Уроки истории – та благодатная среда, где в первую очередь происходит воспитание социально-значимых черт личности ребенка, но рамки урока и программы курса не всегда позволяют углубиться в изучение события, тем более преломить его через историю своей семьи, почувствовать сопричастность к изучаемому. Большое поле деятельности в этом ключе дает внеурочная деятельность.Руководство для учителя как организовать музей семейных реликвий
«Создание Музея семейных реликвий
как образовательное событие внеурочной деятельности».
Любовь к родине начинается с семьи
Френсис Бэкон.
Утвержденная Правительством «Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года» предполагает «повышение
престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление
традиционных семейных ценностей».
Одним из важных предложений, которые содержатся в этом документе,
было включение в программы образования составляющих, специально
направленных на повышение уважения к семье и родителям, возрождение и
популяризацию традиционных нравственных и семейных ценностей.
Однако ни о каких практических шагах, направленных на их выполнение,
общественности неизвестно. Как правило, эти шаги «нащупывают» учителя
практики раньше, чем получают какиелибо рекомендации и инструкции.
Проблема усугубляется еще и тем, что в нашем физикоматематическом
лицее в приоритете предметные компетенции, а стандарты нового поколения
выводят во главу угла личностные.
Уроки истории – та благодатная среда, где в первую очередь происходит
воспитание социальнозначимых черт личности ребенка, но рамки урока и
программы курса не всегда позволяют углубиться в изучение события, тем
более преломить его через историю своей семьи, почувствовать
сопричастность к изучаемому. Большое поле деятельности в этом ключе дает
внеурочная деятельность.
Идея создания музея семейных реликвий возникла в прошлом году в рамках
урока по теме «Великая Отечественная война». Для того, чтобы дети
прочувствовали весь трагизм войны, я дала им дополнительное здание:
подготовить сообщение о родственниках, принявших участие в сражениях,
ведь война коснулась каждой семьи. Дети не просто рассказали о своих
дедах, но и принесли их фотографии и награды, фронтовые письма, личные
вещи, документы.
Стало ясно, что в каждой семье есть вещи, которые передаются из поколения
в поколение, бережно хранятся вместе с памятью о предках. Ребятам было
предложено принести эти реликвии на выставку, чтобы одноклассники
увидели, что история их семьи и есть история, события которой мы изучаем
на уроках. Ежедневно шло пополнение нашей выставки. Тема выставки
расширилась, появились реликвии не только связанные с Великой
отечественной войной, но и фотографии деда, участника Первой мировой,
любимые книги детства, старинные газеты и журналы, хранящиеся в семье с
начала прошлого века. На переменах дети подходили, внимательно и с каким
то особым трепетом разглядывали экспонаты, искренне удивляются тому, что
видят воочию то, о чем только читали или слышали. Им разрешено трогать
вещи, брать их в руки. Это вызывает определенное волнение у ребят, которые
чувствуют свою сопричастность истории, гордость за своих предков.Задумка получила неожиданный отклик, к ее осуществлению подключились
родители, их друзья, учителя лицея. В этом году с начала учебного года
ученики разных классов стали задавать вопросы, а будет ли вновь организован
такой музей. Я поняла, что они ждут, им это нужно.
Успех идеи вдохновил меня на создание большого проекта, где каждая
реликвия может стать объектом исследования истории семьи, а ученики – и
исследователями, и экскурсоводами для детей начальной школы, других
классов.
Возможно, следующим шагом станет электронный учет данных, создание
видеофильмов по истории своей семьи, минипроекты «Я в семье, семья в
стране, страна в мире», а может это будет сборник детских
исследовательских работ, формирование архива с использованием
современных информационных технологий.
Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе их
истинную ценность, которая выражается не материальным значением, а
прежде всего духовным и историческим.
Музей семейных реликвий – один из способов воспитать патриотов своей
семьи, своей страны, а не «иванов, не помнящих родства».