Роль НОУ в формировании навыков исследования у современных школьников
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
Взрослым
14.05.2018
Педагогике известно более ста педагогических технологий, охватывающих все современные тенденции и направления развития образования. Все они являются акмеологическими, так как их эффективность измеряется успешностью ученика в учебе, в социуме, в самооценке. Для реализации акмехтехнологий в изучении истории и обществознания наиболее приемлемым методом является учебное исследование. Решение исследовательских задач позволяет осуществлять обучение и воспитание на личностном уровне в рамках Научных обществ.организация Научного общества учащихся
НОУ.docx
Роль НОУ в формировании навыков исследования у
современных школьников
Учитель истории и обществознания МБОУ лицея № 1 г.
Комсомольска – на –Амуре Кравец Елена Владимировна
Педагогике известно более ста педагогических технологий,
охватывающих все современные тенденции и направления развития
образования. Все они являются акмеологическими, так как их
эффективность измеряется успешностью ученика в учебе, в социуме, в
самооценке. Для реализации акмехтехнологий в изучении истории и
обществознания наиболее приемлемым методом является учебное
исследование. Решение исследовательских задач позволяет
осуществлять обучение и воспитание на личностном уровне в рамках
Научных обществ.
НОУ в лицее созданы для одаренных детей старшего возраста. На
научно-практических конференциях, куда приглашаются учащиеся с 5
класса, выступления старшеклассников вызывают неподдельный
интерес и желание попробовать свои силы в научно-исследовательской
деятельности учеников среднего звена.
НОУ - своеобразная исследовательская лаборатория, в которую
ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что
эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека.
Чтобы провести исследование, человек должен:
видеть проблемы,
задавать вопросы,
выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям,
классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент,
структурировать материал,
делать выводы,
доказывать и защищать свои идеи.
Научившись всему этому, ребенок может сделать свое открытие.
Необходимо воспитывать учащегося не как объект, воспринимающий
готовые знания, а исследователя, то есть человека, который обладает
всеми этими навыками.
Исследовательское обучение имеет три уровня:
На первом – учитель ставит проблему и намечает метод ее
решения. Само решение, его поиск предстоит самостоятельно
осуществить учащимся. На втором уровне учитель только ставит проблему, но метод ее
решения ученик ищет сам.
На третьем уровне постановка проблемы, отыскивание метода,
разработка самого решения,
осуществляется учениками
самостоятельно.
Если ученики 5-6 классов осуществляют свою исследовательскую
деятельность лишь на первом уровне, то к 9 классу многие из них
способны достичь 3 уровня, т.е. самостоятельно обозначать проблему и
самостоятельно ее решать.
НОУ построено на принципах:
1. Принцип успеха (в процессе работы педагогу важно
сосредоточить внимание ученика на успехе, а недостатки ученик
осознает сам, важно настроить его на успех и на его достижение)
2. Постижение истины через самостоятельную исследовательскую
деятельность
Данная технология универсальна, т.к. любое явление может стать
предметом исследования, а значит, она может применяться на любом
уроке. Исследование направлено на получение нового знания
учеником, а значит, развивает его творческие способности, пытливость
ума, жажду знаний.
3. Принцип участия( в составе НОУ -14-18 участников с 5 по 9 класс)
Цели НОУ:
1. Создание условий для интеллектуального развития и
самовыражения одаренных детей.
Задачи:
1. Привитие устойчивого интереса к предмету
2. Развитие исследовательских навыков у учащихся
3. Формирование у школьников культуры личностного достижения
успеха
4. Формирование личностных качеств:
трудолюбия, творчества.
самостоятельности,
Какие же проблемы в состоянии успешно решить ученик?
Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам
учеников, их возрастным особенностям. Выбранная проблема должна
допускать несколько способов решения, чтобы у учащихся вырабатывался механизм принятия решения. Подбор
исследовательских задач по сложности и объему позволяет вовлекать детей
разного возраста, разных способностей и склонностей. Речь не идет о
поголовном всеобщем и обязательном формировании учащегося-
исследователя, а только тех, кто на это способен по интеллекту и по волевым
качествам.
Как возникают темы исследований?
1. Исходя из того, что исследовать на том или ином уровне может
ребенок в любом возрасте, эту технологию можно применять уже
в 5 классе. Так пятиклассники начинают свой путь в историю с
составления родословной своей семьи.
Исследование
генеалогического древа помогает ученику понять, что история
его семьи – часть истории человечества.
