ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области
Оценка 4.7

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
история
Взрослым
04.04.2018
ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области
Данная исследовательская работа была проведена в рамках изучения предмета История и была направлена на то, чтобы узнать об истории Церкви Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области. Работа посвящена истории храма, потому что, это часть истории села, людей, которые в нём проживали и проживают. Часть истории нашего государства.
НПК Рябова-Рябова Храмы Зауралья.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум сервиса и технологий» ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области Автор: Рябова Анастасия Олеговна, студентка 270 группы,  специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания Руководитель: Рябова Надежда Петровна, преподаватель истории 2017 Введение. Моя Родина – Россия, самая большая страна на материке. Прекрасные поля, леса и водоемы, города и люди, нравы и обычаи. Мне есть чем гордиться!  А какие великолепные храмы и церкви можно увидеть… Но, к сожалению, есть  много и таких церквей, которые были практически уничтожены. В нашей  области тоже присутствуют разрушенные храмы, каждый имеет свою историю и  значимость в своём посёлке или селе. Всё чаще можно услышать или прочитать в газете, что начали восстанавливать храм, что люди принимают активное участие  в его восстановлении, что многие присутствовали на его открытии, и, что  многим очень не хватало этого храма, в особенности людям, которые видели его ещё до разрушения. Я считаю, что эта тема является актуальной, потому что духовная жизнь у  человека всегда была главной составляющей. История храма – это не просто его  описание. Это часть истории села, людей, которые в нём проживали и  проживают. Церковь хранит в себе духовную часть истории села, что сложно  объяснить в обычной биографии или исторической книге. Храм и человек и по  сегодняшний день остаются неразрывно связаны друг с другом верой и  историей.   Всё мое детство прошло в Лебяжьевском районе, куда и сейчас на все  каникулы и выходные я непременно еду к бабушке в село Центральное. А  по  соседству, в селе Лисье, есть то, что я называю настоящей историей, – церковь  Святой Троицы. Почему настоящая  история? Потому что здание церкви стоит  более века и все события 20 и 21веков не прошли стороной.         Целью исследовательской работы является: изучить историю  Церкви  Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области до и  после 1917 года.      Для реализации этой цели потребовалось решить следующие  исследовательские задачи: 1.   Посетить  Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района  Курганской области, сделать фото – снимки. 2. Побеседовать с местными жителями, что им известно о церкви в разные  годы. 3. Найти информацию о церкви в источниках разного типа (интернет­ ресурсы, архивные данные) Данная исследовательская работа состоит из введения, основной части,  заключения и списка использованной литературы. Еще не так давно, подъезжая к селу Лисье, можно было точно установить,   сколько еще оставалось до него по возвышающемуся над лесом кресту главного купола церкви. Проедешь это расстояние – и перед тобой во всей красе церковь Святой Троицы. Вытянувшись ввысь, стройная, она словно взлетает над селом. И красота ее начиналась, прежде всего, с крестов. Они отличались от тех, что были на других церквях в округе своей аккуратностью. Знать, делали их талантливые мастера,   делали   с   любовью,   сознавая   всю   ответственность,   что   была   на   них возложена.  Место для храма выбирали не так просто, а чтобы храм был виден со всех сторон села. Поэтому его разместили на самом высоком месте. Летней порой, когда солнце достигнет определенной точки на небе, тень от храма ложится на воду озера. Нетрудно представить, как шло строительство церкви. Все делалось неспешно, основательно, подбирался кирпичик к кирпичику. Везде одинаковый размер швов кладки – один сантиметр. Известковый раствор со временем лишь набирал крепость. Сначала в Лисье была православная часовня. С расширением села   было   принято   решение   о   строительстве   церкви,   которая   и   начала действовать   в   1903   году.   