«Создание Музея семейных реликвий как образовательное событие внеурочной деятельности».

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уроки истории – та благодатная среда, где в первую очередь происходит воспитание социально-значимых черт личности ребенка, но рамки урока и программы курса не всегда позволяют углубиться в изучение события, тем более преломить его через историю своей семьи, почувствовать сопричастность к изучаемому. Большое поле деятельности в этом ключе дает внеурочная деятельность.Руководство для учителя как организовать музей семейных реликвий
Иконка файла материала публикация 8. реликвии.docx
«Создание Музея семейных реликвий  как образовательное событие внеурочной деятельности».   Любовь к родине начинается с семьи  Френсис Бэкон.    Утвержденная Правительством «Стратегия развития воспитания в  Российской Федерации на период до 2025 года» предполагает «повышение  престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление  традиционных семейных ценностей».   Одним из важных предложений, которые содержатся  в этом документе,  было включение  в программы образования составляющих, специально  направленных на повышение уважения к семье и родителям, возрождение и  популяризацию традиционных нравственных и семейных ценностей.    Однако ни о каких практических шагах, направленных на их выполнение,  общественности неизвестно. Как правило, эти шаги «нащупывают» учителя­  практики раньше, чем получают какие­либо рекомендации и инструкции.     Проблема усугубляется еще и тем, что в нашем физико­математическом  лицее в приоритете предметные компетенции, а стандарты нового поколения  выводят во главу угла личностные.   Уроки  истории – та благодатная среда, где в первую очередь происходит  воспитание социально­значимых черт личности ребенка, но рамки урока и  программы курса не всегда позволяют углубиться в  изучение события, тем  более преломить его  через историю своей семьи, почувствовать  сопричастность к изучаемому. Большое поле деятельности в этом ключе дает  внеурочная деятельность.   Идея создания музея семейных реликвий возникла в прошлом году в рамках  урока по теме «Великая Отечественная война». Для того, чтобы дети  прочувствовали весь трагизм войны,  я дала им дополнительное здание:  подготовить сообщение о родственниках, принявших участие в сражениях,  ведь война коснулась каждой семьи. Дети  не просто рассказали о своих  дедах, но и принесли их фотографии и награды, фронтовые письма, личные  вещи, документы.  Стало ясно, что  в каждой семье есть вещи, которые передаются из поколения в поколение, бережно хранятся вместе с памятью о предках.     Ребятам было  предложено принести эти реликвии на выставку, чтобы одноклассники  увидели, что история их семьи  и есть история, события которой мы изучаем  на уроках.   Ежедневно шло пополнение нашей выставки. Тема выставки  расширилась, появились реликвии не только связанные с Великой  отечественной войной, но и фотографии деда, участника Первой мировой,  любимые книги детства, старинные  газеты и журналы, хранящиеся в семье с  начала прошлого века. На переменах дети подходили, внимательно и с каким­ то особым трепетом разглядывали экспонаты, искренне удивляются тому, что видят воочию то, о чем  только читали или слышали. Им разрешено трогать  вещи, брать их в руки. Это вызывает определенное волнение у ребят, которые  чувствуют свою сопричастность истории, гордость за своих предков.Задумка получила неожиданный отклик, к ее осуществлению подключились  родители, их друзья, учителя лицея. В этом году с начала учебного года  ученики разных классов стали задавать вопросы, а будет ли вновь организован такой музей. Я поняла, что они ждут, им это нужно.  Успех идеи вдохновил меня на создание большого проекта, где каждая  реликвия может стать объектом исследования истории  семьи, а ученики – и  исследователями, и экскурсоводами для детей начальной школы, других  классов.    Возможно, следующим шагом станет электронный учет данных, создание  видеофильмов по истории своей семьи, мини­проекты «Я ­в семье, семья ­в  стране, страна ­в мире», а может это будет сборник детских    исследовательских работ, формирование архива с использованием  современных информационных технологий.   Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе их  истинную ценность, которая выражается не материальным значением, а  прежде всего духовным и историческим.  Музей семейных реликвий – один из способов воспитать патриотов своей  семьи, своей страны, а не «иванов, не помнящих родства».