2. Другой способ – критическое восприятие информации,
полученной из учебника и на уроке. При изучении темы
«Восстание Спартака» ученики 5 класса пытаются исследовать
историю спартаковцев и понять истинные причины поражения
сильного войска, одержавшего ряд крупных побед над
римлянами. В учебнике истории Древнего мира автора
Ф.В.Михайловского написано: «Остается загадкой, почему армия
рабов повернула назад». Эту загадку пытаются разгадать
пятиклассники. В результате их исследовательской деятельности
рождаются «Советы Спартаку»
3. В 6 классе при изучении истории России с древнейших времен у
учеников возникает масса вопросов, на которые наука не имеет
однозначного ответа.
действительно ли
государственность на Русь принесли варяги? Кто напал на Русь в
XIII веке монголы, татары, татаро-монголы или монголо-татары?
Был ли это хорошо подготовленный или рядовой набег
кочевников? и др. Результатом исследовательской деятельности
учеников стала работа «Спорные вопросы истории монголо-
татарского нашествия на Русь», где сделаны первые шаги по
анализу, сравнению противоположных мнений историков,
описывающих данный исторический период .
Например,
4. Темы исторического исследования встречаются нам всем очень
часто, нужно просто научить детей их видеть. Всем нам известна
популярная песня группы «Любэ» «Не валяй дурака, Америка».
Казалось бы, что с исторической точки зрения здесь можно
исследовать? Давайте задумаемся над словами песни «Екатерина
ты была не права». Возникает вопрос, так кто же продал Америку
и является ли фраза из песни исторически достоверной?
За время существования НОУ в лицее учащиеся провели
исследования по таким темам: 1. Самые удивительные музеи мира.
2. Природо-климатические условия как фактор поражения французов в
Отечественной войне 1812 года.
3. Наполеон и Жозефина – история любви в истории войны.
4. Трагическая история Храма Христа Спасителя.
5. Почему Александра II- царя-освободителя убили?
6. Рапутинщина в трагических страницах царской семьи.
7. Большевистская революция или бандитский переворот?
8. Родословная моей семьи.
9. Сальвадор Дали – великий сумасшедший.
10.
Защита прав граждан в современном обществе – проблемы и пути
решения
11. Перл Харбол – сомнительная роль японских камикадзе.
В 2013-2014 учебном году на сайте лицея создана эпистемотека.
ЭПИСТЕМОТЕКА – это особый ресурс, позволяющий работать со
знаниями в насыщенной информационной среде, это не собрание
книг, а собрание живых идей, вопросов, проблем передовой науки.
ЭПИСТЕМОТЕКА является средством трансляции результатов
новейших научных открытий в систему образования. Выстраивается
с использованием информационных технологий, которые позволяют
школьникам происходит обучение коллективным способам решения
проблем. Однако эпистемотека не сводится только к работе
учащегося в Интернет-пространстве, это и работа в классе,
непосредственно в живом контакте с учителем.
Такая форма работы дает возможность организации
коллективного мышления учащихся, направленного на получение
нового знания, а также расширить
поле коммуникации,
организовать доступ к экспертам в России и мире. Эпистемотека
позволяет обучать учащихся навыкам исследования не тольтко
одаренных детей, но и любую школьную аудиторию
В эпистемотеке на странице О/О «Обществознание» создано 8
модулей. Каждый из них включает темы малоизученных или спорных
страниц истории, а также аннотации к ним. Ученику предоставляется
возможность выбрать тему исследования, опираясь на данную
информацию.
На форуме эпистемотеки осуществляется живое общение
учащихся, обсуждаются различные точки зрения, высказанные и
самими ребятами и найденные в различных источниках.
Так, при изучении в 10 классе темы монголо-татарского
нашествия, ученики на форуме смогли обсудить те вопросы, подробное
рассмотрение которых не предусмотрено программой. Ученики
анализировали труды Льва Гумилева, Кульпина и др. Продуктом их
исследовательской деятельности стал набор богатого материала, за
структурирование и обобщение которого взялся ученик 9 класса.
Итогом этой работы станет выступление по данной теме на Научно- практической конференции. Эпистемотека – это технология успеха,
общение детей в новом информационном пространстве адаптирует их
к новым социальным условиям, что, безусловно, пригодится им в
будущем.
Использование учителем акметехнологий в процессе обучения и
воспитания
способствует развитию личности ребенка, его
одаренности, формирует у учащихся целостное мировоззрение,
творческое динамическое мышление, способствует повышению
продуктивности образовательного процесса. Делая свои открытия в
исторических исследованиях, ученики испытывают удовлетворение,
ощущают успех от достигнутого. Педагогу важно признать значимость
этих побед, создать ситуацию, когда ребенок захочет поставить перед
собой новые цели и стремиться к их достижению.
Роль НОУ в формировании навыков исследования у современных школьников
Роль НОУ в формировании навыков исследования у современных школьников
Роль НОУ в формировании навыков исследования у современных школьников
Роль НОУ в формировании навыков исследования у современных школьников
Роль НОУ в формировании навыков исследования у современных школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.