Доверители   на   сельском   сходе,   состоявшемся   23 апреля 1889 г., обсуждали, что в виду отдаленности от церкви они переносят значительные затруднения. Причины затруднения были из­за ненастной погоды и в   страдное   время,   когда   невозможно   было   побывать   на   богослужении, выполнить   другие   христианские   обряды.   Поэтому   постановили   разрешить строительство своей отдельной церкви в д. Лисьей. Прихожане же обязуются построить примитивные дома, наделить землею и лесом из своих дач. Также прихожане  обязуются   платить «за   крещение   от  10  до 15  коп.,  за  отпевание, смотря по возрасту, от 15 до 50 коп., молебник от 10 до 30 коп., браком от 3 до 5   руб.».   Кроме   того,   прихожане   обязуются   производить   по   деревне обыкновенные   сборы.   Крестьяне   Кривинской   волости   просят   Тобольскую Духовную   Консисторию   о   разрешении   снять   копию   построенного   храма   в   с. Чесноковском св. Покрова Менщиковской волости (план был подписан в 1883 г. архипастырем   Василием),  по   подобию   которого   хотелось   бы   построить   свой храм.   И   жители   деревни   Лисьей   обратились   в   Тобольскую   духовную консисторию о разрешении на постройку храма.  9 мая 1889 г. дано разрешение построить каменный храм. Крестьяне согласны «дать жалованье причту всего приходу священнику – 120 рублей, псаломщику – 36 рублей» (Хромосданная грамота от 24 августа 1890 г. о разрешения строительства храма). Кроме того, прихожане пишут послание к Тобольскому Духовному Консисторию в том, что возникает необходимость строительной книги и выдачи сборной книги, так как без   них   будет   плата   для   прихожан   отяготительна.   Тобольская   Духовная Консистория   разрешила   построить   каменный   одноштатный   храм   по   проекту, также выдали книги строительную и сборную. Закладка храма разрешена в мае 1895   г.   Работы   производились   подрядчиками   –   крестьянами   Ялуторовского уезда   Егором   Макаровым   и   Василием   Ивановым.     30   октября   1890   г.   на сельском   сходе   жители   приговорили   в   должность   строителя   крестьянина   д. Лисьей Н. К. Пшеничникова, а также помощника строителя отставного унтер – офицера   К.  Д.  Леонова.  15   мая  1895   году,  по   приглашению   доверенного   от общества   деревень   Пшеничникова,   Тобольский   Епархиальный,   Архитектор Цинке   приезжал   для   освидетельствования   постройки   каменной   церкви.   По осмотру   оказалось,   что   «извести   лучшего   качества   Екатеринбурского   уезда, около берега озера кирпичи были, часть хорошо обожжены (красный кирпич), даже железняк крепкий, что можно употребить для кладки стен».  Строитель Н. К. Пшеничников заключил договор с Ишимским мещанином Л.   М.   Ющенко   на   постройку   проекта   иконостаса;   икону   святого   Феодосия Углицкого как образец живописи и за работу Пшеничников должен заплатить 3100   руб.   Условия   заключения   договора   –   2   февраля   1901   года.   Сроком заключения на 1 год. Тобольская Духовная Консистория в 1899 г. потребовала Благочинному Бурову дать объяснение, почему допустили жителей д. Лисьей самовольничать   в   таком   важном   деле,   как   постройка   храма   и   почему своевременно не доносили Епархиальному начальству. Как оказалось, постройка храма   в   д.   Лисьей   передана   в   1895   г.   без   торгов   и   ведома   местного Благочинного, крестьянам Макарову и Иванову за 8000 рублей.  Согласно указам Тобольской Духовной Консистории от 9 октября 1902 г. за № 11714. и от 15 января 1903 г. № 421 каменный храм в д. Лисьей, во имя Святой троицы в 22 числа апреля был освящен по чиноположению церковному, священником   Кривинской   церкви   Петром   Буровым   совершено   освящение Свято­Троицкой   церкви   села   Лисьевского.   Около   1904   г.   образован самостоятельный   приход,   в   который   вошли   деревни   Баксары,   Требушинная, Забочная. В 1913 году приход состоял из 871 двора, 4780 человек. Действовали церковно­приходские   школы   в   селе   (с 1897 года)   и   деревне   Баксарах (с 1900 года). В селе и деревне Требушиной имелись часовни. 1917   год   стал   переломным   как   для   Русской   Церкви,   так   и   для   всей Российской   империи.     