания: Назвать и дать краткую характеристику секторам экономики
Работа в группах
1. Первичный сектор
Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность
2. Вторичный сектор
Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.
3. Третичный сектор.
Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроизводственная - наука, финансовая сфера, информация, услуги. Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства.
4. Четвертичный сектор.
В XX веке начали выделять четвертичный сектор. Производство и обработка информации.
В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, ведущей сферой - производственная. Россия отстает в развитии экономики технологически, у нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.
IV. Закрепление
- В чем особенности структуры экономики России? (Преобладание промышленности в экономике.)
- Какие отрасли хозяйства являются ведущими? (Промышленность (добывающая), строительство, торговля, здравоохранение, образование и др.)
- Назовите секторы хозяйства? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)
V.Итоги урока.
Что нового вы узнали об экономике страны?
Как и где вам может пригодиться эта информация?
Всё ли вам было понятно на уроке? Какие трудности возникли и как вы их решили?
VI. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.