В   Русской   православной   церкви   начался   сложный процесс   приспособления   к   условиям   новой   действительности,   поиск оптимальной модели взаимодействия с гражданскими властями и верующими. Декреты   советской   власти,   принятые   в   конце   1917   –   начале   1918   г., лишили Русскую православную церковь прав собственности на землю, отняли у нее учебные заведения (в том числе профессиональные) и все связанное с ними имущество, аннулировали в глазах государства действенность церковного брака. Первые годы после прихода большевиков к власти ознаменовались массовыми убийствами   представителей   духовенства   и   поруганием   церковных   святынь. Одним   из   наиболее   значимых   событий   церковной   политики   Советского государства периода Гражданской войны была организованная в конце 1918 г. кампания по вскрытию мощей православных святых. Сами церкви закрывались, а их  помещения  отдавались  под  склады, клубы, кинотеатры  и другие,  более актуальные для рабоче­крестьянского государства учреждения. События революции и гражданской войны не прошли мимо и этой церкви: она была закрыта в 1929 г., в ней был размещен зерносклад, позже в этом здании была столовая и клуб. Но четкой хронологии установить не удалось.  В   2003   году     начало   восстановления.     На   сегодняшний   день,   нельзя сказать,  что много  чего  сделано, восстанавливают  прихожане, как  могут.  На восстановление   церкви   Святой   Троицы   в   селе   Лисье   Лебяжьевского   района пожертвования делают не только местные жители, но и их земляки, живущие в других городах и странах. Недавно   одна   семья   из   Москвы   прислала   150   тысяч   рублей.   «На   эти деньги   мы   установили   в   храме   16   стеклопакетов,   чтобы   утеплить   здание, которое до 2003 года было клубом. Присылали нам средства и из Болгарии», ­ рассказывает смотрительница церкви Галина Жадова.  Первым   человеком,   пожертвовавшим   на   храм,   стал   земляк   Евгений Екимов,   проживающий   сейчас   в   Челябинской   области.   Потом   подключились местные жители. По словам Галины Ивановны, общими усилиями уже возведен главный   купол,   установлен   крест,   дело   за   колокольней.   Иногда   в   храме проводит службы батюшка Сергий из Макушино, он и первые иконы привез.                                            Заключение  Данное   исследование   показало,   что   строилась   церковь,   как   и   многие другие   церкви   по   инициативе   простых   людей,   для   которых   это   было   очень важным событием в их жизни.   Но история этой церкви, неразрывно связана с историей   нашей   страны.   На   сегодняшний   день,   это   почти   полуразрушенное здание, но отрадно то, что его не забросили, а восстанавливают, как могут. Потому что, восстановление церкви требует немалых усилий и средств, которые не многие могут выделить. Безусловно, важно участие жителей в этом, ведь это  их обитель, но без инициаторов, правильного разграничения сил и средств,  выстроенного порядка действий, одного желания будет мало. Поэтому не  каждый согласится на такое важное и ответственное дело. Но такие люди есть, и пока будут такие люди в стране, мир будет преобразовываться не только в  духовном и религиозном плане, но и в целом. Всю дорогу в город меня не отпускала только одна мысль:  почему, когда меняется власть, акцент делается не на созидании чего­то нового и лучшего, а на разрушении.  Удивительным   стихотворением   Милли­Адель   Елены   Михальченко хочется завершить свое небольшое исследование: Разграблена, поругана, разрушена Церковь в центре русского села, Предана людей заблудших душами В мире, где бал правит сатана… Но я верю — души те проснутся, В храм придут, чтоб лучше, чище стать, Вновь услышат тихий голос сердца, Чтобы жить, любить и созидать. Церковь ту отстроят люди снова, И, как много­много лет тому назад, Запоют малиновым там звоном Возвращенные Руси колокола.                          Использованные источники: 1. https://bibliofond.ru/Особенности географии православия Курганской  области 2. http://forum.vgd.ru/Фонды Курганского архива

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области

ХРАМЫ ЗАУРАЛЬЯ ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА Церковь Святой Троицы  в селе Лисье Лебяжьевского района Курганской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018